Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Рахманинов. Великий русский композитор, пианист и дирижер конца XIX века – начала XX века.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Введение

 

Рахманинов был создан из стали и золота;

Сталь в его руках, золото — в сердце. И. Гофман

 

«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру.

Перед нами исход первого десятилетия двадцатого века. Имя Сергея Васильевича – самое громкое в русском искусстве. Критики и ценители видели в нем успех, надежду на расцвет в музыкальной молодой России. Он привлекал общее внимание мощью и самобытностью русского таланта, поражая тем, что в любом жанре музыки писал исключительно высокоталантливые произведения, которые вошли в историю, которые стали духовной пищей многих людей.

 

  1. В поисках своего пути

 

Творческий облик Рахманинова многогранен. Уже в студенческие годы Рахманинов проявил себя как талантливый композитор и пианист.

24 февраля 1891 года Рахманинов выступил в открытом ученическом концерте консерватории, исполнив с оркестром первую часть Четвертого фортепианного концерта А. Рубинштейна. Это выступление можно считать пианистическим дебютом Рахманинова. Концерт А. Рубинштейна был исполнен Рахманиновым, по мнению рецензента, «очень хорошо как в отношении техники, так и в смысле передачи  внутреннего содержания».

К окончанию консерватории С. Рахманинов был автором уже довольно значительного количества  произведений различных жанров. Среди них —знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс «В молчаньи ночи тайной», Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма « Князь Ростислав», опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней!

Среди произведений Рахманинова периода 1892 – 1893 г. преобладают фортепианные произведения – они представляют собой наиболее значительную и характерную часть его творчества. В начале декабря 1892 г. были закончены пьесы-фантазии, в которые вошла и прелюдия до-диез минор. В них уже в полной мере проявилась связь с предыдущей эпохой русского пианизма, представленной именами А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского и ощутим особый, неповторимый рахманиновский стиль, возникший под несомненным воздействием его исполнительской индивидуальности. Характерные для нее широкий размах и лирическая напевность, монументальность в сочетании с тончайшими нюансами различных чувств, блестящая виртуозность и суровая сдержанность – все эти свойства Рахманинова-исполнителя в полной мере проявили себя и в его фортепианных сочинениях.

После окончания консерватории Рахманинов начинает выступать как пианист, интерпретатор произведений Листа, Рубинштейна и как композитор, исполнитель собственных сочинений. Но концерты, в которых приходилось участвовать Рахманинову, проводились частным образом, в небольших залах, без афиш, о них не оповещалось в печати.

В 1893 г. под впечатлением смерти Чайковского он пишет свое Элегическое трио ре минор – одно из наиболее вдохновенных и психологически глубоких юношеских сочинений, — и посвящает его памяти любимого композитора. В трио композитор воскрешает и последовательно развивает традиции старинного русского пения  с его вокальной природой, свободой метроритма, с его бесконечной мелодией, обогащая тем самым русскую музыку конца 19 – первой половины 20 века искусством монодических средневековых жанров.

Весной 1897г. впервые на концертной эстраде прозвучало крупное симфоническое произведение Рахманинова – его Первая симфония, неуспех которой принес не только горькое разочарование, но и продолжительный творческий кризис: в течение нескольких лет композитор не написал ничего значительного.

В это трудное для Рахманинова время он был приглашен С.И. Мамонтовым в его частную оперу на пост второго дирижера. Сергей Васильевич пробыл в театре недолго – с октября 1897 по февраль 1896 года – и провел за это время около тридцати спектаклей. С первых же спектаклей Рахманинов проявил себя как незаурядный дирижер. Под дирижерскими жестами молодого музыканта целые оперы и отдельные их сцены приобрели новое звучание. Рецензент «Московских ведомостей» писал так, — «Прежде всего оркестр звучит у него особенно: мягко, не заглушая пения, и в тоже время до мелочей тонко, точно это специально симфоническая музыка, а не оперный аккомпанемент». Именно здесь Рахманинов приобрел дирижерскую практику, позволившую ему в дальнейшем уверенно общаться  с любым оркестром или оперным коллективом. Но напряженная работа в мамонтовской опере, требовавшая от Рахманинова большой затраты сил, не оставляла ему времени для того чтобы заниматься чем-нибудь еще помимо дирижирования и постановки спектаклей.

 

  1. Расцвет творчества

 

Вначале 20 века появляется ряд его замечательных произведений, знаменующий новый этап пути, новую, несравненно более высокую ступень его художественного мастерства. Это прежде всего  Второй концерт – гениальная поэма о Родине.

В концерте Рахманинов выступает как зрелый художник, свободно владеющий всеми средствами музыкальной выразительности, как мастер крупной формы, блестящего фортепианного стиля. Теперь окончательно определяется весь его последующий путь, намеченный в Элегическом трио и Первой симфонии, — путь лирико-эпического симфонизма, опирающегося на древнейшие формы национальной мелодики и метроритма.

Многие музыканты отмечали новые черты в музыке композитора. «В Рахманинове преобладает спокойствие, уравновешенность. Его элегичность, его скорбность никак не последствие неудовлетворенности, раздвоенности, застывшего отчаяния <…>, — писал Асафьев. – Рахманинов в своем созерцании, неподвижности таит суровую, умеющую себя сдерживать от бесплодных усилий волю».

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр, где он занял пост дирижера и стал руководить русским репертуаром. И хотя деятельность его продолжалась только два сезона, результаты ее были огромны. Все последующие годы постановки Рахманинова служили образцом, художественным эталоном для русских музыкантов. К 100-летию со дня рождения М.И. Глинки Сергей Васильевич осуществил новую постановку «Ивана Сусанина», при этом весь авторский текс был тщательно выверен и очищен от многолетних наслоений и искажений. В главных ролях выступали А.В. Нежданова и Ф.И. Шаляпин.

Появившаяся в эти дни краткая газетная заметка о работе Рахманинова в Большом театре дает представление о том, как тщательно отделывал он каждую отдельную партию раньше, чем перейти к разучиванию оперы в целом, выполняя лично такие функции, которые другие дирижеры часто передавали концертмейстерам: «Новый дирижер императорской оперы г. Рахманинов, помимо общих репетиций с оркестром, устраивает отдельные уроки для солистов с фортепиано…» Рахманинов дирижирует не только в театре, но и в концертах Московского филармонического общества, а также Московского и Петербургского отделений Русского музыкального общества.

В годы работы в большом театре композитор завершил свои зрелые оперы – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Эти две оперы Рахманинова, неразрывно связанные с традициями русской классики, намечают новые пути в развитии оперного жанра. Композитор сближает здесь оперу с оркестровой поэмой или кантатой, причем основную смысловую нагрузку, несет оркестр, передающий содержание драмы, чувства и переживания героев. Действие развертывается сценами, без деления на отдельные номера.

После двух сезонов Сергей Васильевич решает уйти из Большого театра и снова заняться композицией. В октябре 1906г. композитор с женой и дочерью уезжает в Дрезден. В Дрездене Рахманинов создает монументальную фортепианную композицию, насыщенную философским содержанием – Сонату ре минор. К концу 1907г. была завершена Вторая симфония ми минор. Первое исполнение Второй симфонии прозвучало под управлением автора в симфоническом концерте А.И. Зилоти в Петербурге в январе 1908г. Советский музыкальный критик К.А. Кузнецов назвал Вторую симфонию Рахманинова «русской лирической симфонией — так просты и задушевны ее темы, так естественно и непринужденно они развиваются». И хотя композитор не использовал подлинных напевов, весь музыкальный язык симфонии глубоко национален. Последним произведением дрезденского периода была симфоническая поэма «Остров мертвых», исполненная в апреле 1909 г. в симфоническом концерте Московского филармонического общества под управлением автора. Поэма от начала до конца выдержана в тусклых тонах, как бы подчеркнута «траурным флером». Написана она под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина. Высоко оценил поэму известный дирижер Л. Стоковский, неоднократно включавший ее в программы своих концертов. В 1932 г. он писал композитору: «При вторичном изучении я был поражен единством стиля и формы этого произведения… Никогда прежде я так ясно не ощущал совершенства его структуры. Оно растет от корней к ветвям, листьям, цветам, и плодам подобно дереву и сходно с тем, как это бывает в музыке Баха…».

 

3.Всеобщее признание

 

Зимой 1907/08г. все чаще выступает на родине и за рубежом как пианист и дирижер, в основном исполняя свои произведения. Везде ему сопутствует, успех и слава одного из лучших пианистов мира.

Летом 1909г. С.В. работает над новым концертом с оркестром и к октябрю завершает его. Исполнение Третьего концерта состоялось в Нью-Йорке в конце ноября. В годы увлечения модернизмом и всевозможными изощренными звучаниями Рахманинов шел особым путем, поднимая древнейшие пласты национального искусства и претворяя его в своем творчестве. Поистине гениальным откровением в этом отношении явилась основная тема Третьего концерта, воспроизводящая склад старинных песнопений. Но когда американский музыковед И.С. Яссер, заметив ее сходство с древним церковным напевом «Гроб твой Спасе воини стерегущии», спросил композитора о происхождении мелодии, Рахманинов ответил, что она вполне оригинальна и «ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалась»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, — и найти подходящее, вернее не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»

В начале октября Рахманинов уезжает в гастрольную поездку по США и Канаде, где с 22 октября по 18 января дает 26 концертов, выступая преимущественно как пианист. Рахманинов играл с лучшими оркестрами и дирижерами Америки – В. Дамрошем, Л. Стоковским, Г. Малером и познакомил американскую публику со Вторым и Третьим концертами, Второй симфонией, «Островом мертвых».

Ученик замечательного мастера контрапункта С.И. Танеева, Рахманинов с годами придавал все большее значение мелодико-полифоническому мышлению. Его искусство вокальной полифонии получило наиболее полное выражение в хоровых циклах «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощная».                       1909-1917 годы последние годы жизни Рахманинова в России. Это был расцвет не только композиторской деятельности, но и его исполнительской деятельности – выступая, как пианист и дирижер, руководя филармоническими концертами, он способствует широкой популярности произведений русской и мировой классики. Многие из этих концертов даются с благотворительной целью – сборы идут на нужды различных обществ, в пользу нуждающихся студентов консерватории, университета, высших женских курсов, а с1914г. – в пользу раненых и семей погибших.

 

4.За рубежом

 

          Великой Октябрьской революции Рахманинов не понял, поэтому он принял решение уехать из страны.

За рубежом в последующие годы вплоть до начала Второй мировой войны концертная деятельность Рахманинова протекала интенсивно и напряженно, как в Америке, так и в Европе. За Рахманиновым закрепляется слава величайшего пианиста XX века, не имеющего себе равных среди современников.

Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). Эти произведения — последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества — образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание.

Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бажанов Н.Д. Рахманинов. Серия ЖЗЛ. М.: Изд-во «Молодая гвардия»1966 г.
  2. Брянцева С.В. Сергей Васильевич Рахманинов М., «Советский композитор», 1976 г.
  3. Василенко С.Я. Сергей Васильевич Рахманинов. Краткий очерк жизни и творчества, Л., Музгиз, 1961 г.
  4. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., «Музыка», 1973 г.
  5. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. М., « Музыка», 1984 г.

 

QR Code