header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»

24 января, 2023
QR Code

gorbunova.elena.30@mail.ru

Автор:
Горбунова Елена Витальевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУРЫШКАРСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУДО «ШРДШИ») с. Мужи

Методический доклад
ТЕМА: «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2 стр.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА………………………………………. 4 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..12 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………13 стр.

ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века можно охарактеризовать как время масштабных социокультурных изменений. Любые глобальные перемены требуют разработки особой системы мер, которые сохранят духовные, нравственные и эстетические ориентиры, без которых невозможно полноценное развитие общества. Особое значение имеет воспитание молодого поколения и его правильная социализация. Здесь первостепенное значение должна иметь работа по развитию у молодежи интереса к эстетической культуре, привитие этических общечеловеческих ценностей. Вне подобной воспитательной работы культурно-эстетическое, морально-духовное и интеллектуальное развитие нового поколения стоит под вопросом. Эстетическое воспитание включает в себя привитие чувства прекрасного, вкуса, эрудиции и многих других качеств, без которых невозможна гармоничная личность. В связи с этим, большое значение приобретает изучение хореографического искусства, которое является сплавом многих областей искусства – танцевального, музыкального, изобразительного. В этом выражается актуальность темы представленного доклада.
В отечественной науке пути формирования эстетической культуры средствами хореографического искусства исследовались такими известными учеными, как Л.С. Выготский, В. В. Денисенко, С. М. Соколовской.
Помимо культурно-эстетического воспитания, хореография оказывает благотворное влияние на процесс социализации юношей и девушек, дает им опыт взаимодействия и совместного преодоления сложных задач, учит гуманному отношению к партнеру по танцу, терпимости, чуткости.
Следует отметить, что хореографическое искусство является изначально привлекательным для подростков и молодежи из-за эмоциональной окрашенности музыки, возможности выбора той области хореографии, которая в наибольшей мере отвечает интересам и физическим возможностям личности. Возможность практического приобретения навыков хореографии раскрывает фантазию и воображение, стимулирует творческую активность посредством импровизации.
Таким образом, хореографическое искусство становится одним из незаменимых инструментов развития личности в различных сферах духовной, культурной и материальной жизни.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии подразумевает процесс обучения, в ходе которого происходит развитие присущих только для хореографии компонентов. К ним можно отнести умение грациозно двигаться, умение правильно оценивать, а, затем, и передавать посредством танца музыкальные образы; умение аккуратно импровизировать под заданное музыкальное произведение и умение выстраивать эстетичное взаимодействие с танцевальным партнером. Хореография не только обучает ребенка воспринимать прекрасное, но и учит создавать хореографическими приемами собственные произведения, развивая, таким образом, мышление и интеллект.
Хореография занимает важное значение в общем эстетическом развитии личности. Насколько эффективным будет это развитие – зависит от методов преподавания.
Правильность методики обучения выражается в степени ее научной обоснованности, и выражается в единстве формы и содержания, при котором ребенку открываются возможности для проявления и развития его способностей.
Танцевальное искусство ставит цель привития у обучающихся стремления к красивому, к особой, утонченной эстетике. Здесь важнейшую роль играют преподаватели хореографических отделений и танцевальных студий. Для достижения максимально возможного успеха занятия хореографией желательно начинать в раннем возрасте.
При этом преподаватели хореографии не должны забывать, что танец является подлинным художественным процессом. Он помогает ребенку изучать реальность, формирует его самооценку и мировоззрение. Вот почему танец не должен быть бессмысленным занятием, но всегда должен на одну ступеньку приближать обучающегося к основной цели.
Танец представляет собой комплекс выразительных движений, которые организованы в единую систему, подчиняются единому ритму и представляют собой законченную художественную форму.
Основа создания любого танца – это творческий замысел, который впоследствии раскрывается через такие инструменты, как пантомима, пластические движения, создающие необходимые образы.
Хореографическое воспитание невозможно без физического воспитания ученика. Танцор, способный хорошо владеть своим телом, обладающий развитой координацией движений, может раскрыть творческий замысел танца в наибольшей степени. Исполнение хореографического произведения физически и духовно развивает танцора.
Педагог-хореограф прежде всего должен поддерживать процесс непрерывного развития хореографической культуры своих учеников. Один методов – это постоянное знакомство детей с новыми лучшими произведениями танцевального искусства, с работами знаменитых хореографов и танцоров. В качестве образца сплоченности и гармоничности построения отношений следует демонстрировать работы лучших танцевальных коллективов.
Хореография благотворно сказывается на физическом состоянии детей, наделяя их хорошей осанкой, стройной фигурой, грациозными движениями и походкой. При помощи хореографических занятий можно избавить ребенка от сутулости, неправильной походки, осанки.
Также в обязанности педагога-хореографа, помимо обучения учеников основам танца, входит привитие им знаний о танцевальной технике. При этом обязательно надо учитывать возрастные особенности детей младшего возраста.
Хореографические занятия с детьми должны сопровождаться такой организацией художественной деятельности, при которой все методические приемы направлены на развитие у учеников стремления к творчеству.

К таким приемам относятся:
1. Показ. Обучение детей каждому новому движению, позе, сопровождается точным их показом педагогом. При этом следует раскрывать смысл показываемого, создавать при помощи изучаемых позиций осмысленные образы. Показ демонстрирует детям эстетическую форму элементов танца.
Показ следует начинать с полного движения, от его начала и до конца. И только после этого следует разобрать каждую деталь движения. Такая методика называется методом расчленения движения. После того, как ребенок выучил каждую деталь движения, следует переходить к полной форме этого движения.
Точный показ движения педагогом призван сосредоточить на общей форме движения все внимание детей. Такой прием благоприятно влияет на умственное и зрительное развитие детей, активизирует образное мышление, настраивает восприятие времени и пространства.
В ходе показа дети должны не только научиться целостно воспринимать движение, но и наблюдать, как оно создает форму и развивается в образ. В ходе дальнейшего изучения движения педагог должен добиться того, что дети начнут творчески выражать свои чувства, объяснять друг другу правильность выполнения движения. Этот процесс помогает детям развивать навыки коммуникации и раскрывают их духовный мир.
Бывают случаи, когда ребенок не может понять формы движения. Если такого понимания добиться не удается, то нельзя ожидать ученика правильного выполнения, а это, в свою очередь, приведет к ухудшению качества исполнения всей танцевальной композиции. При этом танец утрачивает свое значение как средство воспитания. Без понимания содержания движения, все обучение сводится к формальному заучиванию элементов и бессмысленному их повторению, лишая танец одухотворенности, осмысленности, эстетики. Вот почему так важно с самых первых занятий обучать детей восприятию движения и точно их воспроизводить на показе.
2. Образец. Показывая движение, педагог дает детям образец того, как выразительно и красиво решить поставленную задачу. В качестве образца можно использовать танцевальную фразу, в состав которой входит два или три движения. Чаще всего таким образцом служат фрагменты танца, этюда и т.д.
Демонстрация образца относится к методу целостного упражнения. Исполняя два-три связных движения и предлагая эту систему детям для изучения в качестве образца, педагог раскрывает её смысл и значение. Таким образом, у детей возникает желание повторить образец и искать пути наилучшего исполнения. Обучение приобретает творческий подход.
Продемонстрировав образец, педагог должен провести его анализ совместно с учениками, обратить их внимание на уже знакомые им элементы и на то, каким образом происходит связка этих элементов. Такой прием способствует лучшему усвоению материала и является залогом качества исполнения детьми.
Проведя анализ всех элементов образца, следует еще раз его повторить, а затем предложить детям выполнить его самостоятельно. В начале обучения следует предлагать простые образцы, усложняя их по мере накопления учениками опыта и увеличения их возраста.
3. Словесный метод. Этот метод подразумевает умение педагога строить словесные объяснения. Ни один методический прием или работа по образцу не могут принести желаемые результаты без качественных пояснений и словесной коррекции действий учеников. Психологическое воздействие слова на детей очень велико, также важна и интонация педагога, и его способность построить правильное общение с детьми. Правильно и своевременно сказанные слова педагога способны пробудить у учеников инициативу, активность в обучении, поддержат у робких учеников уверенность в своих силах. Следует помнить, что словом можно также и уничтожить всякий интерес ребенка к занятиям хореографией. Вот почему педагог должен быть особенно внимателен к смыслу и интонации своих слов при работе с детьми младшего возраста. Все задания и замечания преподавателю следует формулировать в корректной форме, произносить доброжелательным тоном. Ученику важно слышать желание педагога помочь ему в решении поставленной задачи.
4. Музыкальное сопровождение. Музыка – одно из сильнейших средств воздействия на человеческую психику. Она пробуждает в ребенке множество чувств, мыслей, образов. Музыка развивает эмоциональный интеллект детей, влияя на качество танцевальных движений. Поскольку занятия хореографией направлены на формирование высокой культуры движений, то музыкальное сопровождение должно соответствовать изучаемому материалу. На первых этапах обучения рекомендуется подбирать музыкальное сопровождение среди классических произведений, народной музыки, допускается современная профессиональная обработка. Все музыкальные произведения, сопровождающие занятия с детьми, должны соответствовать возрасту учеников и быть им понятными.
Хореографические занятия, сопровождаемые качественным правильным музыкальным сопровождением, выращивают в детях потребность в хорошей музыке, пробуждают любовь к ней. Таким образом, педагог-хореограф участвует в воспитании музыкального вкуса в своих учениках. Постепенное усложнение музыкального оформления хореографических уроков следует проводить при обязательном учете возрастных особенностей детей. Выполнение этой сложной задачи возможно при составлении четкого годового поурочного плана.
