А.В.Воронцова, И.В. Иконникова
педагоги дополнительного образования
Программа наставничества: преемственность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
в хореографическом коллективе.
Одним из основополагающих принципов в образовании является принцип преемственности. Преемственность в образовании – «это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса», [Г.М. Романцев, с. 349].
Образовательные программы считаются преемственными, если «они способствуют формированию интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений обучающихся, созданию потенциала дальнейшего развития личности», [В.С.Сенашенко, с. 4]. В системе дополнительного образования дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП – далее) так же должны быть преемственными и решать образовательные задачи в комплексе. В хореографическом коллективе ДООП направлены на развитие личности через обучение хореографическому искусству и формирование физических качеств.
В образцовом художественном хореографическом коллективе работают педагоги, которые осуществляют образовательную деятельность по ДООП разной направленности. Преемственность программ заключается в том, что ДООП физкультурно-спортивной направленности «Детский стретчинг», «Стретчинг» является базой для овладения содержанием ДООП художественной направленности «Танцевальные звездочки», «Танцевальная фантазия».
Для обеспечения преемственности ДООП педагоги включены во взаимодействие в рамках программы наставничества по модели «педагог – педагог».
Целью взаимодействия педагогов является эффективность работы по достижению образовательных результатов посредством преемственности ДООП и совместной организации образовательного процесса в хореографическом коллективе.
Задачей программы наставничества на первом этапе работы являлась интеграция содержания ДООП художественной и физкультурно-спортивной направленностей в хореографическом коллективе.
Анализ программы показал, что разделы ДООП художественной и физкультурно-спортивной направленностей соотносятся по содержанию и могут иметь преемственность в нескольких разделах:
ДООП художественной направленности | ДООП физкультурно-спортивной направленности |
Раздел «Партерная гимнастика» | Раздел «Стретчинг в партере» (динамический, статический) |
Раздел «Акробатика» | Раздел «Акробатика» |
Раздел «Ритм-класс» | Раздел «Ритмопластика» |
Одним из разделов программы художественной направленности, ориентированных на развитие физических данных, является «Партерная гимнастика». Партерную гимнастику считают обязательным компонентом на занятиях хореографией. Данный вид гимнастики дает детям первоначальную хореографическую подготовку необходимую для освоения не только классического танца, но и успешного освоения эстрадного, народно характерного танца и других более современных направлений, таких как джаз-модерн, контемпорари и др.
Актуальной задачей для хореографического коллектива является улучшение эластичности мышц и связок у обучающихся, повышение гибкости суставов при этом с минимальными затратами энергии. Гибкость тела – это одно из важных физических требований, предъявляемых к тем, кто занимается в хореографическом коллективе. Гибкостью определяют пластичность тела исполнителя, она придает танцору выразительность, способствуя, тем самым созданию сценического образа. Чтобы воспитать гибкость тела на занятиях партерной гимнастикой мы используем упражнения на растяжку. Такие упражнения принято называть стретчинговыми.
В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение целый комплекс специальных упражнений и методов, направленных на совершенствование гибкости, развития качественной подвижности в суставах и эластичности мышц под названием Стретчинг (от англ. «Stretching», «stretch» – растягивание). [Д.Г. Сидоров, с. 5].
В разработанных ДООП «Детский стретчинг», «Стретчинг» для образцового хореографического коллектива включен раздел «Стретчинг в партере». В раздел включен стретчинговый комплекс упражнений, который выполняется на полу в различных положениях: сидя, лёжа на боку, на спине и на животе. Комплекс создан с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Уникальность этих упражнений – отсутствие компрессионной нагрузки на суставы и позвоночник. В то же время нагрузка при выполнении упражнений в партере высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя.
По средствам Стретчинга в партере в коллективе достигаются такие цели, как улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов при этом с минимальными затратами энергии. Исходя, из этого мышцы и суставы быстрее подготавливаются к дальнейшему традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения.
Еще одним общим разделом ДООП художественной и физкультурно-спортивной направленности, является «Акробатика». Эти упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на обучающихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах и др.
Раздел «Ритм – класс» в программах художественной направленности и раздел «Ритмопластика» программ физкультурно-спортивной направленности развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус и имеют общую задачу – развитие у детей музыкально-пластических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.
Работа в качестве наставляемого над преемственностью содержания программы «Стретчинг» и «Детский стретчинг» для хореографического коллектива позволила реализовать задачу интеграции содержания ДООП физкультурно-спортивного и художественного направлений для решения образовательных задач, профессиональных вопросов, повышения уровня знаний педагогов.
Преемственность ДООП художественной и физкультурно-спортивной направленностей в хореографическом коллективе позволяет адаптировать содержание обучения под потребности хореографического коллектива и комплексно решать задачи по формированию хореографических умений, исполнительского мастерства, воспитанию и развитию личности обучающихся.
Преемственность ДООП художественной и физкультурно-спортивной направленностей в хореографическом коллективе позволяет:
- оптимально построить образовательный процесс в хореографическом коллективе;
- комплексно решать учебные и воспитательные задачи формирования личности обучающихся;
- применять разные формы и методы обучения для решения образовательных задач.
А также обеспечивают общее программно-методическое пространство образовательной деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество в образовательном учреждении дополнительного образования – это очень эффективный метод передачи педагогического опыта и мастерства посредством преемственности содержания ДООП разной направленности в хореографическом коллективе. Прежде всего, идет повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов коллектива, их сплоченность, следование общим целям и интересам, развитие личностно ориентированных отношений между педагогами, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике.
Список литературы
- Письмо Мин. просвещения России от 23.01.2020 №МР- 42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
- Архипова С. В. Проблема преемственности в образовании: социологический подход / С. В. Архипова // Социология. Экономика. Политика. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного нефтегазового университета, 2008.
- Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество: эффективная форма обучения. Настольная книга. – Казань, 2020. – 51 с. – URL :https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2858362.pdf
Романцев Г.М., Федоров В.А., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Профессионально-педагогические понятия. Словарь. – Екатеринбург, 2005