header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Применение инновационных технологий на уроках музыкальной литературы

14 ноября, 2022
QR Code

https://cloud.mail.ru/public/K1Jf/pT5W1XNmM

 

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Детская школа искусств поселка Горки Ленинские»

 

Методическая статья на тему :«Применение инновационных технологий на уроках музыкальной литературы»

 

 

Работа выполнена преподавателем теоретических дисциплин

Пыхаревой Еленой Александровной.

Московская область, Ленинский городской округ, 2022 год

 

План

1. Введение
2.    Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной литературы
3.    Заключение
4.    Список литературы
Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других.

Б. Асафьев

 

   Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.
Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.
Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.
Цель  данной работы  рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода  компьютерной презентации,  на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе.Использование компьютерных презентаций на уроках музыкальной литературы.
Радость познания – важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.
Медиа образование – очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа.
В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы – это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.
На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии – это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:

-по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;
-обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
-помогать активизации творческого потенциала учащихся;
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями:

-обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
-поддержка контроля знаний и навыков;
-организация различных форм креативной деятельности.

Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.

Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате повышает эмоциональный тонус учащегося, увлекает, погружает его в материал, что позволяет значительно повысить уровень приобретения знаний.
В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает:
-усиление мотивации обучения;
-повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий.

Использование презентации дает возможность преподавателю и учащимся проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Применение мультимедийных презентаций в домашней работе учащихся также целесообразно. Практические наблюдения показали, что  самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
Основные цели компьютерных презентаций , используемых на уроках ,(а при необходимости и в дистанционном обучении), является следующими:

-закрепить теоретический материал, полученный на уроках;
-дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение;
-ответить на поставленные вопросы.
Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков:
-теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст);
-аналитический разбор (текст анализа фрагментов);
-изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации);
-аудиоиллюстрации (звуковые фрагменты).

Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях.
Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы.
В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся  является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

В этом году учащиеся нашей школы активно участвовали в дистанционных конкурсах. Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:
-развитие познавательных навыков учащихся;
-умения самостоятельно конструировать свои знания;
-умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развитие критического и творческого мышления.
Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет:

-сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
-эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
-организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся

Заключение

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные ученики активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.

[Список используемой литературы

1.  Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002

2. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
3.   А. И. Лагутин «Методика преподавания музыкальной литературы». М.,2016
4. Тараева Г. «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», М.,2007]

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram