header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

разработка урока “Жанровые разновидности вокальных миниатюр”

28 апреля, 2022
QR Code

 

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»

Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»

преподаватель теоретических дисциплин

Дутова Елена Павловна

Город  Казань , республика Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Автор:  Дутова Елена Павловна

Предмет: Музыкальная литература

Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.

Время реализации: 1час 10 минут

Задачи:

Обучающие:

* дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки  лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.

*научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.

* определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;

Развивающие:

*  работа над  развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;

* развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;

* формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.

Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.

Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный  характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием  характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.

Методика  слушания музыкального произведения:

Анализ произведения:

1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.

2) музыка звучит на звуковоспроизводящем  устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.

3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.

4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.

Методика работы над биографиями композитора:

В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей  развивается  навык работы с текстом. На уроке  знакомство с новым произведением  предваряется небольшим рассказом  педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.

Содержание урока:

  1. Актуализация знаний.

– В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр  – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.

  1. Запись на доске и в тетради + слайд 2
Песня романс
а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер;

б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия;

в) повторность, куплетная форма: запев, припев;

г) простой аккомпанемент

 

а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер;

б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом;

в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся;

г) сложный аккомпанемент

 

  1. Новый материал

– Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.

Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы  к прослушиванию: (слайд 3)

1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)

↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи

(Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)

2) определить тип вокального интонирования;

3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;

4) дать название жанровым разновидностям

1 музыкальный пример:

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus – означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Звучит фп-но

Мажорный лад –  светло

Разложенная фактура – переливы, нежность

Высокий регистр – полет

А

Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества

Темп подвижный, характер светлый, возвышенный

Образ идеала,

Поет о любви

В

«шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами  – образ перемен времени, расставания и разлуки

«забыл твои небесные черты»

р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас

«без слез, без жизни, без любви»

А

Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия,

Coda:

Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств

 

После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.

Романс о переживании  любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.

В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.

Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.

3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с  динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.

Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.

2-ой музыкальный пример:

С. Рахманинов «Сирень»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Фп-но

Лад мажорный –светло

Динамика р – тишина, пробуждение

 

А

Медленный темп – покой, умиротворение

Фактура прозрачная –дымка, туман

Регистр высокий – утонченно, нежно

Мелодия пентатонична – природный колорит

Картина природы, утро

В

Минор – сумрачность, тревога

Динамика f – сильное напряжение

Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск

Тема А – успокоение

 

Обобщение, запись выводов в тетради:

Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А.  Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию  рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.

Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от  созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.

3-ий музыкальный пример:

С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Возглас-мольба

Аккорд Мум.7

Минор – мрачно

Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства

аа

Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой»

Размер ¾-покачивание

 

b

«больной, измученный, слабый»

Кантилена

Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы

Отклонение в s,

Нуждается в Ней Декламация

 

а+закл.

Усиление динамики до ff

Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики

Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба

Мум7

Фп.партия бурление

 

Обобщение, запись выводов в тетради:

По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя – «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния.   Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»

4 музыкальный пример:

А.Даргомыжский «Старый капрал»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Александр Сергеевич  Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества,  выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Фп. –но

Минор –мрачно

Аккордовая фактура,

2-х дольный метр –марш

 

А

Низкий регистр, темп умеренный,

маршевость

главный герой –старый капрал

декламация

характер суровый, строгий, мужественный

припев (R):

«раз, два» –ободряет

В

Рассказ о конфликте с офицером

Ум.7   –протест

Припев(R) : «раз, два, не хнычь»

С

Воспоминание о родной земле

Кантилена, просветление, нежно

«старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь

Припев(R):

«раз, два» –

Мужественно продолжает вести

D

Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом.

Капрал – добрый, великодушный

Припев(R):

«раз, два» –

Собранность, ответственность

А

Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия

Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась

Припев(R):

Доигрывает фп-но

 

Подведение итогов:  –  кто герой? – старый капрал

– о чем повествует произведение? – О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет  и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву,  в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.

Таким образом, в романсе раскрыты не просто  глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.

Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)

ЛИРИКА ДРАМА
созерцание лирика психологизм
Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир

 

Душа

«в спокойном состоянии»

 

Может быть  обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад

 

О чувствах, внутренних переживаниях

 

 

 

Душа

«поет, волнуется»

 

Песенная вокальная партия

Тесная связь с текстом

Более индивидуальная фп.партия

Сильное душевное напряжение, эмоциональность

 

 

 

Душа

«страдает», сильное  напряжение

Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия

Напряженность действия и ситуации

 

 

 

Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации

Само действие, повествование

 

Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.

На дом задается работа в «словарике». Дети, используя  материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.

Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.

 

Список использованной литературы

 

  1. Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
  2. Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
  3. Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
  4. Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»преподаватель теоретических дисциплин

    Дутова Елена Павловна

    Город  Казань , республика Татарстан

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Автор:  Дутова Елена Павловна

    Предмет: Музыкальная литература

    Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.

    Время реализации: 1час 10 минут

    Задачи:

    Обучающие:

    * дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки  лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.

    *научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.

    * определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;

    Развивающие:

    *  работа над  развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;

    * развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;

    * формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.

    Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.

    Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный  характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием  характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.

    Методика  слушания музыкального произведения:

    Анализ произведения:

    1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.

    2) музыка звучит на звуковоспроизводящем  устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.

    3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.

    4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.

    Методика работы над биографиями композитора:

    В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей  развивается  навык работы с текстом. На уроке  знакомство с новым произведением  предваряется небольшим рассказом  педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.

    Содержание урока:

    1. Актуализация знаний.

    – В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр  – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.

    1. Запись на доске и в тетради + слайд 2
    Песня романс
    а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер;

    б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия;

    в) повторность, куплетная форма: запев, припев;

    г) простой аккомпанемент

     

    а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер;

    б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом;

    в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся;

    г) сложный аккомпанемент

     

    1. Новый материал

    – Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.

    Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы  к прослушиванию: (слайд 3)

    1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)

    ↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи

    (Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)

    2) определить тип вокального интонирования;

    3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;

    4) дать название жанровым разновидностям

    1 музыкальный пример:

    М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus – означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Звучит фп-но

    Мажорный лад –  светло

    Разложенная фактура – переливы, нежность

    Высокий регистр – полет

    А

    Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества

    Темп подвижный, характер светлый, возвышенный

    Образ идеала,

    Поет о любви

    В

    «шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами  – образ перемен времени, расставания и разлуки

    «забыл твои небесные черты»

    р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас

    «без слез, без жизни, без любви»

    А

    Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия,

    Coda:

    Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств

     

    После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.

    Романс о переживании  любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.

    В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.

    Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.

    3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с  динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.

    Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.

    2-ой музыкальный пример:

    С. Рахманинов «Сирень»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Фп-но

    Лад мажорный –светло

    Динамика р – тишина, пробуждение

     

    А

    Медленный темп – покой, умиротворение

    Фактура прозрачная –дымка, туман

    Регистр высокий – утонченно, нежно

    Мелодия пентатонична – природный колорит

    Картина природы, утро

    В

    Минор – сумрачность, тревога

    Динамика f – сильное напряжение

    Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск

    Тема А – успокоение

     

    Обобщение, запись выводов в тетради:

    Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А.  Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию  рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.

    Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от  созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.

    3-ий музыкальный пример:

    С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Возглас-мольба

    Аккорд Мум.7

    Минор – мрачно

    Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства

    аа

    Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой»

    Размер ¾-покачивание

     

    b

    «больной, измученный, слабый»

    Кантилена

    Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы

    Отклонение в s,

    Нуждается в Ней Декламация

     

    а+закл.

    Усиление динамики до ff

    Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики

    Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба

    Мум7

    Фп.партия бурление

     

    Обобщение, запись выводов в тетради:

    По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя – «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния.   Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»

    4 музыкальный пример:

    А.Даргомыжский «Старый капрал»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Александр Сергеевич  Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества,  выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Фп. –но

    Минор –мрачно

    Аккордовая фактура,

    2-х дольный метр –марш

     

    А

    Низкий регистр, темп умеренный,

    маршевость

    главный герой –старый капрал

    декламация

    характер суровый, строгий, мужественный

    припев (R):

    «раз, два» –ободряет

    В

    Рассказ о конфликте с офицером

    Ум.7   –протест

    Припев(R) : «раз, два, не хнычь»

    С

    Воспоминание о родной земле

    Кантилена, просветление, нежно

    «старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь

    Припев(R):

    «раз, два» –

    Мужественно продолжает вести

    D

    Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом.

    Капрал – добрый, великодушный

    Припев(R):

    «раз, два» –

    Собранность, ответственность

    А

    Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия

    Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась

    Припев(R):

    Доигрывает фп-но

     

    Подведение итогов:  –  кто герой? – старый капрал

    – о чем повествует произведение? – О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет  и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву,  в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.

    Таким образом, в романсе раскрыты не просто  глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.

    Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)

    ЛИРИКА ДРАМА
    созерцание лирика психологизм
    Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир

     

    Душа

    «в спокойном состоянии»

     

    Может быть  обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад

     

    О чувствах, внутренних переживаниях

     

     

     

    Душа

    «поет, волнуется»

     

    Песенная вокальная партия

    Тесная связь с текстом

    Более индивидуальная фп.партия

    Сильное душевное напряжение, эмоциональность

     

     

     

    Душа

    «страдает», сильное  напряжение

    Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия

    Напряженность действия и ситуации

     

     

     

    Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации

    Само действие, повествование

     

    Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.

    На дом задается работа в «словарике». Дети, используя  материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.

    Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.

     

    Список использованной литературы

     

    1. Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
    2. Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
    3. Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
    4. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.

     

     

     

    Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram