header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Развитие музыкально-познавательной активности учащихся в процессе обучения хоровому и ансамблевому пению в детской школе искусствв

29 ноября, 2023
QR Code

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ И АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

 

Воронова М.А.,                                             преподаватель отделения музыкального искусства

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «Детская школа искусств»

городского округа Нижняя Салда Свердловской области

 

         Школа всегда отражала суть эпохи, создавая ее фундамент. В притче «Как люди создали школу» говорится, что они сотворили так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравиться сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять –  ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать свои знания – но они ему даются в готовом виде.      

Какой же должна быть школа в XXI веке? Прежде всего, она должна быть НОВОЙ. Новая школа – это школа, обеспечивающая успешную социализацию детей, это современные учителя, открытые ко всему новому, пытливые, любознательные, талантливые ученики.     

 На протяжении ряда лет Россия переживает социально-культурный и духовно-нравственный кризис общества.  Перед российской школой стоят масштабные задачи, целью которых является обеспечение высокого качества образования, являющегося условием экономического развития страны.  

Стержневой нитью проходят идеи: развитие учащихся через организацию личностно значимой деятельности, становление активными субъектами образовательного процесса; подготовка выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.        Формирование познавательной активности школьников – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Задача педагога состоит в оптимизации процесса становления каждого ученика как субъекта образовательного процесса на основе системного подхода к развитию познавательной активности учащихся; устремленности к новому знанию через создание условий для развития его личностных качеств, способствующих успешной социально-психологической адаптации в обществе.

Проблема познания и познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов, а также в работах, посвященных организации и содержанию музыкального образования (Э. Абдуллин, Л. Арчажникова, и др.). В этих материалах выявлена непосредственная взаимосвязь формирования и развития познавательной активности учащихся с обеспечением эффективности всего учебно-воспитательного процесса, обоснована необходимость модернизации современной образовательной системы, поиска новых путей, определяющих постоянно возрастающий интерес к познанию.

При рассмотрении понятия познавательного интереса в отечественной и зарубежной литературе отмечается разноречивость определений. Автору близка позиция Г.И. Щукиной, которая утверждает, что развитие самого интереса (его углубления и устойчивости) находится под влиянием познавательной активности школьника и выделяет два источника в обучении, из которых возникает познавательный интерес: содержание учебного материала и непосредственно процесс познавательной активности.

Познавательная активность – сложное личностное образованиие, котрое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, мотивация, воля, прилежание) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы преподавания). Р.С. Немов рассматривает мотивацию как процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Основным направлением педагогической деятельности автора в последние годы было создание системы по развитию музыкально-познавательной активности и  мотивации достижений учащихся, которая служит, прежде всего, задачам обеспечения качества и результатов образования; обозначает представление автора о влиянии развития музыкально-познавательной активности на уровень достижений учащихся и на развитие социально-значимых качеств личности, включает совокупность элементов, факторов и условий, побуждающих к деятельности, а именно:

  • субъекты мотивации (педагоги, учащиеся, родители);
  • комплекс мотиваторов, обеспечивающих целостное мотивационное воздействие на учащегося: наличие нравственных принципов, предпочтения (интересы, склонности), внешняя ситуация, собственные возможности учащихся, условия достижения цели (затраты усилий и времени);
  • психолого-педагогические условия (мотивационная среда)

– создание атмосферы доверия между учителем и учеником;

– положительная оценка педагогом даже незначительных достижений и усилий школьников;

– объективный характер контроля со стороны преподавателя;

– привлекательность и соответствие задач  возможностям учащихся и др.;

  • мониторинг.

Это непростая задача, решение которой стало возможным, во-первых, при смене позиции обучающегося: становлении его активным субъектом, творцом, способным ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность, а также при моделировании образовательного пространства, способствующего интенсивной познавательной деятельности школьников, внутренней потребности в самообразовании и творческой самореализации:

  • мотивировать ученика, вызывая личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
  • создавать психологический комфорт, условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве ДШИ;
  • проектировать на зону ближайшего развития ученика и др.

Рассматривая успех как обязательное условие повседневной жизни ребенка, автор целенаправленно работает над тем, чтобы среди его учеников не было детей, не испытывающих успех в учебной деятельности из-за низкой самооценки, боязни неудачи, неверия в собственные силы, неумения добиваться поставленных целей, так как стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на достижения в дальнейшей жизни. Однако это не означает, что все ученики хорового класса – отличники. Каждый ребенок индивидуален и поэтому у каждого свой собственный успех и свои достижения.  

Наличие у школьников установки на достижение успеха, потребности в саморазвитии и самоактуализации, определены педагогом как ведущие факторы формирования и развития музыкально – познавательной активности школьников. Сравнительный анализ успеваемости за обозначенный период  свидетельствует о стабильных результатах учащихся хорового класса и достаточно высоком уровне их обученности. Анализируя уровень усвоения программного материала учащимися, следует отметить, что около 90% обучающихся и 2/3 выпускников выбирают и осваивают образовательные программы на повышенном и предпрофессиональном уровне, что свидетельствует о сформированных у детей музыкально-познавательной активности и интересе к предметной деятельности.

Ежегодно от 87 до 96% учащихся хорового класса стремятся к реализации своих возможностей и способностей, активно участвуя в городских фестивалях и конкурсах «Салдинские звездочки» и концертах Детской филармонии ДШИ.  В составе творческих коллективов: хора «Искорки», вокального ансамбля «Делиция», вокальных трио «Камертон» и «Сердца трех», вокальных дуэтов «Вдвоем», «Верные друзья», «Ровесники», а также сольного исполнительства 90% школьники на конкурсах от городского до Международного уровней отмечены 70 Дипломами, из них более 50 Дипломов Лауреатов конкурсов I и II степени.  Расширилась география конкурсов с Уральского региона до Российской Федерации.

Учащиеся хорового класса имеют достаточно высокий уровень мотивации достижений, реализуя собственные интересы, творческие способности и выраженную музыкально – познавательную активность  через вокальное сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство. По мнению родителей, такая деятельность сплачивает детей, учит их общению в разновозрастном коллективе, дисциплине и ответственности, развивает творческие и музыкальные способности, эмоциональную сферу. Кроме того – это просто приятная, познавательная коллективная творческая деятельность.

В связи с практической ориентированностью образования в хоровом классе основным результатом учебно-воспитательной деятельности являются не знания и умения сами по себе, а набор ключевых компетентностей, формирование которых позволяет более 80% учащихся класса выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; принимать решения, проявлять осведомленность в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, готовность к самостоятельной музыкально-познавательной деятельности и самооценке,  умения взаимодействовать с окружающими людьми, осуществлять эмоциональную саморегуляцию и творческую самореализацию.

Личностному  развитию детей способствуют

  • гуманистические взаимоотношения субъектов образовательного процесса,
  • социально-полезная направленность совместной концертно-исполнительской деятельности учащихся и педагогов;
  • творческое сотрудничество и взаимодействие на основе педагогических технологий: личностно ориентированного обучения и развития, технологий сотрудничества и сотворчества, коллективных творческих дел, проблемно-диалогового развивающего обучения и других;
  •  проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренных учащихся;
  • профессиональная ориентация учащихся с целью подготовки их к продолжению образования в профильных образовательных учреждениях следующей ступени;
  • мотивационная среда (психолого-педагогические условия), созданные по мнению опрошенных учащихся и их родителей на оптимальном уровне (32%), а 2/3 на высоком) и побуждающие школьников к музыкально – познавательной активности и коллективному успеху; а так же
  • личная мотивация самого преподавателя на высокие профессиональные достижения (педагог, ориентированный на достижения, является примером для обучающихся).

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа преподавателя над развитием музыкально-познавательной активности и мотивации достижений обучающихся позволила оптимизировать образовательный процесс в хоровом классе и повысить его эффективность. Каждый субъект учебно-воспитательного процесса, оценив достигнутый уровень, смог определить дальнейшую траекторию движения к цели: ученик к более высокому уровню усвоения знаний, развития музыкально-познавательной активности, педагог – к повышению своего профессионального мастерства.

 

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2002. С. 512
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. 1книга: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1995. С.576
  3. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979, С.96
  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., Просвещение, 1979. С.160

 

    

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram