header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

“Развитие навыков кантиленного исполнения на фортепиано в младших классах ДШИ”

6 сентября, 2023
QR Code

Методическая разработка преподавателя
Харитоновой Л.В. за 2-е полугодие 2022/2023 учебного года
“Развитие навыков кантиленного исполнения на фортепиано в
младших классах ДШИ”

Оглавление:
Введение.

Глава 1. Особенности организации учебного процесса в детской школе искусств.

Глава 2. Применение на уроке традиционных методов обучения.

2.1 Выбор материала.

2.2 Традиционные методы обучения.

Глава 3. Инновационные методы обучения.

3.1 Раннее систематическое ознакомление детей с элементами фортепианной
музыкальной культуры.

3.2 Взаимопосещение уроков учащимися класса.

3.3. Поддержание свободного творчества детей, связанного с исполнением
кантиленных произведений.

3.4 Концертная деятельность как результат проделанной ранее работы.

Заключение

Список используемой литературы.

“Исполнение на фортепиано – движение души”
А.Рубинштейн

Введение.
Значение владения кантиленным исполнением в фортепианном репертуаре.
Овладение кантиленой, как одна из основных задач фортепианной педагогики.

Музыка – часть мировой культуры, а фортепианная музыка – огромная часть всей музыкальной культуры в целом. Практически каждый композитор в своём творчестве обращался к фортепиано. Оперные клавиры, клавирные переложения симфонических произведений также являются неотъемлемой частью огромной фортепианной литературы.
И поскольку основа, “сердце” любого музыкального произведения это мелодия, то в обучении игре на фортепиано остро необходимо с первых же уроков приучать ребёнка (речь идёт об учащихся младших классов ДМШ и ДШИ) слышать мелодию, слушать мелодию, воспринимать её как информацию, как мысль, которую надо донести до слушателя. Как правило, в огромном процентом соотношении, в музыке мелодия – это кантилена. Да, есть немало музыкальных тем, исполняемых штрихами: marcato, staccato, акцентированных, и.т.д. (вспомним, например, “Марш Черномора” М.Глинки, тему нашествия  ищ 7-ой симфонии Д.Шостаковича, и.т.д.). Но мысль, которую композитор вложил в то или иное произведение, как правило, мелодизированна, певуча, тиха ли громка ли, речитативна ли или напевна. Кантиленная основа присутствует в большинстве музыкального материала. И, кстати, не только в основной мелодии, как правило, в ДМШ это – в правой руке. Но есть множество примеров мелодизированного аккомпанемента.
Именно поэтому цель моей работы – показать пути решения вопроса умения исполнять кантиленную, певучую мелодию, музыку, как основу основ владения фортепианной техникой. Путь в решении этой проблемы вижу в том, что с первых же уроков обучения в ДМШ или ДШИ на уроках фортепиано (и, кстати, и общего фортепиано) необходимо заниматься не только узопрофессиональными, техническими, технологическими вопросами (в форме, доступной пониманию ученика младших классов), но и формировать у ребёнка определенный пласт общей культуры, музыкальной культуры, воспитвать его в процессе обучения, как личность, связывать различные явления жизеи с выражением их в музыке, развивать фантазию ребенка.
Для этого необходимо использование и традиционных и инновационных методов обучения (музыкального воспитания) в рамках учебно-воспитательного процесса.

Глава 1. Особенности организации учебного процесса в детской
школе искусств.

1.1. Учебный процесс на фортепианном отделении осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении фортепиано реализуются 2 вида учебной программы: предпрофессиональная (8-9 лет) и общеразвивающая (4 года). В основе каждого цикла лежит овладение игрой на фортепиано: “Специальность и чтение с листа” (предпроф.), “Основы музыкального исполнительства (общеразв.). Эти предметы в обеих программах – основные. И вокруг этих основных дисциплин и выстраивается весь ряд других музыкальных предметов: “Музицирование”, “Ансамбль”, “Концертмейстерский класс” и.т.д.
Именно основные дисциплины определяют в итоге возможности продолжения учащимся дальнейшего обучения фортепиано в колледжах и различных вузах.

Глава 2. Применение на уроках традиционных методов обучения.

Как правило, при решении педагогических задач, и в частности. Данной задачи, — обучить ребёнка кантиленному, певучему звукоизвлечению наибольшую эффективность показывают традиционные методы обучения и возможности смежных дисциплин.

2.1. Выбор материала.
Прежде всего, необходимо тщательно продумывать подбор репертуара для каждого учащегося. Исходим из особенностей ребёнка: его природного темперамента, объема памяти и внимания, особенностей восприятия (преобладание зрительной, слуховой или “пальцевой” памяти). Выбираем исключительно высокохудожественный материал. Это “Школа игры на фортепиано” (ред. А. Николаев), сборники Б.М. Милича, С.С. Ляховицкой и.т.д. Ориентируемся на определённый результат: выступление не только на академконцерте или экзамене, но и участие в конкурсе или концерте. То есть, нам необходимо вызвать живой интерес у ребёнка и нацелить на успешный конечный результат.

2.2 Традиционные методы обучения.
“Недостаточное legato – это
отсутствие техники”

Г.Нейгауз

Традиционные методы обучения – ээто те методы, которые “наработаны” за всю предыдущую историю фортепианной педагогики. Это труды С.Тальберга, А.Зилоти, далее К.Игумнова, С.Фейнберга, Ф.Блуменфельда, далее – советская детская фортепианная педагогика, основы которой были заложены в 30-х годах прошлого века педагогами ЦМШ при Московской государственной консерватории.
Во-первых, прежде всего, это опора и, попутно, тут же, развитие музыкально-слуховых представлений ребёнка. Пример: “Представь, что ты мягко идёшь по лугу” или
“Представь, что ты поёшь эту мелодию” и.т.д.
Во-вторых, простым, доступным языком и немногословно сразу объяснить ребёнку технологию исполнения кантилены. Например: (для 1-классника: “Мягко погружаем пальчик в клавишу, как тяжелый камешек в воду, до самого дна, затем, не отрывая пальчик, стоящий на клавише, так же опускаем следующий пальчик, и.т.д. И слушаем результат. Уши должны быть “в активном состоянии” постоянно. И помним о том, что предел внимания ребёнка 6-9 лет ограничен. То есть активная технологически-слуховая работа может растянуться по времени не более чем на 15-20 минут. Затем необходимо кардинально поменять цели. Возможно исполнение какого-либо “технического” произведения, либо упражнение, либо подбор или транспонирование по слуху. Очень важно не перегружать ученика информацией, а регулярно и целенаправленно работать над данной задачей.

Глава 3. Инновационные методы обучения.

Одно из направлений в понимании инноваций – это процесс введения новых элементов, подходов и принципов. Попробуем описать,на мой взгляд, наиболее эффективные из них.

3.1 Раннее систематическое ознакомление детей с элементами фортепианной музыкальной культуры.
Беседы, лекции, лекции-беседы, особенно с использованием мультимедийных средств, весьма обогащают внутренний художественный мир ребёнка, побуждают его к активному участию в “сотворении” музыкального произведения, подталкивают к самостоятельному поиску материала заинтересовавшегося ребёнка.
В своём классе мы с детьми проводим лекции-беседы о творчестве Карла Черни (с детьми младшего предпрофессионального обучения), о творчестве С.Прокофьева (со взрослыми ученицами общеразвивающей программы), достаточно детально, в соответствии с их возрастом и пониманием, анализируя некоторые значимые произведения этих авторов (некоторые известные этюды Черни, 2-й фортепианный концерт С.Прокофьева). С девочками, очень успешно обучающимися  на 8-9-летней программе, прослушивали произведения в исполнении известнейших пианистов современности (П.Т. Нерсесьяна, сравнивали Скерцо b moll в исполнении в исполнении М.Аргерих и Г.Соколова и.т.д.

3.2. Дети обычно с удовольствием присутствуют на уроках своих одногруппников, и это надо всячески поощрять. Я считаю, что это вечноинновационный метод обучения, еще со времён Г.Г.Нейгауза, и один из самых успешных.

3.3. Некоторые учащиеся, не все, но некоторые, активно пробуют сочинять что-то своё активно пробуют сочинять что-то своё. Это замечательно! И здесь им надо помочь вот чем: активизировать их музыкально-слуховые представления, в данном случае, направив их на решение конкретной задачи (legato, певучесть, кантилена: “А давай представим, что ….”, “А как ты считаешь что кроется за этой мелодией?…”).

3.4. И, как итог всей нашей целенаправленной деятельности ребёнка – показатель успешности (или неуспешности) овладения навыком грамотного кантиленного звукоизвлечения. В условиях концерта или конкурса, в торжественно-ответственно-“волнительной” обстановке отчетливо видны все результаты предыдущей работы. Здесь, конечно, необходимо упомянуть о том, что ребёнка надо заранее готовить к выступлению “на людях”. Готовить психологически прежде всего, но без предварительной тщательной технологической работы результат достигнут не будет.

Заключение.

Таким образом, практика работы по развитию навыков кантиленного исполнения младшими детьми в ДШИ показывает, что без комплексного подхода к решению этой задачи, результат будет недостаточным.
Только развивая фантазию ребёнка, развивая его музыкально-слуховые представления, можно успешно решать узкотехнические задачи в фортепианном исполнительстве (да и не только в фортепианном). И различные приёмы и методы воздействия на формирование личности учащегося и его узкоспециальные навыки только положительным образом сказываются на результате. Важно только дозировать нагрузку и информацию в соответствии с возрастом и особенностями ученика.

Список использованной литературы:

1. И.Гофман “Фортепьянная игра. Ответы на вопросы.” (Государственное музыкальное издательство, Москва, 1961)
2. Г.Г.Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры” (Москва, Музизд., 1966 г.)
3. С.С.Ляховицкая “О педагогическом мастерстве” (Государственное музыкальное издательств, Ленинград, 1963 г.)
4. А.Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано” (изд. “Музыка”, Москва, 1971)
5. С.И. Савшинский “Работа пианиста над техникой” (изд. “Планета музыки”, Санкт-Петербург, 2020)

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram