header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Развитие музыкального слуха в скрипичном классе на начальном этапе обучения

4 ноября, 2023
QR Code

Бикасова Надежда Юрьевна

Преподаватель

„Кромская ДШИ” по классу скрипки

Методическая статья на тему:

  1. «Развитие музыкального слуха в скрипичном классу на начальном этапе обучения»

 

Как сложно понять музыкальную идею, заложенную в композиции, рядовому слушателю. Нам предлагают всевозможные виды музыкального жанра, и выбор становится уже за нами: слушать или нет. И главный вопрос: как слушать? Сможем ли мы понять, глубину формы, ритмики, нюансов, или все же останемся на поверхности услышанного? Для современного человека, без хотя бы начального образования в музыке, это будет довольно сложно. Так как на наше восприятие услышанного влияет одно из самых важных качеств это – музыкальный слух.Тема развития музыкального слуха актуальна и в нынешнее время. Хорошо развитый музыкальный слух, помогает узнавать музыку в момент ее воспроизведения. Развитый музыкальный слух помогает вызвать эмоциональный отклик на произведения, разные по жанру и стилю.
Музыкальный слух- умение воспринимать звучащие разные по высоте звуки, определять тембр, лад, ту или иную гармоническую последовательность. С точки зрения физиологии, слух представляет собой многоуровневую систему, которая охватывает все разделы головного мозга, от низших отделов подкорки до высших уровней коры. Это качество можно развить и усилить на уроках сольфеджио, при нужной системе занятий. Но давайте поразмышляем, как развивать слух в скрипичном классе на начальном этапе обучения.
Чистое интонирование на скрипке – сложная составляющая часть. Леопольд Моцарт говорил, что в начале необходимо ознакомить ученика со строем скрипки, нотным письмом, метру, и особенности сольфеджирования, после чего он считал возможным дать ученику в руки скрипку и смычок, и переходить к постановке и практическому обучению. Уместно сказать о том, что постоянное сочетание вокального и инструментального исполнения было одним из главных принципов музыкально-педагогической концепции Б. Л. Яворского, он считал «с самого начала слуховой тренировки обучающейся игре на инструменте пел и играл ладово-осмысленные структуры»
В самом начале этапе обучения и так называемой проверки ученика, необходимо просить спеть легкие детские попевки, угадать мелодию, проверить ритмическую сторону, и тд. Также желательно поиграть интервалы и попросить их исполнить на любой слог, например „ля”. Как правило ученикам легче спеть малую сексту, квинту, но если удается спеть большую секунду, или терцию, то перед вами ребенок с хорошими слуховыми данными, которые в дальнейшем необходимо развивать.
В начале изучения нового произведения, необходимо пропеть его, и желательно с подтекстом, если его нет, придумать в процессе. Это придает большое значение и ученик понимает, о чем будет играть в дальнейшем на инструменте. Не будем забывать, что в самом начале практически отсутствуют знания о нотном письме. Необходимое условие: нужно помнить об аккомпанементе и при возможности сыграть его, что тем самым дает не только мелодическую настройку, но и гармоническую. В процессе игры, важно заострять внимание на “чистые ” и ” фальшивые ” звуки. В самом начале это важная часть занятий. Если ученик не реагирует на фальшиво – сыгранный звук, необходимо вернуться и исправить на нужный.
Чистое интонирование во многом также зависит от постановки левой руки. Правильно найденная переменная точка опоры, размах и активность падения пальца на струну, отсутствие хватательного рефлекса. Не следует долго останавливаться в изучении первой позиции. Очень полезно будет, если параллельно осваивать вторую и третью позиции. Ведь на столь раннем этапе, ученику не так принципиально в какой части грифа играть. Игра в позиции положительно отразится на слух, и даст ощущение скольжения вдоль грифа, что убережет от зажимов кисти, пальцев и крупной части руки.
Исполнение гамм верная помощь в развитии музыкального слуха. Для начала нужно пропеть, обращая внимание ученика на тоновое и полутоновое соотношение. Настроить его внутренний слух на тяготение ступеней: тон или полутон. Конечно, в начале на это нужно уделить время, пока не войдет в навык, чтобы учащийся, точно представлял какой следующий “шаг” на грифе нужно делать большой (тон), маленький (полутон). Если возникают сложности в точном исполнении тона, то можно применить данное упражнение. На сруне “ре” поставить звуки “ми ” и “соль ” и вторым пальцем “поездить” вдоль грифа от первого пальца к третьему. Это должно дать более точное представление о тоновом соотношении. Данное упражнение следует повторить на других струнах и другими пальцами, для точного освоения.
На начальном этапе обучения происходит, что длительное время ученик изучает песни только в мажоре. Это неверный способ работы, так как потом будет трудно перестраивать ученика на другие лады, и тональности. Часто встречаемая ошибка, когда в левой руке пальцы механически привыкают к тоновому и полутоновому положению пальцев, применяемое в мажоре.
Желательно делать это параллельно, то есть играть, слушать, петь мажор и минор одновременно.
Для интонирования, необходим механизм предслышания высоты звука, его тембровой окраски, и также эмоционально составляющую часть. Нельзя допускать, что бы начав играть, не услышать данную мелодию внутренним слухом. Ямпольский особое значение придавал предслышанию, он говорил: «нельзя играть быстрее слуха, он должен опережать движение. Пока играешь предыдущую ноту, нужно почувствовать, как следующий палец уже движется на свое место, ощутить его движение в воздухе, услышать его интонацию».
Всегда нужно помнить, что в содержательной стороне интонации в первую очередь важна ее связь с качеством звучания. Основные функции слуха связаны с познанием, переживанием и воплощением многомерных задач, лежащих в основе музыки. Представления о музыкальных свойствах звучания, формируются в отдельных формах слуха: звуковысотного, интервального, тембрового, динамического, ладового. Каждый из этих видов необходимо развивать на начальном этапе обучения в скрипичном классе, для достижения наивысшей гибкости, точности музыкального слуха.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе