header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Правильная организация пианистического аппарата обучающегося в первый год обучения».

10 ноября, 2023
QR Code

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детской Школы Искусств Колышлейского района

Открытый урок.

Тема: «Правильная организация пианистического аппарата обучающегося в первый год обучения».

Подготовила преподаватель:

Лупанова Н.В.

15.02.2022г.

 

Цель урока: Закрепить правильную постановку игрового аппарата обучающейся на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

Обучающие: Закрепить навыки игры на фортепиано (приемы нон легато, легато и стаккато);

Развивающие: Развитие двигательно-игровых навыков;

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;

Воспитательные:Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту.

Форма урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Использованные педагогические технологии:

Технология сотрудничества (автор Симон Львович Соловейчик). Обучение и воспитание на уроках специального фортепиано невозможно без тандема педагог–ученик, все два субъекта одного учебного процесса действуют вместе, сообща. Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–ученик должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели. Технология индивидуального обучения (авторы Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика. Использование технологии индивидуализации обучения предполагает помощь педагога, помогает ученику успешно осваивать приемы чтения с листа музыкальных произведений, обеспечивает психологический комфорт учащегося, как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: уметь слушать преподавателя, осваивать новый материал, выполнять поставленные задачи, применять полученные знания для решения других задач.

Регулятивные: умение выбирать главное, обобщать, умение выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время разучивания и исполнения упражнений.

Коммуникативные: уметь вступать в диалог с преподавателем, задавать вопросы при возникновении проблемной ситуации, выражать свои мысли.

Личностные: открытие новых знаний через освоение способов и приемов игры на инструменте, мотивация к самосовершенствованию и творческой деятельности.

Оборудование: Фортепиано для обучающегося и преподавателя, ноты.

Обучающийся: Коновалов Данила, 1 класс.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (5 минут)

II.Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся (15 минут)

III. Знакомство с приемом исполнения non legato: упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам. (15 минут)

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание (3 минутs)
  2. Рефлексия (2 минуты)

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока.

  1. На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата.

В работе применяется 2 комплекса упражнений:

  1. Гимнастика Анны Артоболевской для снятия напряжения мышц спины, шеи, плечевого пояса.

2.Пальцевая гимнастика.

На каждом уроке делаем несколько упражнений из каждого комплекса, постоянно варьируя их.

Все упражнения выполняются под аккомпанемент преподавателя.

Первый комплекс упражнений

Упражнение № 1. «Шалтай – болтай»

(Встать прямо, руки опустить вниз слегка нагнувшись вперед. Начать покачивать рукинавстречу друг другу или параллельно, постепенно наклон можно увеличивать илираспрямляться. Попутно ритмично приговаривать «Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Данная игра помогает почувствовать свободу в плечах, локтях икистях. Ребенок воспринимает движения, как игру, без напряжения)

Упражнение № 2. «То березка, то рябина»

(Встать прямо, поднять руки вверх и под музыку известной песни «То березка, то рябина» плавно покачиваться из стороны в сторону, руки «колышаться» как веточки на ветру, корпус слегка наклоняется то в одну, то в другую сторону, подобно стволу тонкого деревца.Ученик сам должен почувствовать себя таким деревцем. Нарабатывается свобода в руках и корпусе)

Упражнение № 3. «Мельница»

(Встать прямо, руки расслабить и начинать раскачивать их вокруг плеча, сначала в одну сторону, потом в другую. Чтобы рука при этом имела форму свода и пальчики нерастопыривались, взять в ладошки по небольшому шарику. Другой вариант – вытянуть руки вперед и крутить кистями сначала в одну, потом вдругую сторону, держа шарики в ладошках.) Необходимо следить за свободой рук обучающейся что бы делать упражнение свободными движениями. Упражнения 1-го комплекса помогают ощутить свободу, вес мышц руки. Упражнения 2-го комплекса направлены на развитие кисти, запястья, пальцев. Следующие упражнения делаем за инструментом, поэтому в первую очередь следим за посадкой обучающейся. Твердая опора на ноги, прямая спина, спокойные не приподнятые плечи.

Упражнение № 1. «Художник-маляр».

(Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.)

Педагог: «Данила, представь себе, что ты можешь нарисовать такими движениями?» (ответ учащегося)

Педагог: «Нарисуй дома рисунок на это упражнение».

Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.

Упражнение № 2 «Краб»

Подушечки пальцев прижаты к столу, кисть округлая, выстукиваем поочередно двумя пальцами обеих рук (1 с 1, 2 со 2, 3 с 3, 4 с 4, 5 с 5 и в обратном порядке, остальные пальцы плотно прижимаем к столу, следя за тем, чтобы они не поднимались одновременно с работающими пальцами.)

Упражнение № 3. «Фокус-покус»

Руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз. Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус».

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Упражнение № 4 «Ванька-встанька»

Сесть за инструмент, спина ровная, упор в ногах. Руки положить на крышку инструмента и зацепиться пальчиком за рояльные петли и подтянуться так, чтобы подняться в положение стоя. Затем расслабиться и снова сесть на стул. Немного передохнуть и повторить упражнение несколько раз. Эта игра дает возможность почувствовать цепкость в пальцах, а также хорошую опору на ноги.

III. Переходим на клавиатуру – осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:

«Парашюты» – игра ноты «до» с переносом правой руки вверх и вниз по октавам, а левой – вниз и вверх, начиная с середины клавиатуры разными пальцами.

Педагог: «Данила, делай движение от плеча, свободной рукой, представь, что ты летишь в воздухе как парашютист».

«Квинты, терции» – квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо. Для закрепления правильного исполнения штриха nonlegato играем песенку: «Василёк» – левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья. Педагог: «Послушай внимательно как звучит мелодия от разных звуков, пофантазируй кто из животных может спеть эту песенку».

Игра по нотам. Играя, песенки на non legato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки. Песенка «Зайка» – играем верной аппликатурой, двумя руками.

Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.

  1. Объяснение домашнего задания.

Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений.

Игра non legato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Зайка» – выучить наизусть,  написать ритм песенки.

Игра legato: в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. В песенках «Пастушок» – выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания.

Игра на staccato: упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Ах, вы, сени…»

Педагог: «Наш урок подошел к концу, Данила ты очень постарался, оценка за урок – отлично».

  1. Рефлексия.

Педагог предлагает обучающегося три картинки разной погоды: солнечную, пасмурную или дождливую.

Педагог: «Данила, выбери пожалуйста картинку, подходящую нашему сегодняшнему уроку.» (ответ учащегося)

Педагог благодарит учащегося и присутствующих.

Урок окончен.

 

Список используемой литературы:

 

1.Абдуллина А.А. «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано». – М., 2005г.

 

2.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1988г.

 

3.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». – М., 1989г.

 

4.Москаленко Л.А. «Методика организации пианистического аппарата». – Новосибирск. 1989г.

 

5.Нейгаус Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967г

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram