header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Роль и функции концертмейстера в образовании детей.

30 апреля, 2023
QR Code

Роль и функции концертмейстера в образовании детей.

    Роль концертмейстера в образовании детей уникальна. Деятельность этого музыканта и

педагога учитывает возрастные особенности детского исполнения и поэтому связана с

дополнительными сложностями и особой ответственностью. Вместе с преподавателем он

приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле,

развить музыкальность и общую культуру.

Концертмейстерское мастерство, будучи едва ли не самой распространенной из

музыкантских профессий, во многом остается «вещью в себе», так как находится на стыке

нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного, вокального и

инструментального, хореографического, камерного и оперного.

Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую

популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники

пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все

внимание публики.

Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по

сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать

педагогом для начинающего музыканта.

Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей

музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности сольного вокала, хорового

исполнения, хореографического исполнения, инструментального и ансамблевого исполнения.

В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие

направления деятельности: аккомпаниатор, концертмейстер-пианист, концертмейстер-педагог,

концертмейстер оперы.

Общими обязанностями концертмейстера являются:

1) поддержка солирующего исполнителя;

2) выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;

3) участие в разработке репетиционных планов, программы выступлений.

Концертмейстер обязан отлично знать особенности игры на различных инструментах и

досконально быть знакомым с различными певческими голосами. Ему предстоит сделаться не

только пианистом: он и певец, скрипач, тромбонист, ударник, дирижер оперного оркестра или

хора. Необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или

инструменталистом – это чувствовать себя исполнителем сольной партии.

Поэтому существует большая разница между понятиями «концертмейстер» и

«аккомпаниатор». Аккомпаниатор – это тот, кто аккомпанирует, т.е. сопровождает игрой на

музыкальном инструменте или на музыкальных инструментах вокальную или

инструментальную партию (обычно сольную). В энциклопедическом музыкальном словаре

определение «концертмейстер» вносится с дополнением педагогического аспекта

деятельности: пианист, помогающий исполнителям (певцам и инструменталистам) разучивать

их партии и аккомпанирующий им в концертах.

Другими словами, деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь

концертную работу, а деятельность концертмейстера включает в себя:

– разучивание с солистом репертуара;

– знание трудностей и причин их возникновения;

– умение подсказывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и т.д.

Концертмейстерская деятельность значительно отличается от аккомпаниаторской. В нее

входят весьма сложные навыки, которые требуют упорной тренировки для того, чтобы

концертмейстер мог выполнять свои профессиональные обязанности. Аккомпаниаторская

профессия требует от пианиста наличия ярко выраженных исполнительских данных, чувства

эстрады и других артистических качеств.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические,

психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в

экстремальных концертных или конкурсных ситуациях очень трудно.

Для своей профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы

определенные навыки и знания:

  1. Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности. Чтением с листа

является исполнение произведения без предварительного изучения и подготовки, в темпе,

который наиболее соответствует авторскому указанию. Чтение с листа ставит своей целью дать

общее представление о произведении.

  1. Свободное владение инструментом, что позволяет концертмейстеру направить свое

внимание на осознание музыкального текста и соединить все компоненты музыки в единую

картину.

  1. Навыки подбора по слуху. Эти навыки носят в основном творческий характер и

побуждают к разнообразным вариантам исполнительского решения.

  1. Чувство ансамбля, которое является основным условием для совместной работы с

любым солистом. Достижение общего ансамбля является основной художественной целью

аккомпанирования. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных

намерений обоих партнеров – солиста и аккомпаниатора – и одновременно пониманием

каждым из них своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.

  1. Умение транспонировать в пределах кварты нотный текст. Целью данного вида

деятельности является возможность приспособить музыкальное произведение для более

удобного исполнения.

  1. Умение импровизировать. Это особый вид художественного творчества, при котором

произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.

Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько

этапов:

1) предварительное зрительное прочтение нотного текста;

2) музыкально-слуховое представление;

3) первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком;

4) выявление стилистических особенностей сочинения;

5) отработка отдельных эпизодов с различными элементами трудностей;

6) выучивание своей партии и знание партии солиста;

7) составление исполнительского плана;

8) создание художественного образа музыкального произведения;

9) постижение идейно-образного содержания сочинения;

10)правильное определение темпа;

11)нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах;

12)проработка и отшлифовка деталей;

13)репетиционное исполнение произведения;

14)воплощение музыкально-исполнительского замысла.

Таким образом, концертмейстерское искусство считается намного сложнее и имеет свою

специфику, в отличие от сольного исполнительства, оно является особо значимым видом

музыкального исполнительства.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram