header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Проект “Гитара многоликая”

10 февраля, 2022
QR Code

Румянцева Зоя Алексеевна, Михайлова Маргарита Павловна, преподаватели МБОУ ДО ” Урмарская детская школа искусств”

Проект “Гитара многоликая”

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

1. Паспорт проекта …………………………………………………………………. 3
2. Актуальность и социальная значимость проекта ……………………………… 4

 

  1. Цель и задачи проекта …………………………………………………………… 5

 

  1. Методы работы над проектом ………………………………………………….. 7

 

  1. Планируемый результат реализации проекта …………………………………. 8

 

  1. План мероприятий проекта ………………………………………………………. 9

 

  1. Использованные информационные источники ………………………………… 10

 

 

ПАСПОРТ

проекта «Гитара многоликая»

на 2020 – 2025 гг.

 

Название проекта Гитара многоликая

 

Руководитель проекта  Румянцева Зоя Алексеевна, Михайлова Маргарита Павловна. Преподаватели по классу гитары и домры

 

Исполнители проекта Администрация, педагогический коллектив, учащиеся Урмарской детской школы искусств

 

Место реализации проекта п. Урмары, МБОУДО «Урмарская детская школа искусств», образовательные учреждения

 

Основные направления деятельности проекта:

 

1. Развитие творческой личности учащегося и вовлечение в творческий процесс родителей.

2. Организация и осуществление совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.

3. Развитие творческой активности и творческой среды

4.Воспитание духовно-нравственных  качеств, связанных с работой в ансамбле (ответственность, чувство коллективизма).

 

Краткое содержание проекта

 

Творческая деятельность является значимым результатом образовательного процесса, важной частью целостного развития каждого ребенка, неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие культурно-эстетических вкусов, гармоничной личности, способствует всестороннему развитию ребенка.

 

Цель проекта

 

 Создание новых форм и методов взаимодействия преподавателей, детей и их родителей. Раскрытие особенностей ансамблевого музицирования в классе гитары в ДШИ

 

Планируемый результат реализации проекта

 

Творческая деятельность способствует комплексному развитию музыкальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося, повышению профессионального мастерства участников инструментального ансамбля через участие в конкурсном и фестивальном движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.Актуальность и социальная значимость проекта

 

Современные учреждения дополнительного образования, каким является Детская школа искусств, решают важные задачи личностного развития, обеспечивая условия для самореализации обучающихся и профессионального самоопределения.

Цель дополнительного образования детей состоит в создании предпосылок для формирования необходимых человеку личностных качеств, которые помогут успешной социализации. В данном случае речь идёт о развитии творческих способностей.
Творческое развитие личности в наше время очень актуально и в связи с этим педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов организации учебного процесса. Одной из интересных форм обучения является проектная деятельность позволяющая одновременно развивать творческие способности, решать образовательные и воспитательные задачи.
В последние годы очень много уделяется внимания выявлению и поддержке одаренных детей.  Ведь у каждого ребёнка есть свои потребности свои физиологические особенности. Работа с ансамблем – важная форма работы в общеобразовательном процессе детской школы искусств. Игра в ансамбле играет активную работу в процессах становления и развития музыкальных навыков сознания, мышления, интеллекта. А на начальном этапе – это лучшее средство заинтересовать ребенка в обучении и эмоционально окрасить обычно сложный этап знакомства с инструментом. Игра в ансамбле способствует развитию всех видов слуха и памяти, учит слушать партнера, дисциплинирует ритмику, совершенствует умение чтения с листа. Игрой в ансамбле можно и нужно заниматься с самых первых уроков и на любом уровне владения инструментом.

Ансамблевое творчество в классе гитары всегда привлекает юных исполнителей. Что же влечет ребят к этому виду искусства? Одна из причин – расширение исполнительских возможностей. Игра в ансамбле раскрепощает ученика, делает доступным исполнение сложных произведений. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе как предмета, способствующего всестороннему развитию ребенка.

Ансамбль – широко бытующее понятие в различных сферах человеческой деятельности, в музыке обычно имеет двоякое значение.

Первое – это ансамбль как дуэт, трио, квартет и т.д.

Второе – ансамбль как качество звучания, как степень слаженности и стройности. В практике мы часто говорим «хороший (плохой) ансамбль, «чувство ансамбля», подразумевая при этом качественную сторону понятия.

Цель данной работы – раскрыть особенности ансамблевого музицирования в классе гитары в ДШИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель и задачи проекта

 

 

  Цель проекта:

– активизация инициативы творчества детей, раскрытие личного потенциала;

– использование более широкого репертуара, знакомство с разными жанрами музыки;

– воспитание внимания, ответственности за общее дело;

– воспитание уверенности в своих силах.

  Задачи:

– практическое применение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных в классе;

– точность воспроизведения нотного текста и основных элементов выразительности;

– достижение единства темпа, ритма, динамики;

– развитие музыкального слуха;

– раскрытие художественного замысла, целостность исполнения произведения.

 

 

 

  1. Особенности ансамблевой формы творчества в классе гитары.

 

Этапы работы над произведением в процессе ансамблевой игры:

 

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно связаны между собой. Для четкого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне определенно такое условное разделение процесса:

– знакомство с произведением в целом;

– техническое освоение выразительных средств;

– работа над воплощением художественного образа произведения.

Первый этап включает в себя проигрывание произведения в целом, рассказ об авторе, эпохе создания произведения, его стиле, форме. Все это расширяет кругозор учащихся, вызывает интерес, будит творческую фантазию. Далее с каждым участником ансамбля необходимо поучить его партию, и только после этого переходить к совместным репетициям.

Второй этап включает преодоление трудностей. С первых уроков необходимо приучать учащихся точно соблюдать все штрихи, динамические оттенки, правильно использовать аппликатуру. Во время занятий необходимо подробно знакомить учащихся со всеми музыкальными терминами, встречающимися в тексте произведения, объяснять их значение и требовать их точного соблюдения.

В процессе работы в ансамбле у обучающихся воспитывается такой важный аспект, как синхронность. Они приучаются видеть и чувствовать паузы, длинные и залигованные ноты, учатся выделять из общего звучания главные и второстепенные голоса, осваивают сложные ритмы. Работая над совершенствованием общего темпа, необходимо помнить, что подвижность исполнения должна согласовываться с техническими возможностями участников ансамбля.

Третий этап – раскрытие образного содержания произведения, требует от обучающихся овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной и увлекательной.

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед партнером, делают урок ансамбля увлекательной и эффектной формой учебно-воспитательного процесса.

Гитара – один из наиболее популярных музыкальных инструментов, издавна используемых как для сольной игры, так и для игры в ансамбле и аккомпанемента. Широкие возможности гитары с точки зрения гармонии и ритма позволяют применять ее в самых различных областях музыкального исполнительства (аккомпанемент певцам, танцорам, чтецам, участие в ансамблях – классических, эстрадных, джазовых, и т.д.). Каждой из этих сфер соответствует определенный стиль игры на гитаре: классический, фламенко, цыганский, эстрадный, джазовый и др.

Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности, технику. Не исключение в этом и ансамблевая игра. Одной из ее особенностей является умение играть с одним или несколькими партнерами. Для формирования мастерства исполнителя это умение чрезвычайно важно. Гитаристы, как правило, занимаются сольным исполнительством, в связи с чем, детали и общий план произведения музыкант обдумывает один. В ансамбле – это совместный, коллективный труд, где произведение реализуется совместными усилиями партнеров.

В сравнении с сольным исполнительством в ансамбле так же иной процесс вызревания художественного замысла. Суть его заключается в воспроизведении пьесы: солист играет всю пьесу, ансамблист – только свою партию. И как бы каждый из партнеров хорошо не знал свою партию, ансамблистом он может стать только в результате совместной работы. В этом еще одна важная особенность ансамблевой игры. Хороший ансамбль предполагает наличие у юных музыкантов некоторых особых качеств, и прежде всего умение слушать. Это крайне необходимо в сольной игре, однако в ансамбле этот навык становится еще более тонким и совершенным.

Важной чертой совместной игры является умение увлечь и увлечься исполняемым произведением. Первое зависит от силы дарования юного исполнителя, яркости замысла, второе – от сходства индивидуальностей, эмоциональной отзывчивости партнеров, их музыкальных кругозоров, богатства воображения, гибкости исполнительского таланта.

Еще одна характерная особенность совместной игры – умение общаться с партнером. Вот что писал по этому поводу К.С. Станиславский: «Люди всегда стараются общаться с живым духом объекта, а не с его носом, глазами, пуговицами! Это требует большого внимания, техники, артистической дисциплины». Точно так же можно сказать и об общении музыкантов, в частности о таком его проявлении, как сопереживать.

Ощущение исполнителя в момент ансамблевого музицирования, конечно, богаче: «В ансамбле музыкант сразу чувствует, как возросли разнообразие красок и мощь звучания, которыми он пользуется, и, соответственно, яркость и живость впечатления, производимого игрой» (Готлиб А.Д. «Основы ансамблевой техники»). Поэтому существует мнение, что ансамбль стесняет исполнительскую свободу, безусловно, ошибочно. Напротив, игра в ансамбле раскрепощает юных музыкантов.

Немалую роль играет качество обучения ансамблевому исполнительству, постоянное совершенствование его методики.

Из ансамблей гитаристов чаще практикуют дуэт, трио, реже квартет, квинтет и секстет. При переложении для них музыкальный материал хорошо укладывается без всяких искажений. Эти виды ансамблей удобны и в организационном отношении.

Из смешанных ансамблей наиболее распространены следующие: дуэт гитара с домрой, трио-гитара, домра, флейта и др. Наиболее редок неаполитанский состав, в него входят гитара, мандолина, смычковые инструменты.

 

 

       Совместное музицирование педагога с учеником.

 

С первых уроков педагогу необходимо вводить игру в ансамбле, при умелом руководстве это способствует активизации деятельности детей, вызывает у них интерес и увлеченность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже знакомые детям отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Даже играя одну ноту, ребенок осваивает ритм, динамику, первоначальные игровые движения. Также у детей развивается звуковое воображение. В качестве примера приведем русскую народную песню « Во поле береза стояла», которую можно разучить ансамблем «учитель-ученик». Вначале ученику можно предложить отстукивать первые доли такта ( наряду с хлопками можно использовать бубен, треугольник), пропевая мелодию голосом. Затем педагог играет мелодию, а ученик продолжает отстукивать ритм. Затем – игра дуэтом: ученик играет в заданном ритме на первой струне, педагог играет мелодию песни. Положительным моментом является игра ученика без нотной грамоты. Г.Нейгауз писал по поводу этого метода работы: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности».

Такая работа как ансамблевое музицирование очень плодотворна для развития креативного мышления. Ученик под аккомпанемент учителя исполняет самые простые мелодии, учится слушать обе партии, развивает свои гармонический, мелодический слух, чувство ритма.

Не стоит говорить о том, как важен творческий контакт между педагогом и учеником. И именно совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство для этого. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте, появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение грифа, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную в этот ответственный период – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. И в этой ситуации идеальной формой работы с учащимися будет ансамблевое музицирование «учитель-ученик».

 

 

Опыт работы по совместному музицированию с начинающими обучающимися в ДШИ.

 

С учениками своего класса мы начинаем работать по сборникам для начинающих гитаристов.  Чем удобны эти сборники? С первых уроков учащемуся предлагается играть простую мелодию, которая построена на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях. За счет насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится живым и интересным. Пьесы изложены в очень доступной фактуре, музыка достаточно милая и привлекательная, детям очень нравится. Каждая из пьес ставит определенные методические задачи: постепенное овладение различными штрихами, преодоление метроритмических трудностей, работа над артикуляцией, но, конечно, главная из них – развитие навыков образно-выразительного мышления: пьесы дают простор детской фантазии.

В сборнике  даны дуэты «учитель-ученик». Они очень удобны и просты в исполнении, но вместе с тем мелодичны и приятны на слух. Когда прибавляется партия учителя, гармония их обогащается звучанием полных аккордов. Почти всем ученикам нравится такое совместное музицирование, и они с удовольствием играют ансамблем.

В последствии, когда ученик начинает осваивать ноты и играть более сложные пьесы, преподаватель так же аккомпонирует ему, это русские народные песни «Василек», «Не летай, соловей», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде».

Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной.

Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Помимо закрепления нотной грамоты и навыков артикуляции идет работа над формированием таких первоначальных ансамблевых навыков как: взять звук вместе, снять звук вместе, получить представление о том, как должен звучать полноценный гитарный ансамбль.

Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках, и как бы сложно ему не было, он вынужден держать темп от начала до конца. Важно тут же обращать внимание на то, что не меньшее значение, чем синхронное начало, имеет и синхронное окончание, «снятие звука».

Работа в ансамбле вместе с педагогом подготавливает юного исполнителя к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником, где в ансамбле друг с другом дети более внимательны и ответственны. Задача педагога – продолжать развивать специфические ансамблевые навыки:

  • умение вместе вступать и заканчивать произведение;
  • умение играть вместе;
  • обладать ритмическим и темповым единством;
  • понимать функции своей партии.

Слаженность совместной игры и в отдельных приемах, и в общем замысле – основная задача любого ансамбля. Прежде чем начать работу с дуэтом «ученик-ученик» над музыкальным произведением, необходимо на начальном этапе выработать ансамблевые качества: одновременно взять звук, одновременно снять звук, передать мелодию или пассаж. На первоначальном этапе мы отрабатываем все эти приемы на упражнениях, гаммах, аккордах, арпеджио.

Игра с учителем очень помогает впоследствии. Ученик приобретает чувство ритма, слаженности, учится слушать партнера. На занятиях ансамбля происходит живое, непосредственное общение, при котором устанавливается эмоционально-ценностные отношения, воспитывается культура коммуникации. При этом формируется самооценка учащегося, и важно, чтобы она была адекватна, т.е. не завышена и не занижена. В процессе работы формируется самосознание, воспитывается самоконтроль. Мало осознать, что не умеет учащийся, важно, сформирует ли он в себе стремление к самосовершенствованию, и, конечно, создание педагогом ситуации успеха, во многом мобилизует ученика.

 

 

 

 

 

          Совместное музицирование со сверстниками

 

Желательно не ограничиваться игрой с учителем, хотя она полезна и необходима, а организовывать ансамбли, состоящие из учащихся. В них могут входить ребята с различной подготовкой и играющие на разных инструментах. Чувствуя себя участниками музыкального коллектива, они ответственнее относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.

На нашем отделении работают творческие коллективы: «Музыкальная ступенька», «Элегия». Дети с удовольствием посещают уроки ансамбля, выступают на концертах, где могут реализовать себя не только способные ученики, но и более слабые. Это хорошо подтягивает их, т.к. общаясь с сильными учениками, более слабые стремятся быть похожими на них.

Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания принимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у всех исполнителей.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

 

 

 

 

                             5.Планируемый результат реализации проекта

 

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

– совершенствование форм работы с учащимися и развитие творческого потенциала;

– создание условий для творческого потенциала, их самореализации;

– стимулирование мотивации развития способностей;

– активное участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня

– увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;

– воспитание творчески одаренной личности через развитие музыкальных способностей посредством вовлечения в творческую проектную деятельность;

– воспитание творческого человека, умеющего ценить прекрасное и создавать его;

Данный проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствует творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий является рост исполнительского уровня учащихся не только в сольном исполнительстве, но и в ансамблевом. Коллективная игра способствует комплексному развитию музыкальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры, совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнерства, обогащают кругозор.

 

 

 

 

 

  1. План мероприятий проекта

 

№ п/п Мероприятие

 

Срок проведения

 

Ответственные

 

1. Планирование работы на год Сентябрь ДШИ
2. Формирование примерного репертуара Сентябрь ДШИ
3. Конкурс исполнителей на струнно-щипковых  инструментах «Родные напевы» Декабрь

 

ДШИ
4. Конкурс «Играем в ансамбле» Март-апрель
5. Подготовка учащихся к конкурсам республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровня В течении года ДШИ
6. Реализация проекта Сентябрь-май ДШИ
7. Анализ работы, планирование на следующий год Май-август ДШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  7.Использованные информационные источники

 

 

 

  1. III Международной научно-практической конференции.-2008

2.Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле. – Нижний Новгород., 2007

  1. Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих/сост. П.В. Иванников. – Донецк., 2005

4.Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): Учебно – методическое пособие/ сост. О.В. Зубченко.- Ростов –на –Дону., 20

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram