Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»
Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»
преподаватель теоретических дисциплин
Дутова Елена Павловна
Город Казань , республика Татарстан
Пояснительная записка
Автор: Дутова Елена Павловна
Предмет: Музыкальная литература
Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.
Время реализации: 1час 10 минут
Задачи:
Обучающие:
* дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.
*научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.
* определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;
Развивающие:
* работа над развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;
* развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;
* формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.
Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.
Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.
Методика слушания музыкального произведения:
Анализ произведения:
1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.
2) музыка звучит на звуковоспроизводящем устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.
3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.
4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.
Методика работы над биографиями композитора:
В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей развивается навык работы с текстом. На уроке знакомство с новым произведением предваряется небольшим рассказом педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.
Содержание урока:
- Актуализация знаний.
– В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.
- Запись на доске и в тетради + слайд 2
Песня | романс |
а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер;
б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия; в) повторность, куплетная форма: запев, припев; г) простой аккомпанемент
|
а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер;
б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом; в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся; г) сложный аккомпанемент |
- Новый материал
– Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.
Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы к прослушиванию: (слайд 3)
1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)
↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи
(Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)
2) определить тип вокального интонирования;
3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;
4) дать название жанровым разновидностям
1 музыкальный пример:
М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus – означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст.
Звучит фп-но Мажорный лад – светло Разложенная фактура – переливы, нежность Высокий регистр – полет |
А
Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества Темп подвижный, характер светлый, возвышенный Образ идеала, Поет о любви |
В
«шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами – образ перемен времени, расставания и разлуки «забыл твои небесные черты» р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас «без слез, без жизни, без любви» |
А
Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия, Coda: Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств |
После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.
Романс о переживании любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.
В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.
Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.
3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.
Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.
2-ой музыкальный пример:
С. Рахманинов «Сирень»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст.
Фп-но Лад мажорный –светло Динамика р – тишина, пробуждение
|
А
Медленный темп – покой, умиротворение Фактура прозрачная –дымка, туман Регистр высокий – утонченно, нежно Мелодия пентатонична – природный колорит Картина природы, утро |
В
Минор – сумрачность, тревога Динамика f – сильное напряжение Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск Тема А – успокоение |
Обобщение, запись выводов в тетради:
Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А. Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.
Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.
3-ий музыкальный пример:
С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст.
Возглас-мольба Аккорд Мум.7 Минор – мрачно Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства |
аа
Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой» Размер ¾-покачивание
|
b
«больной, измученный, слабый» Кантилена Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы Отклонение в s, Нуждается в Ней Декламация
|
а+закл.
Усиление динамики до ff Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба Мум7 Фп.партия бурление |
Обобщение, запись выводов в тетради:
По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя – «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния. Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»
4 музыкальный пример:
А.Даргомыжский «Старый капрал»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества, выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст.
Фп. –но Минор –мрачно Аккордовая фактура, 2-х дольный метр –марш
|
А
Низкий регистр, темп умеренный, маршевость главный герой –старый капрал декламация характер суровый, строгий, мужественный припев (R): «раз, два» –ободряет |
В
Рассказ о конфликте с офицером Ум.7 –протест Припев(R) : «раз, два, не хнычь» |
С
Воспоминание о родной земле Кантилена, просветление, нежно «старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь Припев(R): «раз, два» – Мужественно продолжает вести |
D
Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом. Капрал – добрый, великодушный Припев(R): «раз, два» – Собранность, ответственность |
А
Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась Припев(R): Доигрывает фп-но |
Подведение итогов: – кто герой? – старый капрал
– о чем повествует произведение? – О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву, в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.
Таким образом, в романсе раскрыты не просто глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.
Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)
ЛИРИКА | ДРАМА | ||
созерцание | лирика | психологизм | |
Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир
Душа «в спокойном состоянии»
Может быть обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад
|
О чувствах, внутренних переживаниях
Душа «поет, волнуется»
Песенная вокальная партия Тесная связь с текстом Более индивидуальная фп.партия |
Сильное душевное напряжение, эмоциональность
Душа «страдает», сильное напряжение Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия |
Напряженность действия и ситуации
Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации Само действие, повествование |
Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.
На дом задается работа в «словарике». Дети, используя материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.
Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.
Список использованной литературы
- Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
- Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
- Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
- Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»преподаватель теоретических дисциплин
Дутова Елена Павловна
Город Казань , республика Татарстан
Пояснительная записка
Автор: Дутова Елена Павловна
Предмет: Музыкальная литература
Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.
Время реализации: 1час 10 минут
Задачи:
Обучающие:
* дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.
*научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.
* определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;
Развивающие:
* работа над развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;
* развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;
* формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.
Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.
Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.
Методика слушания музыкального произведения:
Анализ произведения:
1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.
2) музыка звучит на звуковоспроизводящем устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.
3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.
4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.
Методика работы над биографиями композитора:
В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей развивается навык работы с текстом. На уроке знакомство с новым произведением предваряется небольшим рассказом педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.
Содержание урока:
- Актуализация знаний.
– В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.
- Запись на доске и в тетради + слайд 2
Песня романс а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер; б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия;
в) повторность, куплетная форма: запев, припев;
г) простой аккомпанемент
а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер; б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом;
в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся;
г) сложный аккомпанемент
- Новый материал
– Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.
Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы к прослушиванию: (слайд 3)
1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)
↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи
(Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)
2) определить тип вокального интонирования;
3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;
4) дать название жанровым разновидностям
1 музыкальный пример:
М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus – означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст. Звучит фп-но
Мажорный лад – светло
Разложенная фактура – переливы, нежность
Высокий регистр – полет
А Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества
Темп подвижный, характер светлый, возвышенный
Образ идеала,
Поет о любви
В «шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами – образ перемен времени, расставания и разлуки
«забыл твои небесные черты»
р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас
«без слез, без жизни, без любви»
А Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия,
Coda:
Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств
После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.
Романс о переживании любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.
В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.
Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.
3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.
Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.
2-ой музыкальный пример:
С. Рахманинов «Сирень»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст. Фп-но
Лад мажорный –светло
Динамика р – тишина, пробуждение
А Медленный темп – покой, умиротворение
Фактура прозрачная –дымка, туман
Регистр высокий – утонченно, нежно
Мелодия пентатонична – природный колорит
Картина природы, утро
В Минор – сумрачность, тревога
Динамика f – сильное напряжение
Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск
Тема А – успокоение
Обобщение, запись выводов в тетради:
Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А. Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.
Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.
3-ий музыкальный пример:
С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст. Возглас-мольба
Аккорд Мум.7
Минор – мрачно
Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства
аа Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой»
Размер ¾-покачивание
b «больной, измученный, слабый»
Кантилена
Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы
Отклонение в s,
Нуждается в Ней Декламация
а+закл. Усиление динамики до ff
Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики
Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба
Мум7
Фп.партия бурление
Обобщение, запись выводов в тетради:
По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя – «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния. Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»
4 музыкальный пример:
А.Даргомыжский «Старый капрал»
Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:
Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества, выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».
Вопросы к прослушиванию те же.
Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):
Вст. Фп. –но
Минор –мрачно
Аккордовая фактура,
2-х дольный метр –марш
А Низкий регистр, темп умеренный,
маршевость
главный герой –старый капрал
декламация
характер суровый, строгий, мужественный
припев (R):
«раз, два» –ободряет
В Рассказ о конфликте с офицером
Ум.7 –протест
Припев(R) : «раз, два, не хнычь»
С Воспоминание о родной земле
Кантилена, просветление, нежно
«старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь
Припев(R):
«раз, два» –
Мужественно продолжает вести
D Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом.
Капрал – добрый, великодушный
Припев(R):
«раз, два» –
Собранность, ответственность
А Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия
Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась
Припев(R):
Доигрывает фп-но
Подведение итогов: – кто герой? – старый капрал
– о чем повествует произведение? – О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву, в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.
Таким образом, в романсе раскрыты не просто глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.
Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)
ЛИРИКА ДРАМА созерцание лирика психологизм Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир Душа
«в спокойном состоянии»
Может быть обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад
О чувствах, внутренних переживаниях Душа
«поет, волнуется»
Песенная вокальная партия
Тесная связь с текстом
Более индивидуальная фп.партия
Сильное душевное напряжение, эмоциональность Душа
«страдает», сильное напряжение
Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия
Напряженность действия и ситуации Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации
Само действие, повествование
Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.
На дом задается работа в «словарике». Дети, используя материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.
Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.
Список использованной литературы
- Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
- Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
- Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.