header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Развитие музыкальной выразительности в классе домры»

21 февраля, 2023
QR Code

Открытый урок

«Развитие музыкальной выразительности в классе домры»

Подготовила:        Злобина Марина Валериевна, преподаватель по классу домры, первая квалификационная категория

Тема: «Развитие музыкальной выразительности в классе домры»

Цель урока:  активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать  сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающие:

– проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения и артикуляции (легато, стаккато), соответствующие образным характеристикам выбранных пьес и упражнений;

– закрепить знания о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр),  о строении фразы  (деление на мотивы, ее динамику – начало, подъем, кульминацию, спад);

– ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.

Развивающие:

– развить навыки полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;

– привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки;

– расширить кругозор учащегося и его представление о тембровом разнообразии домры.

Воспитательные:

– воспитание устойчивого интереса обучающегося к игре на домре и традиционной музыкальной культуре;

– воспитание коммуникабельности и толерантности;

– воспитание эмоционально отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые   музыкальные произведения;

– подготовка учащегося к участию в концертах.

Форма учебного занятия: индивидуальная.

Тип учебного занятия: комбинированное занятие.

Материально-техническое оснащение урока: кабинет, две домры, фортепиано, пюпитр, нотные пособия.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

План урока

  1. Организационный этап (2 мин.).
  2. Проверка домашнего задания (2-3 мин).
  3. Основная тема урока:

– знакомство с такими выразительными средствами, как: дикция, интонация, музыкальная фразировка (5-6 мин.);

– творческие задания (5 мин.);

– работа над дикцией, артикуляцией и интонацией, раскрытием  музыкальных образов, эмоционального содержания произведений  (15-20 мин.);

  1. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-5 мин.).

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие, знакомство с участниками открытого занятия. Задача учителя – подготовить ученицу психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученицу на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученице предлагалось дома вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.

Преподаватель:

Вспомним,  о чем мы говорили на предыдущих уроках.

Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске, колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они могут складываться в мелодию (одноголосная музыкальная мысль) или аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание различных длительностей), темп (скорость исполнения).

3.Основной этап

Начнем с упражнений.

Упражнения – форма игры для ребенка, создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик динамическими и тембральными  возможностями инструмента. Условные названия даны для активизации музыкально- художественных представлений.

В прошлом году мы играли упражнения, на укрепление 1, 2, 3 и 4 пальцев. В этом году продолжаем работать над дальнейшем техническим  развитием.

Всем упражнениям мы даем названия и стараемся играть их в характере. Это способствует развитию ассоциативно-эмоционального мышления ученика. Упражнение «Марш маленького пальчика». Говорим о том, что если это марш, то исполнять нужно ритмично, четко, громко. Следующее упражнение «Гусеница». Здесь учимся додерживать звуки, узнаем о мажорном и хроматическом тетрахорде. Используем для исполнения кантилены, для достижения связности.

Переходим к пьесам.

Сейчас в исполнении Людмилы  мы услышим произведение В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».  При знакомстве с этим произведением мы выяснили, что крокодил Гена сказочный персонаж, вспомнили мультфильм и слова песни.   И сейчас мы сравниваем музыкальные фразы с прямой речью, отличительными особенностями которой являются хорошая дикция и правильная интонация.

Дикция – это ясное, отчётливое произношение. Проигрываем пьесу и следим за слитным и отчетливым произношением фраз. Во второй части произведения необходимо играть, как бы поднимаясь по лесенке, с каждой нотой прибавляя силу звука, устремляясь к вершине, а затем спускаясь. Очень важно дать понять ученику, что при игре «пиано» пальцы не должны быть вялыми, а звуки невнятными. Даже шёпотом можно говорить, чётко артикулируя слова, следить за тем, чтобы в восходящем движении пальчики левой руки вставали друг за другом, не поднимаясь. А в нисходящем движении необходимо по одному приподнимать пальцы невысоко над грифом. Нотки должны «перетекать» одна в другую, чтобы движения как  у гусеницы были плавными, а не скачкообразными, как у кузнечика. При этом помогает  такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексте месте.

Переходим к следующей пьесе. Послушаем произведение О.Моисеевой Этюд «В день рождения». Говорим о торжественном характере пьесы. Выбираем  каким оттенком лучше сыграть это произведение. Проигрываем с аккомпанементом, как на празднике (готовимся сыграть на день рождение маме).

Следующее произведение,  над которым мы работаем русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

Вопрос: – Расскажи о характере исполнения песни «Пойду ль я, выйду ль я»?

Ответ: – Пьеса весёлая, задорная, энергичная, танцевальная.

Вопрос: – Что ты должна чувствовать, исполняя её?

Ответ: – Радость, счастье, воодушевление, веселье, беззаботность.

Пьеса исполняется с остановками для более тщательного прорабатывания материала.

Эту пьесу мы готовим к академическому концерту. Работаем над фразировкой, четким исполнением штрихов, тремоло. Проигрываем с с аккомпанементом, как на концерте.

Творческие задания.

Творческое задание:  Повторить за преподавателем  песенку «Андрей-воробей» на ноте «до», прижатой 2 пальцем. Затем, по заданию преподавателя, сыграть её от имени хитрой лисы, диктора телевидения, барабанщика.  При игре нужно менять  не только настроение, тембр, темп, силу звука, но и ритм, в соответствии с выбранным образом.

Переходим к следующему произведению.  Русская народная песня «Долина, долинушка», обр. Ю.Шишакова. Контроль над качественным исполнением каждой нотки, чётким ровным звучанием.  “Дослушиваем” окончание музыкальных фраз. Звук мягкий, без толчков. Штрих легато. Мелодия напевная. Медиатором извлекаем красивое, напевное тремоло.

Еще в нашем репертуаре есть пьеса «Прыгает зайчик». Говорим о характере этого произведения.  Стаккато (итал. Staccato – отрывисто) – штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков.

  1. Заключительный этап.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант скорее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

Домашнее задание: продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. Играть произведения «Пойду ль я, выйду ль я» и «В день рождения» как на концерте. Готовимся к академическому концерту. Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram