Автор: Аулова Наталья Анатольевн.
Должность: Преподаватель.
Санкт-Петербургское ГБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №41»
Концертмейстерский класс как учебная дисциплина
История клавирного аккомпанемента в Западной Европе и России насчитывает несколько столетий. Однако до сих пор нет ни одного исследования, которое создавало бы целостную и последовательную картину становления искусства аккомпанемента и концертмейстерской деятельности пианиста в контексте музыкально-исторических процессов. Сложилась парадоксальная ситуация: существует профессия, имеющая свою специфику, исполнительские и педагогические традиции. В нее вовлечено большое количество музыкантов, но не изучена ее история, не прослежены истоки и этапы формирования. Создавшееся положение отчасти можно объяснить тем, что аккомпанемент как вид музыкальной практики долгое время культивировался преимущественно в сфере бытового музицирования, а в деятельности музыканта-профессионала являлся сопутствующим родом занятий.
Процесс выделения концертмейстерского искусства в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался только во второй половине XIX века. В России он завершился в XX столетии структурно-организационным оформлением соответствующих консерваторских кафедр. Важным аргументом в пользу открытия таковых послужил тот факт, что привычные формы бытового музицирования, широко распространенные в недавнем прошлом среди учащейся молодежи, в силу ряда объективных причин, связанных с усилением профессионализации всех видов музыкально – исполнительской деятельности, стали отходить на второй план.
В настоящее время «концертмейстерское искусство» представляет собой не только одну из разновидностей музыкального исполнительства, оно является такжемузыкально – исполнительской дисциплиной, именуемой «концертмейстерским классом». Изучение последней начинается в детской музыкальной школе, а свое естественное продолжение получает в средних и высших музыкальных учебных заведениях.
В детских музыкальных школах и детских школах искусств «концертмейстерский класс» называется «классом аккомпанемента» и рассчитан на два-три года обучения учащимися среднего и старшего школьного возраста. Уроки аккомпанемента служат логическим продолжением занятий в классе фортепианного ансамбля. Это свидетельствует о том, что в формировании ансамблевых умений и навыков юных пианистов существует определенная система, в основе которой – соблюдение принципов последовательности и преемственности. Наличие подобной системы освящено традициями детского фортепианного обучения в нашей стране.
Целью введения дисциплины «класс аккомпанемента» в 5-6 классах ДМШ и ДШИ является закрепление опыта ансамблевой игры и создание условий для формирования устойчивого интереса учащихся к особому виду музыкально-исполнительской деятельности – аккомпанированию голосу или какому-либо музыкальному инструменту. Занятия аккомпанементом позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом.
На уроках по аккомпанементу учащиеся знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки, постигают особенности звучания различных музыкальных инструментов, учатся различать тембры вокальных голосов, получают необходимые сведения об их диапазоне и художественно-динамических возможностях. Основными задачами дисциплины на этапе начального музыкального образования являются: формирование базовых (элементарных) умений и навыков в области фортепианного аккомпанемента, воспитание у школьников художественного вкуса и чувства стиля, а также потребности к межличностному общению со сверстниками и взрослыми исполнителями-профессионалами средствами музыкального искусства.
В музыкальных училищах и колледжах искусств дисциплина «концертмейстерский класс» является составной частью профессиональной подготовки студентов. Задачи концертмейстерского класса в среднем звене музыкального образования состоят в том, чтобы на основе умений и навыков, полученных в детской музыкальной школе, подготовить студентов к практической деятельности в качестве аккомпаниаторов, а также дать им основные сведения, необходимые для концертмейстерской работы с певцами и инструменталистами. Помимо этого очень важно воспитать у студентов творческую волю, стремление к исполнительскому самосовершенствованию, сформировать художественный кругозор, способность к анализу и оценке разнообразных музыкальных явлений. Всё это закладывает основы их художественно-творческого мировоззрения, определяя процесс становления будущих музыкантов-профессионалов.
При зачислении студентов-пианистов, обучающихся на втором курсе музыкальных училищ, в концертмейстерский класс (в соответствии с существующими учебными планами) необходимо обратить их внимание на то обстоятельство, что работа в качестве аккомпаниатора является наиболее вероятной формой концертного исполнительства для большинства пианистов-профессионалов. Она требует высокого фортепианного мастерства и художественной культуры. Следует объяснить, что важной особенностью аккомпанемента является подчинение фортепианной партии сольной и исполнение ее в таких звуковых градациях, которые, не заслоняя партии голоса, создают условия для выявления всех исполнительских возможностей певца. От аккомпаниатора – чуткого ансамблиста – в большой степени зависит творческое состояние и артистический настрой солиста, точность интерпретации произведения в целом.
На первом этапе изучения дисциплины «Концертмейстерский класс» весьма продуктивной является групповая форма занятий (по два-три человека). Такие занятия дают возможность интерактивного обсуждения разнообразных профессиональных проблем, подготавливают почву для широких теоретических обобщений, вооружают студентов необходимыми знаниями в области методики самостоятельной работы над музыкальными произведениями. При этом разъясняются педагогическая сущность концертмейстерской работы с вокалистами и важность овладения не только музыкальным, но и поэтическим текстом, поскольку эмоциональный строй и образное содержание вокального произведения раскрываются не только через музыку, но и через слово.
Для выявления художественных функций аккомпанемента целесообразно прибегнуть к приему дифференцированного исполнения студентами отдельных элементов фактуры, когда один из пианистов играет партию левой руки, т. е. баса, другой – верхние голоса, а третий (на втором инструменте) – вокальную строчку. Каждый исполняет свою партию художественно, выразительно, в определенной динамике, используя необходимую артикуляцию и агогические отклонения, предусмотренные композитором. При таком подходе перед студентами четче вырисовывается общая картина звучания, полнее охватывается весь музыкальный текст, нагляднее раскрываются образно – эмоциональный строй и характерные стилистические особенности произведения.
Чтение с листа, как важнейший концертмейстерский навык, включается в программу занятий с первого же урока. В соответствии с существующими методическими рекомендациями, работа над ним должна занимать не менее 15 минут от общего времени каждого учебного занятия. На третьем курсе у студентов музыкальных училищ начинается практика транспонирования (сначала на полутон, а затем и на тон).
В высших музыкальных учебных заведениях класс концертмейстерской подготовки является для пианистов одной из главных учебных дисциплин, формирующих высококвалифицированных музыкантов-исполнителей, работающих в области ансамблевого исполнительства с певцами и инструменталистами, сочетающих профессиональное мастерство аккомпаниатора с художественно-коммуникативной направленностью исполнительской и педагогической деятельности.
Цель обучения в концертмейстерском классе консерваторий и вузов искусств связана с подготовкой студентов-пианистов к практической работе в качестве концертмейстеров в оперных театрах, филармониях, вокальных, оркестровых и дирижерских (симфонических и хоровых) классах музыкальных учебных заведений. Наряду с этим предусматривается овладение методикой преподавания концертмейстерского искусства в музыкальных училищах и колледжах.
Программа концертмейстерского класса вузовского этапа музыкального образования включает следующие основные разделы:
В результате овладения первым разделом программы студент должен научиться аккомпанировать певцам на концертной эстраде и на оперных репетициях; разучивать с вокалистами оперные партии и концертный репертуар; знать в достаточно широком объеме вокальную (оперную и камерную) литературу; уметь аккомпанировать с листа и транспонировать; уметь играть с дирижером и читать хоровую партитуру. Во втором разделе программы ставится задача подготовки студента к работе концертмейстера с солистом-инструменталистом. Изучение данного раздела предполагает приобретение студентом практических навыков инструментального аккомпанемента и умение аккомпанировать с листа; ознакомление его с лучшими образцами инструментальной литературы различных эпох, стилей и жанров; приобретение опыта концертмейстерской работы по разучиванию со струнниками и духовиками концертного репертуара.
В концертмейстерском классе, как и в классе специального фортепиано, перед студентом ставится комплекс сложных исполнительских задач. Звучание фортепианной партии, ее тембр, динамика, педализация, агогика – все это должно служить средством воплощения конкретного исполнительского замысла, найденного в итоге совместной работы с солистом. Поэтому наряду с усвоением фортепианного сопровождения от студента требуется отличное знание особенностей сольной партии, что поможет ему охватить художественную концепцию произведения в целом, даст ансамблевую гибкость и исполнительскую свободу.
Особое внимание уделяется аналитической работе по выявлению синтеза музыки и литературного текста. При разучивании вокального произведения с певцами необходимо следить за интонационной и ритмической точностью исполнения вокальной партии, за правильностью, осмысленностью и дикционной четкостью произношения текста, расстановкой дыхания и фразировкой. В процессе работы над оперной сценой студент – пианист должен научиться показывать певцам вступление, петь реплики недостающих действующих лиц, а также уметь адаптировать с учетом своих пианистических возможностей фортепианное переложение оркестровой партии.
В работе с инструменталистами от студента требуется знание технического устройства и художественных возможностей солирующего музыкального инструмента. Необходимо вырабатывать в себе умение слышать партию солиста в ее мельчайших деталях, находить разнообразие в звучании фортепиано, согласуя приемы фортепианного звукоизвлечения с различными штрихами и приемами игры на том или ином музыкальном инструменте. Важно учитывать специфические особенности струнных и духовых инструментов, добиваясь синхронности взятия исполнительского дыхания, единства фразировки, выверенного динамического баланса в звучании фортепианного сопровождения. При работе студента-пианиста над инструментальным концертом требуется усвоить специфику оркестрового исполнения: подчеркнутую ритмическую строгость, тембровое богатство различных оркестровых инструментов, особенности снятия звука на паузах.
Наряду с углубленным изучением отдельных музыкальных произведений в концертмейстерском классе вуза продолжается работа по развитию и совершенствованию навыков чтение с листа и транспонирования. Материалом для этого служат сравнительно несложные произведения вокального и инструментального репертуара.
В ходе освоения курса студенты знакомятся с широким кругом разнообразной музыкальной литературы. При этом основной акцент делается на овладении методикой самостоятельного освоения произведений и накоплении репертуарного багажа. С этой целью каждый студент, обучающийся на фортепианном факультете консерватории, обязан изучить самостоятельно и исполнить перед комиссией преподавателей необходимый репертуарный минимум, состоящий из известных вокальных сочинений (так называемые «репертуарные списки»).
В основу дисциплины «концертмейстерский класс» положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием профессиональных исполнительских навыков и умений находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Учебный репертуар студента, обучающегося в концертмейстерском классе, должен включать в себя сочинения различной стилистической направленности: от композиторов эпохи барокко до представителей «музыкального авангарда».
Большую помощь в решении этой задачи может оказать «хронологический принцип» в планировании изучаемого материала, учитывающий объективную историческую логику в развитии музыкального искусства. Выбор педагогом учебного репертуара осуществляется с учетом индивидуальных исполнительских возможностей студентов, уровня их музыкального развития и технической оснащенности. Большое значение имеет соблюдение принципов постепенности и последовательности в изучении музыкальных произведений. Такой подход к планированию репертуара позволяет стабилизировать достигнутые ранее положительные результаты и наметить реальную перспективу дальнейшего исполнительского совершенствования студентов в концертмейстерском классе.
Преподаватель концертмейстерского класса не только руководит студентами в решении конкретных технических проблем, связанных с чувством ансамбля, динамической сбалансированностью между сольной и аккомпанирующей партиями, согласованностью штрихов и т. д., но и осуществляет художественно-педагогические функции, весьма близкие по своему значению функциям дирижёра или театрального режиссёра. Он должен пробуждать творческую фантазию и воображение исполнителей, расставлять концептуальные акценты, намечать «мизансцены» внутри «драматургического действия», определяющего содержания произведения. Осуществление названных задач требует от педагога концертмейстерского класса широких теоретических знаний и специфических умений в сфере управления художественно-исполнительским процессом. Таковы в общих чертах особенности постижения концертмейстерского искусства как учебной дисциплины на разных уровнях музыкального образования – начальном, среднем профессиональном, высшем.
Список литературы
1. Аккомпанемет: Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств [Текст] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии: Научно- методический центр по художественному образованию. – М., 2006. – 25 с.
2. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] /А. Д. Алексеев. – Изд. 2-е.– М. :Музыка, 1971. – 278 с.
3. Андреева, Г. М. Методы исследования межличностного восприятия [Текст] / Г. М. Андреева. – М. :МГУ, 1984. – 141 с.
4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. – М. :. Музыка, 1973. – 142 с.
5. Благой, Д. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс [Текст] / Д. Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / под. ред. К. Х. Аджемова. – М. : Музыка, 1979. – С. 5-31.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : АПН РСФСР, 1968. – 249 с
7. Воронина, Т. А. О камерном музицировании и становлении исполнителя [Текст] / Т. А. Воронина // О мастерстве ансамблиста. – Л. : ЛОЛГК, 1986. – С. 6-21.
8. Воскресенская, Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента [Текст] / Т. Воскресенская // О мастерстве ансамблиста : сб. научных трудов / отв. ред. Т. Воронина. – Л. : Изд-во ЛОЛГК, 1986. –
С. 31-48.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1987. – 341 с.
10. Гайдамович, Т. А. Избранное [Текст] / Т. А. Гайдамович. – М. : Музыка, 2004. – 544 с.