Прохоренкова Ю.В. преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ Тамбовского муниципального округа Тамбовской области
Тема статьи “Проблема детского творчества”
Проблемы детского творчества стали подробно рассматривать в середине XX века, как неотъемлемую часть музыкального воспитания. Это было время поиска новых форм музыкального развития детей в результате неудовлетворительных традиций методике обучения. Повальное увлечение виртуозностью начинается со второй половины XIX века это привело к тому, что главным при обучении игре на фортепиано стало стремление к скорости, к технической муштровке и в массовой педагогической практике сложилась тенденция к увлечению упражнениями, этюдами и главным стало – освоение готового нотного текста. Традиции эпохи Баха: музицирование, импровизация, сочинительство – были забыты. И в XX веке наметилась тенденция возврата к идеям XVIII. Уже в 20-е и 30-е годы XX века было намечено стремление ведущих музыкантов – педагогов выработать новую систему музыкального воспитания. В России получили распространение методики музыкального обучения и воспитания детей через творчество. В середине XX века стали появляться многочисленные публикации, посвященные необходимости внести коррективы в изменение программы ДМШ. Проблемы детского творчества решались на международных конференциях, стали выходить многочисленные пособия, посвященные проблемам и формам работы, появилась книга Л. Баренбойма «Путь к музицированию» где подробно проанализировались ведущие школы и методики направления в различных странах, есть и школа Баренбойма, ее ценность в том, что здесьданы практические рекомендации ученикам и педагогам (школа вышла в 60-х и 70-х годах). В 70-х стали известны методические разработки Мальцева (опыт обучения детей гармонии и импровизации). Практические приемы и методы работы при обучении детей элементарным творческим навыкам изложены в сборниках «Пианист – фантазер». Тургенева, сборник Давыдова «Сочиняем музыку». Сегодня во многих школах существуют программы, посвященные музицированию и сочинительству. Исходная позиция всех творческих идей и предложений чтобы обучить ребёнка игре по слуху, импровизации и сочинению, необходимо обогатить его память значительным запасом элементов музыкальной речи, чтобы в голове были мелодические и ритмические ассоциации, научить свободно владеть тональностями и элементарными гармоническими навыками; воспитать слухо-двигательную координацию, развить мелодический и гармонический слух; воображение и память. Хорошо помогает в развитии детского творчества ритмизация и мелодизация словесной речи – дети сочиняют простейшие мелодии на текст, ощущение тоники как главной ступени, роль субдоминанты и доминанты, построение простейших трезвучий, интервалов и их обращений, транспозиция, подбор по слуху. Итог – умение элементарно сочинять и импровизировать, одна из проблем – недостаток творческого опыта педагога работы с детьми.