5. Игровой метод соревнования. Данная методика состоит в подборе для детей игры, в ходе которой они будут соревноваться между собой за лучшее исполнение поставленной задачи. Можно предложить самим детям придумать условия такой игры.
6. Метод воспитания подсознательной деятельности. Ни один вид творчества не может реализоваться без участия подсознания. Именно работа подсознания способна выдавать яркие творческие решения, которые сложно было бы отыскать при помощи сознательных методов мышления. Поэтому так важно развивать в детях младшего возраста подсознательную деятельность, интуицию. Чем больше ребенок накопит зрительных, слуховых, тактильных ощущений, тем ярче будет работа его подсознания. Использование в ходе хореографических занятий сказочных образов, образов родной природы способствуют активизации подсознательной деятельности.
Занятия хореографией можно начинать в детских хореографических коллективах, когда ребенок достигнет возраста 5-6 лет. Поскольку дети могут заниматься в таких коллективах до 16 лет, то к построению занятий следует подходить дифференцировано.
Дифференциация проходит по двум признаками – по возрастному и по половому. По возрастному критерию такие коллективы делятся на четыре группы: подготовительная (возраст – 5-7 лет), младшая (возраст – 7-10 лет), средняя (возраст – (10-12 лет), старшая (возраст – старше 12 лет).
Такое разделение основано на физиологических особенностях развития детей, которые обуславливают различия в построении занятий. Средние и старшие группы уже могут включаться в основной состав ансамблей. Работа строится по следующему принципу: дети в своих группах учат танцы репертуара, затем, на сводных репетициях, шлифуют исполнение для выступлений.
Программа занятий строится следующим образом: общая педагогическая программа на весь период обучения; программа занятий на несколько лет; программа занятий на год. Отдельные группы имеют свои программы. Подобный подход в детских хореографических коллективах развивает дисциплину, культуру общения между мальчиками и девочками, между старшими и младшими учениками.
При построении программы занятий следует учитывать психофизические возрастные особенности учеников. У дошкольников связочный и костно-мышечный аппарат развит слабо, его легко травмировать, поэтому перегрузки противопоказаны. Ступни еще недостаточно развиты и их развертывание должно увеличиваться постепенно. Развитие выворотности нельзя форсировать. Прыжок у детей дошкольного возраста развивается также постепенно.
Скорость движений обусловлена скоростью передачи нервных импульсов в нервно-мышечном аппарата и генетическими особенностями центральной нервной системы. У детей 5-6 лет скорость движений снижена и нарастает к 8-9 годам.
Результаты обучения зависят от выбранных методов преподавания. Первостепенная задача педагога-хореографа – формирование заинтересованности у детей в занятиях, обогащение хореографических уроков положительными впечатлениями. Развитие танцевальных навыков, навыков создания образов средствами хореографии, беседы педагога с учениками – весь комплекс мероприятий формирует у детей эстетический вкус, знания в области хореографии, учит их видеть прекрасное не только в творчестве, но и в реальной жизни. Хореография благотворно влияет на физическое развитие детей младшего возраста, избавляет от многих недостатков внешности – от неправильной осанки, дефектов походки (косолапости), снижает лишний вес.
У них улучшается координация движений. На занятиях по хореографии полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, утонченностью своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, или допускает ошибки, которые негативно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастных групп, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Классическая хореография для детей – это необходимый навык в изучении любого танцевального направления, которое выберет Ваш ребенок в будущем. Но даже если танец не станет любимым увлечением или профессией ребенка, то новые умения, которые она получит во время занятий хореографией, всегда ему пригодятся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хореография для детей – это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышечный скелет ребенка, увеличивается эластичность связок. Хореография положительно влияет на нервную систему и психику ребенка. Занятия классической хореографией, учат быть более дисциплинированным и собранным, формируют музыкальный слух.
Итак, для успешной работы педагог-хореограф должен хорошо знать психофизиологические особенности детей каждого возраста, учитывать их при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы, умело распределяя физическую нагрузку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. – 144 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества /Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. – М.: Наука; Смысл, 2015. – 215 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2015. – 321 с.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram