header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Применение современных образовательных технологий в классе скрипки , в том числе с одаренными детьми

5 октября, 2022
QR Code

Проводина Татьяна Альпиевна, МУ ДО «Купавинска ДМШ»,
преподаватель по классу скрипки, г. Старая Купавна

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ СКРИПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», – В. А. Сухомлинский.

Тема одаренных и талантливых детей – одна из самых интересных в современной педагогике и психологии. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. В работе с одаренными детьми основной задачей является раскрытие индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения с использованием современных образовательных технологий.

Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно- ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента.

Актуальность. Обновление образования, развитие его в новых направлениях требует от преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование инновационных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов.

Принято считать, будто цель новации не зависит от времени ее возникновения. Главное достоинство идеи – установить, в какой степени оно соответствует современным направлениям общественного развития, обеспечивает полезность и качество обучения при разумных затратах труда педагога и учащегося. Новация расширяет возможности в воспитании и обучении. Полученные знания раскрывает новые грани вопросов, ранее неизвестных. В целом новшество дополняет, а не меняет картину. Новейшие способы, которые дают наука и практика, должны гарантировать высокий учебно‐воспитательный результат и стимулировать дальнейшее развитие учащихся. Слово «новация» в переводе с латинского означает обновление, изменение, ввод чего‐то нового, введение новизны .

В ходе взаимодействия педагогической науки и музыкального искусства возникает новая наука – музыкальная педагогика – как итог этой интеграции. Главная отличительная особенность ее определятся как общность науки и искусства – познание точных научных истин и познание музыкально‐художественного творчества. Другими словами, рождается новая область человеческого познания – творческая наука. Феноменальность музыкальной педагогики как науки определяется тем, что в ней слились два исторических опыта человеческой деятельности: научно‐педагогического и музыкально‐эстетического.

Музыкальная педагогика, как самостоятельная творческая наука, всегда и традиционна, и одновременно нова. Сочетание традиций и новаторства присутствует во всей деятельности педагога‐музыканта. Говоря о новациях в музыкальной педагогике, нельзя не затронуть вопрос о традициях, как о существенном факторе возникновения новаций. Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений . История исполнительского искусства показывает, что музыкально‐педагогические традиции не остаются неизменными. Изменения протекают медленно с сохранением всего положительного и дополнением новых ценностных материалов. Музыкально‐педагогические традиции вырабатываются в процессе сочетания в практике и теории большого пласта профессионального опыта многих поколений выдающихся педагогов‐музыкантов. Итак, музыкально‐педагогические традиции и новации рассматриваются как базис создания профессионального опыта педагога‐музыканта, с помощью которого организация обучения быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень знаний, умений и навыков .

Актуальными для современного скрипача‐исполнителя, педагога остаются методические труды основоположников русской скрипичной школы Леопольда Семеновича Ауэра (профессора Петербургской консерватории, представителя петербургской скрипичной школы), Петра Соломоновича Столярского (профессора Одесской консерватории), Абрама Ильича Ямпольского (профессора Московской консерватории), Константина Георгиевича Мостраса (профессора Московской консерватории), Юрия Исаевича Янкелевича (профессора Московской консерватории), Владимира Юрьевича Григорьева (ведущего специалиста страны по вопросам исполнительского искусства и методики скрипичной игры), Бориса Владимировича Беленького (профессора Московской консерватории), Галины Степановны Турчаниновой (преподавателя ЦМШ при Московской консерватории), Марка Моисеевича Берлянчика (профессора Московской консерватории). Общеизвестно, что начальный период занятий имеет определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучения скрипача. «Сколько бы не подчеркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности преувеличить их. К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося». Учитывая, что в последние десятилетия широко распространилось обучение игре на различных инструментах с раннего возраста, насущным требованием времени становится обновление существующих традиционных форм и методов в соответствии с возрастными особенностями детей и запросами современного общества. Такое обновление связано, прежде всего, с внедрением инновационных методов обучения игре на скрипке. Приведу несколько примеров. Более тридцати лет известна во всем мире инновационная методика обучения игре на скрипке «Colourstrings» («Цветные струны»). Методика разработана венгерским педагогом‐скрипачом Г. Зилвеем и основывается на принципах системы музыкального воспитания Золтана Кодая. Одной из главных особенностей является использование цвета и визуальных презентаций. Основываясь на способности даже начинающего ребенка чувствовать и различать ярко выраженный тембр каждой струны, Г. Зилвей за каждой струной закрепил свой визуальный образ: струне Соль соответствует образ медведя, Ре — папы, Ля — мамы, Ми — птички. Кроме визуального образа каждая струна имеет соответствующий цвет: соль — зеленая, ре — красная, ля — синяя и ми — желтая. С помощью цвета активизируется процесс обучения, он делается более простым и приятным. Ритм, высота звука, интервалы, элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия. Методика «Цветные струны” рассчитана на первоначальное овладение детьми базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Очень важно для музыкального развития детей, то, что автор уделяет большое внимание процессу подготовки ребенка к обучению игре на скрипке. Им разработан очень важный раздел «Music kindergarten”, в котором дети изучают много песен (около 50 разнохарактерных песен, преимущественно фольклор разных стран), развивают ритмичное чувство, знакомятся с основами релятивного сольфеджио. В последующих разделах Зилвей все время опирается на опыт, который ребенок получил в данном разделе, а именно – песни этого раздела проходят красной нитью через весь материал и позволяют ей очень комфортно овладевать новыми элементами, поскольку новое основывается на хорошо знакомом материале.

Каждый педагог знает к каким трудностям в овладении игрой на скрипке ведет так называемый хватательный рефлекс левой руки, провоцирующий излишнее напряжение в игровом аппарате скрипача. Скрипичная педагогика долгое время ищет способы, позволяющие избежать применение излишней силы, которая ведет к нерациональному сжиманию шейки скрипки. В 1972 году в болгарском городе Плевене педагог по скрипке Йова Йорданова нашла ответ на вопрос преобразования начальной постановки левой руки на скрипке, был создан уникальный научный труд «Букварь для маленьких скрипачей», продолжающий великие классические традиции мировой скрипичной школы и способствующий правильному и интенсивному развитию начинающих скрипачей. В 1982 году на международной конференции Европейской ассоциации педагогов струнных инструментов (ESTA) в г. Граце (Австрия) Иегуди Минухин познакомившись с новой методикой Йовы Йордановой публично сказал: «Это новое слово в скрипичной педагогике!». Можно сказать с уверенностью – «Букварь для маленьких скрипачей» и научные работы Йовы Йордановой, скрипичного педагога практика и теоретика, имеющего за плечами полувековой стаж работы с детьми‐музыкантами, среди которых десятки Лауреатов международных конкурсов – это новая эра в современной педагогике скрипичного искусства .

Известны во всем мире методики обучения детей с раннего возраста доцента Петербургской консерватории Валентины Александровны Якубовской «Вверх по ступенькам» (замена традиционных упражнений по открытым струнам на множество песенок; используя простейшие приемы, осваивается смена позиций на начальном этапе обучения). Все это дает хорошую техническую базу, не утратив первоначального естественного интереса к музыке .

Популярна также работа кандидата искусствоведения, преподавателя специальной музыкальной школы Санкт‐Петербургской консерватории Савелия Марковича Шальмана. Его школа «Я буду скрипачом» (эффективная методика развития юных скрипачей, которая сочетает высокий уровень требований с доступностью для широкого круга учащихся, обеспечивает их быстрый прогресс и стимулирует творческую увлеченность) окажется полезным подспорьем и при исправлении недостатков игрового аппарата, восполнении пробелов в обучении. Основной текст «Школы» сопровожден разделами «Советы родителям», «Методические комментарии» и «О скрипке и скрипачах». Приложением к «Школе» стал первый в мире мастер‐ курс из двух видеосериалов, наглядно показывающих методику С.М. Шальмана . Метод воспитания талантов «Взращенные с любовью» известного японского педагога Шиничи Сузуки основывается на более чем 30‐летнем опыте работы с маленькими детьми, где доказано, что любой ребенок, обучаемый надлежащим образом, может развить музыкальные способности также, как все дети в мире развили способность говорить на языке своей матери . Методики Ш. Сузуки, Г. Зилвея, В. Якубовской, С. Шальмана сочетают в себе формы индивидуального и группового обучений. С первых уроков обучения ребенок овладевает основами камерного музицирования и ансамблевой игры с помощью игры различных дуэтов, трио, квартетов и пьес для камерного оркестра. Такая разнообразная ансамблевая игра способствует социализации ребенка и проявлению его лидерских и коммуникативных качеств. Еще П.С. Столярский писал: «Только тот, кто может выразить свое художественное Я со всей полнотой не только в сольном исполнении, но и найти его, объединяя свои чувства и мысли с товарищами по ансамблю, только тот – истинный музыкант» .

Благодаря активным методическим поискам отечественной и зарубежной скрипичных школ в последние десятилетия типичные, существовавшие многие годы проблемы овладения скрипичной игрой такие, как смены позиций, вибрато, беглость пальцев и др., постепенно утратили свою остроту. С ними теперь довольно легко справляются даже ученики младшего возраста и отнюдь не выдающихся способностей. Как следствие, значительно изменился, стал более солидным репертуар юного скрипача: ученик в возрасте 7–10 лет исполняет достаточно трудные произведения, подвластные прежде лишь старшеклассникам.

Современные образовательные технологии в музыкально‐педагогической деятельности позволяют получать лучшие результаты . Также примером могут быть компьютерные технологии, активно внедряющиеся в сферу музыкального образования, оказывающие значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В своей работе использую видео- и аудиоматериалы, программы для обработки и монтажа видео. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом, даются ссылки на конкретные, просмотренные мною видео, а также даются задания для самостоятельных поисков видеозаписий исполняемых произведений и дальнейший совместный их анализ. Это стимулирует интерес и создает эффект вовлечения учащихся к процессу обучения в ДШИ, дает понимание важности и необходимости собственной образованности. Конечно, в большей степени такая работа проводится с учащимися старших классов. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Это неограниченный источник энциклопедических и библиографических сведений. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого .

С учащимися младших классов видеозаписи просматриваем и анализируем на уроке вместе. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Несмотря на используемый на уроке традиционный метод- показ педагогом исполняемого произведения , просмотр учеником своих сверстников играет большую роль . Это является мощным стимулом к освоению своего инструмента, совершенствованию технических навыков.

Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной. Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным конкурсам. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением. При хорошей организации учебного процесса у детей не возникает кризиса после первых лет занятий. Дети любят уроки, им нравится музицировать вместе. В профессиональном и гармоничном развитии ученика всегда должна быть дальняя цель, которая определяет стратегию и тактику педагогического процесса. В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, именно музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует его интенсивному интеллектуальному развитию.

 

Использованная литература:

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Москва, 1991.С.376

3. Григорьев В.О. О взаимоотношении традиций и новаторства в скрипичной школе. – М.: Музыка. – 1988.

4. Завалко Е.В. Анализ инновационной методики обучения детей игре на скрипке «Colourstrings» (Г. Зилвей) , 2002.

5. Йорданова Й.И. Букварь для маленьких. – М.: Музыка, 2003.

6. Шальман С.М. Я буду скрипачом. – СПб.: Композитор, 2009.

7. Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. – Л.: Музыка, 1974.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram