header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка в системе дополнительного образования

18 марта, 2022
QR Code

Белянина Марина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Сланцевская детская музыкальная школа»

 

Методическая разработка

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка в системе дополнительного образования.

 

Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится одна из основных задач дополнительного образования – выявление,развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Для обеспечения индивидуальной траектории одарённого ребенка, исходя из его образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей (уровня готовности к освоению программы) могут быть разработаны различные программы сопровождения. Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным музыкальным дисциплинам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося.

В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Инвариантный модуль «Психолого-педагогическая поддержка одарённого ребенка»в составе индивидуальных  программ обучения одаренных детей и включатьв себя следующие направления работы:

1 Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

2.Формирование внутренней мотивации одаренных детей.

3.Развитие личности.

4.Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

5.Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведе­ния и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных си­туациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, кото­рые в максимальной мере соответствуют его склонностям и инте­ресам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, осо­бенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявлен одаренных детей необходимо связывать с задача­ми их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в  учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

 

Формирование внутренней мотивации одаренных детей

Для достижения высоких результатов важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию.При работе с одарёнными детьми также важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой.

В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

– включение в коллективные формы деятельности,

– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

– сотрудничество ученика и учителя,

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы.

По мнениюруководителя работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности, доктора психологических наук, профессора Д.Б.Богоявленской, «как правило, всякого рода победы рассматривают как самоактуализацию, видя в ней главную задачу развития одаренного ребенка. По выражению Н.Б. Березанской, «…хороший механизм самоактуализации, заимствованный из гуманистической психологии, попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости». Для анализа адекватности воплощения понятия самоактуализации она рекомендует рассмотреть подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизацию, мотив достижения и познавательную мотивацию. Их четкое разведение необходимо, чтобы понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда направляется развитие его мотивационной сферы. В этой связи необходимо отнестись к тому, что в качестве научного метода развития творческих способностей и одаренности B.C. Юркевич предлагается метод «развивающего дискомфорта», заключающийся в представлении детям заданий выше оптимальной трудности. При этом обговаривается, что в таких ситуациях рядом с ребенком должен находиться опытный психолог и врач. Теоретически это необходимо, практически нереально.

А реально предлагаемым методом и видами специально организованных занятий развивается у детей мотив достижения, т.е. стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т. д. Причем психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов! Если ребенок проявляет свою креативность для взрослого, для получения его одобрения, то это ни в коем случае не механизм самоактуализации.

Л.Н. Толстой считал, что звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут. Известный физик академик М.А. Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы…».

 

Развитие личности

Формированию адекватного самовосприятия одаренного ребенка, более успешной  адаптации в окружающем мире, приобретению им  конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми может способствовать  информация о психологической природе своей личности:

-знание особенностей своего характера

-учет  своего типа темперамента,

-интеллектуального потенциала,

-коммуникативных и лидерских способностей.

Приобщение к психологическим знаниям, повышение  психологической культуры одаренного ребенка способствует повышению эмоциональной устойчивости, развитию настойчивости и терпимости как черт характера, появлению новых творческих инициатив,коррекции коммуникативной сферы;

В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных детей в более зрелом возрасте.

Важным  отсроченным результатом реализации программ работы с  одарёнными обучающимися должно стать их профессиональное самоопределение.

Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

Психопрофилактическая  работа может включать в себя:

-мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,

-обучение  навыкам эффективного использования времени

-формирование установок на здоровый образ жизни

Цель этой работы исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья.

В образовательном учреждении одаренный ребенок часто сталкивается с проблемой загруженности. Это происходит в связи с тем, что одаренный обучающийся привлекает  к себе и своим способностям внимание всех, кто с ним работает. Педагоги активно используют его потенциал для  проведения праздников, концертов, приглашают к участию в олимпиадах ,  конкурсах и других массовых мероприятиях , готовят с ним проекты ,  исследования,   выступления на конференции ,  семинары круглые, столы.

Одаренный ребенок может оказаться участником довольно большого количества олимпиад по разным областям  знаний, при подготовке к которым не учитываются желания и свободное время ребенка.  Следовательно, происходит перегрузка  его психических и физических сил.

Педагог   должен помочь так организовать образовательное пространство подопечного,  чтобы сохранить баланс сил и времени, увидеть  главное, научить отказываться в пользу своего здоровья, выбрать гибкую модель сопровождения в соответствии с возрастом ребенка и учетом  его опережающего развития.

Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

 

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Конкурсная деятельность стимулирует их  к  продолжению обучения, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Для одарённого ребенка очень важно пережить эмоции достижения высокого результата, что в дальнейшем будет способствовать развитию его одаренности.

Следует признать, что конкурсы и олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей.
Вместе с тем данные мероприятия нельзя, хотя делается такая попытка, рассматривать как средства и пути развития одаренности. В этом случае происходит, по словам А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива», но, напротив, с цели на средства. Победа в конкурсе становится самоцелью и задействует механизмы, совсем не связанные с развитием ребенка

Вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению включают в себя  широкий спектр задач:выбор конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения направления работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках – существенное направление деятельности педагога при работе с одаренными детьми.  В связи с этим – особое значение приобретает обучение участников конкурсов  навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации на успех  в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

Список литературы

  1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]: http://www.niro.nnov.ru/?id=2024
  2. Одарённый ребёнок в образовательной системе: управленческая модель. СПб 2014
  3. И.В. Васютенкова, Е.А. Туренко «Диагностика в деятельности педагога по сопровождению одарённых детей» СПб 2014
  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  5. Богоявленская Д.Б.. Статья «Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании»

 

  1. Слинькова В.И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности«Одаренный ребенок» . – 2013 . – № 1 . – С. 28-44.

Белянина Марина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Сланцевская детская музыкальная школа»

 

Методическая разработка

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка в системе дополнительного образования.

 

Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится одна из основных задач дополнительного образования – выявление,развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Для обеспечения индивидуальной траектории одарённого ребенка, исходя из его образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей (уровня готовности к освоению программы) могут быть разработаны различные программы сопровождения. Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным музыкальным дисциплинам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося.

В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Инвариантный модуль «Психолого-педагогическая поддержка одарённого ребенка»в составе индивидуальных  программ обучения одаренных детей и включатьв себя следующие направления работы:

1 Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

2.Формирование внутренней мотивации одаренных детей.

3.Развитие личности.

4.Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

5.Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведе­ния и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных си­туациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, кото­рые в максимальной мере соответствуют его склонностям и инте­ресам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, осо­бенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявлен одаренных детей необходимо связывать с задача­ми их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в  учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

 

Формирование внутренней мотивации одаренных детей

Для достижения высоких результатов важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию.При работе с одарёнными детьми также важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой.

В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

– включение в коллективные формы деятельности,

– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

– сотрудничество ученика и учителя,

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы.

По мнениюруководителя работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности, доктора психологических наук, профессора Д.Б.Богоявленской, «как правило, всякого рода победы рассматривают как самоактуализацию, видя в ней главную задачу развития одаренного ребенка. По выражению Н.Б. Березанской, «…хороший механизм самоактуализации, заимствованный из гуманистической психологии, попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости». Для анализа адекватности воплощения понятия самоактуализации она рекомендует рассмотреть подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизацию, мотив достижения и познавательную мотивацию. Их четкое разведение необходимо, чтобы понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда направляется развитие его мотивационной сферы. В этой связи необходимо отнестись к тому, что в качестве научного метода развития творческих способностей и одаренности B.C. Юркевич предлагается метод «развивающего дискомфорта», заключающийся в представлении детям заданий выше оптимальной трудности. При этом обговаривается, что в таких ситуациях рядом с ребенком должен находиться опытный психолог и врач. Теоретически это необходимо, практически нереально.

А реально предлагаемым методом и видами специально организованных занятий развивается у детей мотив достижения, т.е. стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т. д. Причем психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов! Если ребенок проявляет свою креативность для взрослого, для получения его одобрения, то это ни в коем случае не механизм самоактуализации.

Л.Н. Толстой считал, что звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут. Известный физик академик М.А. Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы…».

 

Развитие личности

Формированию адекватного самовосприятия одаренного ребенка, более успешной  адаптации в окружающем мире, приобретению им  конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми может способствовать  информация о психологической природе своей личности:

-знание особенностей своего характера

-учет  своего типа темперамента,

-интеллектуального потенциала,

-коммуникативных и лидерских способностей.

Приобщение к психологическим знаниям, повышение  психологической культуры одаренного ребенка способствует повышению эмоциональной устойчивости, развитию настойчивости и терпимости как черт характера, появлению новых творческих инициатив,коррекции коммуникативной сферы;

В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных детей в более зрелом возрасте.

Важным  отсроченным результатом реализации программ работы с  одарёнными обучающимися должно стать их профессиональное самоопределение.

Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

Психопрофилактическая  работа может включать в себя:

-мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,

-обучение  навыкам эффективного использования времени

-формирование установок на здоровый образ жизни

Цель этой работы исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья.

В образовательном учреждении одаренный ребенок часто сталкивается с проблемой загруженности. Это происходит в связи с тем, что одаренный обучающийся привлекает  к себе и своим способностям внимание всех, кто с ним работает. Педагоги активно используют его потенциал для  проведения праздников, концертов, приглашают к участию в олимпиадах ,  конкурсах и других массовых мероприятиях , готовят с ним проекты ,  исследования,   выступления на конференции ,  семинары круглые, столы.

Одаренный ребенок может оказаться участником довольно большого количества олимпиад по разным областям  знаний, при подготовке к которым не учитываются желания и свободное время ребенка.  Следовательно, происходит перегрузка  его психических и физических сил.

Педагог   должен помочь так организовать образовательное пространство подопечного,  чтобы сохранить баланс сил и времени, увидеть  главное, научить отказываться в пользу своего здоровья, выбрать гибкую модель сопровождения в соответствии с возрастом ребенка и учетом  его опережающего развития.

Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

 

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Конкурсная деятельность стимулирует их  к  продолжению обучения, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Для одарённого ребенка очень важно пережить эмоции достижения высокого результата, что в дальнейшем будет способствовать развитию его одаренности.

Следует признать, что конкурсы и олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей.
Вместе с тем данные мероприятия нельзя, хотя делается такая попытка, рассматривать как средства и пути развития одаренности. В этом случае происходит, по словам А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива», но, напротив, с цели на средства. Победа в конкурсе становится самоцелью и задействует механизмы, совсем не связанные с развитием ребенка

Вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению включают в себя  широкий спектр задач:выбор конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения направления работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках – существенное направление деятельности педагога при работе с одаренными детьми.  В связи с этим – особое значение приобретает обучение участников конкурсов  навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации на успех  в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

Список литературы

  1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]: http://www.niro.nnov.ru/?id=2024
  2. Одарённый ребёнок в образовательной системе: управленческая модель. СПб 2014
  3. И.В. Васютенкова, Е.А. Туренко «Диагностика в деятельности педагога по сопровождению одарённых детей» СПб 2014
  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  5. Богоявленская Д.Б.. Статья «Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании»

 

  1. Слинькова В.И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности«Одаренный ребенок» . – 2013 . – № 1 . – С. 28-44.

Белянина Марина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Сланцевская детская музыкальная школа»

 

Методическая разработка

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка в системе дополнительного образования.

 

Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится одна из основных задач дополнительного образования – выявление,развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Для обеспечения индивидуальной траектории одарённого ребенка, исходя из его образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей (уровня готовности к освоению программы) могут быть разработаны различные программы сопровождения. Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным музыкальным дисциплинам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося.

В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Инвариантный модуль «Психолого-педагогическая поддержка одарённого ребенка»в составе индивидуальных  программ обучения одаренных детей и включатьв себя следующие направления работы:

1 Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

2.Формирование внутренней мотивации одаренных детей.

3.Развитие личности.

4.Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

5.Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведе­ния и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных си­туациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, кото­рые в максимальной мере соответствуют его склонностям и инте­ресам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, осо­бенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявлен одаренных детей необходимо связывать с задача­ми их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в  учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

 

Формирование внутренней мотивации одаренных детей

Для достижения высоких результатов важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию.При работе с одарёнными детьми также важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой.

В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

– включение в коллективные формы деятельности,

– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

– сотрудничество ученика и учителя,

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы.

По мнениюруководителя работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности, доктора психологических наук, профессора Д.Б.Богоявленской, «как правило, всякого рода победы рассматривают как самоактуализацию, видя в ней главную задачу развития одаренного ребенка. По выражению Н.Б. Березанской, «…хороший механизм самоактуализации, заимствованный из гуманистической психологии, попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости». Для анализа адекватности воплощения понятия самоактуализации она рекомендует рассмотреть подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизацию, мотив достижения и познавательную мотивацию. Их четкое разведение необходимо, чтобы понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда направляется развитие его мотивационной сферы. В этой связи необходимо отнестись к тому, что в качестве научного метода развития творческих способностей и одаренности B.C. Юркевич предлагается метод «развивающего дискомфорта», заключающийся в представлении детям заданий выше оптимальной трудности. При этом обговаривается, что в таких ситуациях рядом с ребенком должен находиться опытный психолог и врач. Теоретически это необходимо, практически нереально.

А реально предлагаемым методом и видами специально организованных занятий развивается у детей мотив достижения, т.е. стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т. д. Причем психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов! Если ребенок проявляет свою креативность для взрослого, для получения его одобрения, то это ни в коем случае не механизм самоактуализации.

Л.Н. Толстой считал, что звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут. Известный физик академик М.А. Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы…».

 

Развитие личности

Формированию адекватного самовосприятия одаренного ребенка, более успешной  адаптации в окружающем мире, приобретению им  конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми может способствовать  информация о психологической природе своей личности:

-знание особенностей своего характера

-учет  своего типа темперамента,

-интеллектуального потенциала,

-коммуникативных и лидерских способностей.

Приобщение к психологическим знаниям, повышение  психологической культуры одаренного ребенка способствует повышению эмоциональной устойчивости, развитию настойчивости и терпимости как черт характера, появлению новых творческих инициатив,коррекции коммуникативной сферы;

В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных детей в более зрелом возрасте.

Важным  отсроченным результатом реализации программ работы с  одарёнными обучающимися должно стать их профессиональное самоопределение.

Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

Психопрофилактическая  работа может включать в себя:

-мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,

-обучение  навыкам эффективного использования времени

-формирование установок на здоровый образ жизни

Цель этой работы исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья.

В образовательном учреждении одаренный ребенок часто сталкивается с проблемой загруженности. Это происходит в связи с тем, что одаренный обучающийся привлекает  к себе и своим способностям внимание всех, кто с ним работает. Педагоги активно используют его потенциал для  проведения праздников, концертов, приглашают к участию в олимпиадах ,  конкурсах и других массовых мероприятиях , готовят с ним проекты ,  исследования,   выступления на конференции ,  семинары круглые, столы.

Одаренный ребенок может оказаться участником довольно большого количества олимпиад по разным областям  знаний, при подготовке к которым не учитываются желания и свободное время ребенка.  Следовательно, происходит перегрузка  его психических и физических сил.

Педагог   должен помочь так организовать образовательное пространство подопечного,  чтобы сохранить баланс сил и времени, увидеть  главное, научить отказываться в пользу своего здоровья, выбрать гибкую модель сопровождения в соответствии с возрастом ребенка и учетом  его опережающего развития.

Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

 

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Конкурсная деятельность стимулирует их  к  продолжению обучения, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Для одарённого ребенка очень важно пережить эмоции достижения высокого результата, что в дальнейшем будет способствовать развитию его одаренности.

Следует признать, что конкурсы и олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей.
Вместе с тем данные мероприятия нельзя, хотя делается такая попытка, рассматривать как средства и пути развития одаренности. В этом случае происходит, по словам А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива», но, напротив, с цели на средства. Победа в конкурсе становится самоцелью и задействует механизмы, совсем не связанные с развитием ребенка

Вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению включают в себя  широкий спектр задач:выбор конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения направления работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках – существенное направление деятельности педагога при работе с одаренными детьми.  В связи с этим – особое значение приобретает обучение участников конкурсов  навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации на успех  в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

Список литературы

  1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]: http://www.niro.nnov.ru/?id=2024
  2. Одарённый ребёнок в образовательной системе: управленческая модель. СПб 2014
  3. И.В. Васютенкова, Е.А. Туренко «Диагностика в деятельности педагога по сопровождению одарённых детей» СПб 2014
  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  5. Богоявленская Д.Б.. Статья «Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании»

 

  1. Слинькова В.И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности«Одаренный ребенок» . – 2013 . – № 1 . – С. 28-44.

Белянина Марина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Сланцевская детская музыкальная школа»

 

Методическая разработка

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка в системе дополнительного образования.

 

Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится одна из основных задач дополнительного образования – выявление,развитие и поддержка одаренных и талантливых детей.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Для обеспечения индивидуальной траектории одарённого ребенка, исходя из его образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей (уровня готовности к освоению программы) могут быть разработаны различные программы сопровождения. Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным музыкальным дисциплинам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося.

В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Инвариантный модуль «Психолого-педагогическая поддержка одарённого ребенка»в составе индивидуальных  программ обучения одаренных детей и включатьв себя следующие направления работы:

1 Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

2.Формирование внутренней мотивации одаренных детей.

3.Развитие личности.

4.Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

5.Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

Психолого-педагогический мониторинг одаренности.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведе­ния и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных си­туациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, кото­рые в максимальной мере соответствуют его склонностям и инте­ресам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, осо­бенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявлен одаренных детей необходимо связывать с задача­ми их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в  учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

 

Формирование внутренней мотивации одаренных детей

Для достижения высоких результатов важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию.При работе с одарёнными детьми также важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой.

В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

– включение в коллективные формы деятельности,

– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

– сотрудничество ученика и учителя,

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы.

По мнениюруководителя работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности, доктора психологических наук, профессора Д.Б.Богоявленской, «как правило, всякого рода победы рассматривают как самоактуализацию, видя в ней главную задачу развития одаренного ребенка. По выражению Н.Б. Березанской, «…хороший механизм самоактуализации, заимствованный из гуманистической психологии, попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости». Для анализа адекватности воплощения понятия самоактуализации она рекомендует рассмотреть подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизацию, мотив достижения и познавательную мотивацию. Их четкое разведение необходимо, чтобы понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда направляется развитие его мотивационной сферы. В этой связи необходимо отнестись к тому, что в качестве научного метода развития творческих способностей и одаренности B.C. Юркевич предлагается метод «развивающего дискомфорта», заключающийся в представлении детям заданий выше оптимальной трудности. При этом обговаривается, что в таких ситуациях рядом с ребенком должен находиться опытный психолог и врач. Теоретически это необходимо, практически нереально.

А реально предлагаемым методом и видами специально организованных занятий развивается у детей мотив достижения, т.е. стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т. д. Причем психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов! Если ребенок проявляет свою креативность для взрослого, для получения его одобрения, то это ни в коем случае не механизм самоактуализации.

Л.Н. Толстой считал, что звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут. Известный физик академик М.А. Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы…».

 

Развитие личности

Формированию адекватного самовосприятия одаренного ребенка, более успешной  адаптации в окружающем мире, приобретению им  конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми может способствовать  информация о психологической природе своей личности:

-знание особенностей своего характера

-учет  своего типа темперамента,

-интеллектуального потенциала,

-коммуникативных и лидерских способностей.

Приобщение к психологическим знаниям, повышение  психологической культуры одаренного ребенка способствует повышению эмоциональной устойчивости, развитию настойчивости и терпимости как черт характера, появлению новых творческих инициатив,коррекции коммуникативной сферы;

В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных детей в более зрелом возрасте.

Важным  отсроченным результатом реализации программ работы с  одарёнными обучающимися должно стать их профессиональное самоопределение.

Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

Психопрофилактическая  работа может включать в себя:

-мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,

-обучение  навыкам эффективного использования времени

-формирование установок на здоровый образ жизни

Цель этой работы исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья.

В образовательном учреждении одаренный ребенок часто сталкивается с проблемой загруженности. Это происходит в связи с тем, что одаренный обучающийся привлекает  к себе и своим способностям внимание всех, кто с ним работает. Педагоги активно используют его потенциал для  проведения праздников, концертов, приглашают к участию в олимпиадах ,  конкурсах и других массовых мероприятиях , готовят с ним проекты ,  исследования,   выступления на конференции ,  семинары круглые, столы.

Одаренный ребенок может оказаться участником довольно большого количества олимпиад по разным областям  знаний, при подготовке к которым не учитываются желания и свободное время ребенка.  Следовательно, происходит перегрузка  его психических и физических сил.

Педагог   должен помочь так организовать образовательное пространство подопечного,  чтобы сохранить баланс сил и времени, увидеть  главное, научить отказываться в пользу своего здоровья, выбрать гибкую модель сопровождения в соответствии с возрастом ребенка и учетом  его опережающего развития.

Психологическая подготовка учащихся к участию в конкурсах

 

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Конкурсная деятельность стимулирует их  к  продолжению обучения, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Для одарённого ребенка очень важно пережить эмоции достижения высокого результата, что в дальнейшем будет способствовать развитию его одаренности.

Следует признать, что конкурсы и олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей.
Вместе с тем данные мероприятия нельзя, хотя делается такая попытка, рассматривать как средства и пути развития одаренности. В этом случае происходит, по словам А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива», но, напротив, с цели на средства. Победа в конкурсе становится самоцелью и задействует механизмы, совсем не связанные с развитием ребенка

Вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению включают в себя  широкий спектр задач:выбор конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения направления работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках – существенное направление деятельности педагога при работе с одаренными детьми.  В связи с этим – особое значение приобретает обучение участников конкурсов  навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации на успех  в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

Список литературы

  1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]: http://www.niro.nnov.ru/?id=2024
  2. Одарённый ребёнок в образовательной системе: управленческая модель. СПб 2014
  3. И.В. Васютенкова, Е.А. Туренко «Диагностика в деятельности педагога по сопровождению одарённых детей» СПб 2014
  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  5. Богоявленская Д.Б.. Статья «Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании»

 

  1. Слинькова В.И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности«Одаренный ребенок» . – 2013 . – № 1 . – С. 28-44.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram