header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Работа над диктантом в классе сольфеджио

9 марта, 2025
QR Code

МБУДО «Детская школа искусств №4 г. Бийска»

Зыкова Людмила Юрьевна

«Работа над диктантом в классе сольфеджио»

 

Методическая разработка

 

Бийск 2025

Зыкова Л.Ю., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Методическая разработка посвящена одному из самых сложных навыков, развиваемых на уроке сольфеджио, а именно умению грамотно и быстро записывать мелодический диктант. Разработка может быть полезна преподавателям теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ.

 

Содержание

  1. Введение. Роль музыкального диктанта в курсе сольфеджио…………..4

 

  1. Основная часть. Работа над диктантом в музыкальной школе…………………………………………………………………………5
    • Общие рекомендации в работе над диктантом…………………………………………………………………….5
    • Обзор особенностей работы над диктантом в каждом классе музыкальной школы…………………………………………………………………………6
    • Предварительная работа над диктантом в младших классах….…………………………………………………………………….7
    • Современный алгоритм работы над мелодическим диктантом……………………………………………………………………..8
    • Различные формы диктантов……………………………………………………………………..9

 

  1. Заключение…………………………………………………………………12
  2. Список используемой литературы………………………….…………..…13

 

  1. Введение

Роль музыкального диктанта в курсе сольфеджио

Одна из главных задач в курсе сольфеджио это всестороннее развитие музыкального слуха обучающихся. Ведь развитый музыкальный слух имеет огромное значение для любой музыкальной деятельности. С помощью музыкального слуха можно проследить за работой исполнительского аппарата, проконтролировать качество звучания и поспособствовать созданию более точного художественного образа, исполняемого произведения. Развитый музыкальный слух помогает быстрее выучить нотный текст, расширяет возможности при чтении нот с листа.

Особая роль в развитии музыкального слуха отводится на уроке сольфеджио такому виду деятельности как музыкальный диктант. Именно в этой форме работы концентрируются интонационные, ладовые, ритмические особенности музыки, через которые воспитывается слуховая память, организуется внимание, тренируется навык слышания и понимания всех сторон мелодии, то есть умение разбираться в услышанном и способность анализировать музыку.

В тоже время запись музыкального диктанта, это самая сложная работа в курсе сольфеджио. Ведь при пении с листа восприятию мелодии помогает зрительный фактор. При подборе аккомпанемента помогают двигательные навыки. Диктант же воспринимается только слухом и поэтому требует тщательной подготовки. Все мелодические обороты и ритмические рисунки, которые используются в диктанте, должны быть заранее изучены и осмысленны обучающимися. Ребята должны быть уверенны в своих силах, а значит и в успешном выполнении задания.

Несомненно, умение грамотно писать диктанты всегда будет важной и актуальной составляющей музыкального обучения. В современном предпрофессиональном образовании важно донести до каждого обучающегося, что именно на уроке сольфеджио, в частности при работе над диктантом, он получает возможность приобрести навык быстрой концентрации внимания, развить свое мышление и память. А также развить и расширить личную ассоциативную базу, то есть все то, что ему пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет ли он профессиональным музыкантом или нет.

Цель данной методической разработки изучить и обобщить существующий опыт работы в данной области. Определить значение диктанта в курсе «Сольфеджио». Рассмотреть особенности работы над диктантом и его разнообразные формы. Чтобы, в конечном итоге, убедить обучающихся в практической значимости данной формы работы на уроке сольфеджио и подогреть их интерес.

 

  1. Основная часть. Работа над диктантом в музыкальной школе

2.1. Общие рекомендации в работе над диктантом

На начальном этапе обучения музыке многим обучающимся этот вид работы дается с трудом. Ребята часто боятся написать диктант неправильно и получить плохую оценку. Это может негативно повлиять на интерес к диктанту, да и в целом к предмету сольфеджио. Поэтому преподаватель должен тщательно подбирать мелодию для диктанта, в зависимости от возможностей обучающихся той или иной группы.

Педагогам не следует предлагать ученикам записывать мелодию «нота за нотой» во время проигрывания диктанта. Такой способ не поможет выработать необходимых навыков – ощущение музыкальной формы, фразировки. Также не следует замедлять темп диктанта, искажая характер мелодии, от этого теряется выразительность мелодического и ритмического рисунков. При таком подходе и сами обучающиеся не стараются запомнить всю мелодию диктанта, а записывают его по одному звуку, ожидая очередного проигрывания.

Начиная с младших классов музыкальной школы, диктанты желательно записывать по памяти. Для этого хорошо подходят мелодии с короткими, повторяющимися фразами и четким ритмом.

Так же для совершенствования и тренировки музыкального слуха и памяти хорошо подходят небольшие диктанты, которые записываются по памяти за два-три проигрывания. Также можно использовать устные диктанты. Важно постепенно и последовательно увеличивать объем диктантов.

А так как диктант воспитывает и развивает, прежде всего, внутренний слух и внутренние музыкальные представления – обучающиеся не должны напевать мелодию вслух. Преподаватель должен создать такие условия работы на уроке, чтобы ребята работали в полной тишине.

Также важно следить за временем, отведенным на диктант, оно не должно превышать 20 минут. Количество проигрываний мелодии варьируется от 8 до 12 раз.

Мелодические элементы, используемые в диктанте, должны быть хорошо  изучены и без труда узнаваться обучающимся. Это придает ребятам уверенности в себе и своих знаниях, за счет чего создается ситуация успеха и повышается интерес к заданию, а значит и к предмету в целом.

Задача педагога заключается в том, чтобы легко и непринужденно, зачастую в игровой форме выработать необходимые навыки у своих учеников. Высшее мастерство преподавателя, когда дети, в процессе обучения, даже не замечают, что чему-то учатся.

2.2. Обзор особенностей работы над диктантом в каждом классе музыкальной школы

В младших классах музыкальной школы диктанты дублируют изучаемые мелодические обороты. В первом классе это поступенное движение мелодии вверх и вниз, мелодические обороты с использованием терций.

Во втором классе вводятся восходящие и нисходящие скачки с осознанием тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А еще чуть позже вводится аккордовая составляющая интервалов, например, чистая квинта охватывает трезвучие, большая и малая секста – секстаккорды и квартсекстаккорды, а большие и малые септимы охватывают септаккорды. Обучающиеся активно усваивают основные музыкальные размеры и пунктирный ритм.

В третьем классе продолжается усвоение новых интонаций, оборотов и метроритмических трудностей. Диапазон и объем диктанта увеличивается. Также в музыкальном диктанте может фигурировать случайный знак, связанный с гармоническим минором.

В четвертом классе вводятся новые мелодические обороты. Изучаются скачки на неустойчивые ступени с их последующим разрешением, часто в диктантах начинает использоваться движение по звукам аккордов, случайные знаки мелодического минора, метроритмическое развитие дополняется коротким пунктирным ритмом.

В старших классах изучается много нового материала и диктанты, как правило, отражают весь изученный материал, являясь итогом всей работы. С пятого класса в мелодиях диктантов используются разнообразные скачки для усвоения ладовых оборотов. Изучается отклонение и модуляция. А также проходящие и вспомогательные звуки, задержания мелодии.

В шестом классе обучающиеся проходят гармонический мажор с характерными для него интервалами.

В седьмом классе изучается родственные тональности, что отражается на записи диктантов с отклонением или модуляцией. Помимо этого, в седьмом и восьмом классах музыкальной школы используются всевозможные мелодические и ритмические трудности.

Программа по предмету «Сольфеджио» указывает на этот объем трудностей, которые следует преодолеть в каждом последующем классе музыкальной школы. Но уровень и качество, полученных знаний, и умений записывать диктант в большей степени зависят от индивидуальных способностей каждого обучающегося. Преподавателю необходимо приложить много усилий и творческо-педагогической инициативы, чтобы последовательно и планомерно развивать музыкальные данные каждого из них. В условиях групповых занятий это не простая задача. С другой стороны, у обучающихся есть возможность участвовать в общей работе в меру своих возможностей. Кроме того, коллективная форма занятий делает урок более живым, подвижным, а значит более интересным и эффективным.

 

2.3.    Предварительная работа над диктантом

В первом классе музыкальной школы ведется активная предварительная работа для его освоения. У обучающихся должны сформироваться определенные умения и навыки:

  • осознанное прослушивание музыки
  • правильная графическая запись нот
  • пение мелодии по нотам и с текстом
  • движение под музыку с фиксацией метрических акцентов, с выполнением определенного ритмического рисунка, с дирижированием.

Всё это развивает общие музыкальные способности ребенка, такие как: слух, память и чувство ритма.

Помимо традиционных форм работы хорошим подспорьем для педагога будут различные игры, направленные на развитие слуха, памяти, чувства ритма и других необходимых для обучения знаний, умений и навыков.

Например, игра «Шустрый меломан» (автор Ю. Игнатова). Эта игра развивает слуховые навыки обучающихся и помогает быстро узнавать, изучаемые мелодические элементы. Состоит игра из нескольких карточек-символов, которые обозначают разные элементы мелодии (опевание, трезвучие, поступенное движение мелодии, скачок, повтор ноты). Эти карточки раскладываются на общем столе. Цель игры – узнать звучащий на инструменте элемент и быстро схватить соответствующую карточку, вслух произнося его название. Зеленый цвет элемента означает движение вверх, красный – движение вниз, синий – повтор звука. За каждый правильный ответ игрок получает фишку, за неправильный – отдает фишку.

Позже, когда эта игра будет хорошо усвоена, можно ее немного трансформировать. Дети выстраиваются в колонну, спиной к инструменту. Преподаватель настраивает их в определенной тональности. Затем играет знакомый мелодический элемент, ребенок должен пропеть его на любой слог, затем подобрать на клавиатуре и сыграть. Только после этого он может встать в конец колонны.

Когда основные мелодические элементы будут усвоены, в обучение можно будет добавить более разнообразный набор фраз.

Еще одним интересным игровым моментом на уроке сольфеджио может служить ритмическая игра «Стаканчики». Эта игра отлично развивает чувство ритма. Акцентирует внимание обучающихся на равномерном чередовании долей. Помогает услышать деление мелодии на музыкальные фразы. Детям раздаются картонные стаканчики и предлагается небольшая ритмическая фигурация:

Хлопок в ладоши (четвертная) – хлопок (четвертная).

Постучать поочередно руками по дну стакана (2 восьмых – четвертная).

Хлопок (четвертная) – захват стакана рукой (четвертная).

Приподнять его и поставить обратно (четвертная) – убрать руки (четвертная).

Когда алгоритм движений будет выучен, можно простучать его под музыку. Например, под «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Еще один вариант ритмической фигурации:

Хлопок в ладоши (четвертная) – захват стакана рукой (четвертная).

Стаканом ударить по ладошке (четвертная) – по столу (четвертная).

Передать стакан в ладошку, перевернув его (четвертная) – освободившейся ладошкой ударить по столу (четвертная).

Перевернутым стаканом по столу крест – накрест через руку (четвертная) – руки убрать (четвертная).

Можно исполнить под «Трепак» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

 

2.4. Современный алгоритм работы над мелодическим диктантом

Последовательность действий при написании мелодического диктанта желательно довести до совершенства. Современным считается стенографический способ. Так во время первого проигрывания мелодии ребята обращают внимание и стараются зафиксировать первую и последнюю ноту диктанта, без длительности этих нот. После второго воспроизведения мелодии нужно услышать и зафиксировать вторую ноту, пропеть про себя и записать звуками первую фразу. После третьего проигрывания определяется размер, анализируется структура музыкального периода, отмечается количество предложений и фраз, их повторность или не повторность, вариативность или секвенционность. Делается тактовая разметка. После четвертого проигрывания мелодии диктанта можно записать знакомые мелодические обороты, такие как гаммообразное восходящеее или нисходящее движение мелодии, опевание, секвенция, движение по звукам знакомых аккордов, скачки от D к T или наоборот от T к D и прочие особенности, изучаемые в том или ином классе музыкальной школы. С пятого проигрывания обучающиеся дорабатывают оставшиеся элементы мелодии, дописывают диктант, особенно сосредоточиваясь на метроритме, ориентируются на свою память и внутренний слух.

Стенографичность такой записи заключается в том, что дети начинают писать мелодию диктанта с первого прослушивания. При такой записи ряд музыкальных параметров ребята, в скором времени, распознают автоматически. Желательно первоначально фиксировать мелодию быстрыми штрихами, а оформлять должным образом в перерывах между проигрываниями. Ритм отражается в расстоянии между звуками, то есть, если ноты короткие – они пишутся рядом, если звук длинный, то после него делается более значительный отступ.

 

  • Различные формы диктанта

 

  • Метроритмический диктант.

Предшествует этому виду диктанта ряд упражнений. Например, прохлопывание ритма нотного примера со счетом вслух. Исполнение ритмического рисунка прослушанного произведения определенными хлопками (восьмая нота – хлопок в ладоши, четвертная – легкий удар руками по парте, половинная – руки на колени). Исполнение ритмического рисунка с помощью ударных инструментов (можно закрепить длительности за определенными инструментами). Предварительно ритмический рисунок выписывается на доске и прохлопывается со счетом вслух. На первоначальном этапе обучения метроритму важно фиксировать внимание обучающихся на метрическом акценте и исполнять его несколько ярче, подчеркнуто.

Полезно прослушивать произведения, в которых ритмическое развитие основано на одновременном звучании различных длительностей, например, восьмых и четвертных. Движение верхнего и нижнего голоса можно показать на двух разных инструментах, например, на треугольнике и ложках. Также в таких произведениях возможно упражнение с переходами из одного голоса в другой, ребята как бы переходят с шага на бег и обратно.

Особое значение в первом классе приобретает знакомство обучающихся с метрикой слова, т.е. с ударными и безударными слогами. Ребята могут записывать ритм различных слов или даже стихотворных четверостиший или детских потешек.

Самостоятельному метроритмическому диктанту может предшествовать следующее упражнение: обучающиеся несколько раз прослушивают песенку, затем поют ее с дирижированием, педагог записывает мелодию на доске с помощью нот без штилей. Далее ребята переписывают ее себе в тетрадь, коллективно расставляют акценты, ставят перед акцентами тактовые черточки. Затем начинается вторая часть работы по выявлению ритмического рисунка этой песенки. Педагог объясняет, как определить четвертные и восьмые ноты по количеству звуков, которые выпадают на счетную долю такта, и показывает полную запись примера. Так дети постепенно овладевают этим навыком. Самой лучшей мерой в данном случае является дирижерский жест. Обучающиеся должны твердо усвоить правило: если на взмах падает один звук – это четвертная нота, если два – восьмые, если один звук тянется два взмаха – половинная нота.

 

  • Мелодический диктант.

Для успешного освоения навыка записи данного вида диктанта необходимо акцентировать внимание детей на слуховом анализе нотного текста. Обучающиеся обращают внимание: на фразировку, на наличие повторности в мелодии и ритме, на движение мелодии (поступенное или через ступень, по устойчивым ступеням, восходящее или нисходящее).

Каждому диктанту предшествует ладотональная настройка, которая может состоять из пения отдельных ступеней и интонаций диктанта, из гаммы или устойчивых звуков.

Мелодический диктант в первом классе начинают осваивать только после усвоения простейших интонаций мажора и минора, лучше всего со второго полугодия. Порядок написания звуковысотного диктанта на некоторое время сохраняют таким же, как в метроритмическом диктанте. В дальнейшем ребята приучаются к записи по фразам, одновременно оформляя высоту мелодии и ритм.

Мелодический диктант пишется только по памяти. Существует несколько способов его написания:

  1. В процессе прослушивания и коллективного пения, мелодия диктанта выучивается наизусть и записывается. Общее количество проигрываний диктанта 5-6 раз, из них 2-3 проигрывания мелодии во время записи.
  2. Мелодия диктанта запоминается постепенно (по фразам) и записывается по памяти, в перерывах между проигрываниями (не более 5-6 раз, с перерывами 1-2 минуты).
  3. Слушая диктант, обучающиеся запоминают его мелодию, обращая внимание на разные элементы. После завершения проигрывания начинают запись мелодии. Таким образом, понимая, что самое важное в диктанте – умение слушать, запоминать и понимать услышанное.

Определение размера и длительностей происходит с помощью дирижирования и прохлопывания ритмического рисунка, со счетом или пением мелодии «про себя». Предпочтительнее давать мелодии с текстом это облегчает запись, ведь в словах уже содержится ритм.

При наличии достаточных слуховых представлений, при еженедельных упражнениях на определение на слух элементов мелодического развития, при постепенном нарастании трудностей – диктант становится привычным, интересным заданием.

Также педагог должен позаботиться о создании благоприятной обстановки перед и во время его проведения. Лучше всего диктант проводить в начале или в середине урока, когда дети еще сосредоточенны. Ни в коем случае не следует выражать неудовольствия по поводу тех или иных неудач при записи. Первое время можно воздержаться от оценок за данный вид деятельности.

Сложность диктантов можно ограничить поступенным движением мелодии, движением по устойчивым ступеням, повторностью звуков, простейшими интонациями по терциям. Простейшими мелодиями считаются те, в которых поступенное движение сочетается с повторностью звуков. Диапазон диктанта ограничен пределами тонической квинты, в дальнейшем добавляется VI ступень, введенная также поступенно и т.д.

После освоения диктантов с поступенным движением мелодии, вводится ход на терцию вниз. Должны быть освоены интонации трех терций (V-III, IV-II, III-I) они наиболее часто используются в детских песенках. Менее обычны в мажоре терции (III-V, III-I, I-III) они даются для освоения всех звуков тонического трезвучия.

Также важно в первоначальной записи ограничивать количество тактов до четырех. Увеличивать мелодию можно лишь при незначительном варьировании или при повторности фраз.

 

  • Устный диктант.

В первом классе первоначально можно использовать упражнения на пропевание отдельных интонаций с названием звуков, которые определяются на слух. Затем по фразам разбирать более продолжительные мелодии. Например, педагог пропел фразу из знакомой песенки на слог «ле», а дети повторили ее с названием звуков. Как вариант, дети сами могут придумывать окончания песенки-попевки (это может быть поступенное восходящее или нисходящее движение мелодии, повторность звуков, скачки через ступень и прочее). Устный диктант занимает немного времени на уроке, так как его можно проводить без предварительного анализа.  Ученики мобилизуют все свои слуховые представления, память, быстроту восприятия и при таких условиях успевают справиться с поставленной задачей за 1-2 прослушивания мелодии.

 

  • Диктант на досочинение мелодии.

Досочинение мелодий способствует развитию внутреннего слуха и служат показателем ранее полученных знаний и навыков в классе сольфеджио. Для успешного, занимательного сочинения мелодий необходимы предварительные упражнения по устной импровизации. Это могут быть упражнения на придумывание детьми заключительной фразы в песенке – попевке, возможно всего 2-3 звука. Задания лучше всего давать с текстом, это повышает интерес у обучающихся и облегчает определение метроритма.

 

  • Творческий диктант.

Для того чтобы сделать работу над диктантом еще более разнообразной и интересной можно вводить в него неожиданные элементы:

– придумать ритмический рисунок заданной мелодии.

– придумать верхний голос в мелодии диктанта.

– придумать подголосок, нижний голос в мелодии диктанта.

– вставить пропущенные звуки мелодии.

– найти ошибки в мелодии и исправить их.

– составить мелодию известной детской песенки из отдельных тактов.

– досочинить мелодию диктанта.

– придумать вариацию на мелодическую тему диктанта (используя секвенцию или любые другие элементы музыкального языка).

– подобрать сопровождение для левой руки в басовом ключе, используя разные виды фактур (арпеджио, аккорды или любые другие фигурации).

 

  1. Заключение

Музыкальный диктант – это только одна из форм работы на уроке сольфеджио, но она имеет огромное значение в развитии музыкальных навыков обучающихся. Работа над диктантом ведется в тесной совокупности с другими видами деятельности на уроке, такими как сольфеджирование и слуховой анализ.

Для записи диктантов огромное значение имеют музыкальная память и слух, которые поддаются развитию с наибольшим трудом, но помогают обучающимся в осознании лада, метроритма, интервалов, аккордов и других элементов музыкального языка.

Важная задача, которая стоит перед каждым преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, – сделать процесс данного вида работы максимально комфортным, увлекательным и, конечно, эффективным.

Для этого существуют разного рода хитрости, игры, формы работы. Например, отличным решением будет использовать в качестве диктанта знакомые детям мелодии.  Ведь обучающимся намного интереснее подбирать известную мелодию, проще понять ее строение и развитие. В младших классах можно использовать диктанты-пазлы или мелодии-загадки, это подогревает эмоциональную мотивацию обучающихся. Ну а всевозможные игровые моменты, особенно, если они связаны с движением – снимают психологические зажимы и исключают ситуацию стресса у учеников.

 

  1. Список используемой литературы:

 

  1. Барабошкина А. методическое пособие по сольфеджио для 2-го класса ДМШ. – Музыка. М., 1977.
  2. Давыдова Е. Методическое пособие по сольфеджио для 5-го класса ДМШ. – Музыка. М. 1981.
  3. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. Учебное пособие для ДМШ. – Феникс. Ростов-на-Дону 2013.
  4. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов. – М., 2007.
  5. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов, нотное приложение для преподавателей. – М., 2007.
  6. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4- 7 классов. – М., 2007.
  7. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4-7 классов, нотное приложение для преподавателей. – М., 2007.
  8. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О. Берак, М. Карасева. — М.: издательский дом «Классика-XXI», 2009.
  9. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Музыка. Л. – 1982.
  10. Методическое пособие по музыкальному диктанту. Под ред. Л. Фокиной. – Музыка. М. – 1975.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе