Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Развитие исполнительского мастерства на основе принципов современного метроритмического воспитания

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Таушева Ксения Анатольевна

Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер.

МБУДО «Детская музыкальная школа №8» г.Казани

Содержание:

  1. Введение. Что такое ритм и биоритмы?
  2. Особенности ритма.
  3. Создание музыкального образа действия. Подготовка пианистического аппарата.
  1. Декламация (стихи, песни, музыка).
  2. Сильная доля.
  3. Ритмофоника. Ритмослоги.
  4. Ритм-техника.
  5. Причины неритмичной игры.
  6. Исполнительское мастерство.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ РИТМ И БИОРИТМЫ?

В процессе творческой работы направленной на развитие определенных навыков игры и постижение, осознание художественно-смыслового и эмоционально-выразительного содержания музыкального произведения формируется Исполнительское мастерство.

О развитии, которого пойдет речь через призму метроритмического воспитания.

Ритм – одни из важнейших элементов музыки.

Но следует отметить, что музыкальный ритм неотделим от интонационной основы произведения. Они являются взаимодополняющими элементами образного содержания музыки.

Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных.

Понятие ритма возникло у античных мыслителей, размышляющих о законах устройства миропорядка и общественной жизни. В учении Пифагора об эвритмии рассматривался вопрос о нахождении человеком верного ритма, способствующего его вхождению в ритм жизни своего города, а затем и к ритму мирового целого – жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.

Древние мыслители отмечали большое воздействие музыкального лада на психику, а современные ученые доказали влияние на развитие мозговой деятельности человека метроритмической основы музыки.

Большинство музыкальных ритмов основывается на естественных ритмах человеческого организма: ритм дыхания, сердечных сокращений, ходьба, бег.

У ученых есть предположения, а возможно есть уже и доказательства тому, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма человека с частотой музыкально-ритмической пульсации.

У человека со слабой нервной системой перестройка биоритмов на другую частоту (или темп, скорость) происходит более гибко. Реакция на навязывание ритма выражается слабее у обладателей сильной нервной системы.

Т.о. гораздо тоньше и глубже переживать и чувствовать содержание музыкального произведения будут люди со слабой нервной системой, тяготеющие к спокойной и негромкой музыке. Те, кто обладает сильным типом нервной системой будут предпочитать музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго.

Детям до 14 лет характерно наличие дельта и тета-ритмов – это 2-3 звука и 4-7 звуков в секунду. Этот ритм можно услышать в Лунной сонате Бетховена и во многих Ноктюрнах Шопена.

Скорость усвоения информации и скорость реагирования напрямую зависит от биоритма. А потому необходимо помнить об этом при работе с детьми и набираться терпения при неоднократном повторении материала. А на первых порах работы с начинающими музыкантами давать очень дозировано новую информацию не перегружая ребенка.

Повышенный объем дельта-волн в фоне мозговой деятельности говорит о состоянии утомления и торможения, бета-волн – о возбужденности и активности.

  1. ОСОБЕННОСТИ РИТМА.

Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность.

1-я особенность музыкального ритма – передача различных экспрессивных состояний человека, воплощение сложных проявлений его внутренней жизнедеятельности.

РИТМ В МУЗЫКЕ — КАТЕГОРИЯ НЕ ТОЛЬКО ВРЕМЯИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ,

НО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ,

ШИРЕ — ОБРАЗНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ, ХУДОЖЕСТВЕННО-СМЫСЛОВАЯ.

2-я особенность музыкального ритма – это его двигательно-моторная природа.

«Без телесных ощущений ритма … не может быть воспринят ритм музыкальный» — Жак Далькроз. Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством.

  1. СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

Современные дети, в силу частого общения с телевизором и компьютером, имеют неразвитую эмоциональную сферу. А в ходе исполнительской деятельности происходит проникновение в более скрытые уголки человеческого сознания, чувства, мысли, пробуждается чувствование окружающего, раскрывается творческий замысел композитора, выражаемый при помощи игры звуков.

На первых этапах работы с начинающими пианистами метроритмическое воспитание начинается с осознания музыкально-образного содержания и пульсации в движении.

