header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Простейшие приёмы варьирования мелодий в классе баяна, аккордеона.

1 марта, 2023
QR Code

Простейшие приёмы варьирования мелодий в классе баяна, аккордеона.

 

В последние десятилетия многие представители музыкальной педагогики всё чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащегося с одной стороны и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности – с другой, между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально-теоретических дисциплин.

Уровень профессиональной подготовки выпускников музыкальных школ оставляет желать лучшего: умея исполнить определённое количество ранее выученных с педагогом пьес, большинство из них оказывается явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению.

Отмечая это, педагоги совершенно справедливо видят одну из основных причин указанных недостатков в отсутствии систематических целенаправленных занятий подбором по слуху , чтению нот с листа, транспонированием. Так настоятельно рекомендуя баянистам заниматься игрой по слуху на протяжении всего срока обучения игре на инструменте Ю. Акимов и П. Гвоздев пишут: « постепенно от подбора услышанного произведения учащийся по мере своих способностей сможет перейти к импровизации, т.е. к высшей форме музыкального творчества.

Сочинение вариаций развивает у учащегося осознанное отношение к предметам сольфеджио и теории музыки. Процесс обучения в музыкальной школе становится настолько интересным, что практически отсутствует проблема посещаемости уроков.

Одним из простейших приёмов варьирования является применение вспомогательных (украшающих) нот. Вспомогательные ноты употребляются между повторяющимися звуками мелодии и помещаются на слабом , в основном времени такта.

Вспомогательные ноты бывают верхние и нижние. Они отстоят от основного звука на ступень выше или ниже. Чтобы применить ту или иную вспомогательную ноту, надо найти в мелодии повторяющиеся звуки (или звук), на длительности больше остальных. Применяя вспомогательную ноту, мы дробим длительность первого звука мелодии. Чтобы учащемуся было ясно, какие из вспомогательных нот верхние, или нижние предпочтительнее использовать в мелодии, полезно предложить ему записать оба варианта и объяснить, что восходящему движению более соответствует применение нижних вспомогательных нот. В занятиях с учащимися можно использовать русские народные песни и попевки в качестве примеров.

 

 

 

 

Часто в народных песнях одна фраза повторяет другую. Тогда варьирование лучше делать во второй фразе, оставляя первую без изменения.

Применение проходящих нот.

Проходящие ноты заполняют промежуток между двумя основными звуками мелодии. Они состоят из звуков соответствующей гаммы и движутся поступенно. Применение вспомогательных и проходящих нот в их сочетании значительно украшают варьируемую тему. Сначала целесообразно, задавая учащемуся на дом музыкальную тему (попевку) наметить на уроке места применения вспомогательных нот и проходящих (обозначая «п» проходящие ноты и «в» вспомогательные), чтобы избежать повторения одинаковых нот на близком расстоянии.

 

 

 

 

Использование терцовых проходящих нот.

В отличие от вспомогательных нот использование терцовых нот даёт возможность  отойти от звука мелодии не на одну, а на две ступени (вверх или вниз), но применять их интересно в сочетании с проходящими нотами. Проходящая нота при этом помещается между основным звуком мелодии и терцовой нотой. Русская народная песня «Как под горкой»

 

 

 

 

Применение терцовой ноты сразу после основного звука мелодии вызывает последующее поступенное движение вверх к следующему такту. Такое устремление движения оказывается важным при направлении мелодии вверх. И наоборот, поступенное движение вниз возникает, когда терцовая нота берётся после проходящей. Выбор терцовой ноты (верхней или нижней) во многом зависит от направления движения мелодии.

Русская народная песня «Как под горкой»

 

 

 

 

Аккомпанемент к народным мелодиям выполняет роль не только гармонической опоры, но и ритмической поддержки. Знание звуков, из которых состоит тот или иной аккорд, оказывает учащемуся значительную помощь в выборе приёма варьирования мелодии. Прежде всего, учащийся должен твёрдо усвоить, что аккорд тоники состоит из звуков до, ми, соль; аккорд субдоминанты из звуков фа, ля, до; аккорд доминанты из звуков соль, си, ре. Учащийся обязательно должен проигрывать свои вариации на инструменте вместе с аккомпанементом. Это поможет избежать ошибок при варьировании. Когда учащийся записывает аккомпанемент, необходимо требовать от него полной записи аккомпанемента, т.к. это позволяет ему правильно ориентироваться в звуковом составе аккордов. Довольно часто применяется в варьировании использование вспомогательных нот, взятых скачком вверх или вниз от основного звука мелодии. Вспомогательные ноты сочетаются с проходящими и терцовыми. Например, русская народная песня «Как под горкой»

 

 

 

 

В быстром темпе нецелесообразно применять красивые интонационные обороты, т.к. они не будут прослушиваться и наоборот, в умеренных темпах они будут хороши. При применении октавного и терцового удвоения происходит обогащение изложения мелодии. Октавное удвоение может быть произведено вверх или вниз от звуков мелодии. Наиболее употребительным, хорошо звучащим интервалом в параллельном движении голосов является терция. Терцовые ноты берутся ниже основных звуков мелодии:

 

 

 

 

Хорошо звучит мелодия, когда она изложена секстами (гармоническими или мелодическими). При «несогласии» с гармонией аккомпанемента сексты заменяются октавами.  Изложение темы октавами, терциями, секстами довольно сложно для исполнения. Поэтому их лучше применять в сочетании с какими-либо другими приёмами варьирования, причём в местах лишь удобных для исполнения и хорошо звучащих.

Чтобы изложить мелодию аккордами, учащийся должен  хорошо усвоить их звуковой состав. Сделать это легче всего, когда аккорды даются в виде трезвучий:

 

 

 

 

В аккомпанементе записаны те же звуки трезвучий, в другом расположении. Педагогу необходимо последовательно приобщать учащихся к тому, чтобы они свободно оперировали звуками аккордов при гармонизации мелодии. Учащийся должен подставлять к голосам мелодии недостающие звуки той или иной гармонии, которая применена в аккомпанементе. Так например к голосу в мелодии ДО, звучащему на фоне тонической гармонии в аккомпанементе , подставляют снизу звуки Ми и СОЛЬ. К такому же звуку ДО , звучащему на фоне субдоминантовой гармонии подставляют звуки ФА и ЛЯ…Учащийся должен следить, чтобы вводимые звуки аккордов звучали ниже мелодии. Необходимо помнить об удобстве исполнения, так в быстром темпе лучше либо совсем отказаться от аккордового изложения, либо применять его выборочно, т.е. там, где это хорошо звучит и удобно для исполнения.

Научившись излагать мелодию аккордами, учащийся может легко составить вариации из последовательного чередования аккордовых звуков, т.е. арпеджио.

 

 

 

 

Аккорды могут быть и четырехголосными. Довольно часто в вариациях применяется приём, когда тема и аккомпанемент меняются местами. Тема исполненная на басах левой руки приобретает черты мужественности, тяжеловесности. Аккомпанемент, состоящий из аккордов более высокого регистра и помещённый на слабых долях такта, наоборот, становится лёгким, звонким и упругим:

 

 

При варьировании и в теме и в аккомпанементе могут происходить самые различные ритмические изменения. Возможно также сочетание темы с её варьированием в партии правой руки. Особенно хорош этот приём перемещения (изложение темы в басу) в мелодиях плясового характера.

С изменением мажорного лада на минорный существенно меняется колорит и характер звучания музыки. Он становится более печальным и грустным. Приём сопоставления звучания мажора и минора широко применяется в народной музыке. Наиболее простая, легко выполнимая смена колорита звучания происходит при замене мажора одноимённым минором. Здесь очень пригодятся знания полученные на уроках сольфеджио о разновидностях минора. Если использовать приём перемещения в параллельный минор, также необходимо опираться на соответственную теоретическую базу. Известно, что знаки ключевые одинаковы. Тоники на правой клавиатуре баяна расположены в одном ряду («соседи»). Иногда переход осуществляется без предварительной подготовки, либо с использованием доминантовой гармонии.

Сопоставление мажорных тональностей вносит новую яркую краску в звучание вариаций. Специфическое расположение клавиш на правой клавиатуре баяна (по малым терциям в каждом ряду) делает особенно удобным перемещение вариаций в тональности, которые располагаются от основной на малую терцию вверх или вниз. По отношению к До мажору такими тональностями будут Ля мажор и Ми бемоль мажор. Надо только проставить ключевые знаки и переместить записанную вариацию на малую терцию вверх или вниз. Переход в новую тональность можно осуществить и без предварительной подготовки. Но можно также использовать квинтовый тон доминанты новой тональности, а если удобно, то и аккорд  доминанты.

В настоящей работе рассмотрено лишь небольшое количество наиболее простых приёмов варьирования мелодии. Овладев практически вариационными приёмами и закрепив их на достаточно большом количестве народных попевок и тем, можно уже переходить к сочинению цикла вариаций. Имея даже небольшой запас вариационных приёмов, следует использовать их экономно, разумно, чтобы учащийся смог исполнить записанное. И с приобретением всё большего объёма теоретических знаний можно переходить к варьированию народной музыки в различных мажорных и минорных тональностях. Занятия по развитию творческих навыков должны проводиться систематически на каждом уроке. Основная часть работы выполняется дома. Чтобы избежать лишней переписки нот, домашнее задание лучше записывать на 3-х, 4-х нотных строках: первая – для темы, нижняя – для аккомпанемента, средние – для вариаций. Наличие в программе ДМШ дополнительного часа «предмета по выбору» позволяло заниматься с учащимся развитием творческих навыков в более полном объёме. Очень интересны и волнительны , запоминаются обычно надолго, классные концерты с исполнением учащимися своих собственных вариаций.

 

 

Использованы методические работы В. Н. Мотова, Ю. Акимова, П. Гвоздева.

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram