Автор: Савина Лариса Ивановна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» города Магнитогорска.
Дополнительные предпрофессиональные программы области музыкального искусства «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».
Рабочая программа учебного предмета «Композиция».
Магнитогорск 2024.
I. Пояснительная записка
Все новые прогрессивные идеи в сфере музыкального воспитания связаны с развитием творческих способностей детей и навыков их самовыражения в художественной деятельности. Трудно найти вид деятельности более эффективный для развития всего комплекса музыкальных способностей и в первую очередь творческих, чем импровизация и сочинение. Занятия по сочинению призваны усилить роль активного творческого начала в воспитании юных музыкантов, пробудить и развить музыкальную фантазию учащихся, способствовать более осмысленному отношению к музыке, к творческому труду композиторов и изучаемым и исполняемым произведениям, это еще один вид работы с одаренными детьми, а также естественный путь взаимосвязи теоретических и исполнительских дисциплин, закрепление на практике знаний, полученных по теории музыки
Автор программы, имея и собственную природную склонность к импровизации и сочинению, многие годы занимаясь развитием творческих музыкальных способностей детей в самых разных формах, это: и уроки сольфеджио с элементами композиции, и собственно урок сольфеджио сквозь призму композиторского творчества, и отдельный предмет композиции – пришла к выводу, что наиболее эффективен самостоятельный урок композиции с отдельным ребенком, причем с доработкой исполнительских деталей на уроке специальности с целью выступления учащегося на каком-либо конкурсе.
Создание законченного эстетического продукта не является самоцелью, если говорить об уроке сольфеджио: ценен поисково-познавательный характер детского творчества, трансформирующий процесс развития музыкального восприятия и мышления детей в аналитическом направлении. Желание понять, как создается музыка, пробуждает в ребенке потребность в знании и сотрудничестве с педагогом. Пример учителя, создающего музыку на глазах своих учеников и вовлекающих их в это действие, является одним из наилучших стимулов обучения. Возникшую большую заинтересованность учащегося следует подкрепить индивидуальными уроками (в рамках предмета по выбору). И вот тут уже можно решать проблему законченного эстетического продукта — целостного произведения, которое может быть подготовлено к конкурсу.
Автор программы предлагает ввести в вариативную часть учебного плана предмет по выбору «Композиция» для одаренных детей, хотя в каждом отдельном случае может быть принято положительное решение для менее одаренного ученика исходя из его большого желания и трудоспособности.
Невозможно переоценить роль творчества в формировании гармоничной, духовно развитой личности ребенка и подростка. Из-за сложной специфики детское музыкальное творчество представлено гораздо скромнее, чем получившее широкое распространение изобразительное. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что предрасположенность детей к этому виду самовыражению меньше, чем в других областях искусства. Например, мир звуков с самого раннего детства ребенку близок и доступен. Все дети, играя, напевают что-то свое, импровизируют попевки, ритмы, однако способность эта часто легко тормозиться и утрачивается, не получая должного развития. Значительную трудность представляют собой также попытки перевода наивного музыкально-творческого процесса из сферы бессознательного в область осознанного контролируемо-управляемого действия. Вот почему при решении необходимой первоначальной задачи — овладении игрой на каком-либо музыкальном инструменте — непосредственные музыкально-творческие способности ребенка, направленные в русло музыкального репродуцирования (воспроизведения существующих музыкальных произведений), поглощаются или заглушаются трудностями этого сложного самостоятельного искусства. Тем не менее, тяга к свободному музыкальному самовыражению, к сочинению так или иначе проявляется. Занятие по композиции, вовремя начатые, должны поставить эту естественную потребность, свойственную всем без исключения музыкально-способным детям, в благоприятные для ее развития условия.
Занятия по сочинению в ДШИ не имеют своей целью воспитание композиторов-профессионалов (хотя это и весьма эффективная форма выявления перспективных детей для дальнейшего совершенствования их потребностей в соответствующих учебных заведениях). Главное здесь — расширение музыкального кругозора учащихся, качественно более высокая ступень их подхода к явлениям музыкального искусства, более глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, формирование, благодаря творчеству, положительных, общественно-ценных свойств человеческой личности.
