header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Проект “Гитара в аккомпанементе”

6 марта, 2024
QR Code

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Урмарская детская школа искусств» Урмарского муниципального округа               Чувашской Республики

(МБОУ ДО «Урмарская ДШИ»)

ПРОЕКТ

Гитара в аккомпанементе

Авторы проекта:

Румянцева Зоя Алексеевна

Михайлова Маргарита Павловна

преподаватели по классу гитары и домры

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта

 

2. Актуальность и социальная значимость проекта

 

  1. Цель и задачи проекта

 

4.Методы работы над проектом

 

5.Планируемый результат реализации проекта

 

  1. План мероприятий проекта

 

7.Использованные информационные источники         

                           ПАСПОРТ проекта «Гитара в аккомпанементе»

на 2020 – 2025 гг.

 

Название проекта Гитара в аккомпанементе

 

Руководитель проекта  Румянцева Зоя Алексеевна. Михайлова Маргарита Павловна. Преподаватели по классу гитары и домры.

 

Исполнители проекта Администрация, педагогический коллектив, учащиеся Урмарской детской школы искусств.

 

Место реализации проекта п. Урмары, МБОУ ДО «Урмарская детская школа искусств», образовательные учреждения.

 

Основные направления деятельности проекта:

 

1. Формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

2. Организация и осуществление совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.

 

Краткое содержание проекта

 

Проект «Гитара в аккомпанементе» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

 

 

 

 

 

Цель проекта

 

Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе развития музыкально-творческих способностей учащегося, и приобретенных им знаний, умений и навыков игре на аккомпанирующей гитаре

 

  Актуальность и социальная значимость проекта

Все большую популярность сегодня завоевывает шестиструнная гитара, одной из характерных особенностей, которой является удачное соединение мелодических возможностей с гармоническими. Поэтому, наряду с сольным исполнением гитару используют как аккомпанирующий инструмент. Тема «Формирование навыков аккомпанемента на классической гитаре в ДШИ» актуальна на сегодняшний день. Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Повышенный интерес детей и подростков к популярному инструменту дает возможность приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту профессионалу, так и музыканту любителю, а также развить различные формы музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа) особенно востребованных в настоящее время.

Цель проекта: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе развития музыкально-творческих способностей учащегося, и приобретенных им знаний, умений и навыков игре на аккомпанирующей гитаре.

Задачи:

Обучающие:

1) обучать основным навыкам игры на гитаре;

2) научить исполнять песенный репертуар, определять смысл и передавать образно-эмоциональный настрой песни;

3) обучать игровым навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкального произведения;

4) выработать навыки ансамблевой игры;

Развивающие:

1) развивать музыкальный слух, чувство ритма;

2) развивать певческие навыки, выявить особо одаренных и талантливых детей;

3) развивать координацию рук и беглость пальцев при аккомпанементе;

4) развивать память и внимание;

5) развивать художественный вкус;

6) развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности детей;

7) воспитывать стремление к саморазвитию;

Аккомпанемент в музыке

В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).

В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).

В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).

Роль аккомпанемента

Это в первую очередь ритмическая и гармоническая основа. В какой-то степени похлопывания в ладоши можно назвать примитивной формой сопровождения. Часто аккомпанемент на гитаре помогает новичку не только спеть песню, но и вообще вступить и «въехать в тональность». Так как пение a capello это уже другой уровень мастерства. Часто в музыкальных номерах можно встретить вступления без сопровождения или куски в середине. Но затем поддержка всё равно вступает, так как наполняет ткань произведения полнотой гармонии, делает песню сочной и плотной.

Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.

Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.

Виды аккомпанемента на гитаре

Удары по струнам (бой)

Пожалуй, самое первое, что осваивает новичок – это пару аккордов и свой первый бой. Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в дворовых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своими фишками и ритмической основой. Существуют основные схемы, которые можно порекомендовать новичкам. Но от них не только можно, но и нужно отходить в процессе обучения.

Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение левой и правой руки. Если вы сумели зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни, поздравляем – перед вами открывается удивительный мир музыки.

Арпеджио

Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «петлю», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях, чтобы «взяло за душу». . Виды арпеджио также отличаются разнообразием. От простейшей четвёрки до более замысловатых фигур,

Ударные приемы игры на гитаре (перкуссия):

Перкуссия – это выстукивание звука. В переводе с латинского языка перкуссия – это нанесение ударов, постукивание. “Эффект перкуссии” – это  стиль игры на гитаре, который основан на прерывистом, ударном звукоизвлечении с помощью ладони и кончиков пальцев, которыми производится одновременная работа со струнами и корпусом гитары. Этот стиль уже давно используется во фламенко и латиноамериканской музыке, но лишь сравнительно недавно он начал переходить и на другие музыкальные жанры. На гитаре используются разные виды постукиваний.

Прием игры «Гольпе»

Гольпе в переводе с испанского (golpe ) – удар. Это  перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке или обечайке гитары во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко. Имитирует звучание испанских кастаньет.

 Прием игры «Тамбурин»

Тамбурин − прием игры, при котором извлекаются звуки,  похожие на старинный французский инструмент тамбурин. Музыкальный инструмент тамбурин – это маленький барабан. Его рабочая поверхность называется перепонкой и изготовлена из кожи теленка или пластмассы. Перепонка натянута по одну сторону обода. Между ободом и перепонкой находятся металлические диски, которые при встряхивании звенят.                                            Прием игры «Тамбурин» на гитаре – это удар кисти по струнам в районе подставки. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя при этом тяжесть кисти. Удар наносится у основания большого пальца.

Тем, кто хочет добавить живости и танцевальности в своё исполнение, можно порекомендовать различные удары и щелчки по деке. Конечно, дворовые гитаристы часто добавляют похлопывания и постукивания по корпусу гитары. Это выглядит эффектно. Но чаще всего это единичные использования один-два раза за песню. Более опытные и техничные музыканты составляют из подобных фишек ритмические дополнения и основу. В основном это так называемая «диско-бочка» – удар запястьем ровными четвертями или восьмыми с одновременным извлечением звуков пальцами правой руки. Таким образом, создаётся присутствие малого барабана и бочки.

 

Аккомпанировать и петь одновременно

Для начинающего исполнителя важен ответ на вопрос: как петь под гитару. Совместить пение и игру на инструменте непросто, так как приходится следить одновременно за несколькими процессами.

1.Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).

2.Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.

3.Сыграйте песню целиком, медленно, с остановками на обдумывание и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.

Вывод: Классическая гитара может звучать как другие музыкальные инструменты. Используя различные приемы игры, гитара звучит не только как струнные щипковые инструменты: балалайка, домра, лютня, скрипка, арфа, гусли, но и как ударные инструменты (барабаны, кастаньеты, тамбурин), и, при определенных условиях, как клавишные инструменты – фортепиано, клавесин.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Кроме новых практических навыков, эта форма работы приносит большое эмоциональное удовлетворение обучающемуся, расширяет рамки концертных выступлений, часто позволяет избавиться от «страха» эстрады. Изучение педагогической и методической литературы по данной теме показало, что широкие возможности гитары с точки зрения гармонии и ритма позволяют применять ее в различных областях музыкального исполнительства: аккомпанемент певцам, чтецам, участие в ансамблях – классических, эстрадных, джазовых.

  1. При составлении аккомпанемента следует придерживаться основных этапов работы. Начинать знакомство со спецификой аккомпанемента надо с самых конкретных деталей, избегая обобщённых и пространственных рекомендаций, которые могут лишь насторожить его своими неясными и пугающе необозримыми очертаниями. У обучающегося вырабатывается целеустремлённость и уверенность в себе только тогда, когда перед ним чётко ставится локальная задача, объясняются способы её достижения, и когда он достаточно быстро достигает результата. Важна кропотливая работа над метром и ритмом, штрихами, аппликатурой, интервалами и т.д.
  2. Преподаватель собственным показом нацеливает обучающегося на достижение определённого звукового результата, предварительно обосновав его с точки зрения стиля, характера произведения, его формы и авторского замысла. Но при этом, одна из главных задач преподавателя научить учащегося самостоятельности в подборе и применении того или иного вида фактуры к любому музыкальному материалу.
  3. Интенсивное развитие музыкального слуха – одно из условий для успешной работы в аккомпаниаторской практике. Необходимым условием успеха при этом является одновременная и параллельная работа в трех направлениях: а) знание теории; б) слуховые навыки; в) навыки исполнения Вся работа на занятиях по аккомпанементу, должна проходить в тесном комплексе с предметом сольфеджио.

4.Формирование музыкально-творческих навыков: подбор по слуху и транспонирование так же играют важную роль, так как при грамотной и систематической работе оно способствует формированию живого интереса к музыке, быстрейшему развитию музыкальному развитию детей, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, понимать их взаимодействие; зная типичные формы такого взаимодействия, уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах

   План мероприятий проекта

 

№ п/п Мероприятие

 

Срок проведения

 

Ответственные

 

1. Планирование работы на год Сентябрь ДШИ
2. Формирование примерного репертуара Сентябрь ДШИ
3. Конкурс исполнителей на струнно-щипковых   инструментах «Родные напевы» Декабрь

 

ДШИ
4. Конкурс «Играем в аккомпанементе» Март-апрель ДШИ
5. Подготовка учащихся к конкурсам республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровня В течении года ДШИ
6. Реализация проекта Сентябрь-май ДШИ
7. Анализ работы, планирование на следующий год Май-август ДШИ

 Использованные информационные источники

  1. III Международной научно-практической конференции.-2008

2.Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле. – Нижний Новгород., 2007

  1. Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих/сост. П.В. Иванников. – Донецк., 2005

4.Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): Учебно – методическое пособие/ сост. О.В. Зубченко.- Р1.

  1. 5. Калинин, В.П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент, г. Новосибирск, 2011. –127с.остов –на –Дону.,

6. Карпова, И.В. Образовательная программа. Аккомпанирующая шестиструнная гитара. Трехлетний курс обучения для ДМШ: образов. Программа/ сост. И.В. Карпова; Перм. гос. акад. искусства и культуры. – г. Пермь, 2013.- 73с. 3. Катанский, А.В. Учебно – методическое пособие. Песенник 500 аккордов, г. Москва, 2000.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе