header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Развитие навыка чтения с листа в классе фортепиано в начальных классах ДМШ — важнейший компонент стратегии развития комплекса музыкальных способностей учащегося». Статья преподавателя ДШИ пос. Горки Ленинский (Мос. обл., поселок Горки Ленинские)

30 сентября, 2022
QR Code

«Развитие навыка чтения с листа в классе фортепиано в начальных классах ДМШ важнейший фактор стратегии развития комплекса музыкальных способностей учащегося»

 

На современном этапе гуманизации образовательного процесса значительное место занимает развитие музыкально-педагогического образования, направленное на поиск новых форм музыкального воспитания, внедрение новейших стратегий и инновационных идей, проектирование новых программ и методик. Этот процесс актуализируется в учреждениях дополнительного музыкального образования, призванных предоставить детям начальное музыкальное образование.

Теория и практика обучения игре на фортепиано в начальных классах ДМШ свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста является одной из важнейших стратегий развития комплекса музыкальных способностей учащегося. Чтение нот с листа — это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением. Оно является базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей ДМШ и считается наиболее сложной разновидностью игры по нотам.

Актуальность вопроса развития навыка чтения с листа в классе фортепиано в начальных классах ДМШ обосновывается прежде всего чрезвычайной практической значимостью проблемы музыкального развития детей, а также дефицитом методических разработок в области обучения игре на фортепиано. Актуальность представленной темы усилена еще и тем, что развитие навыка чтения с листа в классе фортепиано в начальных классах исследуется нами в контексте комплексного применения психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе.

Учимся играть с нот — именно такая важнейшая цель начального периода обучения игре на фортепиано. Известно, что обучение привлекает и поощряет ученика только в случае расширения его собственного круга интересов и удовлетворения его эстетических потребностей. Именно о таком подходе к фортепианной подготовке настаивал Г.М. Цыпин, подчеркивая «роль общего развития личности средствами музыкального искусства как одного из важнейших принципов развивающего обучения» [9, с. 143]. Понятно, что методика обучения игре на фортепиано базируется на неотъемлемости развития исполнительских навыков учащихся с обогащением их музыкального кругозора. Такой подход в музыкальной педагогике обеспечивается умением читать с листа фортепианные произведения уже на начальном этапе музыкальной подготовки ученика.

Когда мы говорим о том, что пианист хорошо читает с листа, то имеем в виду высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Воспитание навыков чтения с листа — неотъемлемая составляющая обучения ученика-пианиста и важнейший фактор стратегии развития комплекса музыкальных способностей учащегося в целом. Наверное, для опытного преподавателя будет лишним напоминание о том, что принцип «от простого к более сложному» будет главным в воспитании навыков чтения нот с листа. Начинать надо с умения различать лишь несколько нот, это гораздо полезнее, чем разбирать плохо и некачественно большое количество нотного материала. Обучение и практика чтения с листа должны быть направленными и систематизированными.

Н.П. Корыхалова считает, что «научить читать с листа можно каждого, но результаты обучения будут разными, в зависимости от дарования ученика» Показывает навык — чтения с листа, как комплекс, имеющий две стороны: восприятие нотного текста и его двигательную реализацию [5, с. 230].

Т.И. Смирнова убеждена, что одним из методов развития навыка чтения с листа является «графическое восприятие нотной записи и развитие внутренней пульсации, которые открывают внутренние возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа» [7, с. 56].

Собственная практика показывает, что освоить навык чтения с листа может каждый, но результаты ожидать всегда следует разные, в зависимости от возможностей каждого конкретного ученика. Успехов могут достичь учащиеся, имеющие такие качества, как: сообразительность, способность концентрировать внимание, хорошие внутренний слух и двигательная реакция. Такие черты личности, как смелость, любознательность, артистизм, также способствуют скорому развитию навыка. Все эти качества естественным образом развиваются в процессе самих занятий и являются предпосылками эффективности занятий чтением с листа на уроках фортепиано.

Одной из ведущих возрастных категорий детей, для которых развитие навыка чтения с листа является одним из важнейших, является младший школьный возраст.

Как указывает Л.В. Копылова, «в этом возрасте, происходит художественно-эстетическое развитие детей. Они интересуются музыкой, рисованием, пением. На основе соответствующей деятельности и восприятия, у них формируется эстетическое чувство. Важно, чтобы рядом с ребенком, оказался педагог, который смог бы заинтересовать, увлечь познанием музыкальных произведений» [4, с. 79].

Говоря об исполнении незнакомого произведения по нотам, следует обратить внимание на два основных вида такого исполнения — разбор и чтение с листа.

Под разбором подразумевается проигрывание незнакомой пьесы в медленном темпе, с возможными остановками — для более полного изучения текста. Относительно простым разбор произведения считается потому, что задачи, возникающие перед пианистом, несколько рассредоточены во времени, он имеет возможность направлять свое внимание на различные элементы текста поочередно.

Под игрой с листа подразумевается исполнение незнакомого произведения сразу в темпе, динамике, характере. При чтении с листа от исполнителя требуется непрерывное, осмысленное по всем авторским указаниям, исполнение.

Опыт убеждает, что устойчивого навыка чтения с листа не существует, и его приобретение происходит через ежедневный практический опыт. Это умение неоценимое как в учебной работе — определяя темп развития ученика, так и в будущей профессиональной деятельности учащегося. Именно владение навыком чтения нот с листа помогает в этом, а уверенность и точность в исполнении нового произведения способствует сокращению подготовительного этапа. И музыкант, который хорошо владеет этим навыком, скорее пополняет свой репертуар новыми произведениями и расширяет комплекс своих музыкальных способностей.

Чтению с листа должен предшествовать зрительный разбор произведения без инструмента: музыкант глазами охватывает весь нотный текст, определяет ладотональнисть, темп, рельеф мелодии, динамические оттенки, развитие фразы, находит кульминацию, а также обращает внимание на изменения размера, тональности, темпа, фактуры, если таковы имеются. Этот способ мобилизует внутренний слух и позволяет «услышать» произведение еще до того, как оно будет воспроизведено на инструменте. Здесь вступает в действие согласованность слухомоторных представлений. Такая направленность восприятия соответствующим образом ориентирует музыканта в направлении организации своих действий, помогает расставить необходимые акценты.

Для получения навыка чтения с листа необходимо и развитие определенного технического комплекса, прежде всего — аппликатурной техники (типовых формул последовательности пальцев: гам, арпеджио, двойных нот, аккордов), что приведет к умению сразу находить связь звуков, определенных групп нот, осознавать направление музыкальной фразы и в конце концов, музыкальной мысли.

Здесь представляется уместным процитировать Р. Верхолаз, которая проводила исследования в обучении студентов (будущих учителей пения) чтению с листа. «В музыке есть много готовых формул, знание которых значительно облегчает чтение с листа. Под знаниями формул мы понимаем умение безошибочно находить их в нотном тексте, свободно играть без нот и исполнять, не разбирая заново отдельно каждый звук. Этим и обусловлен методический прием, который мы использовали» [3, с. 33].

Процесс приобретения обучающимися ДМШ исполнительских навыков игры на фортепиано имеет свою специфику и характерные свойства, свои стратегии и приоритеты. Формируя в процессе фортепианной подготовки исполнительские навыки, преподаватель музыкальной школы должен понимать, что важное значение имеют несколько направлений фортепианной подготовки: обеспечение развития технических возможностей учащихся, развитие их творческих возможностей, а также формирование основных музыкально-теоретических, искусствоведческих знаний и т.д.

В ДМШ обучение игре на фортепиано является обязательным.

Независимо от специализации по основному инструменту (скрипка, виолончель, кларнет, арфа и т.д.) ученики получают фортепианную подготовку, которая обеспечивает эффективность их музыкального развития. Обучающиеся должны обладать определенными исполнительными навыками игры на фортепиано для того, чтобы с помощью фортепиано суметь изучить хоровые партии, проконтролировать написание музыкального диктанта по сольфеджио, ознакомиться с основными музыкальными жанрами при изучении музыкальной литературы, суметь на элементарном уровне аккомпанировать себе, другим инструментам или голосу, и тому подобное.

