header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Психологические аспекты подготовки ученика – пианиста к публичному выступлению

6 февраля, 2024
QR Code

Елена Владимировна Луцик

преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №7 г. Донецка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА – ПИАНИСТА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Развитие интеллектуальных, умственных, творческих и физических способностей ученика является целью сложного процесса обучения на любом музыкальном инструменте. Важной составляющей этого процесса нужно выделить подготовку ученика к публичному выступлению, как весьма сложному виду деятельности. Публичное выступление представляет собой определенный комплекс знаний, умений и навыков, который требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического усовершенствования. Благодаря выступлениям на сцене у ученика пробуждается исполнительская воля, развивается творческое воображение и фантазия. Воспитание эстрадной выдержки, раскрытие творческой индивидуальности ученика во время сценического выступления должно быть под пристальным наблюдением каждого преподавателя музыкальной школы.

К публичным выступлениям относятся все формы исполнения программы в присутствии одного или нескольких слушателей. Обучение ученика в музыкальной школе насыщено выступлениями в академических концертах, экзаменах, тематических концертах, конкурсах. Как элемент учебного процесса, публичное выступление становится подготовкой музыканта к дальнейшей профессиональной деятельности. Во всех областях музыкального искусства сценический опыт, накопленный за годы учебы, комплекс приобретенных знаний и навыков, позволяет проявить себя на сцене ярким и самобытным исполнителем.  Выпускники школ, которые не продолжают профессионально заниматься музыкой, обретают в этой форме деятельности чувство уверенности в себе, более устойчивую реакцию на различные стрессовые ситуации, возможность ярче и разнообразнее познавать мир.

Уже в младших классах учащийся должен иметь возможность проявлять свою индивидуальность в выступлениях на публике, должны быть созданы комфортные условия во время подготовки к этому важному событию. У ребенка с малых лет необходимо нарабатывать определенные специфические умения и навыки, которые позволят ему впоследствии реализовать себя как концертного исполнителя. Концертное выступление требует от участников процесса готовности нервной системы ученика к стрессовому испытанию. Публичные выступления представляют собой стрессовую ситуацию. В качестве главного стрессора выступают зрители в зале и понимание того, что все будет поддаваться анализу и пристальному вниманию.

Также, очень часто, в ученике очень развито чувство ответственности за качественное исполнение перед своим педагогом и родителями (страх «разочаровать»). Поэтому, во время подготовки и самого выступления могут возникать различные психологические затруднения. В младших классах дети в большинстве своем не волнуются. Они относятся к этому как к игре. К десяти годам, когда ребенок начинает осознавать ответственность за хорошо выполненное дело, то, что его слушает большое количество зачастую незнакомых людей, он начинает испытывать различные негативные эмоции. Они могут проявляться по-разному: сильно потеют руки, дрожат пальцы, кружится голова, слабеют ноги, настроение становится подавленным, наступает апатия и безволие, вплоть до отказа выступать. И наоборот, исполнитель находится в приподнятом настроении, испытывая радость и вдохновение. Достаточно часто имеют место резкие перепады настроения, сложные соединения эмоциональных переживаний (например, одна моя ученица обязательно должна была поплакать после концерта, чтобы освободиться от сильного напряжения, испытанного ею перед публикой). Каждый исполнитель переживает сценическое волнение индивидуально: кто-то смело идет на сцену (редко встречается), кто-то, наоборот, сильно возбуждается, а кто-то совсем впадает в прострацию.

Наиболее часто встречающиеся причины сценического волнения – страх забыть текст и неуверенность в том, что все получится. Тот учащийся, который в процессе подготовки тщательно проработал все сложные эпизоды, умеет начать с любого места, сможет это сделать и в ответственном выступлении. Нужно обсуждать это в классе с учениками, потому что неудачное выступление может негативно сказаться на нервной системе ребенка и наложить отпечаток на будущее.

Безусловно, многое зависит от состояния нервной системы исполнителя, типа его темперамента. Психологическое состояние музыканта перед публичным выступлением можно сравнить с предстартовыми реакциями спортсмена, которые выражаются в трех формах: «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия» и «боевая готовность». Музыканты – исполнители, которые имеют недостаточно уравновешенный тип нервной системы (холерики), очень часто испытывают «предстартовую лихорадку». Флегматики (инертная нервная система) почти всегда находятся в состоянии «творческой апатии». Музыканты, имеющие слабый тип нервной системы (меланхолики), тяжелее всех переживают волнение на сцене, остро реагируя на любую неожиданно возникающую ситуацию во время выступления.

Рассмотрим некоторые проблемы, которые возникают у исполнителей различных типов темперамента.

Исполнители – флегматики используют небольшую шкалу динамических оттенков, на сцене ведут себя несколько заторможено и рассеянно. Им не хватает артистизма и темповой стабильности, такому исполнителю трудно заинтересовать слушателя. Холерики, наоборот, играют ярко, выразительно, эмоционально и артистично. Часто ускоряют темп, сокращают длительности нот и пауз. После выступления иногда чувствуют психическую и физическую опустошенность, их состояние требует эмоционального восстановления. Неудачные выступления переживают тяжело, стремятся еще раз выступить, чтобы исправить впечатление. У сангвиников эмоциональное начало преобладает над рациональным. Они много и продуктивно занимаются, но после выступления сразу теряют интерес к исполненным произведениям. Не любят работать над полифонией, крупной формой, инструктивным материалом. Пьесы у них вызывают наибольший интерес. На неудачах не зацикливаются, переносят легко, не стремятся улучшить качество звучания и переиграть. Меланхолики тщательно готовятся к выступлению, много работают над деталями в произведениях, но в выступлении на сцене не хватает артистизма, творческой смелости и свободы. В непривычных условиях чувствуют себя некомфортно и зажато, болезненно реагируют на неудачи в своем исполнении.

Как известно, «чистых» темпераментов не бывает. Жизненные обстоятельства часто накладывают отпечаток на формирование того или иного темперамента: особенности разных типов смешиваются, и можно наблюдать, как некоторые особенности одного темперамента проявляются в другом.

Публичное выступление является конечным результатом профессиональной, психологической и физиологической работы. И качество публичного выступления во многом зависит от качества подготовки дома и в классе. Нужно выделить некоторые способы воспитания у ученика сценической выдержки и уверенности в себе на сцене.

  1. Для преодоления возможных ошибок можно воспользоваться следующими приемами:

а) игра с закрытыми глазами в спокойном темпе плотным «туше». При этом следить, чтобы в игровом аппарате не возникало напряжения, ребенок дышал спокойно и равномерно;

б) исполнение программы при неожиданно возникающих отвлекающих факторах: включить негромко аудио – проигрыватель и попробовать исполнить произведения. Такой метод научит начинающего исполнителя не реагировать в концертном выступлении на внезапно возникающие шумовые помехи (звонок телефона, кашель, периодические перемещения слушателей в зале);

в) во время репетиции преподаватель неожиданно издает возглас или хлопает в ладоши, а учащийся не должен на это среагировать;

г) преподаватель беспорядочно передвигается по аудитории таким образом, чтобы ученик видел его боковым зрением, но при этом играл без ошибок.

Некоторые преподаватели предлагают покрутиться вокруг своей оси и исполнить произведение; или попрыгать 50 раз, чтобы ускорить пульс (такое состояние часто бывает перед выступлением) и постараться сыграть без помарок. Я не сторонница таких методов. Чем меньше ребенок находится в стрессовом состоянии, тем лучше будет проходить подготовка к публичному выступлению.

  1. 2. Концентрированиевнимания. Одним из важнейших факторов успешного выступления на эстраде является умение сосредоточиться. К сожалению, дети сегодняшнего дня плохо владеют этим качеством в силу разных причин, и именно подготовка к выступлению наиболее сильно развивает его. Необходимо в процессе занятий у ученика развивать скорость мышления, ученик должен ясно представлять себе, как должен звучать инструмент и каким комплексом игровых движений нужно обладать для достижения этой цели.
  2. 3. Перспективноемышление.  Во время исполнения программы на сцене может произойти все что угодно: пассаж, над которым ученик много работал, вдруг не получается, в эпизоде, котором никогда не ошибался, происходит заминка и т.д. Главное в такой ситуации не остановиться, не зациклиться на ошибке, а сориентироваться и идти дальше, как ни в чем не бывало. Поэтому, развитие навыков перспективного мышления играет важную роль в успешном выступлении ученика.

Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на качество выступления, является частота выходов на сцену, участие юного исполнителя в различных концертах, конкурсах, фестивалях. Это в большей мере относится к одаренным ученикам, которые в будущем могут связать свою жизнь с исполнительской деятельностью. Дети, которые имеют средние способности и учатся игре на музыкальном инструменте «для себя», необходимо в домашней обстановке устраивать концерты, как можно чаще играть перед родственниками и друзьями, чтобы в будущем увереннее чувствовать себя на контрольном мероприятии.

В последнее время, в связи всеобщей компьютеризацией, развитием интерактивных технологий, в обществе наблюдается активизация инновационных процессов в различных сферах жизни. Важное место в воспитании и развитии подрастающего поколения стала занимать аудиовизуальная культура – область культуры, связанная с современными техническими способами записи и передачи звука и изображения (системы мультимедиа, аудио, видеозаписи). В связи с независящими от нас обстоятельствами, в последнее время наши учащиеся стали реже выступать на сцене: те концерты и конкурсы, которые раньше проводились «вживую», все чаще проводятся «онлайн» или по видеозаписям. Это, безусловно, влияет на психическое здоровье ученика, он отвыкает от сцены, ему все труднее выступать публично после долгого перерыва. Запись выступления на камеру тоже вызывает негативные эмоции: с первого раза очень трудно исполнить без ошибок и эмоционально, многие дети «зажимаются» перед «глазом» видеокамеры. Цель педагога – успокоить ученика, адаптировать его к новым условиям, научить в любой ситуации чувствовать себя спокойно и уверенно.

Подготовка к публичному выступлению имеет большое значение в становлении будущего музыканта – исполнителя. Налаженный контакт между учителем и учеником, удачно подобранный репертуар, тщательная работа над всеми деталями в произведениях, уверенное знание наизусть, доброжелательная атмосфера во время подготовки, вера в хороший результат – наличие этих факторов является залогом успешного, положительного результата. Такая работа оставит след в душе ученика на всю жизнь, в сложные моменты он сможет возвращаться к навыкам, приобретенным в детстве и уверенно преодолевать трудности, встречающиеся на его пути.

 

Список литературы

  1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М. Издательство «Институт психологии РАН», 1997. С. 244 – 263.
  2. Савшинский С. И. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.: Советский композитор, 1963. С. 95 – 114.
  3. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. – Санкт-Петербург: Советский композитор, 2001. С. 284 – 286.
  4. Нечушкин Ю.В. Оболонский Ю.В. , Уляева Л.Г., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Предсоревновательные психические состояния в спортивной деятельности // Живая психология. – 2017. – Том 4 – № 4 – с. 304 – 306.

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram