header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Работа над интонацией в классе скрипки

17 апреля, 2023
QR Code

Hristinochka2@rambler.ru

Автор: Ванина Христина Владимировна

МБУ ДО ДШИ №2 г. Сургут

 

Работа над интонацией в классе скрипки

Интонация – одна из главных проблем в обучении музыканта-скрипача.

Для профессиональной игры на скрипке очень важна тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, поэтому скрипачу важно слышать разницу звуков в четверть тона. Если слух недостаточен от природы, то необходимо его развитие.

Работа над интонацией начинается с пропевания простых песенок, которые даются со словами, наполняющими звуки образным содержанием. Важно сосредотачивать внимание ребенка на высоте звука. Можно дублировать мелодию на фортепьяно или на скрипке, петь вместе с ним. Как же объяснить ребенку, что нужно петь «выше» или «ниже»? Не все дети способны сразу услышать попадают они в ноту или нет, и по этому не понимают, что от них требуют. Для развития слуха нужно показывать ребенку ассоциативные примеры и предлагать доступные возрасту упражнения.

Например упражнение «горка» — это глиссандо голосом вверх и вниз. Педагог показывает сам, ученик пробует повторить прием. Пение – это важнейший этап в развитии слуха. Такие упражнения дают ребенку услышать свой голос и управлять голосом, меняя высоту, подстраивая голос к внешнему звуку. Метод сравнения должен быть на каждом уроке, на протяжении всего времени работы над интонацией.  Когда ученик переходит к игре на открытых струнах, следует обращать его внимание на совпадение высоты звучания струны и фортепьяно, струны и голоса.

Важно каждый урок начинать с интонационных упражнений – загадок. Ребенок отворачивается от клавиатуры и отгадывает, сколько звуков он слышит, затем пытается пропеть. Когда ребенок пропел каждый звук несколько раз, он отгадывает где на клавиатуре расположены эти ноты. Обязательно, что бы игра была в пределах 1 октавы.

Так же немаловажную роль в дальнейшей работе над интонацией играет постановка. Правильная постановка-процесс сложный и длительный, требующий от педагога особого внимания к ученику, учета его индивидуальных особенностей. Постановку рук следует сочетать с развитием слуха и слуховых представлений. Очень важна правильная постановка пальцев над грифом, их готовность к падению. Ученик должен научиться различать свободное состояние рук от зажатого.

Чрезмерное отведение пальцев или их распрямление не способствует чистой интонации, также следует уделить внимание постановке большого пальца. Неудовлетворительная интонация также возникает при   недостаточном нажиме пальцев на струну, и при чрезмерном нажиме, при несовпадении движений пальцев левой руки и движений правой руки, недостаточная активность пальцев левой руки. Задача педагога – найти этот баланс. Важно объяснить ученику на каком расстоянии     находятся пальцы на грифе. Что такое тон – полутон.

Пример: 1. Играем и поем ноту ре, педагог просит спеть от нее тон вверх, обыгрывая этот момент образными представлениями, далее так же но пол тона. Развитие слуха не исключает и развитие тактильных ощущений, и зрительной памяти, и мышечной памяти. Нужно фиксировать внимание ребенка не только на высоте звука, но и на том, в каком положении стоит палец, на каком расстоянии отстоят пальцы друг от друга, насколько закруглен палец, как он повернут. И здесь педагог должен учитывать физиологические особенности ребенка.

Пример: 2. Мы сначала поем тон от открытой ноты «ре», затем играем детям ту же ноту разной постановкой и они говорят в какой момент было фальшиво, а когда «чисто» заостряя внимание на постановке.

При изучении полутонов следует следить за тем, чтобы пальцы соприкасались на струне ногтевыми фалангами, потому что иногда у учащихся создается ложное ощущение и в действительности ученик сближает средние фаланги, а кончики остаются разобщенными. Зачастую ребенок не видит, как встают его пальцы, а при изучении тонов нужно следить, чтобы пальцы не «склеивались», не соприкасались средними суставами. Иначе это приведет к скованности кисти, что приведет к трудностям в работе над интонацией и игры дальнейшем.  Иногда бывает очень полезно предложить ребенку сыграть легкое упражнение с закрытыми глазами, почувствовать левую руку, сравнить интонацию. В таком положении ученик фиксирует свое внимание на мышечных ощущениях и его слух обостряется. В процессе усвоения движения пальцев по струнам следует добиваться чистого интонирования, при этом важно не только слышать извлеченный звук, но и предслышать последующий, своевременно улавливать и исправлять неточное звучание. Но  нужно развивать не только дар предслышания звука, но и дар предощущения, готовности левой руки занять правильное положение.

Важно развивать и мелодический, и гармонический слух.

Пример: 1.Играть 3 пальцем соль, ре, ля и слушать что бы открытые откликались. Так же 4 пальцем.

  1. Играя гамму, включить тюнер на основной ноте и подстраиваться под нее.
  2. Играть гамму под открытую струну, медленно, слушая интервалы, 0-1, 1-2, 2-3, 3-4, и обратно. Затем на верхней струне, нижняя пустая (открытая), желательно все упражнения играть под метроном, и не играть громко.
  3. Чем выше ребенок играет гамму тем сложнее ему понять чисто ли он играет. Для этого следующее упражнение: берем тетрахорд в 1 позиции, затем тот же тетрахорд на октаву выше и еще на октаву выше. (ре-ми-фа-соль) следить за большим пальцем, что бы не было зажима и рука не уставала.
  4. Гамма квартолями флажолетами. Почему это полезно. Такая постановка четко фиксирует руку и ребенок не елозит пальцами ища ноту. Еще такой метод подготавливает к гаммам двойными нотами. Следить за большим пальцем, чтобы не зажимался и легко скользил.
  5. Важно понимать, что скрипка не темперированный инструмент, и одна и та же нота с открытыми струнами будет звучать по разному, например ми-ля, и затем ми-соль и слышим что уже не строит, нужно поставить палец чуть ниже.
  6. Играя этюды двойными нотами, мы проговариваем какой сейчас интервал играем, что бы уже понимать как он должен звучать.

Нередко в учебной практике приходится наблюдать, что интонирование учащегося находится в прямой зависимости от степени заинтересованности его в исполняемом материале. Например, гаммы и упражнения учащийся склонен рассматривать как принудительный, скучный раздел. Однако, указание педагога на то, что в величайших образцах скрипичной литературы гамма и гаммообразные последования нот, так же как трезвучия, служили композитору материалом для создания бессмертных мелодий, может вызвать у учащегося иное отношение к гаммам и упражнениям, как к материалу музыкальному.

В педагогической практике приходится наблюдать следующее явление: при разучивании пьесы в медленном темпе фальшивая интонация резко заметна.

У учащихся в пьесах подвижного характера это отрицательное впечатление несколько сглаживается, не следует относить это явление к тому, что нам легче определить точную интонацию длительных звуков в медленной последовательности их, нежели интонации звуков, быстро следующих один за другим. В данном случае имеет место следующее явление: при медленном движении пальцы ставятся на струне в более изолированном (разбросанном) положении по отношению ко всей группе пальцев, нежели в быстром темпе, когда мы склонны подготавливать пальцы к групповому положению, движению и чередованию их. В последнем случае пальцы находятся в собранном виде и состоянии над струнами, т.е. наготове, что не имеет места при медленном чередовании их в мелодии. Поэтому нелишне проверить интонацию при игре в медленном темпе. Добиваясь верной интонации и проверяя ее в медленном темпе, мы тем самым проверяем и исправляем движение руки и пальцев, отбираем наиболее целесообразные движения их и вырабатываем должную степень мышечного усилия.

Так же не маловажную роль играют динамические оттенки в работе над интонацией. Усиление или ослабление звука сопровождается в некоторых случаях нарушением правильной координации движений рук, что сказывается на качестве звука и интонации. С самых первых уроков важно приучать ребенка вслушиваться в свою игру, уметь анализировать интонацию.

Достижение чистоты интонирования и хорошего звучания – непременное условие формирования исполнительского мастерства скрипача.

 

Литература:

1.Мострас Г.К. «Интонация на скрипке»

2.Скирта Н.А. «Работа над интонацией»

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram