Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7. МЫ РАБОТАЕМ ВСЕ ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.

Репертуар, как средство развития мотивации обучения

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Кондратова Марина Васильевна

преподаватель фортепиано

МКУДО ДМШ Барабинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репертуар, как средство развития мотивации обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель по классу фортепиано

Кондратова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барабинск 2022г.

Все педагоги знают, что удачно подобранный репертуар — это, чуть ли, не большая часть успеха не только в конкурсных, концертных выступлениях, но и залог успешного продвижения и развития ученика.

Как же осуществить этот удачный подбор?

Для начала следует определиться с понятием термина репертуар. Репертуар — это совокупность произведений, которые исполняет музыкант. Подбор репертуара — это:

а) воспитание исполнительски — творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления;

б) воспитание фортепианного мастерства учащегося;

в) накопление репертуара.

При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося. Выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар.

Репертуар для начального обучения должен отвечать логике усвоения ребенком материала, должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика. При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания.

Успехи в обучении учащихся определяются не только своевременным распознованием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара.

Современный педагогический репертуар детской музыкальной школы поистине необозрим. Он включает в себя разнообразнейшую музыку от добаховских времен до наших дней.

Чего должно быть больше в репертуаре учащегося: классической музыки или современной?

Репертуар учащегося должен быть стилистически разноообразным.  Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но, не обгоняя и не опережая её. Репертуар следует подбирать интересный, разнообразный, охватывающий различные стили. Хотя вся пианистическая база создается, в основном, на классическом репертуаре и основой работе является классика, ученика надо уже с первого года обучения знакомить с современным звучанием, расширять его звуковые представления. Воспитание в течение долгого времени только на классическом репертуаре вырабатывает у учащегося некоторую односторонность слуха, приучает к определённому гармоническому языку с его характерными кадансами, периодичностью строения. Всё это прочно внедряется в сознание, образуя некий слуховой стереотип.

Правильное чередование более лёгкого и более трудного помогают воспитанию всех этих свойств. Более сложный материал позволяет выявить предел возможностей, обнаружить отставшие звенья. На более простых произведениях, которые должны следовать непосредственно за работой над сложными, уточняется, осмысливается, закрепляется и автоматизируется завоёванное. Для воспитания рабочих навыков, а также для развития индивидуальности учащегося всё это чрезвычайно важно.

В чём ошибка преподавателя, завышающего репертуар? В том, что он ставит перед детьми второстепенные задачи, при  этом упуская главное — их музыкальное развитие. В любом случае подготовка сложного произведения к концертному исполнению — это работа не ученика, а его преподавателя. Завышение репертуара позволительно в редчайших случаях сверходарённости, но тогда это и не завышение. Для подавляющего же большинства усложнять репертуар порочно, как преступно желание некоторых преподавателей «блеснуть своими достижениями» за счет детей. Завышение репертуара приводит к психологическим травмам.

В отношении трудности педагогического репертуара А.Б.Гольденвейзер советовал опасаться слишком трудных и слишком лёгких пьес. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил учащегося, следует включать в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.

Какое количество произведений следует проходить с учащимися и до какой степени готовности доводить исполняемый репертуар?

А.Д.Артоболевская повторяла: «Всех целей нельзя достигнуть на одном произведении. Новое произведение — новая цель. Когда будет пройдено много произведений и решено много разных задач, то и те произведения, которые были пройдены раньше, обогатятся музыкальным содержанием. На пройденном репертуаре воспитывается воля, инициатива учащегося. Она должна вырастать вместе с ним. Это приносит колоссальную радость. Поэтому накопление репертуара и является центральной задачей пианиста-исполнителя».

Требование гармоничного и «законченного» исполнения неизбежно ведёт к тому, что мы, педагоги, начинаем заниматься бесконечной «шлифовкой исполнения», а точнее — фальсификацией. Путём умелой, внимательной, упорной и длительной работы мы можем «натаскать» ребёнка с хорошими подражательными способностями на требуемое исполнение. Это отнимает у ученика силы и время, которые он с большой пользой мог бы потратить на изучение новых произведений, на работу над новыми для него объектами техники, на обогащение своего музыкального кругозора.

Инициатива ученика при таком методе работы подавляется: ведь работа ведется над вуалированием «недостатков», мешающих законченному впечатлению, и над фальсификацией отсутствующих пианистических свойств.

С менее податливыми в музыкальном развитии детьми необходимо дольше задерживаться на определённых задачах, проходя с этой целью большее количество схожих по трудности и методической направленности произведений.

Согласно принципам личностно-ориентированной педагогики — каждый человек наделен своим субъектным опытом (свои представления, понятия, эмоциональные коды). И только основываясь на этом опыте возможно гармоничное развитие личности. С этим же принципом согласуется и развитие мотивации-через один интерес к новому интересу.

Поэтому логично предположить, что проходимый репертуар должен быть близок и понятен ребёнку, а, следовательно, учитывать его музыкальные предпочтения.

Отношение человека к музыке во многом зависит от той музыкальной среды, в которой он сформировался, каким было не столько его музыкальное образование, сколько музыкальное воспитание. Поэтому, окружающие ребёнка взрослые — родители и педагоги — должны умело изменять духовную, нравственную атмосферу, в которой он формируется, обучается, воспитывается, получает образование.

Одним из таких средств воздействия может выступить репертуар, который проходит учащийся в школе.

Очень важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и лёгкой — с другой.

Если педагогу удалось увлечь учащегося подлинным произведением искусства — пусть это будет для начала народная песня в одноголосном изложении, — это означает, что он подобрал ключ к его душе, что он затронул лучшие его чувства. Идя этим трудным путём, он может надеяться постепенно развить его вкус, его лучшие задатки.

Конечно, использование художественно-ценных произведений обогащает музыкальное развитие учащегося, его музыкальные представления, развивает его музыкальный вкус. Но воспитание лишь на классических образцах также будет однобоким и часто не отвечающим интересам учащегося.

Традиционно педагогическое мышление в составлении репертуара для детей ориентировано лишь на уже сочинённую музыку, чаще всего уже известных авторов, апробированных в музыкально-педагогической практике. Вместе с тем, в научно-методической литературе, мы находим другой подход, который с позиции творческой педагогики вполне оправдан. Суть этого подхода заключается в том, что исследователи С.О. Мильтонян и Г.И. Шатковский включают в репертуар учащихся и произведения, сочиненные самими детьми.

В этом случае, мотивация исполнения своих произведений проецируется и на произведения программного репертуара. Каждый, кто ощутил радость музыкального сочинительства, более ценит искусство, чем пассивно воспринимающий нетворческий человек.

Если у ребёнка развито воображение, если он верит в себя, познал муки и радости творчества, то и развитие увлечённости исполнением, способности к самораскрытию протекают успешнее.

Репертуар высокохудожественных произведений будет играть реальную воспитательную роль при условии мотивационной готовности учащихся к присвоению содержания (идеи, образа) произведения как личностно значимого.

Казалось бы, что музицирование, импровизация, сочинение в классе фортепиано — это давно известные и нужные формы работы, но, к сожалению, на практике мало применяемые. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети, поэтому эти формы работы становятся как никогда актуальными.

Академический музыкальный комплекс предполагает прохождение определённых музыкальных жанров, таких как: полифония, крупная форма, этюды, пьесы. Изучение пьес, чаще всего, не вызывает особых трудностей у обучающихся, в силу их образности, понятной для ученика формы, а часто и заложенной программности. Прохождение же полифонии, крупной формы, а также этюдов, зачастую становится для ученика непреодолимой преградой.

Рассмотрим, для начала, жанр полифонии.

В современном мире, когда музыкальный багаж ребёнка очень скуден, полифоническая музыка воспринимается детьми также трудно, как и высшая математика. Каким же образом, в таких условиях, осуществлять прохождение такого сложного музыкального жанра, как заинтересовать и привить любовь к этой замечательной, но столь далёкой для детского понимания, музыки? Поэтому неслучайно многие известные педагоги советуют начинать изучение полифонии с самого доступного её вида — подголосочной полифонии.

Работая над самым доступным видом полифонической ткани (подголосочным), ученик с первых лет обучения параллельно знакомиться с миниатюрами танцевального жанра композиторов  ХVII-ХVIII веков. Во всех пьесах такого жанра используются приёмы контрастной полифонии. Танцевальный жанр этих пьес помогает не только справиться с полифоническими трудностями, но и воспитывает чувство стиля, вырабатывает осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук, готовит учащихся к более сложной классической полифонии.

Следующий вид полифонии — это имитационная полифония, наиболее трудный для восприятия и исполнения вид полифонии. Имитационная полифония — это, конечно же, прежде всего, полифонические произведения И.С.Баха. Разучивание оригинальной полифонии Баха ничем не может быть компенсировано, она всегда должна быть в работе учащегося. Из многолетнего слухового опыта, приобретаемого в классе, у учащегося воспитывается прочная любовь к гениальной музыке Баха, чувство и понимание его композиторского стиля.

Особую трудность в прохождении академического музыкального комплекса вызывают произведения крупной формы (сонатины, сонаты, вариации, рондо и т.д.). Ведь исполнение сочинений крупной формы требует концентрации внимания на большом отрезке времени, умения сопоставлять и развивать музыкальные мысли, выстраивать динамический план сочинения и делать логические выводы. Трудность таких произведений объясняется не только техническими задачами, но и самой формой этих сочинений, более крупных по масштабу и построенных на контрастном материале. Приступая к работе над такими произведениями полезно предварительно в общих чертах рассказать ученику об особенностях и строении подобных сочинений. Проще всего начинать знакомство с крупной формой с вариаций. Тема с вариациями состоит из коротких построений, которые легко запоминаются. Кроме того, темами вариаций, особенно на начальном этапе обучения, выступают народные темы, работа над которыми вызывает эмоциональный отклик у учащихся. А это значительно облегчает работу. Также, грамотная работа над вариациями позволяет научить видеть изменения характера темы, благодаря мелодическим, ритмическим изменениям, ускорению и замедлению темпа, динамическим контрастам. Всё это впоследствии поможет выявлять контрастность тем сонатной формы. К исполнению такой сложной категории педагогического репертуара, как классическая соната, приходится вести учащихся очень постепенно, на протяжении многих лет занятий, внимательно подбирая соответствующий репертуар. Усложнение его должно осуществляться с достаточной осторожностью, чтобы ученик имел возможность освоиться с новыми, более трудными задачами.

И, последний жанр академического музыкального комплекса, на котором хотелось бы остановить внимание — это этюды.

Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития учащегося. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и, что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными.

Так каким образом привить любовь учащихся к работе над этюдами?

Понятно, что любой педагог в первую очередь заявит о важности систематической работе и поэтому во всех советских хрестоматиях уже с самого начала обучения включались небольшие упражнения и маленькие однострочечные  этюды, но, надо сказать, что музыкальный материал, на котором они построены – не вызывает особого интереса у детей. Эту проблему решили уже в российских, более поздних изданиях следующим образом: авторами сборников была предложена забавная подтекстовка, которая значительно облегчает работу над упражнениями и этюдами.

Оригинально подошла к решению этой проблемы О. Катаргина, редактор-составитель сборника этюдов и пьес «Фортепианная техника в удовольствие». Заинтересовать учащихся она решила образными заголовками. Таким образом, учащиеся начинают воспринимать этюды как пьесы, а краткие примечания помогают в освоении технических и художественных задач, ведь технические приёмы нельзя отрывать от музыки, иначе они будут формальными и безжизненными.

А.Б.Гольденвейзер в своей статье «Об исполнительстве» пишет: «Все технические приемы рождаются из поисков того или иного звукового образа. Всегда надо знать, какое звуковое впечатление я должен произвести, и подумать, каким кратчайшим путём с наименьшей затратой сил я могу его добиться».

Итак, репертуар – это совокупность произведений, определяющих субъективную идейную направленность, круг ценностных ориентаций, а также технические возможности исполнителя, способного выражать свои идейные предпочтения, посредством исполняемого комплекса произведений. Репертуар является важнейшим элементом воздействия на развитие обучающегося. Должна присутствовать личностно-ориентированная направленность обучения: учёт индивидуальности учащегося; накопление репертуара, а не натаскивание на малом количестве произведений; развитие интеллекта обучающегося на разнообразном материале и по своей стилистической направленности, и по трудности преодоления.

Для поддержания мотивации обучения репертуар должен быть близок и понятен ребёнку. Развивать интерес к новому репертуару можно через собственное творчество учащегося: сочинение, импровизация.

Грамотно подобранный репертуар является основной составляющей успешного обучения в ДМШ. Он помогает раскрыть лучшие личностные качества ученика, способствует его гармоничному развитию. И еще одна важная составляющая удачно выбранного репертуара – это способность не только сохранять мотивацию к обучению, но даже развивать и формировать её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986
  2. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» учебное пособие/Москва «Советский композитор» -1992
  3. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика – М.: Издательский дом «Классика-ХХI»
  4. Барнем Э.-М. «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день». Оригинальная система технического развития юного пианиста./Перевод и комментарии Г.И. Добровольской. Новосибирск, 2002
  5. Как научить играть на рояле. Первые шаги/ составитель Грохотов С.В.- М.: Издательский дом «Классика – ХХI», 2008
  6. Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть 2/ Издание 15-е. Ростов – на-Дону: Феникс, 2013
  7. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1987
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996
  9. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз, или я – детский педагог». С.-П.: Издательство «Союз художников», 2002
  10. Якиманская И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»//Вопросы психологии, 1995
QR Code