Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

разработка урока «Жанровые разновидности вокальных миниатюр»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

 

Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»

Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»

преподаватель теоретических дисциплин

Дутова Елена Павловна

Город  Казань , республика Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Автор:  Дутова Елена Павловна

Предмет: Музыкальная литература

Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.

Время реализации: 1час 10 минут

Задачи:

Обучающие:

* дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки  лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.

*научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.

* определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;

Развивающие:

*  работа над  развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;

* развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;

* формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.

Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.

Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный  характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием  характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.

Методика  слушания музыкального произведения:

Анализ произведения:

1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.

2) музыка звучит на звуковоспроизводящем  устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.

3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.

4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.

Методика работы над биографиями композитора:

В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей  развивается  навык работы с текстом. На уроке  знакомство с новым произведением  предваряется небольшим рассказом  педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.

Содержание урока:

  1. Актуализация знаний.

— В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр  – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.

  1. Запись на доске и в тетради + слайд 2
Песня романс
а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер;

б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия;

в) повторность, куплетная форма: запев, припев;

г) простой аккомпанемент

 

а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер;

б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом;

в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся;

г) сложный аккомпанемент

 

  1. Новый материал

— Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.

Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы  к прослушиванию: (слайд 3)

1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)

↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи

(Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)

2) определить тип вокального интонирования;

3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;

4) дать название жанровым разновидностям

1 музыкальный пример:

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus — означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Звучит фп-но

Мажорный лад –  светло

Разложенная фактура – переливы, нежность

Высокий регистр – полет

А

Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества

Темп подвижный, характер светлый, возвышенный

Образ идеала,

Поет о любви

В

«шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами  – образ перемен времени, расставания и разлуки

«забыл твои небесные черты»

р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас

«без слез, без жизни, без любви»

А

Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия,

Coda:

Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств

 

После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.

Романс о переживании  любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.

В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.

Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.

3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с  динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.

Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.

2-ой музыкальный пример:

С. Рахманинов «Сирень»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Фп-но

Лад мажорный –светло

Динамика р – тишина, пробуждение

 

А

Медленный темп – покой, умиротворение

Фактура прозрачная –дымка, туман

Регистр высокий – утонченно, нежно

Мелодия пентатонична – природный колорит

Картина природы, утро

В

Минор – сумрачность, тревога

Динамика f – сильное напряжение

Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск

Тема А – успокоение

 

Обобщение, запись выводов в тетради:

Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А.  Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию  рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.

Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от  созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.

3-ий музыкальный пример:

С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Возглас-мольба

Аккорд Мум.7

Минор – мрачно

Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства

аа

Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой»

Размер ¾-покачивание

 

b

«больной, измученный, слабый»

Кантилена

Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы

Отклонение в s,

Нуждается в Ней Декламация

 

а+закл.

Усиление динамики до ff

Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики

Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба

Мум7

Фп.партия бурление

 

Обобщение, запись выводов в тетради:

По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя — «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния.   Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»

4 музыкальный пример:

А.Даргомыжский «Старый капрал»

Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

Александр Сергеевич  Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества,  выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».

Вопросы к прослушиванию те же.

Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

Вст.

Фп. –но

Минор –мрачно

Аккордовая фактура,

2-х дольный метр –марш

 

А

Низкий регистр, темп умеренный,

маршевость

главный герой –старый капрал

декламация

характер суровый, строгий, мужественный

припев (R):

«раз, два» –ободряет

В

Рассказ о конфликте с офицером

Ум.7   –протест

Припев(R) : «раз, два, не хнычь»

С

Воспоминание о родной земле

Кантилена, просветление, нежно

«старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь

Припев(R):

«раз, два» –

Мужественно продолжает вести

D

Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом.

Капрал – добрый, великодушный

Припев(R):

«раз, два» –

Собранность, ответственность

А

Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия

Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась

Припев(R):

Доигрывает фп-но

 

Подведение итогов:  –  кто герой? – старый капрал

— о чем повествует произведение? — О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет  и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву,  в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.

Таким образом, в романсе раскрыты не просто  глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.

Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)

ЛИРИКА ДРАМА
созерцание лирика психологизм
Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир

 

Душа

«в спокойном состоянии»

 

Может быть  обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад

 

О чувствах, внутренних переживаниях

 

 

 

Душа

«поет, волнуется»

 

Песенная вокальная партия

Тесная связь с текстом

Более индивидуальная фп.партия

Сильное душевное напряжение, эмоциональность

 

 

 

Душа

«страдает», сильное  напряжение

Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия

Напряженность действия и ситуации

 

 

 

Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации

Само действие, повествование

 

Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.

На дом задается работа в «словарике». Дети, используя  материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.

Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.

 

Список использованной литературы

 

  1. Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
  2. Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
  3. Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
  4. Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования детей «Детская музыкальная школа №23 г. Казани»Урок «Вокальные миниатюры. Жанровые разновидности»

    преподаватель теоретических дисциплин

    Дутова Елена Павловна

    Город  Казань , республика Татарстан

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Автор:  Дутова Елена Павловна

    Предмет: Музыкальная литература

    Класс: 6 класс – 3 год обучения по программе и методике Лисянской Е.Б.

    Время реализации: 1час 10 минут

    Задачи:

    Обучающие:

    * дифференцировать жанр романса, определить типовые признаки  лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического, драматического романса.

    *научить детей понимать специфику вокальных жанров, заключающуюся в синтезе двух начал: словесного и музыкального. Выявить связи между словом и музыкой, поэтическим образом и музыкальным. Обнаружить качество этой связи, т.е. сопоставить драматургию поэтического текста с музыкальной драматургией.

    * определить круг вопросов к прослушиванию каждого произведения, способствующих совершению детьми музыкального открытия;

    Развивающие:

    *  работа над  развитием эмоциональной восприимчивости и способности к вербализации полученных слуховых впечатлений;

    * развитие навыка воспринимать музыкальную ткань во время прослушивания и фиксировать составляющие слухового впечатления (архитектонику произведения, фактуру) в тетради, вести, так называемую, «эмоциональную партитуру»;

    * формирование музыкального мышления, способности уловить и осмыслить суть музыкального произведения.

    Оборудование к уроку: доска, инструмент, звуковоспроизводящей устройство, компьютер.

    Метод подачи материала: проблемный. Такой подход к учебному процессу основывается на убеждении, что предмет музыкальной литературы должен носить не столько информативно-лекционный  характер, свойственный традиционным методикам обучения, сколько учить детей непосредственному общению с музыкой, навыкам анализа музыкального тематизма с последующим пониманием  характера и идеи произведения. Поэтому преподаватель не дает знаний в готовом виде, будь то биография композитора или разбор музыкального произведения, а ставит перед детьми проблемные задачи, решив которые, ученики совершают открытие самостоятельно.

    Методика  слушания музыкального произведения:

    Анализ произведения:

    1) перед прослушиванием каждого фрагмента в тетрадях записываются вопросы к прослушиванию.

    2) музыка звучит на звуковоспроизводящем  устройстве минимум два раза. Разбор произведения происходит непосредственно во время слушания музыки. Учитель с помощью опорных вопросов помогает детям определить элементы музыкальной речи и выйти на понимание музыкального образа сочинения.

    3) преподаватель записывает ответы детей на доске, следит за формой произведения, а дети составляют «эмоциональную партитуру» у себя в тетради.

    4) дети по желанию зачитывают свои записи, делятся своими открытиями и переживаниями.

    Методика работы над биографиями композитора:

    В отличии от традиционных методик обучения, данная методика предполагает самостоятельное изучение биографии композиторов учениками дома по рекомендованной учителем литературе. Ученик на базе прочитанного материала составляет план-конспект, в котором тезисно отражает основные вехи ЖТП композитора. Таким образом, у детей  развивается  навык работы с текстом. На уроке  знакомство с новым произведением  предваряется небольшим рассказом  педагога какого-либо факта из жизни композитора и его о значении в зависимости от возраста учеников и степени погружения в материал.

    Содержание урока:

    1. Актуализация знаний.

    — В прошлом году мы с вами уже познакомились с жанрами вокальных миниатюр  – песней и романсом. Давайте вспомним их жанровые отличия.

    1. Запись на доске и в тетради + слайд 2
    Песня романс
    а)содержание простое, носит обобщенный или коллективный характер;

    б)простая, доступная и запоминающаяся мелодия;

    в) повторность, куплетная форма: запев, припев;

    г) простой аккомпанемент

     

    а) содержание передает сложные внутренние переживания, носит субъективный характер;

    б)мелодия детализированная, музыка следует за текстом;

    в) форма не куплетная, а свободная, развивающаяся;

    г) сложный аккомпанемент

     

    1. Новый материал

    — Сегодня на уроке мы с вами будем слушать романсы различного характера и содержания. И наша с вами задача выявить их жанровые разновидности и дать им названия.

    Далее детям предлагается прослушать несколько романсов. В тетрадях записываются вопросы  к прослушиванию: (слайд 3)

    1)Содержание: ↗поэтический текст (о чем романс, что хотел сказать автор, главная мысль)

    ↘музыкальный язык, анализ элементов муз. речи

    (Выйти с детьми на уровень художественного осмысления произведения, проанализировав элементы музыкального языка и поэтический текст)

    2) определить тип вокального интонирования;

    3) следить за формой, появлением новых тем, сменой тематизма;

    4) дать название жанровым разновидностям

    1 музыкальный пример:

    М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, творчество которого занимает особенное значение в русской музыке. Подобно А.С. Пушкину в литературе, на стихи которого написан романс «Я помню чудное мгновенье», Глинку называют первым русским классиком в русской музыке. Classicus — означает образцовый, закладывающий основание, традиции. В этом смысле М.И. Глинка по праву является основоположником русской классической музыки.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Звучит фп-но

    Мажорный лад –  светло

    Разложенная фактура – переливы, нежность

    Высокий регистр – полет

    А

    Кантилена певуче, нежно, мелодия с украшениями – образ красоты, изящества

    Темп подвижный, характер светлый, возвышенный

    Образ идеала,

    Поет о любви

    В

    «шли годы, бурь порыв» – минор, быстрый темп, фактура аккордовая с пассажами  – образ перемен времени, расставания и разлуки

    «забыл твои небесные черты»

    р ˂ f, декламация –сильное напряжение, возглас

    «без слез, без жизни, без любви»

    А

    Прежний темп, мажор, певучая, нежная мелодия,

    Coda:

    Динамика f, ускорение темпа, в мелодии – интонации возгласов, фактура волнообразная – образ восторга, апофеоз чувств

     

    После двух прослушиваний педагог, ориентируясь на поставленные задачи, обобщает сказанное. Дети записывают в тетрадь выводы в тезисной форме.

    Романс о переживании  любви главного героя. Музыка очень точно отражает все оттенки этих переживаний.

    В 1 разделе это чувство очень светлое, возвышенное, душа словно парит, созерцая идеальный образ возлюбленной.

    Во 2 разделе происходит смена элементов музыкальной речи, и соответственно меняется сам образ. Образ волнения и течения времени переданы минорной тональностью, напряженной пульсацией аккордовой фактуры со стремительными гаммаобразными пассажами и речитативностью вокальной партии. Для передачи состояния «души во мраке заточенья» композитор оставляет скудный аккордовый аккомпанемент в медленном темпе, дальнейшее крещендо в сочетании с интонациями возгласов в вокальной партии отражает всю силу душевного напряжения героя.

    3 раздел, реприза, он вновь возвращает музыкальный материал 1 части, состояние полета и любви. Но в коде романса тема любви достигает своей кульминации. Здесь она начинает звучать восторженно и гимнично. Таким образом, романс написан в сложной трехчастной форме с  динамизированной репризой, отражающей всю драматургию переживаний героя от светлого, возвышенного чувства через мрак разлуки к упоению, восторгу, апофеозу.

    Далее педагог переходит к обсуждению последнего вопроса о жанровой разновидности романса. Дети отвечают, что романс о любви, о чувствах, о внутренних переживаниях, и сами находят слово, включающее все эти смысловые составляющие – ЛИРИКА. А жанр называется – лирический романс.

    2-ой музыкальный пример:

    С. Рахманинов «Сирень»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор конца 19 -нач. 20 вв., живший и творивший в сложную, противоречивую эпоху «серебряного века». В своем творчестве является продолжателем творческих принципов П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» с ярко выраженным романтическим мироощущением.

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Фп-но

    Лад мажорный –светло

    Динамика р – тишина, пробуждение

     

    А

    Медленный темп – покой, умиротворение

    Фактура прозрачная –дымка, туман

    Регистр высокий – утонченно, нежно

    Мелодия пентатонична – природный колорит

    Картина природы, утро

    В

    Минор – сумрачность, тревога

    Динамика f – сильное напряжение

    Восходящая направленность мелодики – эмоциональный всплеск

    Тема А – успокоение

     

    Обобщение, запись выводов в тетради:

    Романс открывается небольшим фортепианным вступлением и темой А.  Мажорный лад, динамика пиано в сочетании с прозрачностью фортепианного аккомпанемента и высокого регистра рисуют образ светлого, окутанного легкой прохладной дымкой, утра. В основе вокальной партии лежат трихордовые попевки и опора на пентатонику, что позволяет нам прочувствовать природное начало. Кантиленность мелодики, порой переходящая в речитацию  рисует образ умиротворенности и наслаждения. В теме B происходит некий эмоциональный всплеск, меняется лад и динамика, фактура уплотняется. Герой временно отстраняется от любования природой и начинает размышлять о счастье. Но ничего не может омрачить его состояние погружения, и вновь возвращается тема А. Таким образом, романс написан в простой 2-х частной форме.

    Отвечая на последний вопрос, педагог с детьми делает вывод, что это произведение тоже рисует чувства героя, его внутренние переживания. Здесь педагог может задать провокационный вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим? Мнение учащихся разделяется. Далее педагог сообщает, что этот романс действительно можно назвать лирическим, ведь он раскрывает чувства и переживания, но в нем есть нечто особенное, что отличает его от предыдущего романса. Здесь герой испытывает чувства от  созерцания природы. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться лирико-созерцательным романсом.

    3-ий музыкальный пример:

    С. Рахманинов «О, нет, молю, не уходи»

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Возглас-мольба

    Аккорд Мум.7

    Минор – мрачно

    Динамика р – тихая мольба, короткие, отрывистые фразы – подавленные чувства

    аа

    Тремолирующий аккомпанемент из триолей волнение, трепет, движение души, порыв, жгучее противоречие «счастлив мукой»

    Размер ¾-покачивание

     

    b

    «больной, измученный, слабый»

    Кантилена

    Мелодия движется ↗↘, завершается интонациями вздохов, мольбы

    Отклонение в s,

    Нуждается в Ней Декламация

     

    а+закл.

    Усиление динамики до ff

    Бурлящая фактура, секвенция, короткие фразы –выкрики

    Страстно, возбужденно, отчаянно, последний возглас, как мучительный крик-мольба

    Мум7

    Фп.партия бурление

     

    Обобщение, запись выводов в тетради:

    По форме представляет собой период с небольшим вступлением и заключением. Открывается романс выразительным звучанием аккорда Мум.7, на который накладывается интонация возгласа-мольбы в вокальной партии. На смену приходит тремолирующий аккомпанемент, передающий бурю, трепет души и сильное волнение. Размер ¾ в сочетании с ритмической триольностью рисует образ течения, потока противоречивых чувств, несущего главного героя — «счастлив этой мукой». Во втором предложении появляется небольшое отклонение в субдоминанту, вокальная партия канителенная, распевная, наполнена восходящим и нисходящим движением мелодии, завершающимся интонациями вздохов, тихой мольбы и подчеркнутой мелодекламацией. В заключительном проведении темы происходит динамическое усиление до fff. Бурлящая фактура, появление коротких мотивов, их секвенцирование передают наивысшее напряжение чувств, накал переживаний, завершающийся звучанием Мум.7, словно мольбой, переходящей в крик отчаяния.   Педагог обращает внимание детей, что в этом романсе выражены не просто чувства и переживания, а показано состояние сильнейшего душевного напряжения, страдания. Поэтому такая жанровая разновидность будет называться романс лирико-психологического характера, от слова психологизм, означающего «углубленное изображение психических, душевных переживаний»

    4 музыкальный пример:

    А.Даргомыжский «Старый капрал»

    Вступительное слово и запись основных мыслей в тетрадь:

    Александр Сергеевич  Даргомыжский – русский композитор середины 19 века. Его творчество приходится на «Гоголевский» период в литературе, ознаменованный подъемом демократической мысли. В своем творчестве Даргомыжский обличает пороки общества,  выявляя и высмеивая их. Поэтому его по праву называют «великим учителем музыкальной правды».

    Вопросы к прослушиванию те же.

    Разбор («эмоциональная партитура» записывается на доске и в тетрадях):

    Вст.

    Фп. –но

    Минор –мрачно

    Аккордовая фактура,

    2-х дольный метр –марш

     

    А

    Низкий регистр, темп умеренный,

    маршевость

    главный герой –старый капрал

    декламация

    характер суровый, строгий, мужественный

    припев (R):

    «раз, два» –ободряет

    В

    Рассказ о конфликте с офицером

    Ум.7   –протест

    Припев(R) : «раз, два, не хнычь»

    С

    Воспоминание о родной земле

    Кантилена, просветление, нежно

    «старуха жена» -pp,пауза, тяжесть, скорбь

    Припев(R):

    «раз, два» –

    Мужественно продолжает вести

    D

    Рассказывает о спасение сына вдовы, надеется на ее молитвы и заступничество перед Богом.

    Капрал – добрый, великодушный

    Припев(R):

    «раз, два» –

    Собранность, ответственность

    А

    Ведет своих солдат до последнего, дает последние напутствия

    Резкий Ум.7 аккорд – выстрел, жизнь оборвалась

    Припев(R):

    Доигрывает фп-но

     

    Подведение итогов:  –  кто герой? – старый капрал

    — о чем повествует произведение? — О судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления от молодого офицера, и за это был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, капрал всякий раз ободряет  и направляет своих товарищей. Звучит рефрен, подобно припеву,  в ритме четкого марша с речитативной мелодикой. Эта повторяющаяся тема сменяется контрастными эпизодами, которые рисуют образ старого капрала, как очень мужественного, достойного человека, сердце которого наполнено добротой, великодушием и благородством до последнего вздоха. Перед нами развертывается картина всей его жизни и ее трагический конец. Дети вспоминают, что такая музыкальная форма называется рондо.

    Таким образом, в романсе раскрыты не просто  глубокие переживания психологического характера главного героя (как это мы видели в предыдущем произведении), а передан сам драматизм и напряженность действия. После подведение детей к этой мысли, они сами предлагают название данной жанровой разновидности: драматический романс.

    Далее педагог предлагает закрепить пройденный материал в виде небольшой таблицы: (слайд 4, 5)

    ЛИРИКА ДРАМА
    созерцание лирика психологизм
    Рассматривание, погружение, наслаждение, наблюдение +внутренний мир

     

    Душа

    «в спокойном состоянии»

     

    Может быть  обобщенный подход к тексту, умеренный темп, мажорный лад

     

    О чувствах, внутренних переживаниях

     

     

     

    Душа

    «поет, волнуется»

     

    Песенная вокальная партия

    Тесная связь с текстом

    Более индивидуальная фп.партия

    Сильное душевное напряжение, эмоциональность

     

     

     

    Душа

    «страдает», сильное  напряжение

    Декламационные интонации, детализированный подход к тексту, сильно развитая фп.партия

    Напряженность действия и ситуации

     

     

     

    Реакция на напряженность положения, сложившейся ситуации

    Само действие, повествование

     

    Затем проводится музыкальная викторина «Угадайка», в которой используются произведения, услышанные на уроке, в сочетании с уже пройденными произведениями.

    На дом задается работа в «словарике». Дети, используя  материалы Музыкальной энциклопедии и интернет-ресурсов, записывают определения новых понятий в самодельном словаре.

    Творческое домашнее задание: подобрать примеры стихотворений лирического, лирико-созерцательного, лирико-психологического и драматического характера.

     

    Список использованной литературы

     

    1. Лисянская Е. Музыкальная литература: Методическое пособие. М, 2008.
    2. Прохорова И. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе. М., 1971.
    3. Музыкальная литература в ДМШ на современном этапе. Сборник статей (Е. Лисянская, С. Максимова, О. Марек). М., 1997.
    4. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.

     

     

     

    Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1991.

 

 

 

QR Code