Успешная работа по сочинению возможна лишь при условии регулярных занятий как классных, так и домашних. Причем, самостоятельная домашняя работа приобретает особое значение, так как в основном именно на нее ложится нагрузка по выполнению и оформлению творческих заданий. Занятия по сочинению требуют подлинного энтузиазма и особой организованности со стороны учащихся. Такие качества обычно возникают как прямой отклик на увлеченность, искреннюю заинтересованность, доброжелательность и творческую компетентность учителя. Успех занятий в значительной степени определяется личностью педагога. Это — личный профессионализм и глубокое знание музыкальной литературы, широкий общий кругозор и понимание специфики других видов искусства, умение создать деловую и непринужденную атмосферу занятий и педагогическая интуиция. Главное же — любовь к своему делу и стремление вести предмет творчески, в постоянном поиске действенных форм индивидуального подхода к каждому ученику.
Преподаватель должен заботиться, чтобы занятие проходили в свободной, располагающей к творческой работе атмосфере, лишенной какой бы то не было напряженности, нервозности. Высказываемая критика должна носить позитивный характер, побуждая учащихся к инициативе в нужном направлении. Указания, которые делаются ученикам, должны носить форму советов, пожеланий. Необходимо при этом следить, чтобы способы и возможности устранения недостатков были ясны и понятны учащимся. Требуется также максимальная конкретность всех заданий. Полезно привлекать к участию в уроках других учеников класса, добиваясь активности каждого в восприятии прослушанного, в мотивированных суждений о нем, в заинтересованном обмене мнениями.
Срок реализации: Программа рассчитана на четыре года обучения.
Возраст обучающихся от 8,5 до 14 лет. Предмет вводится с 3-го класса.
*Исходя из индивидуальных способностей и интереса ребенка к предмету, материал может быть перераспределен на период обучения до 7 лет. Неизбежна адаптация программы курса к каждому отдельному случаю.
Объем учебного времени: предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция»:
Нормативный срок обучения — 8 лет
«Фортепиано» и «Струнные инструменты»
Классы | 3—6 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 181.5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 115.5 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 66 |
«Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты»
Классы | 3—6 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 198 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 66 |
Форма проведения учебных занятий: индивидуальная, продолжительность — 40 минут (0,5 ч. для первого года обучения на фортепианном и струнном отделении).
Обучение основам композиции может быть начато в любом возрасте: и более раннем и в более позднем, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Это указывает на неизбежность адаптации программы к каждому конкретному случаю. Отсюда вытекает также нецелесообразность строгой дифференциации для каждого класса требований по разделам курса, а со стороны преподавателя требуется гибкость и инициативность, неизбежность «перекроек» программы, имеющих своей главной целью наиболее глубокое в данных условиях раскрытие музыкально-творческих способностей учащихся.
Средства обучения: фортепиано, синтезатор.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации.
Таким образом, главная цель всего обучения — развитие творческих способностей ребенка, логической и аналитической направленности мышления учащихся, а также, как было сказано выше, расширение музыкального кругозора учащихся, качественно более высокая ступень подхода к явлениям музыкального искусства, более глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, формирование, благодаря творчеству, положительных, общественно — ценных свойств человеческой личности.
Отсюда вытекают и основные задачи:
- Увидеть в ребенке степень его музыкально-творческой одаренности и помочь ему достичь наиболее высоких для него результатов.
- Создать для ученика такие условия, в которых через импровизацию и сочинение он наиболее полно мог бы самовыразиться и самоутвердиться.
- Использовать межпредметные связи так, чтобы «Композиция» помогала в освоении материала других предметов.
- Научить ребенка самостоятельно получать необходимые знания (создание алгоритма процесса).
- Сделать уроки композиции (импровизации) — уроками эмоционального и психологического здоровья.
- Сформировать в детях элементарные навыки композиторского творчества (умение ориентироваться в элементах музыкального языка и использовать их для творческого самовыражения)
- Научить детей понимать и ценить музыку, бережно относиться к композиторскому замыслу.
- Воспитать в детях любовь и уважение к мировой художественной культуре.
Помочь юным композиторам стать участниками различных конкурсов и фестивалей детского творчества.
II.Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Год обучения | № | Наименование тем | Кол-во часов на тему | ||
Теория | Практика | ||||
Первый год обучения | 1. | Подбор по слуху простейших мелодий с их последующей записью. Анализ. | 2.5 | ||
2. | Правила гармонизации мелодии. | Гармонизация мелодий (основные тоны главных трезвучий, бурдон) Анализ. | 2 | ||
3. | Сочинение песенок на тему «интервалы» (запись). Анализ. | 2.5 | |||
4. | Образное содержание интервалов,4-х видов трезвучий и Д7. | Сочинение музыкальных сказок и монодекламация их с использованием пройденных по сольфеджио интервалов, аккордов, гамм. Анализ. | 2.5 | ||
5. | Досочинение заданных мелодий (запись). Анализ. | 2 | |||
6. | Понятие «мотив», «фраза», «предложение». | Сочинение мотива, фразы, предложения (запись) Анализ. | 2.5 | ||
7. | Простые и сложные ритмические рисунки. | Сочинение мелодий на собственный или данный педагогом ритм (запись). Анализ. | 2.5 | ||
Всего | 16.5 | ||||
Второй год обучения | 1. | Особенности стихосложения. Анализ стихов великих поэтов. | Сочинение поэтического текста к заданной мелодии (запись). Анализ. | 4
|
|
2. | Правила голосоведения при соединении главных трезвучий и их обращений. | Игра каденций, используя главные трезвучия и их обращения. Анализ. | 4 | ||
3. | Жанры в музыке. Понятие «фактурной формулы жанра». | Создание «фактурных формул первичных жанров» и игра кадансовых оборотов в различных «фактурных формулах». Анализ. | 5 | ||
4. | Понятие «секвенция» и анализ произведений по специальности. | Сочинение секвенций с отбором и записью лучших. Анализ. | 4 | ||
5. | Простейшие способы варьирования мелодии. | Вариационное изменение мелодии. Анализ. | 3 | ||
6. | Простейшие способы варьирования гармонии. | Вариационное изменение гармонии. Анализ. | 4 | ||
7. | Более сложные способы варьирования мелодии и гармонии. | Вариационное изменение мелодии и гармонии. Анализ. | 4 | ||
8. | Свободное сочинение и импровизация | 5 | |||
Всего | 33 | ||||
Третий
год обучения |
1. | Акустическая природа звука. | Упражнения. | 2 | |
2. | Правила расположения тонов аккорда. Широкое и тесное расположение. | Упражнения. Анализ. | 3 | ||
3. | Понятие «импровизация». Классификация видов Понятие «модель». | Анализ. | 2 | ||
4. | Принципы создания «моделей». Выделение основных параметров импровизационных «моделей» (на основе анализа произведений первичных жанров). | Анализ. | 3 | ||
5. | Создание опорных «схем–моделей» жанров движения. | Жанровая импровизация: вальс, марш, полька (предложение).
Анализ. |
3 | ||
6. | Создание опорных «схем–моделей» лирических жанров. | Жанровая импровизация: колыбельная, ноктюрн, песенные жанры (предложение).
Анализ. |
3 | ||
8. | «Схемы–модели» других жанров. | Жанровая импровизация: менуэт, мазурка, полонез (предложение). Анализ. | 3 | ||
9. | Понятие «форма». Форма «период». | Анализ. | 2 | ||
10. | Структуры формы «период». | Анализ. | 3 | ||
11. | Жанровая импровизация в форме «период». | 5 | |||
12. | Свободное сочинение и импровизация | 4 | |||
Всего | 33 | ||||
Четвертый
год обучения |
1. | Создание алгоритма работы над сочинением на примере сочинения романса. | Сочинение песни или романса. | 3 | |
2. | 2-х частная репризная форма. | Сочинение. | 3 | ||
3. | Простая 3-х частная форма. | Сочинение. | 3 | ||
4. | Основные типы музыкального изложения (понятие фактуры, музыкальные склады). | Анализ. | 1 | ||
5. | Фактурное преобразование гармонии(4 основных вида). | Анализ. | 1 | ||
6. | Фактура и регистровка. Выразительные возможности регистровых зон фортепиано. | Анализ. Свободная импровизация.
|
2 | ||
7. | Самостоятельное создание «моделей» жанров, предложенных учеником (например, танго, прелюдия, элегия, скерцо, токката, сицилиана, сарабанда и др.) | Самостоятельная работа над произведением по алгоритму | 3 | ||
8. | Работа над жанром вариаций как способом закрепления и синтезирования полученных навыков. | 2 | |||
9. | Джаз – как вид искусства. Знакомство со стилями джазовой музыки. | Анализ. | 1 | ||
10. | Особенности джазовой музыки. | Анализ. | 2 | ||
11. | Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. | Использование форшлагов и блюзовых нот. | 2 | ||
12. | Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. | Использование пяти видов септаккордов и ладовой альтерации в них(+5,-5,+7) | 2 | ||
13. | Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. | Работа над нетипичными гармоническими последованиями в кадансах(D-S) | 2 | ||
14. | Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. | Работа над ритмом. Свинг. | 2 | ||
15. | Самостоятельная джазовая обработка. | 2 | |||
16. | Свободное сочинение и импровизация (в жанрах джазовой музыки) | 2 | |||
Всего | 33 | ||||
Программа курса сочинения складывается из следующих основных разделов:
- Подготовительные формы работы — первый год обучения.
- Понятие «фактурная формула жанра», способы варьирования мелодии и гармонии — второй год обучения.
- Создание опорных «схем–моделей» лирических жанров и жанров движения, жанровая импровизация в форме периода — третий год обучения.
- Работа над произведениями в простых формах инструментальной и вокальной музыки, самостоятельное создание «моделей» более сложных жанров, джазовая обработка мелодий и использование элементов джазовой музыки в своих произведениях — четвертый год обучения.
- Обогащение музыкальных представлений учащихся — с первого года обучения.
- Свободная импровизация (с первого года обучения).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы по учебному предмету «Композиция» должен отражать прежде всего умение использовать полученные знания (по теории музыке, анализу музыкальных произведений, гармонии, композиции) в своих учебных работах (сочинениях):
- подбор по слуху мелодий с последующей записью;
- правильная гармонизация мелодий и грамотное фактурное оформление;
- умение сочинить мотив, фразу, предложение, период;
- сочинение произведения по алгоритму, созданному самим учащимся;
- сочинение секвенций и использование их в своих произведениях;
- создание «опорных схем-моделей» и фактурных формул различных жанров и умение исполнить заданную или сочиненную мелодию в соответствующем жанре;
- вариационное изменение мелодии и гармонии;
- умение сделать целостный анализ произведения;
умение использовать элементы джазовой музыки в своих произведениях.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
Результаты проделанной работы оцениваются системой «контрольного урока с оценкой» во втором полугодии каждого года обучения, подробно оговаривая при этом достоинство и недостатки сочинений учащихся. В конце обучения — итоговый зачет.
I год обучения (второе полугодие — контрольный урок с оценкой)
- Расшифровка буквенных обозначений звуков и трезвучий.
- Исполнение мелодии подобранной по слуху элементов или сочиненной с буквенным аккомпанементом в виде отдельных звуков или трезвучий (исходя из возможностей ученика).
- Свободная импровизация (с предварительной устной характеристикой создаваемого музыкального образа).
- Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.
II год обучения (второе полугодие – контрольный урок с оценкой)
- Расшифровка буквенных и цифровых обозначений трезвучий и септаккордов.
- Жанровая импровизация. Игра каденций в фактурных формулах «первичных» жанров польки, марша, вальса (в тесном расположении).
- Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.
III год обучения (второе полугодие — контрольный урок с оценкой)
- Расшифровка буквенных и цифровых обозначений трезвучий и септаккордов.
- Жанровая импровизация в форме периода.
- Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.
IV год обучения (второе полугодие — итоговый зачет)
В конце четвертого года обучения, по завершении изучения предмета, на итоговом зачете выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Ученик представляет свои лучшие произведения и оценивается по следующим параметрам:
- оригинальность и сложность тематизма произведений;
- владение различными видами фактур и способами развития музыкального материала;
- уровень сложности гармонического языка;
- простая или более сложная форма произведения;
- уровень и качество исполнения.
Критерии оценки
По итогам исполнения на зачете, контрольном уроке или итоговом экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 («отлично») | обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой. Представлены разные жанры произведений. Высокохудожественный уровень исполнения. Учащийся является лауреатом или дипломантом многочисленных конкурсов. Принимал активное участие в концертах. деятельности школы. |
4 («хорошо») | обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков. Представлены сочинения некоторых жанров. Выступал на родительских собраниях и школьных концертах.
|
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: ошибки в вертикально-горизонтальном развитии и оформлении импровизации, форме сочинения, неуверенная и малохудожественная смысловая игра, отсутствие свободы в инструментальном изложении, непонимание идеи, стиля, жанра. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков: невыученная импровизация, приблизительная и неточная игра, отсутствие штрихов, неподготовленная инструментальная база, ошибки и путаница в понимании формы, отсутствие системной домашней работы, плохая посещаемость аудиторных занятий. |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Кроме того, одной из оценок уровня владения композицией являются победы и награды на творческих конкурсах и фестивалях в данной номинации.
- Нотная литература
Примерный список музыкальных произведений для анализа
- П. Чайковский «Детский альбом».
- Р. Шуман «Альбом для юношества».
- М. Мусоргский «Картинки с выставки».
- Б. Барток «Детям» (тетради 1-4).
- Э. Григ отдельные произведения из «Лирических тетрадей» (ор.12,38,43,54,68,71).
- А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка».
- В. Гаврилин «Фортепианная музыка для детей».
- А. Лядов «Бирюльки».
- Д. Шостакович «Танцы кукол».
- А. Вивальди «Времена года».
- С. Майкапар «Бирюльки».
- А. Хачатурян «Детский альбом»
- И. Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
- И. Бах «Маленькие прелюдии».
- Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане».
- С. Прокофьев «Петя и волк».
- М Мусоргский вокальный цикл «Детская».
- Р. Шуберт вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
- Ф Шопен. Фортепианная музыка.
- Г. Свиридов «Детский альбом».
- Д. Кабалевский «Детский альбом».
- Д. Шостакович «Детская тетрадь».
- Э. Григ «Пер Гюнт».
- Р. Щедрин «Тетрадь для юношества».
- А. Шнитке «Ревизская сказка».
- Е. Поплянова «Наиграл Сверчок».
- К. Орф «Музыка для детей».
- А. Гречанинов «Детский альбом».
- К. Дебюсси. «Детский уголок.
- Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1 – 15.
- С. Барсукова «Джаз для детей» Выпуски 1 – 7.
- Э. Меркс « Первые уроки джаза».
- Л. Борхузон, Л. Волчек «Азбука музыкальной фантазии»1-6тетради.
- О. Булаева, О. Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» 1- 4 тетради.
А также все произведения по специальности, которые ученик исполняет в течение года.
VI. Учебно–методическая литература
- Терентьева Н. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов искусства. МЛ 1989 г.
- Штофф В. Введение в методологию научного познания. Л. 1972 г.
- Лосев А. Введение в общую теорию языковых моделей. Учебное пособие. – М.: Издательство МГПИ им. Ленина, 1986.
- Осипова Л., Самойлова Т. Развитие навыков импровизации. Екатеринбург 1992.
- Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М. 1989 г.
- Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М. 1999 г.
- Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. Л, 1977 г.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М. 1964 г.
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. М. 1986 г.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия М. 1961г.
- Смирнова Т. Методические рекомендации, М 1996 г.
- Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. ст. – М., 1976 – Вып.4. – С.31 – 45 .
- Исенко А. И. Обучение на моделях: Курс фортепиано для начинающих. – М., 1993. – 45с.
- Опыт обучения детей гармонии и импровизации Ленинград. Государственная консерватория. – Л, 1986 – Вып.1. Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии ДМШ. Методическая разработка.
- Развитие музыкальных способностей и профессиональных навыков учащихся разных специальностей на уроках фортепиано. Сб. ст./ Ростов. гос. консерватория им. С.В Рахманинова. – Ростов н/Д: Гефест, 1998. – 115с.
- Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. – М: Музыка, 1965. – с.121 – 136.
- Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. – М: Музыка, 1978.
- Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып.2 Фактурные рисунки – М: ООО «Престо»,
- Смирнова Т. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс. – Издательство ЦСДК, М, 1994.
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации – М: «Советский композитор», 1982.
- Савина Л. Работа над аккомпанементом на уроках сольфеджио. Сочинение и импровизация. Методическое пособие. – Магнитогорск, 1996.
- Савина Л. Мир в звуках или мы учимся сочинять. Методическое пособие. – Магнитогорск, 2001.
- Савина Л. Жанровая импровизация и сочинение. Методическое пособие.- Магнитогорск,2008.
- Савина Л. Методика практического моделирования. Методическое пособие.- Магнитогорск, 2012.
- Статьи Савиной Л. в сборниках:
- Сб. «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, часть III, Челябинск, 2006 г. ,статья «Инновации как атрибут дополнительного образования» с. 285-287).
- Сб. Вторая Международная научно-практической конференция «Инновации в современном музыкально-художественном образовании», 2008 г. Екатеринбург, 2 статьи: «Импровизация как способ оптимизации учебного процесса», «Новые технологии в преподавании музыкальных предметов».
- Сб. Всероссийская конференция «Формирование культуротворческой позиции личности: теория и практика»,2 статьи: «Инновационная концепция преподавания сольфеджио в школе с художественно-эстетическим уклоном», «Импровизация как метод активного освоения элементов музыкальной речи», 2009 г. Магнитогорск.