Михина Марина Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО “ДШИ№3 “Младость” г.о.Самара
- Введение
Hедостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, его запоминал и был в состоянии его воспроизвести. Нет! Заставь ученика работать, работать самодеятельно, приучи его к тому, чтобы для него немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы.
А. Дистервег
Чем больше занимаешься с детьми, тем больше понимаешь, какое огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного. При этом следует особенно подчеркнуть, что навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых шагов обучения игры на фортепиано. Практика показывает, что прививать эти навыки в последующие годы обучения музыке значительно труднее. Для успешных занятий музыкой, для развития навыков самостоятельной работы учащихся чрезвычайно важна трудоспособность ученика.
Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их, ставить перед ними непосильные задачи в области исполнительства. Вполне понятно, что непосильные задачи мо гут привести к потере веры в свои силы и возможности, к ослаблению целеустремленности, к небрежности в работе. Итак, с одной стороны, нужна систематическая работа с учащимися над развитием трудовых навыков, а с другой, – осторожность в дозировке трудностей и объема заданий. При соблюдении этих условий труд ученика будет наиболее целенаправленным.
Цель работы: Изучить особенности развития навыков самостоятельной работы у учащихся на уроках фортепиано.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятия самостоятельной работы на уроках фортепиано.
- Описать особенности музыкального мышления в младшем школьном возрасте на уроках фортепиано.
- Изучить литературу по данному вопросу.
- Подобрать методику для развития навыков самостоятельной работы учащихся и реализовать её на практике.
- Основная часть
А.Б. Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая, необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно проверять текст по нотам».
Более подробного рассмотрения требует вопрос о навыках и привычках. Как известно, навык – это действие, которое путем повторения соответствующих упражнений, становится автоматизированным, т. е. может осуществляться и без особого контроля сознания. В навыке осуществляется единство сознательного и автоматического, так как навык может быть и осознанным. Привычка – это особый вид автоматизма, при котором действие протекает без активного участия воли. Навыки делают работу более точной и аккуратной. Как же надо воспитывать навыки трудолюбия, трудовой дисциплины у учащихся, обучающихся музыке? На первых уроках учитель, показывая тот или иной прием звукоизвлечения, объясняя нотную грамоту, работая над развитием слуха, ритма, музыкальной памяти, должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо работать над усвоением всех основ обучения музыки, как закреплять дома те навыки, которые прививаются на уроках. Учитель составляет ученику трудовой режим дня, исходя из его возрастных особенностей, музыкальных способностей, с учетом успеваемости в общеобразовательной школе, домашних условий и т.п. Очень важно добиваться развития у учащихся привычки играть в определенные часы, уделяя музыкальным занятиям установленное преподавателем время. Точное соблюдение этих указаний приучает детей к систематическим занятиям и закладывает хорошую основу развития трудовых навыков.
В процессе обучения музыке мы иногда встречаемся и с плохими привычками. Если преподаватель своевременно не устраняет их, они приобретают стойкий характер и не только мешают успешному продвижению учащихся, но могут привести к бесполезности дальнейшего обучения. Плохие привычки у учащихся – это несистематические занятия музыкой, небрежность в работе над нотным текстом, несобранность внимания, отсутствие слухового контроля, неправильные приемы звукоизвлечения.
Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Даже подчеркивание небольших удач в усвоении правильного приема звукоизвлечения, красиво сыгранной фразе, решении отдельных технических задач, безусловно, принесет пользу в будущем. Когда ученика хвалят, он часто сравнивает свои успехи с успехами других учеников, соревнуется с ними.
Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она происходит от нежелания работать.
Сравнивая занятия по общеобразовательным предметам с уроками в специальных классах, часто можно наблюдать, что учащиеся, усвоив какое- либо правило правописания, математическую формулу, правильно пишут и решают задачи, не делают ошибок. А вот в специальных классах музыкальных школ педагогам-музыкантам часто бывает очень трудно добиться абсолютно точного разбора учащимися нотного текста музыкального произведения. Нередко ученики при разборе музыкальных произведений как бы бродят в потемках, не видят смены ключей, знаков альтерации, не обращают внимания на ритм, аппликатуру, штрих и т. п. У таких учащихся урок обычно проходит в бесчисленных исправлениях нотного текста. Применение на уроках метода «попутных поправок» часто указывает на неумение учащихся самостоятельно работать, неумение использовать в практической работе навыки сознательного, не механического разбора нотного текста.
Удивительней всего то, что ученик, зачастую прекрасно зная ноты, знаки альтерации, ключи, разбираясь в динамике, основных принципах аппликатуры, умея просчитать ритм, все же постоянно ошибается. В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых примерах обучения игры на фортепиано, способствующих развитию навыков самостоятельных занятий.
