Авторы: Кармазина Ольга Викторовна, музыкальный руководитель;
Сидорук Татьяна Спартаковна, музыкальный руководитель.
Развитие социально – коммуникативных навыков детей в музыкальной деятельности
В современном мире проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Основные задачи и направления в развитии российского образования определены Федеральной образовательной программой (ФОП). Стандарт определяет, что программы дошкольного образования относятся к «общеобразовательным» по направлению, так как решают задачи «формирования культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе (социализации).
Дошкольный возраст — это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, ставят перед педагогами ДОУ проблему поиска путей, способствующих социально – коммуникативному развитию ребенка.
Социально-коммуникативные навыки развиваются во всех видах музыкальной деятельности:
1. Слушание музыки.
2. Пение.
3. Танец.
4. Игра.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Начиная с раннего возраста мы приучаем детей слушать музыку. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается.
Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
Пение – Один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Исполнение песен объединяет детей, способствует развитию их эмоционального музыкального общения. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Танцы производят положительные, радостные эмоции, так как построены в основном на жестах и движениях. Контакт соприкосновения, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию добрых и доверительных отношений между детьми. Музыкальная игра – развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения.
Неоценимую помощь в работе оказывают коммуникативные танцы-игры. Помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве — в коммуникативных танцах-играх реализуется много направлений воспитательной работы. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развитие позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе. Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Коммуникативные танцы использую на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, активно подключаю к участию в них родителей.
Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, учу детей исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Объясняю ответственность каждого ребенка за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игру на музыкальных инструментах включаю в программу утренников и развлечений.
Дети очень любят развлечения с направленностью на организацию позитивного общения: «Путешествие к фее Доброты и Вежливости», «День Матери», «Синичкин день», «Путешествие в город Счастливого детства» и т. д. Приглашаем родителей к творческому сотрудничеству: участию в различных формах музыкально-творческого взаимодействия ( к выступлению на детских праздниках и развлечениях..)
Музыкальное воспитание ребёнка, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и путь ребёнка к одухотворённой счастливой жизни и самореализации его как личности.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.22 №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022, рег. №70809)
2.Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти» — программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста, СПб. Издательство «Музыкальная палитра» 2012г.
3. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2020.
Интернет-ресурсы:
http://vscolu.ru/articles/obuchenie-detej-igre-na-muzykalnyx-instrumentax-iz-opyta-raboty.html