А.Д. Алексеев указывает, что «одной из важнейших целей, стоящих перед музыкальным образованием, и в числе указанных задач — обеспечение учащихся необходимыми знаниями для формирования навыков игры на фортепиано» [1, с. 88].

С целью определения путей и механизмов формирования у учащихся ДМШ исполнительских умений и навыков игры на фортепиано, целесообразно выяснить сущность и содержание понятий «умение» и «навык».

Анализ научной литературы по выбранной проблематике показывает, что у исследователей нет единого мнения относительно определения содержания этих понятий, а также соотношения между ними. Ряд исследователей —психологов, педагогов — считают, что умение является более высокой психолого-физиологической стадией овладения действиями, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: «навыки представляют высшую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умение» [2, с. 89].

Наиболее верным представляется мнение ученого-педагога Л. Фридмана, который утверждает о неразрывной связи понятий «умение» и «навыки», коррелирующих между собой. Он отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала именно как умение. «По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано, у ученика образуются навыки в выполнении этого действия, то есть умение переходит в привычку» [8, с. 119].

Полагаю, что умение является промежуточным этапом овладения новым способом действия, которое основано на правиле (знании), что соответствует правильному использованию этого знания в процессе решения определенных задач. Но этот этап еще не достиг уровня навыка в своей сформированности. Умение можно соотнести с уровнем, который является реализованным на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, определения и т.п.), которое понятно для учеников и может быть произвольно воспроизведено.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые производятся в процессе ее выполнения. Навык возникает как осознанное действие, которое в процессе повторения автоматизируется, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения этого действия. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате повторения упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Исходя из этого, специфика навыков обуславливается их актуализацией на основе бессознательного контроля личности во время их применения, а также возможностью выполнения того или иного действия безошибочно и быстро, рационально тратя энергию.

В деятельности учащихся можно установить следующие уровни овладения ими действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:

0 уровень — учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень — учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его только при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень — учащиеся способны выполнять данное действие самостоятельно, но только по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень — учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознают каждый шаг;

4 уровень — учащиеся автоматизировано, безошибочно выполняют действия (навык).

Развитие навыков происходит через упражнения. В упражнениях, как отмечают психологи, особое значение приобретают целеустремленность, мотивация и исключения любых неточностей. Если выполнение упражнения сопровождается положительной мотивацией и внутренним удовлетворением, то совершенствование навыков будет происходить более успешно, но во время их отработки необходимо следить за правильностью выполнения упражнений.

При формировании различных навыков игры на фортепиано у учащихся ДМШ в качестве организующего фактора выступают основные положения общей педагогики. Кроме того, в работе педагога-пианиста всегда воплощаются требования высокой идейно-художественной содержательности исполнения, которые сочетаются с большим профессиональным мастерством. Они выражают отношение в нашей стране к музыкальному искусству как к одному из важных средств эстетического воспитания и духовного развития.

Анализируя знания, умения и навыки, полученные учеником в индивидуальном классе игры на фортепиано, следует отметить, что знания, как комплексные понятия, включают в себя факты, музыкальные явления, всю общность информации, получаемой учеником в классе специального инструмента. Умения предполагают обязательную поддержку в виде специально разработанных упражнений, которые помогают решать творческие задание. Навыки же — высшая ступень творческого воплощения и трансформации знаний в музыкальной деятельности, не требующая постоянного подкрепления упражнениями.

Суть обучения игре на фортепиано, и формирования навыка чтения с листа в частности, проявляется в такой организации музыкальной работы, когда формированию понятий, обобщений и теоретических выводов предшествует наблюдение за музыкальным материалом, его слуховое восприятие и практическое освоение элементов музыки:

— последовательность изложения (от простого к сложному, от легкого тяжелому, от известного к неизвестному);

— связь теоретических знаний с практикой;

— учет возрастных особенностей учащихся;

— наглядность и доступность учебного материала;

— сопряженность зрительного и слухового восприятия нотного письма;

— соответствие содержания учебной работы уровню передовой научной мысли и педагогической практики.

Организация педагогического процесса обучения игре на фортепиано в целом и конкретно развития навыков чтения с листа в начальных классах ДМШ требует обеспечения комплекса психолого-педагогических принципов, а именно:

  1. Принцип направленности обучения — во взаимосвязи задачи, обучения, воспитания и общего развития детей. Суть его требований заключается в том, что и вся воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача должны подчиняться достижению общей цели развития личности учащегося; педагоги должны подчинять поставленной цели свою работу.
  2. Принцип доступности. Важно следовать принципу, при котором формы, методы, содержание обучения будут соответствовать особенностям умственных и возрастных возможностей учащихся. Доступно организовать процесс обучения — значит обращаться к высшему пределу возможностей учащихся с целью постоянного повышения этих возможностей. Но этот высший предел нельзя переступать, в противном случае многое в содержании обучения может стать непонятным.
  3. 3. Принцип системности и последовательности — обусловлен особенностями познавательной деятельности, зависящими от возрастных закономерностей развития учащихся. Предусматривает системность в работе педагога (постоянная работа над собой; рассмотрение нового материала поэтапно; опора на усвоенное при изучении нового материала; фиксирование внимания учащихся на вопросах повышенной сложности, проанализировав ход и проведения уроков), а также системность в работе обучающихся (систематическое посещение занятий, внимание на занятиях, при выполнении задач, систематическое повторение учебного материала). Например, в процессе формирования навыка чтения с листа обучающимися необходимо учитывать принцип постепенного и системного формирования и совершенствования представленного навыка.
  4. Принцип связи теории с практикой. Под этим принципом понимаем обучение музыкально-теоретическим преставлениям чтения с листа и их соотношений с практическим воплощением. Кроме того, в процессе формирования данного навыка важно учитывать перспективность, посильные трудности, единство художественного и технического развития учащихся, принцип слухового восприятия музыкального явления, его осознание и творческое исполнение.

Таким образом, психолого-педагогические условия развития навыка чтения нот с листа являются важнейшим компонентом стратегии развития музыкальных способностей ученика в целом.

Подробно представим «механизм» процесса чтения нот с листа. Опытный пианист, готовясь исполнить незнакомое произведение в темпе и без остановок, передать характер, настроение музыки, действует следующим образом: охватив взглядом отрывок нотного текста, быстро и на короткое время запоминает его, начинает играть, не глядя на клавиатуру, потому что его глаза в это время заняты уже следующим отрывком. Быстро запоминая новый отрывок музыки и передавая для реализации в звуках полученную информацию рукам, что доигрывают еще первый отрывок, он переносит взгляд уже на третий отрывок и т.д.

Отсюда следует, что для быстрого чтения с листа, исполнитель должен:

— уверенно, не испытывая потребности в постоянной поддержке зрением,

ориентироваться руками и пальцами на клавиатуре;

— плотно, хоть и ненадолго, но «с одного взгляда» — точно запоминать небольшие отрывки нотного текста;

— уметь быстро, почти автоматически, находить удобную аппликатуру для исполнения текста любой сложности фактуры.

Воспитание первого специфического умения целесообразно начинать заблаговременно, с первых месяцев обучения в музыкальной школе. Важно сформировать свободную, независимую от зрения ориентацию рук на клавиатуре. Этому поспособствуют разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой с помощью специальной планки или ткани; или же исполнение изученных пьес с закрытыми глазами или в темноте.

Следует стремиться к разделению функций глаз и рук. Возможно, им стоит быть независимее друг от друга: взгляд направлен только на нотный текст, пальцы же учатся управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку — читать ноты и искать клавиши, что позволить сохранить сосредоточенность и развивать координацию движений.

Подготовительные задачи, способствуют выработке второго умения — плотно запоминать небольшие отрывки нотного текста, начиная с группы нот, небольшого мотива, а дальше небольшого отрывка произведения. Внимательно присмотревшись и зафиксировав задачи, надо сыграть его, не смотря в ноты.

Далее — умение быстро, почти автоматически выбрать аппликатуру, лучшую в данной игровой ситуации, что определяет скорость и точность двигательной реакции. Ведь известно, что аппликатура, приобретая различные варианты в разных изложениях, все же опирается на некоторые закономерности. Когда пальцы исполнителя встретят ту или иную техническую фигурацию, они должны занимать нужную позицию инстинктивно, как будто сами. Следует также отметить эффективность аппликатурных упражнений и их сочетание с работой «слепым методом».

Этюды К.  Черни, Г. Гермера и др. могут служить материалом для подбора упражнений на основе типовых этюдных формул. Изменение позиций возникает здесь благодаря секвенционным движениям. Навык позиционных изменений усваивается на материале «ломаных» и длинных арпеджио. В них используются различные по структуре аккорды: мажорные, уменьшенные и увеличены трезвучия, умVII7, малый минорный септаккорд, D7.

При чтении с листа происходит приобретение целостного представления о произведении, к тому же исполнить его необходимо, принося в жертву много текстовых подробностей во имя общего впечатления.

Работая над игрой с листа, даже в умеренном темпе, пианист не имеет возможности видеть и осмысливать каждый нотный знак. На помощь приходят разнообразные приемы ускоренного чтения. Один из них — так называемое «относительное» чтение, основанное на четком представлении о расстоянии между нотными знаками: одна нота воспринимается ее абсолютным положением (обычно это нижняя нота аккорда или первая нота горизонтальной последовательности звуков), а остальные по дистанции между ней и соседними нотами, то есть относительно. Ускоренному чтению способствует умение быстро распознать типичные мелодические и гармонические обороты: гаммы, арпеджио, аккорды, их последовательности и др.

Функционирование этого навыка не представляется возможным без налаженной мгновенной подвижной реакции исполнителя на информацию нотного текста. Помня о разделении функций глаз и рук, важно понять, что зрительный контроль за движениями пальцев и рук не может быть отстранен полностью, особенно во время исполнения пьес, фактура которых насыщена широкими ходами и прыжками. Помогает рациональная посадка за роялем, благодаря которой в поле зрения исполнителя попадают одновременно и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре.

Вторым условием, определяющим скорость и точность реакции движения на нотную картину, является аппликатурная техника, о развитии которой сказано выше.

Формирование навыков чтения с листа предусматривает постепенное укрупнение единицы восприятия нотного текста, что связано с умением анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику, осмысливая по горизонтали и по вертикали. В широком смысле это означает проникновение за пределы текста к содержанию музыки, который автор схематизирует в записи. Таким образом, можно считать, что формирование навыка чтения нот с листа должно состоять из определенных этапов.

Первым этапом определяем внимательное прочтение нотного текста. Б. Милич в методической работе «Воспитание пианиста в І–II классах ДМШ» пишет: «Прежде чем понять структуру и логику мелодического и гармонического развития музыкального произведения, ученик должен знать, что написано в нотах» [6, с. 43].

Вторым этапом чтения с листа считаем осмысление, интонирование произведения, построение музыкального образа на основе нотной записи. Такое осмысление предусматривает формирование определенной креативности.

Третьим этапом должно быть развитие умения непрерывного чтения нотного текста.

Четвертым этапом — формирование слухомоторных представлений. Следует отметить, что скорость и точность моторной реакции на нотный текст определяется свободной ориентацией рук на клавиатуре, что позволяет уменьшить объем постоянного зрительного контроля. Скорость и точность моторной реакции определяется также сформированностью слухомоторных представлений.

Пятым этапом — способность предвидения развертывания музыкального текста, умение определять тональности, их изменения, а также изменение ритма, темпа, движения мелодии и аккомпанемента. Заметим, что зрительное восприятие нотного текста является наиболее сложным. Отсюда можно рекомендовать формировать навыки, которые совершенствуют технику ускоренного чтения, в частности — навыки относительного чтения, основанные на четком представлении пространственных дистанций между нотными знаками, и распознавания типичных интонационных комплексов, мелодичных и гармонических оборотов.

Исходя из всего выше сказанного, очевидно, что применение упражнений в чтении с листа должно быть обязательно регулярным и систематическим, поскольку умения и навыки, еще не успев сформироваться и закрепиться, быстро стираются, а достигнутые результаты перечеркиваются, и ученик возвращается к стартовой черте.

Подводя итоги, подчеркнем, целенаправленные и последовательные занятия чтением с листа могут дать желаемые плоды, ведь умение свободно в нужный момент владеть этим навыком не перестает быть насущной необходимостью для представителей всех музыкальных профессий. От своевременного приобретения навыков чтения нот с листа в значительной степени зависит широта музыкального мировоззрения, в настоящий момент — это особенно актуально в связи с задачами, которые поставлены современной музыкой, которая на первый план выдвигает необходимость развития музыкального интеллекта.

Музыка для чтения нот с листа должна пробуждать живой и непосредственный эмоциональный отклик, быть содержательной, высокохудожественной. В репертуарный список необходимо включать произведения различных авторов (русских и зарубежных, классиков и современных), различных стилевых направлений.

С точки зрения психологии развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоразвитую систему, основанную на тесном синтезе зрения, слуха и моторики. В деятельности этой системы участвуют внимание, память, воля, интуиция и творческое воображения исполнителя. Ошибочным, конечно, было бы отрицать возможность выявления специфического дарования в данной отрасли. Но, безусловно, желательно начинать выработку этих навыков с малых лет. Ведь как начинающий, так и взрослый, уже сформированный музыкант, достигнут здесь весомых результатов только при наличии большой настойчивости и максимальных усилий.

Чтение нот с листа — это наиболее перспективный путь, ведущий обучающихся начальных классов ДМШ в направлении общемузыкального развития и, безусловно, важнейший компонент большого комплекса музыкальных способностей ребенка. Прежде всего — это возможность познакомиться с большим количеством нового музыкального материала, на знакомство с которым расходуется минимум времени. Это постоянная смена новых впечатлений, восприятия нового материала, который становится более ярким и интересным, способ расширения репертуарного мировоззрения, накопление различных музыкально-теоретических и практических знаний.

Чтение с листа, как первичное средство знакомства с музыкальным произведением, должно существовать в учебной практике и оставаться обязательной составляющей дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта.

 

Список источников и литературы:

 

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев — М.: Книга по Требованию, 2013. — 288 с.
  2. Бочкарев, Л.П. Психология музыкальной деятельности / Л.П. Бочкарев — М.: Институт психологии РАН, 1997. — 351 с.
  3. Верхолаз, Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа / Раиса Абрамовна Верхолаз. – Под общ. Ред. Т. Беркман. – М.: Изд­во АПН РСФСР, 1960. — 47 с.
  4. Копылова, Л.В. Чтение с листа как форма работы младшего школьника в классе специального фортепиано / Л.В. Копылова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II–III междунар. науч.-практ. конф. № 2–3(2). — Новосибирск: СибАК, 2017. — с. 75–84.
  5. Корыхалова, Н.П. За вторым роялем. — СПб: Композитор. Санкт- Петербург, 2006. – 552 с.
  6. Милич, Б.Е. Воспитание пианиста в І–II класах ДМШ / Б.Е. Милич. — К.: Музична Украина. – 80 с.
  7. Смирнова, Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: пособие для преподавателей, детей и родителей: метод. рек. / Т.И. Смирнова. — М.: РИФ, «Крипто-логос», 1992. — 133 с.
  8. Фридман, Л.И. Психопедагогическое общее образование: учебное пособие для учеников и педагогов / Л.И. Фридман. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 287 с.
  9. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебник для среднего профессионального образования / Г.М. Цыпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 188 с.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram