header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОМПОЗИЦИЯ»

20 января, 2025
QR Code

Автор: Савина Лариса Ивановна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» города Магнитогорска.

Дополнительные предпрофессиональные программы области музыкального искусства «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Рабочая программа учебного предмета «Композиция».

Магнитогорск 2024.

I. Пояснительная записка

          Все новые прогрессивные идеи в сфере музыкального воспитания связаны с развитием творческих способностей детей и навыков их самовыражения в художественной деятельности. Трудно найти вид деятельности более эффективный для развития всего комплекса музыкальных способностей и в первую очередь творческих, чем импровизация и сочинение. Занятия по сочинению  призваны усилить роль активного творческого начала в воспитании юных музыкантов, пробудить и развить музыкальную фантазию учащихся, способствовать более осмысленному отношению к музыке, к творческому труду композиторов и изучаемым и исполняемым произведениям, это еще один вид работы с одаренными детьми, а также естественный путь взаимосвязи теоретических и исполнительских дисциплин, закрепление на практике знаний, полученных по теории музыки

Автор программы, имея и собственную природную склонность к импровизации и сочинению, многие годы занимаясь развитием творческих музыкальных способностей детей в самых разных формах, это: и уроки сольфеджио с элементами композиции, и собственно  урок сольфеджио сквозь призму композиторского творчества, и отдельный предмет  композиции – пришла к выводу, что наиболее эффективен самостоятельный урок композиции с отдельным ребенком, причем с доработкой исполнительских деталей на уроке специальности с целью выступления учащегося на каком-либо конкурсе.

Создание законченного эстетического продукта не является самоцелью, если говорить об уроке сольфеджио: ценен поисково-познавательный характер детского творчества, трансформирующий процесс развития музыкального восприятия и мышления детей в аналитическом направлении. Желание понять, как создается музыка, пробуждает в ребенке потребность в знании  и сотрудничестве с педагогом. Пример учителя, создающего музыку на глазах своих учеников и вовлекающих их в это действие, является одним из наилучших стимулов обучения. Возникшую большую заинтересованность учащегося следует подкрепить индивидуальными уроками (в рамках предмета по выбору). И вот тут уже можно решать проблему законченного эстетического продукта — целостного произведения, которое может быть подготовлено к конкурсу.

Автор программы  предлагает ввести в вариативную часть учебного плана предмет по выбору «Композиция» для одаренных детей, хотя в каждом отдельном случае может быть принято положительное решение для менее одаренного ученика исходя из его большого желания и трудоспособности.

Невозможно переоценить роль творчества в формировании гармоничной, духовно развитой личности ребенка и подростка. Из-за сложной специфики детское музыкальное творчество представлено гораздо скромнее, чем получившее широкое распространение изобразительное. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что предрасположенность детей к этому виду самовыражению меньше, чем в других областях искусства. Например, мир звуков с самого раннего детства ребенку близок и доступен. Все дети, играя, напевают что-то свое, импровизируют попевки, ритмы, однако способность эта  часто легко тормозиться и утрачивается, не получая должного развития. Значительную трудность представляют собой также попытки перевода наивного музыкально-творческого процесса из сферы бессознательного в область осознанного контролируемо-управляемого действия. Вот почему при решении необходимой первоначальной задачи — овладении игрой на каком-либо музыкальном инструменте — непосредственные музыкально-творческие способности ребенка, направленные в русло музыкального репродуцирования (воспроизведения существующих музыкальных произведений), поглощаются или заглушаются трудностями этого сложного самостоятельного искусства. Тем не менее, тяга к свободному музыкальному самовыражению, к сочинению так или иначе проявляется. Занятие по композиции, вовремя начатые, должны поставить эту естественную потребность, свойственную всем без исключения музыкально-способным детям, в благоприятные для ее развития условия.

Занятия по сочинению в ДШИ не имеют своей целью воспитание композиторов-профессионалов (хотя это и весьма эффективная форма выявления перспективных детей для дальнейшего совершенствования их потребностей в соответствующих учебных заведениях). Главное здесь — расширение музыкального кругозора учащихся, качественно более высокая ступень их подхода к явлениям музыкального искусства, более глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, формирование, благодаря творчеству, положительных, общественно-ценных свойств человеческой личности.