Прежде всего целесообразно остановиться на умении ученика слушать себя, без чего нельзя говорить о развитии навыков самостоятельной работы. Практика показывает, что многие учащиеся плохо слышат свое исполнение. Из их слухового контроля выпадают не только отдельные детали музыкального произведения, но даже общие контуры, вследствие чего музыкальные образы остаются непонятными. Большей частью это происходит оттого, что учащиеся слишком заняты игровыми движениями, находятся в плену двигательных функций и поэтому музыки не слышат.
Надо быть очень осторожным в работе с начинающим музыкантом, не выхолащивать музыку так называемой постановкой рук. Конечно, очень важно, чтобы исполнительские движения учащихся были свободны, не требовали концентрации внимания. Ученик, усвоивший правильные пианистические приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение, так как не нуждается в чрезмерной фиксации внимания на сугубо двигательной.
Учитель, играя с учеником даже самые простые мелодии, песенки и пьесы, должен добиваться выразительности исполнения. Ученик никогда не должен играть безразлично.
Очень важна для правильного развития учащихся методика изучения музыкальной грамоты. Преподаватель не должен отвлеченно объяснять ученику музыкальную «азбуку». Все, что объясняется, должно увязываться с конкретным музыкальным звучанием, подкрепляться показом музыкальных примеров.
Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, этюдом, сам умел правильно разобраться в ритме. Здесь, как и в других элементах музыкальной речи, важно добиться сознательного усвоения учеником ритма. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм – это не просто счет вслух, а то, что дает звукам жизнь. В занятиях иногда приходиться наблюдать безразличное отношение учащихся к динамике. В процессе обучения музыке динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами.
Часто ученики невнимательны к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся часто их сокращают, более короткие – не замечаются вовсе. Паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок не будет. Изучение штрихов также сопровождается определенными трудностями. Знакомя учащихся со штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха legato для связной, певучей игры, на то, как благодаря этому, красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой.
Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры прежде всего имеют значение художественные задачи. Необходимо добиваться от учащихся точного выполнения расставленной в нотах аппликатуры. Для развития навыков самостоятельной работы учащихся огромное значение имеет умение свободно читать нотный текст. Поэтому на протяжении всего времени в детской музыкальной школе должно уделяться серьезное внимание работе чтению с листа.
Учащимся детских музыкальных школ, которые, кроме того, загружены в средней школе, очень важно научиться экономить каждую минуту, добиваться того, чтобы все время домашних занятий было рационально использовано.
Рабочее время пианиста, необходимое для достижения желаемых результатов, зависит во многом от его дарования, ума и восприимчивости, от особенностей его рук и пальцев; оно зависит в значительной степени и от того , как используется время, проведенное за фортепиано. Если работа сознательна, систематична и методична, – результаты будут лучшими, и времени для их достижения требуется меньше.
Рабочее время нужно всегда делить на несколько частей. Когда оно длиться два часа, можно играть два раза по часу – перед обедом и после обеда. Для детей, которые быстро утомляются, – три, даже четыре раза. Не рекомендуется упражняться больше одного часа непрерывно. Играть лишь по 20-30 минут, после чего следует длительный перерыв. Чем больше работал ученик, тем дольше должен он отдыхать. Разнообразие работы – одно из средств предотвратить утомление.
Первое условие правильного отношения к работе и ее результатам – уметь себя слушать. «Во время своей игры, говорила великая русская пианистка и педагог А.Н. Есипова – все время к ней прислушивайтесь, как будто вы слушаете чужую игру и должны критиковать ее».
Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося? Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле, аккомпанировать. Замечательно, если ученик будет пробовать сочинять и записывать свои сочинения.
- Заключение
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.
Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра в ансамбле с педагогом, потом с товарищем. Необходимость считаться с партнёром требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. В самом деле, педагоги знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений необходимых для сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.
- Вывод
Правильная и систематическая работа над развитием навыков самостоятельной работы учащихся способствует качественным занятиям дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, мы безусловно достигнем положительных результатов.
- Список литературы:
1.А.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.
2.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
3.«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-Петербург» 1994 г.
4.В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз.Украина» 1985 г.
5.Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд-во «Москва. Сов.композитор» 1989 г.
6.Т.Камаева, А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 год.
7.В.М.Катанский «Школа игры на фортепиано». Учебно-методическое пособие. Москва 1998 г.
8.«Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано» – методическое сообщение преподавателя класса специального фортепиано Екатериновской ДМШ – Келе С.Б. 2008 г.
9.«Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения» – методическое сообщение преподавателя класса специального фортепиано Екатериновской ДШИ – Келе С.Б. 2009 г.
10.Л.И.Ройзман, В.А.Натансон «Юный пианист» вып. 2, для ср. классов детских музыкальных школ. Москва «Сов.композитор» 1989 г.
11.Л.П.Криштоп «Школа юного пианиста» Издательство «Композитор. Санкт – Петербург» 2004 г.
12.Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист-фантазёр». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию в двух частях. Москва «Сов.композитор» 1990 г.
13.И.М.Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. Киев «Муз. Украина» 1988 г.