Мы знакомимся с музыкой различного темпа, жанров и образного содержания.

И прежде всего, даем ей характеристику, пробуждаем чувства и эмоции относительно данного произведения. Если музыка имеет подтекстовку, то одновременно с произношением текста или пропеванием определяем доли, т.е. пульсацию в музыке. Дирижируем, хлопаем, топаем под музыку – учимся чувствовать пульс «сердце» музыки, её настроение.

Более осознанное восприятие музыкально-образного содержания произведений формирует, я бы так назвала, «Слуховую базу», таким образом, создавая музыкальный образ действия.

Обращение внимания к динамическим оттенкам, как они изменяют образное содержание и какую функцию выполняют.

ПОДГОТОВКА ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА.

Зачастую ученик впервые начинающий учиться игре на фортепиано сталкивается с трудностями в силу не развитости, не подготовленности пианистического аппарата.

Поэтому, приступая к занятиям на фортепиано, ребенок сталкивается с проблемой точного воспроизведения ритмического рисунка пальцами рук.

И донотный период обучения является благодатной почвой для развития координации ребенка и начальных пианистических навыков.

Пальчиковые игры – превосходный материал для раннего воспитания чувства ритма ребенка. Пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. А главное, что все движения сопровождаются словесной подтекстовкой, которая ритмизирует движения, упорядочивает их.

 

стихи Движения пальцев
1.Гуси нападают.

 

Гуси песни распевали: «Га-га-га, га-га-га»,

 

посидели,

поклевали,

 

Маму с Димой пощипали: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха!»

Но от них мы убежали. Да-да-да!

 

Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе. (как первое движение в песне «на танцующих утят быть похожими хотят»).

Сжатые кулачки на коленях.

Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и «клюём» по коленям.

Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга.

Шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.

Более сложный вариант: Все пальчики загнуты, кроме указательного и среднего. Ими мы перебираем, как человечки двумя ногами.

2. Ягодки

 

С ветки ягодки снимаю

 

 

 

 

 

И в лукошко собираю.

 

Будет полное лукошко.

 

 

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

 

Легким будет к дому путь!

 

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

 

 

При начальной постановке руки я избираю метод, при котором избирается положение кисти не в состоянии покоя (в традиционной форме яблока), а при котором ей необходимо работать: брать различные фактурные элементы. Поскольку основная функция руки и пальцев – брать различные предметы и манипулировать ими, точно также можно брать аккорды, интервалы, пассажи.

Опора свода при этом в середине ладони, а не в косточках.

Очень полезными будут упражнения на закрепление осанки и правильное взаимодействие всех частей тела, которые активизируют и укрепляют мышцы. Эти упражнения взяты из брошюры Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской.

УПРАЖНЕНИЯ.

Все упражнения хорошо исполнять под музыку.

Чтобы достичь свободы за инструментом

  1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.
  2. Держите перед собой 1-м и 2-м воображаемое полотенце. Руки легкие, покоящиеся на подставке, локоть слегка закругленный. Поворачивайте на «стержне» вправо и влево.
  3. Рисуйте в воздухе любые закругленные линии поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как один длинный палец).
  4. Повороты вытянутых вперед рук ладонями вверх – ребром – ладонями вниз.
  5. Движения рук имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. Эти движения используются при игре арпеджио, трелей, тремоло, фигураций.
  6. Упражнения с мячом:

— ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх,

— перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге,

— отпускайте мяч и сразу же подхватывайте его той же рукой не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибайте. Мяч схватывайте ловко и легко.

При выполнении упражнений следите за осанкой. Рука работает из корпуса, линия её слегка закругленная. Плечо и предплечье как продолжение ладони.

Упражнения с мячом воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, в особенности сгибатели основных фаланг.

  1. На вытянутых руках выполняем упражнение «иди ко мне». Сгибайте к себе каждый палец отдельно (кроме первого) по 2 раза, как бы «из ладони». Выполняйте упражнение без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе.
  2. Подготовительное упражнение к репетиции. Вибрационное движение пальцев на вытянутых руках. Вытянутые руки вперед поддерживаются «подставкой» и спиной. Плечи не поднимать. Амплитуда движений минимальная. Кисть ощущается продолжением предплечья. Вибрация способствует наиболее полному освобождению руки от любых зажатий и спазм.

Разгибатели труднее поддаются тренировке, чем мышцы сгибатели. Укрепление достигается с помощью упражнений «открывающих» пальцы и ладонь.

  1. Сбрасывать с колен воображаемые соринки – собрав пальцы в щепотку, а затем легко без усилий раскрывать пальцы, как будто разлетаются пушинки.

 

  1. ДЕКЛАМАЦИЯ (СТИХИ, ПЕСНИ, МУЗЫКА).

Согласно принципам современного метода обучения игре на фортепиано, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в её смысл и строение, работать над качеством звучания.

Рассказ, пояснение, иллюстрация помогают при решении задач художественного воспитания учащегося.

На начальном этапе Особое впечатление на учеников производит чтение стихов для иллюстраций учебного материала в доступной и интересной форме.

Стихи, помимо этого помогают в объяснении формообразования музыкального произведения, логически выстраивая музыкальные фразы.

В работе над ритмом помимо обычных способов – счет вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания – требуются какие-либо особенные средства. К таким методам я отнесу ритмослоги, ритмоформулы, ритмофонику и декламацию.

Декламация подразумевает включение в работу над музыкальным произведением стихотворных текстов, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи, движения.

Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, дает возможность добиться ровности в исполнении и способствует развитию чувства ритма. Постепенно чтение переходит в пение, которое развивает интонирование, помогает выстраивать фразы через дыхание.

Ритмический рисунок запоминается как бы сам собой, когда на мелодию накладываются слова.

М.Н.Баринова отмечает: «Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Сначала ребёнок приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и легко воспроизводиться ребёнком на слух, можно объяснять правила записи ритма – объяснять размер, такт, группировки. Воспитанием ритма является внедрение в музыкальное сознание ребёнка основ ритмического порядка, равновесие и разнообразие ритма в музыке».

Чтобы сочинить слова к мелодии, непременно определяется музыкальный образ произведения, настроение. Как правило, я это делаю совместно с учеником. И уже под выбранные образ сочиняются слова.

М. Кореневская «Дождик».

Дождик капал нам на крышу

Мы укрылись в доме, стало тише.

Но скучать нам не придется

Почитаем сказки мы пока.

Вдруг громко грянул гром

Всё задрожало

Небо сверкнет огнем

Всем жутко стало

Вовсе не страшно честное слово

Уверяет маму Вова!

Ветер, ветер, дуй сильнее

Разгоняй все тучи поскорее.

Солнце вышло, дождь прошел.

Радуга на небе – хорошо!

 

ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И.Д.ПЕРФИЛЬЕВОЙ «Метод игры с параллельной декламацией, исследования проблемы развития ритма в работе со студентами педагогического колледжа».

  1. СИЛЬНАЯ ДОЛЯ.

 Знакомство с понятием сильной доли я начинаю с прохлопывания стихотворений и мелодий со словами, иногда просто под музыку прошу ребенка хлопать. Так мы определяем доли, пульс музыки. А затем посредством слов и моих направлений определяем на слух сильные доли, звуки на которые приходится опора.

Когда выясняется через какое количество слабых долей появляется сильная, вопрос «Что означает размер?» разрешается сам собой.

  1. РИТМОСЛОГИ. РИТМОФОНИКА.

 Моим помощником в выработке и установлении метроритмической пульсации являются ритмослоги.

Они помогают верному прочтению различных ритмических рисунков, и выручают, когда просчитать арифметически ритмический рисунок не представляется возможным.

Начальный этап прочтения ритма я начинаю с дирижирования, отстукивания долей.

Каждую долю, которую сначала, если у ученика не получилось самостоятельно, нужно вместе определить под музыку или под слова, я называю на слог ТА.

 

  1. РИТМ-ТЕХНИКА.

 Современные представления в области психологии движения свидетельствуют о том, что успешность выполнения какого-либо движения достигается только в случае, если его выполнению предшествует наличие в мозге образа предстоящего действия, результата, на достижение которого и направленно данное действие. Но исследования показали, что построение движения на основе музыкально-слухового образа, далеко не всегда может приводить к нахождению наиболее правильного, точного, целесообразного движения.

Слуховой образ, являясь продуктом высших органов психики, не может сам по себе привести к наиболее точным исполнительским  движениям, т.к. он направляет главным образом смысловую сторону и не может отвечать за тонкие целенаправленные движения.

Видеть цель – вершину горы – это одно. Найти к ней кратчайший путь – это другое.

Музыкальное переживание, развертывающееся во времени, имеет не только слуховую, но и двигательную природу, т.е. всегда связано с различными движениями, как при исполнении музыки, так и при ее восприятии.

Метрические ощущения связаны с непрерывным чередованием опорных и неопорных звуков.

К ритмическим ощущениям относятся чередование различных длительностей, которые заполняют мерное метрическое движение более мелкими импульсами.

Методисты единодушны в том, что наибольшую пользу приносит игра по принципу «медленно и крепко», сохраняя при этом ощущение полной мышечной свободы,  внимательно следя за тем, чтобы не цеплять лишние клавиши. При этом игра в медленном темпе должна быть ритмически идеально ровной, что тренирует координированную работу мышц агонистов и антагонистов (работающая мышца называется агонистом, а противоположная расслабляющая – антагонистом).

В быстром темпе технически не получаются, как правило, те места пьесы, которые не ритмично играются в быстром.

Важным навыком виртуозной игры является навык исполнения с предусмотрительностью и быстрым соображением. На практике это означает умение заранее готовить пальцы к нужной клавише, а руку – для соответствующей позиции.

Быстрое соображение во время игры  достигается за счет четкости сформированного звукового образа в слуховых представлениях и быстроты переключения от одной опорной точки исполнения к другой.

Системы специальных двигательных упражнений включают игру в различных темпах – от медленного до быстрого, с различными градациями – от piano до  forte, с различными способами артикуляции – от  legatissimo до  staccatissimo,с различными ритмическими группировками и акцентами – вот пути, ведущие к достижению технической беглости.

  1. ПРИЧИНОЙ НЕРИТМИЧНОЙ ИГРЫ

Причиной неритмичной игры на музыкальном инструменте могут явиться, по крайней мере, два обстоятельства:

  1. Отсутствие общей уравновешенности процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Одним из показателей такого нарушения может являться почерк письма, когда буквы не имеют одинакового написания по стилю, и как бы пляшут.

При нарушениях упомянутых процессов движения тела и его частей приобретают угловатость.

  1. Отсутствие координации в руках и пальцах, наличие в них ненужных мышечных зажимов, которые препятствуют протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам плавно и без помех.

Хотелось бы отметить, что игра на музыкальном инструменте, ритмичная или неритмичная, говорит не только о степени развитости у данного музыканта чувства ритма, но и об особенностях протекания у него нервно-психических процессов. Неритмичное исполнение, может являться следствием не столько плохой подготовки музыканта к выступлению, сколько результатом нарушения в силу различных причин уравновешенности общих процессов возбуждения и торможения, а также чрезмерной мышечной скованности.

 9. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО.

Все современные исследователи проблем музыкального восприятия отталкиваются из того факта, который установил Б. М. Теплов, а именно – что основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроение.

Как указывал Б.М. Теплов, «эмоциональное содержание подлинно большого произведения музыки совершенно определенно, неопределенным является лишь его словесное описание».                                         Для того чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять и хорошо исполнить, музыкант должен поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям, к природе, к искусству. Когда композитор создавал свое произведение, он сопереживал проблемам своего времени, он восхищался и негодовал, печалился и страдал, и если исполнитель будет знать конкретную причину этих переживаний, то и музыку он будет глубже чувствовать, понимать и исполнять.

Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность – качества присущие личностям мастеров искусств. А главным показателем музыкальной одаренности является способность добиваться наивысших результатов за короткий отрезок времени и затем долго сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизводя его во всем блеске и совершенстве.

QR Code