header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Процесс развития музыкальных способностей учащихся детской школы искусств народного отделения средствами коллективного исполнительства

13 апреля, 2023
QR Code

Составитель: Преподаватель МБОУ ДО Мучкапской детской школы искусств им.А.М. Муравьева Щеулов Максим Андреевич.

Методическая разработка

для работы в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, расположенных в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа)

1. Направление: «Создание условий для сохранения и развития культурных традиций среди населения».

2. Назначение: «Развитие музыкальных способностей учащихся народного отделения средствами коллективного исполнительства».

3. Сроки реализации: 3 года.

4. Составитель: преподаватель МБОУ ДО Мучкапской детской школы искусств им.А.М. Муравьева Щеулов Максим Андреевич.

Оглавление
1. Цель …………………………………………………………………………………………………4

2. Задачи ………………………………………………………………………………………………..4

3. Содержание………………………………………………………………………………………..7

4. География реализации………………………………………………………………………. 8

5. Основные этапы реализации…………………………………………………………………9

6. Инновационный и новаторский характер…………………………………………..13

7. Значимость……………………………………………………………………………………….14

8. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………..14

9. Перспективы реализации…………………………………………………………………..15

1. Цель проекта:
Целью данного проекта является создание условий для организации работы коллектива по осуществлению развития музыкальных способностей учащихся народного отделения через коллективное исполнительство, в основе которого лежит процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку.
2. Задачи

1. Создать условия для развития музыкальных способностей учащихся народного отделения детской школы искусств.
2. Ознакомить учащихся детской школы искусств народного отделения с основами приемами игры на баяне и аккордеоне.
3. Воспитывать у учащихся народного отделения детской школы искусств усидчивость, терпение с помощью обучения игры на баяне и аккордеоне.
4. Расширить музыкальный кругозор учащихся народного отделения.
5. Активизировать творческое начало и фантазию учащихся народного отделения.
6. Создать ансамбль баянистов и аккордеонистов.
7. Развить качества учащихся, необходимые музыкантам: умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а так же общее звучание всей музыкальной ткани пьесы через коллективное исполнительство.
8. Способствовать повышению чувство долга и ответственности за исполнение своей партии участников ансамбля баянистов и аккордеонистов, развить чувство товарищества.

Задачи I года обучения
Обучающие:
• знакомство учащихся с основами игры на баяне и аккордеоне: посадка исполнителя и установка инструмента, особенности формирования звука на баяне и аккордеоне, формирование навыков управления мехом;
• освоение первоначальных навыков игры в ансамбле (ансамбль ученика и педагога);
• формирование начальных исполнительских навыков и умений.
Воспитательные:
• формирование навыков общения в коллективе;
• формирование навыков взаимопомощи, чувства поддержки со стороны педагога и сверстников;
• воспитание внимательности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающие:
• развитие навыков ансамблевого музицирования;
• формирование потребности в систематическом коллективном музицировании;
• развитие чувства ритма;
• развитие двигательно-моторных («технических») навыков и способностей учащихся;
• развитие гармонического слуха учащихся.
Задачи II года обучения
Обучающие:
• дальнейшее изучение основ игры на баяне и аккордеоне;
• приобретение навыков и умений работы над произведением;
• изучение ансамблевых навыков «солирования» (ансамбль учащихся);
• знакомство с ансамблевыми навыками «аккомпанирования».
Воспитательные:
• развитие коммуникативных навыков, чувства взаимопомощи и поддержки;
• раскрепощение личности учащегося, воспитание волевых качеств;
• развитие творческой инициативы.
Развивающие:
• развитие творческих способностей ребенка на основе полученных знаний и умений (элементы импровизации);
• продолжение развития музыкальных способностей учащихся;
• совершенствование двигательно-моторных («технических») навыков и умений.
Задачи III года обучения
Обучающие:
• углубленное изучение основ игры на баяне и аккордеоне, совершенствование приобретенных навыков и умений.
• научить слышать тему, подголоски, аккомпанемент;
• формирование единых приёмов исполнения с помощью аппликатуры и штрихов;
• анализ исполняемого произведения;
• формирование исполнительского состава ансамбля;

Воспитательные:
• создание атмосферы поддержки и взаимопомощи в коллективе.
Развивающие:
• совершенствование навыков «солирования» и «аккомпанирования»;
• совершенствование двигательно-моторных («технических») навыков и умений;
• совершенствование метроритмического единства;
• совершенствование навыков коллективного исполнительства.

3. Содержание проекта

В настоящее время музыкальное образование детей побуждает к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными.
Одним из активных средств, приобщения детей к музыкальной деятельности, являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Знакомство с народными инструментами, погружающих детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребёнка музыкального вкуса и действительных эстетических переживаний от музыки.
Музыкальное воспитание детей в ДШИ осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Ансамбль русских народных инструментов – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, школа внимания, коллективного творческого труда и дисциплины. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Учащийся осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Доступность народных инструментов, привлекательность, и легкость игры на них в ансамбле принесет учащимся радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных ее проявлениях. Ансамбль – это знакомство с образцами народного музыкального творчества, основа формирования музыкального вкуса учащегося.
Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа. Постепенно ребёнок подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей, а так же формирует через музыкальную деятельность способность ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Учащийся идёт по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

4. География реализации

Методическая разработка может осуществляется на базе детских школ искусств.
В проекте могут принимать участие дети в возрасте от 8 до 16 лет.

5. Основные этапы реализации
Для успешного становления культурных ценностей детей необходимо улучшать условия, способствующие развитию творческих способностей, через создание ансамбля народных инструментов детской школы искусств.

п/п
Содержание работы Сроки проведения
1 Планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы ансамбля баянистов и аккордеонистов, основные задачи ансамбля на текущий год в ДШИ. Сентябрь 2023
2 Подбор участников ансамбля баянистов и аккордеонистов. Сентябрь 2023
3 Планирование и разработка репетиционного процесса ансамбля баянистов и аккордеонистов. Сентябрь 2023
4 Подбор репертуара и распределений партий произведений между участниками ансамбля. Сентябрь 2023
5 Индивидуальная работа: с учащимися: постановка, посадка за инструментом, работа над репертуаром ансамбля.
Групповая работа: ансамблевое исполнительство, разучивание партий, игра в составе ансамбля. Сентябрь 2023 – Май 2024
6 Разучивание партий по группам.
Сводные репетиции. Октябрь 2023– Ноябрь 2023
7 Работа над аппликатурой, ритмом, штрихами, артикуляцией, фразировкой, динамикой, характером исполняемого произведения. Октябрь 2023 – Май 2026
8 Совместное, с использованием выразительных средств, исполнение музыкального произведения. Декабрь 2023
9 Формирование исполнительского состава ансамбля баянистов и аккордеонистов.
Работа над синхронностью ансамблевого звучания и умением слышать партитуру и своё место в общем звучании ансамбля. Январь 2024 – Май 2026
10 Родительское собрание с родителями учащихся народного отделения. Март 2024
11 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов «Веселый баян» на родительском собрании. Март 2024
12 Доклад на педсовете на тему «Развитие творческих способностей учащихся ДШИ, с помощью коллективного исполнительства». Март 2024
13 Работа над развитием умения анализировать функцию своей партии по отношению к партии партнёра, определяя, чем каждая из них дополняет друг друга. Апрель 2024 – Май 2026
14 Исполнение двух произведений. Май 2024
15 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов на тематическом концерте «Этих дней не смолкнет слава» Май 2024
16 Подведение итогов 1 года. Июнь 2024
17 Планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы ансамбля, основные задачи ансамбля на текущий год. Сентябрь 2024
18 Планирование и разработка репетиционного процесса ансамбля баянистов и аккордеонистов. Октябрь 2024
19 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов. Ноябрь 2024
20 Подбор репертуара и распределений партий произведений между участниками ансамбля. Ноябрь 2024
21 Индивидуальная работа с учащимися, работа над репертуаром ансамбля.
Групповая работа: ансамблевое исполнительство, разучивание партий, игра в составе ансамбля. Декабрь 2024
22 Работа с учащимися других отделений ДШИ для ансамбля баянистов и аккордеонистов. (Игра на шумовых инструментах). Декабрь 2024
23 Разучивание партий по группам.
Сводные репетиции. Январь 2025
24 Родительское собрание с родителями учащихся народного отделения. Март 2025
25 Работа над синхронностью ансамблевого звучания и умением слышать партитуру и своё место в общем звучании ансамбля. Март 2025
26 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов на празднике «День России». Июнь 2025
27 Подведение итогов 2 года Июнь 2025
28 Планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы ансамбля, основные задачи ансамбля на текущий год в ДШИ. Сентябрь 2025
29 Планирование и разработка репетиционного процесса ансамбля. Сентябрь 2025
30 Подбор репертуара и распределений партий произведений между участниками ансамбля. Сентябрь 2025
31 Работа с учащимися других отделений ДШИ для ансамбля баянистов и аккордеонистов. (Игра на шумовых инструментах) Октябрь 2025
32 Работа с участниками ансамбля над умением аккомпанировать вокалистам и фольклорному вокальному ансамблю в ДШИ. Ноябрь 2025
33 Репетиционная работа и выступления с участниками клубов пенсионеров. Ноябрь 2025
34 Работа с участниками ансамбля над умением аккомпанировать фольклорному ансамблю . Ноябрь 2025
35 Закрепление всех ранее полученных навыков ансамблевой игры (определение нужного темпа произведения, с использованием указанных в тексте агогических изменений, точной динамики и штрихов, добиваясь синхронного исполнения и т.д.) Сентябрь 2025 – Май 2026
36 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов на тематическом концерте. Октябрь 2025
37 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов на новогоднем концерте. Декабрь 2025
38 Родительское собрание с родителями учащихся народного отделения. Март 2026
39 Выступление ансамбля баянистов и аккордеонистов на тематическом концерте «Этих дней не смолкнет слава». Май 2026
40 Отчетный концерт ансамбля баянистов и аккордеонистов. Май 2026
41 Подведение итогов. Май – Июнь 2026

6. Инновационный и новаторский характер
Ансамблевая игра имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся школы искусств. Игра в ансамбле способствует развитию двигательно-моторных способностей учащихся. С помощью ансамблевой игры, на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата, учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры. Двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: постепенное обхватывание звукоряда, введение все новых и новых ритмов и т. д. Развитие двигательно-моторных навыков протекает значительно интенсивнее, и полученные навыки закрепляются прочнее, т. к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Ансамбль народных инструментов детской школы искусств, прежде всего, является исполнительским коллективом, объединённым и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Приступая к работе над ансамблем, учащиеся, прежде всего, знакомятся с музыкальным произведением (характер, содержание, форма, значение и функции каждой партии).
Таким образом, роль игры в ансамбле очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится учащимся, приносит им огромное удовольствие и желание заниматься музыкой.
Поэтому данный проект необходим воспитанникам детской школы искусств для преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Все это поможет ребенку более естественно социализироваться в современном мире.

7. Значимость
Осуществление способствует:
• интеграции образовательного пространства с целью приобщения большего количества детей к музыкальному творчеству с помощью обучения игры на баяне и аккордеоне, а так же непосредственное участие в коллективном исполнительстве;
• улучшению качества образования обучающихся школы искусств в области музыкального искусства, а так же коллективного исполнительства;
• расширению охвата детей услугами в сфере музыкального искусства и коллективного исполнительства;
• приобщению детей к музыкальному и народному творчеству.

8. Ожидаемые результаты

1. Создание ансамблей баянистов и аккордеонистов (педагог и ученик) в первый год обучения в ДШИ.
2. Создание ансамбля баянистов и аккордеонистов на базе ДШИ.
3. Выпуск методических рекомендаций для родителей и учащихся детской школы искусств.
4. Выступления на конкурсах исполнительского мастерства среди ансамблей.
5. Выступления ансамблей баянистов и аккордеонистов на классном, учебном, школьном, районном концертах.

9. Перспективы реализации
Работа по реализации послужит:
• повышению культурного и творческого потенциала детей;
• укреплению связи между школой искусств и общеобразовательными школами;
• развитию народных традиций среди учащихся детской школы искусств;
• укреплению у детей чувства патриотизма и гордости за свой народ;
• формированию уважения к традициям и обычаям своей страны и родного края;
• учащиеся школы искусств получат мотивацию продолжить обучение в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram