Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Разнообразие форм работы над дикцией

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

И.А. Андреева

 

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования школа искусств № 1 городского округа Тольятти

 

 

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ХОРА

 

Музыка, как вид искусства, открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими видами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом — это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно,  формирования вкуса.

Хоровое пение в воспитании детей всегда имело позитивное начало. В России сложилась идея первичности, основополагающей роли хорового пения. Это обусловливается самобытным складом русской музыкальной культуры, в основе своей преимущественно вокальной.

Учитель должен уметь не только научить правильно исполнять произведение с помощью изучаемых технологий, но, и может даже главнее, раскрыть эмоциональное содержание образа, чувственную сторону музыкального языка. Ведь учащийся идет от понимания малого (данного произведения) к пониманию большого (всего хорового искусства и искусства в широком понимании слова). И только человек увлекающийся сможет передать в своем творчестве и смысл, и настроение, и все эмоциональные нюансы исполняемого произведения.   Мастерство учителя вызвать каждого участника хора на размышления о связи музыкального произведения с жизнью имеет огромное значение для глубины понимания музыкального образа и, следовательно, для достижения максимально выразительного исполнения.

Вопросы раскрытия художественного образа тесно связаны с проблемой работы артикуляционного аппарата.  Вопросы дикции освещаются во многих трудах. Наиболее интересны с этой точки зрения работы: К.Виноградова / «Работа над дикцией в хоре» /, В.Садовникова  / «Орфоэпия в пении» /, А.Чеснокова  / «Хор и управление им» /Н.Данилина  / «Хоровое пение» /.  С научной позиции раскрываются вопросы дикции в работе Л.Дмитриева  / «Гласные в пении»/. Работе над словом посвящены и статьи Е.Нестеренко и В.Кудрявцевой-Лемешевой и др.  Невозможно не привести в качестве примера несколько цитат.

«От единообразия гласных букв прибавляется звук, улучшается звучание. Пение производится на гласных, но слово делает согласная. Не пойте согласные. Гласная – основа вокала» — пишет Н.М.Данилин.

«Ищите букву, без нее слово рыхлое». Н.М. Данилин.

«Самое существенное в слове не гласная, а согласная, она играет роль локомотива, который тянет за собой весь остальной состав слова. В классическом вокальном стиле, в  царстве bel canto, его владычицей являлась гласная. В нашу эпоху,  если речь идет о драматической декламации, нужны согласные, при помощи которых слово мгновенно устремляется с подмостков в зал. Согласные придают произношению ударную силу». А.Оннегер.

«Чаще всего слово при пении совершенно пропадает. Между тем слово – тема  для творчества композитора, а музыка – его творчество, то есть переживание данной темы…» К. Станиславский.

«Хорошо сказанное – наполовину спето», — говорил Ф.И.Шаляпин.

Создание исполнительского образа хорового произведения в любом хоровом коллективе требует решения множества задач. Сюда вхо­дят такие узкопрофессиональные, технологические задачи как:

  • работа над звуковедением
  • певческим дыханием
  • артикуляцией
  • ансамблем

А также художественные задачи:

  • творческое прочтение хорового произ­ведения
  • интерпретирование художественного образа,
  • осмысление средств художественной выразительности в контексте данного произведения

Кроме того, педагогические задачи:

  • обучение определенным навыкам пения
  • верному интонированию
  • расширение представлений о хоровой музыкальной культуре

Конечно, не стоит забывать про развитие творческого мышления, творческого воображения певцов хора на мате­риале хоровой музыки, формирование художественно-эмоциональной ак­тивности, развитие эстетического вкуса.

Работа над словом – это своего рода психологическая настройка хора, достижение психофизической готовности к вокальному творческому процессу. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции исполнителей – произношения гласных и согласных и орфоэпии – соблюдения фонетических и грамматических норм, принятых в данном языке.

Начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.  Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность  эмоциональной детонации  в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани.  Для многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение.

Конечно, всякая речь должна иметь логику. И пение здесь не исключение. От построения фразы зависит смысловая нагрузка, выбор сопутствующих средств музыкальной выразительности, понимание всего произведения в целом. Эта проблема наиболее актуальна у детей младшего возраста.

В силу своих психо-физиологических особенностей развития они не всегда могут следить за выполнением сразу нескольких задач. А от учащихся требуется следить за постановкой корпуса,  дыханием, интонацией, слушать соседа, четко проговаривать текст. При изучении нового произведения еще на этапе разбора следует расставлять смысловые акценты. Это поможет понять интонационные особенности мелодии, осознать ритмические сложности (если они присутствуют), проработать сложные звукосочетания и словосочетания. Донести смысл каждой фразы. Это умение формируется на начальном этапе работы. Для более отчетливого понимания принципа фразировки можно использовать принцип наглядного изображения.  Главное слово фразы заменить на изображение.  Во-первых эффект неожиданности заставит учащегося сконцентрировать внимание на смысловом акценте, во-вторых разнообразная деятельность подогреет интерес к занятиям.

Существует еще одна особенность сегодняшнего времени, на которую хочется обратить внимание. В современном мире дети с раннего возраста получают большое количество информации. В основном через телевидение и компьютер. Наглядность становится основным фактором, вызывающим интерес к поставленной задаче. Устную речь, не подкрепленную изображением, младшие школьники воспринимают плохо. Она для них не несет смысловой нагрузки. Конечно, со временем дети научаются концентрироваться, выделять главную информацию из проговариваемого текста. Но на начальном этапе можно вводить на уроке яркие пятиминутки. Это упражнения, подкрепленные видеорядом, художественным изображением, необычным звуковым сопровождением. Данные упражнения не обязательно использовать каждый урок, но они существенно разнообразят изучение материала, помогут ребятам с одной стороны расслабиться, потому что для них это игра. А игра является основной формой деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. С другой стороны активизируется восприятие, т.к. ребенок воспринимает информацию и на слух и зрительно.

Упражнения разделены на несколько блоков.

Блок №1. Шумовые звуки или шумотека.

Очень часто при работе над произношением педагоги употребляют следующие выражения:

— порычим как лев

— повоем как ветер

— пошумим как волна

— попищим как комар

— произнесем как…

Все эти выражения подразумевают некоторый жизненный опыт. Но в процессе работы выявилась следующая проблема. Многие дети не представляют себе шум природы, техники или еще чего-либо. Их внимание не заостряли на таких фактах или вообще не знакомили с миром звуков вокруг нас. Данный раздел поможет восполнить пробел в этой области. Звуковые иллюстрации занимают несколько секунд. Можно использовать их при упражнениях для проработки дикционных навыков или как напоминание, которое включит процесс самоанализа (для более старших детей).

Блок №2. Видеоминутка.

В основе лежит методика Железновых (песенки с мамой). Но при желании похожий материал можно сделать самостоятельно на основе тех попевок или упражнений, которые чаще используются на уроке. Небольшая песенка-скороговорка, песенка-чистоговорка накладывается на видеоряд, состоящий из рисунков детей или известных произведений художников. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства усиливает эмоциональное восприятие, что в свою очередь активизирует работоспособность и положительно влияет на достижение результата.

Блок №3. Скороговорки.

Использование скороговорок является наилучшей формой работы над произношением. Их можно проговаривать, пропевать, устраивать соревнование на лучшее произношение. Главный принцип — принцип наглядности. Скороговорка записана на листе бумаги. Буквы, на произношение которых она направлена, выделены красным цветом. В одном упражнении может быть только один цвет для выделения. Зрительно учащийся сразу фиксирует свое внимание на определенных буквах, еще не начиная упражнения, предвидит результат. Для того чтобы разнообразить такую работу скороговорки можно не только говорить, но и петь. На их основе могут складываться упражнения для распевания.

Блок №4. Звукопись.

Когда учащиеся в достаточной мере овладеют произношением гласных и согласных звуков, можно вводить на уроке минутку звукописи. Это небольшая ритмическая партитура, где ритмический рисунок исполняется с помощью определенных звуков. В общем звучании получится целая картина. Это упражнение направлено не только на произношение, но и на развитие воображения, внимания, эмоциональной составляющей, повышение интереса к предмету. Целый комплекс задач решается за 2 минуты. Необходимым условием для достижения результата является простота ритмического рисунка, т.к. ритмоформула является вспомогательным материалом, а не главной задачей.

Блок №5. Художественное слово.

Никакая четкая дикция не заменит эмоциональности при произношении текста, отзывчивости на смену настроений, умения правильно построить фразу. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием. Для оттачивания этих навыков хорошо подходят занятия художественным словом. Такое занятие требует подготовки. Текст стихотворения выучивается самостоятельно учащимися дома, а на уроке вместе ищется наилучший вариант прочтения. Можно использовать чтение по ролям, чтение группами, сольно. Это уже зависит и от текста, и от поставленных задач, и от фантазии самого педагога. Конечно, такое занятие не может проводиться каждый урок, но не стоит жалеть потраченного времени. Одного-двух раз в месяц будет достаточно, чтобы был заметен результат. К тому же данный вид деятельности просто необходим как воздух учащимся с нарушениями координации между слухом и голосом. Пение для них является тяжелой работой, требующей больших затрат внимания, слухового контроля, самоанализа. Расслабиться, обратить внимание на характер некогда и зачастую уже не хочется.  А в данном виде деятельности такой ребенок может не бояться, не стесняться и показать себя с другой стороны. И может именно он станет лучшим.

Все упражнения рассчитаны на минимальную затрату времени урока, т.к. пение и задачи интонирования, конечно, являются приоритетными. На примере решения дикционных задач было показано, как можно разнообразить урок, чтобы он был более эффективен для достижения результата, вызывал больший интерес к предмету, формировал положительное отношение к учебе в целом.

 

Список использованной литературы:

  1. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М.,1967
  2. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы.М., 1977
  3. Осеннева М., Самарин В. Хоровой класс и практическая работа с хором.М., 2003
  4. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1986
  5. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музы­кальных школ и школ искусств. М,  1988 (Вступительная статья)
  6. Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова. М., 1981
  7. Садовников В. Орфоэпия в пении. М.,1958
  8. Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Bып. 2 (Вступительная статья). М., 1987
  9. Стулова Г.П. Теория и практика работы с хором. М., Владос. 2002

 

Интернет-ресурсы:

  1. www.plairoom.com
  2. mamatoshi.com
  3. razumniki.ru
  4. http://nsportal.ru/

 

QR Code