Михайлова С.Н. “Произведения Д.Б. Кабалевского по слушанию музыки в СОШ у младших школьников”.
Михайлова С.Н.
Преподаватель музыкально-инструментального класса (фортепиано), «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»
(Саха-Якутия, г. Якутск)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО ПО СЛУШАНИЮ
МУЗЫКИ В СОШ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Музыкальное образование является основой формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры личности. В статье дается обзор теории музыкального образования, где главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами современной отечественной музыки. Слушание музыки – одно из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта музыка для младших школьников является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества, фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.
Ключевые слова: формирование музыкальной культуры, музыкальное воспитание, слушание музыки, музыкальный репертуар, произведения Д. Б. Кабалевского, младший школьный возраст.
Keywords: formation of musical culture, musical education, listening to music, musical repertoire, works by D. B. Kabalevsky, primary school age.
На современно этапе развития общества происходят значительные изменения во всех областях деятельности человека, в том числе и в сфере образования. В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие. В музыкальном развитии детей младшего школьного возраста актуальным является эстетическое воспитание ребенка и развитие их музыкальных способностей, так как музыкальная деятельность позволяет выражать свое отношение к музыке.
Вначале ХХ века многие крупные музыканты, такие как Б. А. Асафьев, Б. Л. Яворский, Ц. А. Кюи вопросу слушания музыки уделяли большое внимание. В. Н. Шацкая – известный педагог-музыкант начала работу по формированию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века занимались: Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов и другие. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце. В дальнейшем, вопросы слушания – восприятия музыки – рассматривали музыканты – психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова; научные работники-педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова; педагоги-практики С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Н. В. Френкель, Т. А. Затямина.
Проблемой формирования основ музыкальной культуры детей занимались видные педагоги: Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский, Л. В. Школяр, В. А. Школяр и психологи, такие как М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова, Н. А. Ветлугина, А. Г. Костюк, О. П. Радынова. Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, самоутверждению, поиску собственного места в жизни. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности, музыкальные вкусы и пристрастия. В. А. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека». Музыкальная культура обогащает духовный мир ребенка, нравственные, эстетические стороны личности ребенка, а в процессе слушания музыки осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка. Любовь к музыке, потребность в ней формируется у детей, прежде всего в процессе её слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».
Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта ребёнка, без которого невозможно формирование основ музыкальной культуры. От сформированности музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет, воспринимая только чисто эстрадную и развлекательную музыку.
В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов XX столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904–1987), посвятившего большую часть своей творческой жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества. Занимая ведущие позиции в Союзе композиторов и Министерстве культуры СССР, в начале 1970 – х гг. Д. Б. Кабалевский выступил инициатором методики, которая сразу же была официально внедрена во всех советских начальных и средних образовательных учреждениях (школах и училищах). Программы средней образовательной школы музыка разработаны коллективом авторов под научным руководством Д. Б. Кабалевского. Опора на песню, танец и марш раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества, устанавливается естественная связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью школьников. Программа по музыке подчеркивает её тематическое построение и представляет урок музыки целостным, объединяющим всё входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкального искусства. Приводим слова Д. Б. Кабалевского: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.» [4, с. 31].
Музыка Д. Б. Кабалевского играет одну из ведущих направлений в формировании сферы основ музыкальной культуры. Тематика и круг образов детской музыки композитора сделали его сочинения духовным достоянием и классическим образцом в музыкальном становлении школьников. В истории детской музыки имя Д. Б. Кабалевского занимает одно из самых почетных мест. Детская тема присутствовала в его творчестве на протяжении всей жизни, выражалась в сочинениях, адресованных непосредственно детям [3]. Эффективность формирования музыкальной культуры у младших школьников во многом зависит от подбора музыкального репертуара. Исследование послужило изучение методологических подходов, обеспечивающих научную обоснованность данного процесса в формировании основ музыкальной культуры у младших школьников посредством слушания произведений Д. Б. Кабалевского.
Уроки музыки в средней общеобразовательной школе включают тематику знакомства с музыкой разных жанров и направлений. Ставится цель — заинтересовать школьников музыкой, эмоциональной увлеченностью, познанием музыкального искусства и таким образом формированием основ музыкальной культуры. Музыка Д. Б. Кабалевского являет собой яркий пример формирования основ музыкальной культуры у младших школьников. Творческий образ Д. Б. Кабалевского формировался в советское время, это определило и круг образов детской музыки композитора, сделало его сочинения особенно близкими пионерам и школьникам Советского Союза. В связи со своей педагогической деятельностью в Детской музыкальной школе при Музыкальном училище, Д. Б. Кабалевский обращался к сочинению музыки для детей. Наблюдая своих учеников, композитор стремился создать для них интересный и понятный репертуар. Так возникли пьесы, отражающие жизнь и быт советских ребят. Музыка Д. Б. Кабалевского для детей и юношества проникнута бодростью, весельем, оптимизмом.
Изучая фортепианные произведения Д. Б. Кабалевского, мы остановились на его Альбоме фортепианных пьес, который включает 36 пьес различных по характеру, содержанию, форме и уровню технической подвинутости. Нами отобраны ряд произведений из данного сборника. Это Марш соч. 39, № 10; Клоуны соч.39, № 20; Медленный вальс соч. 39, № 23; Лёгкие вариации на тему русской народной песни соч. 51, № 3; Рондо – танец соч.60, № 2; Рондо – песня соч.60, № 3; Рондо – токката соч. 60, № 4; Прелюдия соч. 38, № 2.
Музыкальной педагогикой сегодня предлагается широкий круг методов, содержание которых определяется спецификой музыкального искусства: метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев); метод сопереживания (Н.А. Ветлугина); методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин); метод развития стилеразличения у подростков (Ю.Б. Алиев); метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова); метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр). Наряду с методами, определяемыми спецификой музыки, в практике музыкального воспитания применяются и общепедагогические: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.
В качестве примера мы приводим музыкальное занятия в СОШ в 4 классе на тему: «Беседа о музыке. Знакомство с формой рондо».
Рондо – в переводе с итальянского языка «движение по кругу». Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия (тема) может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии, называемые эпизодами. Форма рондо заключается в том, что главная тема (рефрен) постоянно повторяется и чередуется с эпизодами различного содержания. При этом произведение начинается и заканчивается главной темой.
Ярким образцом формы рондо является Рондо – токката Соч. 60, № 4 из Альбома фортепианных пьес Д. Б. Кабалевского. Пьеса веселого, шутливого характера, в которой неизменно повторяется тема, она проходит 3 раза чередуясь с двумя эпизодами, которые звучат на forte (громко), в то время как тема исполняется на mezzo piano (не очень тихо). Произведение несет радость, позитивный настрой соответствует возрасту младшего школьного возраста. Детям предлагается прослушать произведение и высказать свои впечатления о характере произведения и о средствах музыкальной выразительностии (шрихи, динамика, регистры, ритм). Дети должны услышать что в Рондо – токкате главная мелодия (тема) звучит три раза, а между темами находятся два эпизода, которые отличаются более громким звучание и ярко выраженными акцентами. Детям предлагается прослушать произведение еще раз.
Таким образом формирование основ музыкальной культуры у младших школьников происходит посредством слушательской деятельности, которая имеет первостепенное значение. в становлении конкретных ценностных ориентаций, где формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности музыкальные вкусы и увлечения. Ознакомление с лучшими образцами отечественной музыки является основой расширения музыкального кругозора обучающихся, формирования у них художественного вкуса.
В истории детской музыки имя Д. Б. Кабалевского занимает одно из самых почетных мест. Музыка Д. Б. Кабалевского является образцом музыкальных характеристик ярких детских впечатлений и жизненных образов. Она доступна по восприятию и пониманию.
Практическая значимость нашей работы в разработке цикла занятий по формированию основ музыкальной культуры у младших школьников посредством слушания произведений Д. Б. Кабалевского. Работа может быть использована студентами на педагогической практике на уроках музыки в Средних образовательных школах, в различных музыкальных кружках и других музыкальных образовательных организациях и также учителями музыки в качестве дополнительного учебного материала. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Литература
- Абдуллин, Э. Б. Программы средней общеобразовательной школы [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С. Тарасов. – М.: Просвещение, 1990. – 157 с.
- Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
- Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст]: программа для общеобразовательных заведений. / Д. Б. Кабалевский, – М.: Педагогика, 2010. – 405 с.
- Программы по Музыке Средней общеобразовательной школы. 1 – 3 классы Д. Б. Кабалевский. / Д. Б. Кабалевский и др. Музыка. Министерство просвещения РСФСР. – М.: Просвещение, 1990 год.