Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Применение нотного редактора SIBELIUS в дополнительном музыкальном образовании в условиях дистанционного обучения

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Валерий Анатольевич Шевченко,

преподаватель УДО Музыкальная школа  №1

г. Горловка

 

 ПРИМЕНЕНИЕ НОТНОГО РЕДАКТОРА SIBELIUS                                  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ                   В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.                                       ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ ДЕТСКОГО ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА  

 

Современное общество в вынужденных условиях новых стратегий  дистанционного осуществления образовательной деятельности требует инновационных подходов к дополнительному музыкальному образованию. Преподаватели и учителя образовательных учреждений разных видов и уровней образования столкнулись с необходимостью проведения занятий через интернет с использованием популярных социальных сетей и мессенджеров, применяя пакеты прикладных программ, например Microsoft Office и специализированных программ по различным специализациям. Благо, в интернете этого добра много, и у нас было немало времени интуитивно найти подходящее и адаптировать к учебному процессу. Понятно, что для начинающих юных музыкантов, которым личный контакт крайне и категорически необходим, такая форма обучения практически неприемлема.

Автор методического пособия «Ансамблевое воспитание скрипача», Эдуард Васильевич Пудовочкин в книге «Скрипка раньше букваря», так писал о групповом обучении детей:

«Наша классическая музыкальная педагогика рекомендует начинать обучение с индивидуального урока. Я же глубоко убеждён, что дети должны входить в музыку только через коллективные формы музицирования. Детям интереснее заниматься вместе, чем по отдельности. Дети от рождения коллективисты, а индивидуалистами их делает среда и воспитание…[1,3]        Не секрет, что интерес к скрипке стал ослабевать. По какой причине впал в немилость такой прекрасный инструмент? Когда приходишь в детсад и показываешь малышам скрипку, они все тянутся к ней ручонками, чтобы  потрогать, поиграть.  А в музыкальных школах между тем – недобор. Почему? Я пришёл к выводу, что методика обучения музыке, в частности игре на скрипке, пришла в противоречие с практикой. В чём это выражается? Раньше музыкальные школы были рассчитаны на особо одарённых детей. Туда поступали прошедшие жёсткий конкурс. Сейчас же, когда музыкальных школ открылось очень много, а конкурсы исчезли, берут детей без соответствующего отбора.  Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но раз изменились условия, значит, надо менять и методику обучения, а она осталась прежней» [1, 11].

Коллективное музицирование – это великая школа и стимул для обучающихся, мы это знаем.  Особо следует отметить то внимание, которое следует уделять воспитанию у учеников чувства эстрады. С самых ранних лет ученики должны привыкать не только к сольным выступлениям на сцене, но и в ансамблях и в составе оркестра.

Слаженное звучание музыкального коллектива, детского в особенности, достигается систематическими репетициями, постоянным индивидуальным и совместным изучением, повторением и исполнением своих ансамблевых (оркестровых) партий под руководством преподавателей и руководителя коллектива.

В репертуаре детского эстрадного оркестра УДО МШ №1 г. Горловка с начала прошлого учебного года находилось 17 произведений. Это оркестровые переложения песен группы “The Beatles”, выполненные преподавателями,  авторские произведения и переложения для школьного эстрадного оркестра некоторых известных джазовых и эстрадных  пьес.

Далеко не всё из этой программы было исполнено в концертах, в том числе и по причине введения  дистанционного режима обучения.  Концертная программа эстрадного оркестра требует

  • постоянного пополнения репертуара,
  • поддержания программы и исполнительской формы юных оркестрантов и преподавателей – взрослых участников оркестра,
  • реализации разученной программы в концертных выступлениях.

К сожалению, невозможно исполнять произведения онлайн ансамблем или даже дуэтом, тем более с детьми, в том числе и по техническим причинам. Возникает задержка звука и видео на несколько секунд, а затем зависание и остановка трафика, я не говорю уже о точной настройке  музыкальных инструментов – фортепиано, скрипок, духовых инструментов и проч.

И тут на помощь приходит нотный редактор Sibelius. С его помощью набирается, редактируется и озвучивается музыкальное произведение.

Рассмотрим последовательность, этапы изучения  и последующего исполнения оркестровых партий 1-х и 2-х скрипок в условиях дистанционного обучения на примере пьесы Джона Кандера «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (John Kander  “New York, New York”).

  1. На первом этапе каждый ученик получает свою оркестровую партию с аппликатурой и штрихами в графическом формате (это формат рисунка, картинки), например, в личном сообщении ВКонтакте, мессенджерах Viber, WhatsApp и т п. и распечатывает для себя свою партию на принтере. Вот пример таких оркестровых партий:

Рис.1

Ученик получает задание самостоятельно разобрать эти партии.

 

  1.  Одновременно в группе школы в ВКонтакте в общем задании выкладывается оркестровая видеофонограмма произведения для прослушивания под метроном с рекомендациями по просмотру, прослушиванию и изучению произведения [2].

 

  1. В то же время каждый участник оркестра получает аудио — видеозапись конкретно своей партии, под метроном в репетиционном, т.е. медленном темпе и задание неоднократно прослушать пьесу с отслеживанием своей партии по нотам [3].

 

  1. Далее разучиваем пьесу с каждым учеником индивидуально, его оркестровую партию, находясь каждый по свою сторону экрана смартфона или компьютера с музыкальным инструментом в руках и со счётом вслух.

 

  1. На следующем этапе занятий каждый ученик получает свои два видеоролика со своей оркестровой партией. В первом видео в репетиционном медленном темпе звучит фонограмма его партии под метроном c оркестром,  она же  отражается на экране и курсор указывает ноты и такты, которые сейчас звучат и исполняются [4].

 

  1. Во втором – фонограмма звучит уже в настоящем, концертном темпе и курсор движется, соответственно, быстрее [5].

 

  1. На следующем этапе обучающийся может исполнять свою оркестровую партию, как бы, в составе виртуального оркестра, может давать домашние концерты для своих родных, и когда  вернётся к очному обучению, ему несложно будет влиться в реальный, а не виртуальный оркестровый или ансамблевый коллектив.

 

Метод обучения, который здесь представлен, не претендует на новизну. В YouTube можно разыскать немало произведений, например, для струнного квартета. В первом ролике звучит весь оркестр, и курсор движется по партитуре. Во втором – стрелка курсора движется только по партии первой скрипки. Её надо исполнять вживую, остальные же инструменты звучат в записи. В третьем ролике надо исполнять партию второй скрипки, которая отображается на экране, остальные инструменты звучат за кадром. Далее свою партию исполняет альтист, затем виолончелист, остальные же инструменты звучат за кадром.

На данный момент существует множество разнообразных инновационных подходов в сфере дополнительного образования, и в частности обучения игре на скрипке и коллективного музицирования. В представленной  работе удалось выявить некоторые  интересные инновации, которые могут быть применены в образовательных учреждениях дополнительного образования в условиях дистанционного обучения.

 

Список литературы

  1. Пудовочкин Э. В. Скрипка раньше букваря. Изд-во «Композитор», СПб, 2005. – 56 с.

 

  1. John Kander «New York, New York» переложение для эстрадного оркестра УДО МШ №1 г. Горловка, демонстрационный ролик пьесы под метроном, созданный в нотном редакторе Sibelius:

Режим доступа по ссылке

https://cloud.mail.ru/public/WgY2/srZxBeXqU

 

  1. John Kander «New York, New York» переложение для эстрадного оркестра УДО МШ №1 г. Горловка, демонстрационный ролик партии скрипок в медленном темпе под метроном, созданный в нотном редакторе Sibelius:

Режим доступа по ссылке

https://cloud.mail.ru/public/M9nj/NHA4Np6wb

 

  1. John Kander «New York, New York» переложение для эстрадного оркестра УДО МШ №1 г. Горловка, демонстрационный ролик, партии скрипок в медленном темпе под метроном с оркестром, созданный в нотном редакторе Sibelius:

Режим доступа по ссылке

https://cloud.mail.ru/public/mVzT/ZzPMKwk33

 

  1. John Kander «New York, New York» переложение для эстрадного оркестра УДО МШ №1 г. Горловка, демонстрационный ролик, партии скрипок в концертном темпе с оркестром, созданный в нотном редакторе Sibelius:

Режим доступа по ссылке

https://cloud.mail.ru/public/in5S/CVFzepHpj

 

 

 

 

 

 

 

QR Code