Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Урмарская детская школа искусств» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики
(МБОУ ДО «Урмарская ДШИ»)
ПРОЕКТ
Гитара в аккомпанементе
Авторы проекта:
Румянцева Зоя Алексеевна
Михайлова Маргарита Павловна
преподаватели по классу гитары и домры
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта
|
|
2. Актуальность и социальная значимость проекта |
- Цель и задачи проекта
4.Методы работы над проектом
5.Планируемый результат реализации проекта
- План мероприятий проекта
7.Использованные информационные источники
ПАСПОРТ проекта «Гитара в аккомпанементе»
на 2020 – 2025 гг.
Название проекта | Гитара в аккомпанементе
|
Руководитель проекта | Румянцева Зоя Алексеевна. Михайлова Маргарита Павловна. Преподаватели по классу гитары и домры.
|
Исполнители проекта | Администрация, педагогический коллектив, учащиеся Урмарской детской школы искусств.
|
Место реализации проекта | п. Урмары, МБОУ ДО «Урмарская детская школа искусств», образовательные учреждения.
|
Основные направления деятельности проекта:
|
1. Формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
2. Организация и осуществление совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.
|
Краткое содержание проекта
|
Проект «Гитара в аккомпанементе» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
|
Цель проекта
|
Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе развития музыкально-творческих способностей учащегося, и приобретенных им знаний, умений и навыков игре на аккомпанирующей гитаре |
Актуальность и социальная значимость проекта
Все большую популярность сегодня завоевывает шестиструнная гитара, одной из характерных особенностей, которой является удачное соединение мелодических возможностей с гармоническими. Поэтому, наряду с сольным исполнением гитару используют как аккомпанирующий инструмент. Тема «Формирование навыков аккомпанемента на классической гитаре в ДШИ» актуальна на сегодняшний день. Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Повышенный интерес детей и подростков к популярному инструменту дает возможность приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту профессионалу, так и музыканту любителю, а также развить различные формы музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа) особенно востребованных в настоящее время.
Цель проекта: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе развития музыкально-творческих способностей учащегося, и приобретенных им знаний, умений и навыков игре на аккомпанирующей гитаре.
Задачи:
Обучающие:
1) обучать основным навыкам игры на гитаре;
2) научить исполнять песенный репертуар, определять смысл и передавать образно-эмоциональный настрой песни;
3) обучать игровым навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкального произведения;
4) выработать навыки ансамблевой игры;
Развивающие:
1) развивать музыкальный слух, чувство ритма;
2) развивать певческие навыки, выявить особо одаренных и талантливых детей;
3) развивать координацию рук и беглость пальцев при аккомпанементе;
4) развивать память и внимание;
5) развивать художественный вкус;
6) развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности детей;
7) воспитывать стремление к саморазвитию;
Аккомпанемент в музыке
В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).
В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).
В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).
Роль аккомпанемента
Это в первую очередь ритмическая и гармоническая основа. В какой-то степени похлопывания в ладоши можно назвать примитивной формой сопровождения. Часто аккомпанемент на гитаре помогает новичку не только спеть песню, но и вообще вступить и «въехать в тональность». Так как пение a capello это уже другой уровень мастерства. Часто в музыкальных номерах можно встретить вступления без сопровождения или куски в середине. Но затем поддержка всё равно вступает, так как наполняет ткань произведения полнотой гармонии, делает песню сочной и плотной.
Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.
Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.
Виды аккомпанемента на гитаре
Удары по струнам (бой)
Пожалуй, самое первое, что осваивает новичок – это пару аккордов и свой первый бой. Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в дворовых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своими фишками и ритмической основой. Существуют основные схемы, которые можно порекомендовать новичкам. Но от них не только можно, но и нужно отходить в процессе обучения.
Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение левой и правой руки. Если вы сумели зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни, поздравляем – перед вами открывается удивительный мир музыки.
Арпеджио
Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «петлю», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях, чтобы «взяло за душу». . Виды арпеджио также отличаются разнообразием. От простейшей четвёрки до более замысловатых фигур,
Ударные приемы игры на гитаре (перкуссия):
Перкуссия – это выстукивание звука. В переводе с латинского языка перкуссия – это нанесение ударов, постукивание. “Эффект перкуссии” – это стиль игры на гитаре, который основан на прерывистом, ударном звукоизвлечении с помощью ладони и кончиков пальцев, которыми производится одновременная работа со струнами и корпусом гитары. Этот стиль уже давно используется во фламенко и латиноамериканской музыке, но лишь сравнительно недавно он начал переходить и на другие музыкальные жанры. На гитаре используются разные виды постукиваний.
Прием игры «Гольпе»
Гольпе в переводе с испанского (golpe ) – удар. Это перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке или обечайке гитары во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко. Имитирует звучание испанских кастаньет.
Прием игры «Тамбурин»
Тамбурин − прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на старинный французский инструмент тамбурин. Музыкальный инструмент тамбурин – это маленький барабан. Его рабочая поверхность называется перепонкой и изготовлена из кожи теленка или пластмассы. Перепонка натянута по одну сторону обода. Между ободом и перепонкой находятся металлические диски, которые при встряхивании звенят. Прием игры «Тамбурин» на гитаре – это удар кисти по струнам в районе подставки. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя при этом тяжесть кисти. Удар наносится у основания большого пальца.
Тем, кто хочет добавить живости и танцевальности в своё исполнение, можно порекомендовать различные удары и щелчки по деке. Конечно, дворовые гитаристы часто добавляют похлопывания и постукивания по корпусу гитары. Это выглядит эффектно. Но чаще всего это единичные использования один-два раза за песню. Более опытные и техничные музыканты составляют из подобных фишек ритмические дополнения и основу. В основном это так называемая «диско-бочка» – удар запястьем ровными четвертями или восьмыми с одновременным извлечением звуков пальцами правой руки. Таким образом, создаётся присутствие малого барабана и бочки.
Аккомпанировать и петь одновременно
Для начинающего исполнителя важен ответ на вопрос: как петь под гитару. Совместить пение и игру на инструменте непросто, так как приходится следить одновременно за несколькими процессами.
1.Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).
2.Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.
3.Сыграйте песню целиком, медленно, с остановками на обдумывание и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.
Вывод: Классическая гитара может звучать как другие музыкальные инструменты. Используя различные приемы игры, гитара звучит не только как струнные щипковые инструменты: балалайка, домра, лютня, скрипка, арфа, гусли, но и как ударные инструменты (барабаны, кастаньеты, тамбурин), и, при определенных условиях, как клавишные инструменты – фортепиано, клавесин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Кроме новых практических навыков, эта форма работы приносит большое эмоциональное удовлетворение обучающемуся, расширяет рамки концертных выступлений, часто позволяет избавиться от «страха» эстрады. Изучение педагогической и методической литературы по данной теме показало, что широкие возможности гитары с точки зрения гармонии и ритма позволяют применять ее в различных областях музыкального исполнительства: аккомпанемент певцам, чтецам, участие в ансамблях – классических, эстрадных, джазовых.
- При составлении аккомпанемента следует придерживаться основных этапов работы. Начинать знакомство со спецификой аккомпанемента надо с самых конкретных деталей, избегая обобщённых и пространственных рекомендаций, которые могут лишь насторожить его своими неясными и пугающе необозримыми очертаниями. У обучающегося вырабатывается целеустремлённость и уверенность в себе только тогда, когда перед ним чётко ставится локальная задача, объясняются способы её достижения, и когда он достаточно быстро достигает результата. Важна кропотливая работа над метром и ритмом, штрихами, аппликатурой, интервалами и т.д.
- Преподаватель собственным показом нацеливает обучающегося на достижение определённого звукового результата, предварительно обосновав его с точки зрения стиля, характера произведения, его формы и авторского замысла. Но при этом, одна из главных задач преподавателя научить учащегося самостоятельности в подборе и применении того или иного вида фактуры к любому музыкальному материалу.
- Интенсивное развитие музыкального слуха – одно из условий для успешной работы в аккомпаниаторской практике. Необходимым условием успеха при этом является одновременная и параллельная работа в трех направлениях: а) знание теории; б) слуховые навыки; в) навыки исполнения Вся работа на занятиях по аккомпанементу, должна проходить в тесном комплексе с предметом сольфеджио.
4.Формирование музыкально-творческих навыков: подбор по слуху и транспонирование так же играют важную роль, так как при грамотной и систематической работе оно способствует формированию живого интереса к музыке, быстрейшему развитию музыкальному развитию детей, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, понимать их взаимодействие; зная типичные формы такого взаимодействия, уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах
План мероприятий проекта
№ п/п | Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1. | Планирование работы на год | Сентябрь | ДШИ |
2. | Формирование примерного репертуара | Сентябрь | ДШИ |
3. | Конкурс исполнителей на струнно-щипковых инструментах «Родные напевы» | Декабрь
|
ДШИ |
4. | Конкурс «Играем в аккомпанементе» | Март-апрель | ДШИ |
5. | Подготовка учащихся к конкурсам республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровня | В течении года | ДШИ |
6. | Реализация проекта | Сентябрь-май | ДШИ |
7. | Анализ работы, планирование на следующий год | Май-август | ДШИ |
Использованные информационные источники
- III Международной научно-практической конференции.-2008
2.Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле. – Нижний Новгород., 2007
- Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих/сост. П.В. Иванников. – Донецк., 2005
4.Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): Учебно – методическое пособие/ сост. О.В. Зубченко.- Р1.
- 5. Калинин, В.П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент, г. Новосибирск, 2011. –127с.остов –на –Дону.,
6. Карпова, И.В. Образовательная программа. Аккомпанирующая шестиструнная гитара. Трехлетний курс обучения для ДМШ: образов. Программа/ сост. И.В. Карпова; Перм. гос. акад. искусства и культуры. – г. Пермь, 2013.- 73с. 3. Катанский, А.В. Учебно – методическое пособие. Песенник 500 аккордов, г. Москва, 2000.