Успешная работа по сочинению возможна лишь при условии регулярных занятий как классных, так и домашних. Причем, самостоятельная домашняя работа приобретает особое значение, так как в основном именно на нее ложится нагрузка по выполнению и оформлению творческих заданий. Занятия по сочинению требуют подлинного энтузиазма и особой организованности со стороны учащихся. Такие качества обычно возникают как прямой отклик на увлеченность, искреннюю заинтересованность, доброжелательность и творческую компетентность учителя. Успех занятий в значительной степени определяется личностью педагога. Это — личный профессионализм и глубокое знание музыкальной литературы, широкий общий кругозор и понимание специфики других видов искусства, умение создать деловую и непринужденную атмосферу занятий и педагогическая интуиция. Главное же — любовь к своему делу и стремление вести предмет творчески, в постоянном поиске действенных форм индивидуального подхода к каждому ученику.

Преподаватель должен заботиться, чтобы занятие проходили в свободной, располагающей к творческой работе атмосфере, лишенной какой бы то не было напряженности, нервозности. Высказываемая критика должна носить позитивный характер, побуждая учащихся к инициативе в нужном направлении. Указания, которые делаются ученикам, должны носить форму советов, пожеланий. Необходимо при этом следить, чтобы способы и возможности устранения недостатков были ясны и понятны учащимся. Требуется также максимальная конкретность всех заданий. Полезно привлекать к участию в уроках других учеников класса, добиваясь активности каждого в восприятии прослушанного, в мотивированных суждений о нем, в заинтересованном обмене мнениями.

Срок реализации: Программа рассчитана на четыре года обучения.

Возраст обучающихся от 8,5 до 14 лет. Предмет вводится с 3-го класса.

*Исходя из индивидуальных способностей и интереса ребенка к предмету, материал может быть перераспределен на период обучения до 7 лет. Неизбежна адаптация программы курса  к каждому отдельному случаю.

Объем учебного времени: предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция»:

Нормативный срок обучения — 8 лет

«Фортепиано» и «Струнные инструменты»

Классы 3—6
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 181.5
Количество часов на аудиторные занятия 115.5
Количество часов на внеаудиторные занятия 66

«Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты»

Классы 3—6
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 198
Количество часов на аудиторные занятия 132
Количество часов на внеаудиторные занятия 66

Форма проведения учебных занятий: индивидуальная, продолжительность — 40 минут (0,5 ч. для первого года обучения на фортепианном и струнном отделении).

Обучение основам композиции может быть начато в любом возрасте: и более раннем и в более позднем, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Это указывает на неизбежность адаптации программы к каждому конкретному случаю. Отсюда вытекает также нецелесообразность строгой дифференциации для каждого класса требований по разделам курса, а со стороны преподавателя требуется гибкость и инициативность, неизбежность «перекроек» программы, имеющих своей главной целью наиболее глубокое в данных условиях раскрытие музыкально-творческих способностей учащихся.

Средства обучения: фортепиано, синтезатор.

Наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации.

Таким образом, главная цель всего обучения — развитие творческих способностей ребенка, логической и аналитической направленности мышления учащихся, а также, как было сказано выше, расширение музыкального кругозора учащихся, качественно более высокая ступень подхода к явлениям музыкального искусства, более глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, формирование, благодаря творчеству, положительных, общественно — ценных свойств человеческой личности.

Отсюда вытекают и основные задачи:

  1. Увидеть в ребенке степень его музыкально-творческой одаренности и помочь ему достичь наиболее высоких для него результатов.
  2. Создать для ученика такие условия, в которых через импровизацию и сочинение он наиболее полно мог бы самовыразиться и самоутвердиться.
  3. Использовать межпредметные связи так, чтобы «Композиция» помогала в освоении материала других предметов.
  4. Научить ребенка самостоятельно получать необходимые знания (создание алгоритма процесса).
  5. Сделать уроки композиции (импровизации) — уроками эмоционального и психологического здоровья.
  6. Сформировать в детях элементарные навыки композиторского творчества (умение ориентироваться в элементах музыкального языка и использовать их для творческого самовыражения)
  7. Научить детей понимать и ценить музыку, бережно относиться к композиторскому замыслу.
  8. Воспитать в детях любовь и уважение к мировой художественной культуре.

Помочь юным композиторам стать участниками различных  конкурсов и фестивалей детского творчества.

II.Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Год обучения Наименование тем Кол-во часов на тему
Теория Практика
Первый год обучения 1. Подбор по слуху простейших мелодий с их последующей записью. Анализ. 2.5
2. Правила гармонизации мелодии. Гармонизация мелодий (основные тоны главных трезвучий, бурдон) Анализ. 2
3. Сочинение песенок на тему «интервалы» (запись). Анализ. 2.5
4. Образное содержание интервалов,4-х видов трезвучий и Д7. Сочинение музыкальных сказок и монодекламация  их с использованием пройденных по сольфеджио интервалов, аккордов, гамм. Анализ. 2.5
5. Досочинение заданных мелодий (запись). Анализ. 2
6. Понятие «мотив», «фраза», «предложение». Сочинение мотива, фразы, предложения (запись) Анализ. 2.5
7. Простые и сложные ритмические рисунки. Сочинение мелодий на собственный или данный педагогом ритм (запись). Анализ. 2.5
Всего 16.5
Второй год обучения 1. Особенности стихосложения. Анализ стихов великих поэтов. Сочинение поэтического текста к заданной мелодии (запись). Анализ. 4

 

2. Правила голосоведения при соединении главных трезвучий и их обращений. Игра каденций, используя главные трезвучия и их обращения. Анализ. 4
3. Жанры в музыке. Понятие «фактурной формулы жанра». Создание «фактурных формул первичных жанров» и игра кадансовых оборотов в различных «фактурных формулах». Анализ. 5
4. Понятие «секвенция» и анализ произведений по специальности. Сочинение  секвенций  с отбором и записью лучших. Анализ. 4
5. Простейшие способы варьирования мелодии. Вариационное изменение мелодии. Анализ. 3
6. Простейшие способы варьирования гармонии. Вариационное изменение гармонии. Анализ. 4
7. Более сложные способы варьирования мелодии и гармонии. Вариационное изменение мелодии и гармонии. Анализ. 4
8. Свободное сочинение и импровизация 5
Всего 33
Третий

год обучения

1. Акустическая природа звука. Упражнения. 2
2. Правила расположения тонов аккорда. Широкое и тесное расположение. Упражнения. Анализ. 3
3. Понятие «импровизация». Классификация видов Понятие «модель». Анализ. 2
4. Принципы создания «моделей». Выделение основных параметров импровизационных «моделей» (на основе анализа произведений первичных  жанров). Анализ. 3
5. Создание опорных «схем–моделей» жанров движения. Жанровая импровизация: вальс, марш, полька (предложение).

Анализ.

3
6. Создание опорных «схем–моделей» лирических жанров. Жанровая импровизация: колыбельная, ноктюрн, песенные жанры (предложение).

Анализ.

3
8. «Схемы–модели» других жанров. Жанровая импровизация: менуэт, мазурка, полонез (предложение). Анализ. 3
9. Понятие «форма». Форма «период». Анализ. 2
10. Структуры формы «период». Анализ. 3
11. Жанровая импровизация в форме «период». 5
12. Свободное сочинение и импровизация 4
Всего 33
Четвертый

год обучения

1. Создание алгоритма работы над сочинением на примере сочинения романса. Сочинение песни или романса. 3
2. 2-х частная репризная форма. Сочинение. 3
3. Простая 3-х частная форма. Сочинение. 3
4. Основные типы музыкального изложения (понятие фактуры, музыкальные склады). Анализ. 1
5. Фактурное преобразование гармонии(4 основных вида). Анализ. 1
6. Фактура и регистровка. Выразительные возможности регистровых зон фортепиано. Анализ. Свободная импровизация.

 

2
7. Самостоятельное создание «моделей» жанров, предложенных учеником (например, танго, прелюдия, элегия, скерцо, токката, сицилиана, сарабанда и др.) Самостоятельная работа над произведением по алгоритму 3
8. Работа над жанром вариаций  как способом закрепления и синтезирования полученных навыков. 2
9. Джаз – как вид искусства. Знакомство со стилями джазовой музыки. Анализ. 1
10. Особенности джазовой музыки. Анализ. 2
11. Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. Использование форшлагов и блюзовых нот. 2
12. Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. Использование пяти видов септаккордов и  ладовой альтерации в них(+5,-5,+7) 2
13. Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. Работа над нетипичными гармоническими последованиями в кадансах(D-S) 2
14. Джазовая обработка предложенных учителем мелодий. Работа над ритмом. Свинг. 2
15. Самостоятельная  джазовая обработка. 2
16. Свободное сочинение и импровизация (в жанрах джазовой музыки) 2
Всего 33

Программа курса сочинения складывается из следующих основных разделов:

  1. Подготовительные формы работы — первый год обучения.
  2. Понятие «фактурная формула жанра», способы варьирования мелодии и гармонии — второй год обучения.
  3. Создание опорных «схем–моделей» лирических жанров и жанров движения, жанровая импровизация в форме периода — третий год обучения.
  4. Работа над произведениями в простых формах инструментальной и вокальной музыки, самостоятельное создание «моделей» более сложных жанров, джазовая обработка мелодий и использование элементов джазовой музыки в своих произведениях четвертый год обучения.
  5. Обогащение музыкальных представлений учащихся — с первого года обучения.
  6. Свободная импровизация (с первого года обучения).

        III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результат освоения программы по учебному предмету «Композиция» должен отражать прежде всего умение использовать полученные знания (по теории музыке, анализу музыкальных произведений, гармонии, композиции) в своих учебных работах (сочинениях):

  • подбор по слуху мелодий с последующей записью;
  • правильная гармонизация мелодий и грамотное фактурное оформление;
  • умение сочинить мотив, фразу, предложение, период;
  • сочинение произведения по алгоритму, созданному самим учащимся;
  • сочинение секвенций и использование их в своих произведениях;
  • создание «опорных схем-моделей» и фактурных формул различных жанров и умение исполнить заданную или сочиненную мелодию в соответствующем жанре;
  • вариационное изменение мелодии и гармонии;
  • умение сделать целостный анализ произведения;

умение использовать элементы джазовой музыки в своих произведениях.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

          Результаты проделанной работы оцениваются системой «контрольного урока с оценкой» во втором полугодии каждого года обучения, подробно оговаривая при этом достоинство и недостатки сочинений учащихся. В конце обучения — итоговый зачет.

I год обучения (второе полугодие — контрольный урок с оценкой)

  1. Расшифровка буквенных обозначений звуков и трезвучий.
  2. Исполнение мелодии подобранной по слуху элементов или сочиненной с буквенным аккомпанементом в виде отдельных звуков или трезвучий (исходя из возможностей ученика).
  3. Свободная импровизация (с предварительной устной характеристикой создаваемого музыкального образа).
  4. Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.

II год обучения (второе полугодие – контрольный урок с оценкой)

  1. Расшифровка буквенных и цифровых обозначений трезвучий и септаккордов.
  2. Жанровая импровизация. Игра каденций в фактурных формулах «первичных» жанров польки, марша, вальса (в тесном расположении).
  3. Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.

III год обучения (второе полугодие — контрольный урок с оценкой)

  1. Расшифровка буквенных и цифровых обозначений трезвучий и септаккордов.
  2. Жанровая импровизация в форме периода.
  3. Исполнение собственного произведения, анализ использованных средств музыкальной выразительности и качества исполнения.

IV год обучения (второе полугодие — итоговый зачет)

В конце четвертого года обучения, по завершении изучения предмета, на итоговом зачете выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Ученик представляет свои лучшие произведения и оценивается по следующим параметрам:

  • оригинальность и сложность тематизма произведений;
  • владение различными видами фактур и способами развития музыкального материала;
  • уровень сложности гармонического языка;
  • простая или более сложная форма произведения;
  • уровень и качество исполнения.

Критерии оценки

По итогам исполнения на зачете, контрольном уроке  или  итоговом экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой. Представлены разные жанры произведений. Высокохудожественный уровень исполнения. Учащийся  является лауреатом или дипломантом многочисленных конкурсов. Принимал активное участие в концертах. деятельности школы.
4 («хорошо») обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков. Представлены сочинения некоторых жанров. Выступал на родительских собраниях и школьных концертах.

 

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: ошибки в вертикально-горизонтальном развитии и оформлении импровизации, форме сочинения, неуверенная и  малохудожественная смысловая игра, отсутствие свободы в инструментальном изложении, непонимание   идеи, стиля, жанра.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков: невыученная импровизация, приблизительная и неточная игра, отсутствие штрихов, неподготовленная инструментальная база, ошибки и путаница в понимании формы, отсутствие системной домашней работы, плохая посещаемость аудиторных занятий.
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Кроме того, одной из оценок уровня владения композицией являются победы и награды на творческих конкурсах и фестивалях в данной номинации.

  1. Нотная литература

Примерный список музыкальных  произведений для анализа

  1. П. Чайковский «Детский альбом».
  2. Р. Шуман «Альбом для юношества».
  3. М. Мусоргский «Картинки с выставки».
  4. Б. Барток «Детям» (тетради 1-4).
  5. Э. Григ отдельные произведения из «Лирических тетрадей» (ор.12,38,43,54,68,71).
  1. А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка».
  2. В. Гаврилин «Фортепианная музыка для детей».
  3. А. Лядов «Бирюльки».
  4. Д. Шостакович «Танцы кукол».
  5. А. Вивальди «Времена года».
  6. С. Майкапар «Бирюльки».
  7. А. Хачатурян «Детский альбом»
  8. И. Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
  9. И. Бах «Маленькие прелюдии».
  10. Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане».
  11. С. Прокофьев «Петя и волк».
  12. М Мусоргский вокальный цикл «Детская».
  13. Р. Шуберт вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
  14. Ф Шопен. Фортепианная музыка.
  15. Г. Свиридов «Детский альбом».
  16. Д. Кабалевский «Детский альбом».
  17. Д. Шостакович «Детская тетрадь».
  18. Э. Григ «Пер Гюнт».
  19. Р. Щедрин «Тетрадь для юношества».
  20. А. Шнитке «Ревизская сказка».
  21. Е. Поплянова «Наиграл Сверчок».
  22. К. Орф «Музыка для детей».
  23. А. Гречанинов «Детский альбом».
  24. К. Дебюсси. «Детский уголок.
  25. Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1 – 15.
  26. С. Барсукова «Джаз для детей» Выпуски 1 – 7.
  27. Э. Меркс « Первые уроки джаза».
  28. Л. Борхузон, Л. Волчек «Азбука музыкальной фантазии»1-6тетради.
  29. О. Булаева, О. Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» 1- 4 тетради.

А также все произведения по специальности, которые ученик исполняет в течение года.

    VI. Учебно–методическая литература

  1. Терентьева Н. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов искусства. МЛ 1989 г.
  2. Штофф В. Введение в методологию научного познания. Л. 1972 г.
  3. Лосев А. Введение в общую теорию языковых моделей. Учебное пособие. – М.: Издательство МГПИ им. Ленина, 1986.
  4. Осипова Л., Самойлова Т. Развитие навыков импровизации. Екатеринбург 1992.
  5. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М. 1989 г.
  6. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М. 1999 г.
  7. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. Л, 1977 г.
  8. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М. 1964 г.
  9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. М. 1986 г.
  10. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия М. 1961г.
  11. Смирнова Т. Методические рекомендации, М 1996 г.
  12. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. ст. – М., 1976 – Вып.4. – С.31 – 45 .
  13. Исенко А. И. Обучение на моделях: Курс фортепиано для начинающих. – М., 1993. – 45с.
  14. Опыт обучения детей гармонии и импровизации Ленинград. Государственная консерватория. – Л, 1986 – Вып.1. Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии ДМШ. Методическая разработка.
  15. Развитие музыкальных способностей и профессиональных навыков учащихся разных специальностей на уроках фортепиано. Сб. ст./ Ростов. гос. консерватория им. С.В Рахманинова. – Ростов н/Д: Гефест, 1998. – 115с.
  16. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. – М: Музыка, 1965. –  с.121 – 136.
  17. Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. – М: Музыка, 1978.
  18. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып.2 Фактурные рисунки – М: ООО «Престо»,
  19. Смирнова Т. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс. – Издательство ЦСДК, М, 1994.
  20. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации – М: «Советский композитор», 1982.
  21. Савина Л. Работа над аккомпанементом на уроках сольфеджио. Сочинение и импровизация. Методическое пособие. – Магнитогорск, 1996.
  22. Савина Л. Мир в звуках или мы учимся сочинять. Методическое пособие. – Магнитогорск, 2001.
  23. Савина Л. Жанровая импровизация и сочинение. Методическое пособие.- Магнитогорск,2008.
  24. Савина Л. Методика практического моделирования. Методическое пособие.- Магнитогорск, 2012.
  25. Статьи Савиной Л. в сборниках:
  1. Сб. «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, часть III, Челябинск, 2006 г. ,статья «Инновации как атрибут дополнительного образования» с. 285-287).
  2. Сб. Вторая Международная научно-практической конференция «Инновации в современном музыкально-художественном образовании», 2008 г. Екатеринбург, 2 статьи: «Импровизация как способ оптимизации учебного процесса», «Новые технологии в преподавании музыкальных предметов».
  3. Сб. Всероссийская конференция «Формирование культуротворческой позиции личности: теория и практика»,2 статьи: «Инновационная концепция преподавания сольфеджио в школе с художественно-эстетическим уклоном», «Импровизация как метод активного освоения элементов музыкальной речи», 2009 г. Магнитогорск.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе