Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Практика фортепианного ансамблевого музицирования с привлечением синтезатора.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Земелева Татьяна Алексеевна, Григуль Евгения Валерьевна, преподаватели, МБУДО ДШИ им М.П. Мусоргского, г. Железногорск, Красноярский край.

 

Практика фортепианного ансамблевого музицирования с привлечением синтезатора.

Григуль  Е.В.

Земелева Т.А.

ДШИ им. М.П. Мусоргского

Эта статья основана на нашем творческом опыте, в содружестве двух педагогов, являющихся концертным фортепианным дуэтом. Многолетняя практика изучения репертуара в области переложений, позволила нам расширить рамки фортепианного ученического ансамбля, путем привлечения синтезаторов и всевозможных мультимедиа средств, а также включить в практику семейные ансамбли, учеников и их родителей. Мы использовали в работе дуэты, трио, квартеты и новое направление с синтезаторами, где количество участников доходит до шести человек.

Игра в фортепианном ансамбле – это одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Ученикам становятся доступны многие образцы хоровой, симфонической, оперной, балетной музыки в переложении для ансамблей, благодаря чему расширяются и углубляются их знания о разных музыкальных стилях и жанрах, воспитывается более цельное восприятие музыки во всем ее многообразии. Каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере, стимулирует становление многих личностных качеств. Активизируется внимание учащихся, развивается быстрота реакции, сообразительность, гармонический, тембральный, интонационный и полифонический слух. Образовательная ценность любого вида ансамбля состоит в усвоении как можно большего количества информации за минимальное  время.

Фортепианный дуэт как жанр сформировался в XIX столетии, и тому было немало объективных причин. Клавишные инструменты прошлых веков, такие как клавесин и клавикорд имели слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней легко могли разместиться два исполнителя. Их звук был неярким и не мог зависеть от количества играемых нот.

Во второй половине XVIII века появилось молоточковое фортепиано с достаточно широким диапазоном, со способностью к постепенному увеличению или уменьшению звучности, с дополнительным резонатором педали. Этот инструмент скрывал в себе особые возможности при игре двух пианистов. Возросла полнота и сила его звучания, открылись новые тембровые краски.

Развитие молодого вида ансамбля (фортепианного дуэта) шло стремительными шагами. К началу XIX столетия он располагал обширным репертуаром и утвердился как самостоятельная форма музицирования, который был доступен многим любителям музыки. Открылось новое свойство фортепианного дуэта, сделавшего его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. На протяжении долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов были нередко единственным источником ознакомления с ними. В отличие от других совместных видов игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что облегчает их взаимопонимание. Само слово «ансамбль» в переводе с французского языка означает «единство».

Различие в характере ансамблей отразилось в музыке, созданной для них. Произведения четырехручного дуэта ближе к стилю камерной музыки. Произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности и концертности. Также обращение композиторов к жанру фортепианного трио объяснено стремлением усилить звучание рояля, расширить фоническую палитру. За историю своего существования шестиручный ансамбль, как и двухручный, охватили все ключевые музыкальные жанры, включая полифоническую и сонатную форму. История жанра шестиручного ансамбля связана непосредственно с историей фортепианного дуэта — его взлетами и падениями.

Различия между ансамблями, за одним и двумя инструментами, очень большие. Два инструмента дают исполнителям гораздо больше свободы, независимость в использовании регистров, педалей. В то время как близкое соседство двух-трех пианистов за одной клавиатурой, более способствует их внутреннему единству и сопереживанию. При этом, для учеников актуально умение «поделить» клавиатуру, чтобы не создавать помех друг другу, особенно при перекрещивающемся голосоведении, когда локоть одного партнера находится под локтем другого, когда необходимо, по возможности, быстрее опустить клавишу, или быстро убрать руку вниз, чтобы освободить место другому пианисту, а так же избегать «дублирования», «залипания» клавиш, в каких-то моментах более компактно держать ладонь (3,4,5 пальцы отвести внутрь).

Важным моментом игры за одним инструментом является педализация. В дуэте это функция исполнителя партии secondo, — фундамента мелодии, с учетом исполнительских  интересов партнера. В трио педализировать могут исполнители всех партий: исполнитель первой партии – левой ногой, если есть необходимость, из-за сложности мелодической линии, в отдельных случаях исполнитель третьей партии — из-за гармонических состыковок, а также вторая и третья партия отвечают за левую педаль.

Начать вместе играть, синхронно взять два звука требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха — ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт даётся легким движением кисти, либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание — «снятие» звука. Пауза в игре имеет огромное выразительное значение. «Рваные», «лохматые» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи, партнерам необходимо добиваться и равновесия их звучания. Правильного равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы.

Большое внимание должно уделяться работе над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат. Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани.

Динамика имеет большое значение в исполнении ансамбля. Наиболее распространенный недостаток – динамическое однообразие: все играется mf и f, редко P. Важно добиться ясного представления о градациях forte и fortissimo, определить общий динамический план произведения, определить кульминацию и рекомендавать fortissimo играть c “запасом”. Следует отметить организующую роль партии Secondo в динамических сдвигах и нарастания.

В каждой школе искусств существует множество разнообразных ансамблей, начиная с дуэтов и заканчивая массовыми коллективами, что продиктовано академической программой. Несмотря на богатые традиции ансамблевой музыки, практика пианистов показывает, что для ансамбля в 6,8 рук недостаточно современного, школьного репертуара. Поэтому данная проблема определила направление поисков ансамблевого музицирования с привлечением синтезаторов. Использование синтезатора, средств мультимедиа, введение интерактивных технологий в процесс музыкально-творческого развития — это сегодняшняя современная педагогика.

Одной из задач такого дифференцированного подхода в обучении является объединение классического и современного музыкального наследия. Конечно, ни одно направление не сравнится с классической музыкой, основой обучения. Это воспитание хорошего музыкального вкуса и умение ориентироваться в разнообразии жанров и стилей. Но используя в работе синтезатор, мы можем дать детям возможность расширить тембровую палитру, увеличить динамический размах звучания путем форм коллективного музицирования.

Включение в обучающую практику синтезатора, позволяет освоить инструмент с новыми техническими, художественными возможностями. Это новая теоретическая база, новый вид групповой работы и визуальный компонент, связанный с театрализацией исполнения.

Благодаря свойству  синтезатора выполнять функцию сольного инструмента и функцию оркестра, а также использование автоаккомпанемента, фонограмм (минусовок), позволяет расширить рамки классического фортепианного ансамбля, его состав, который в дальнейшем может стать мобильным концертным коллективом.

Многотембровость синтезатора (эстетика индивидуальных стилей), звуковые эффекты, различные ритмические сбивки, — все это оживляет исполнение, приближает его к оркестровому звучанию, дает возможность импровизации. Для пианистов это наиболее актуально.

Работа со смешанным ансамблем направлена не только на исполнительские навыки, но и на развитие музыкального восприятия и творческой деятельности. Это подбор репертуара музыки самых разных эпох, жанров, современных обработок и аранжировок, которые дают возможность расширить музыкальный материал, не использованный в процессе академического обучения.

Здесь каждый педагог опирается на свой художественный вкус и здравый смысл, а также необходимые профессиональные знания в области преподавания игры на синтезаторе. Знание инструментовки, всевозможных сбивок, ритмических отыгрышей, выбора стиля автоаккомпанемента, а также уточнение фактуры, баланса голосов, подбор звуковых эффектов, панорамы звука (акустика, разведение звука инструментов в разные части аудио спектра, чтобы тембр каждого инструмента был хорошо различим) и другое. Все это средства, необходимые для решения задачи построения аранжировок: академической, народной, джазовой, эстрадной-поп, рок музыки, где, практически, все должно быть подчинено мелодии.

Использование синтезатора в работе ансамбля очень привлекательно для ребят: это широкий простор для творчества, поиска художественного образа. Минимально загружаемые мелодическим материалом легкие партии (например, кто-то может обыгрывать только подголоски в сопровождающих голосах), позволяют адаптировать любую композицию под возможности каждого ученика и внести элемент удовольствия в работе. Все это дает возможность использовать в одном коллективе учеников разных классов, с различной подготовкой.

Каждый из проектов носит индивидуальный характер, в зависимости от того, какую задачу необходимо решить: выстроить увлекательный музыкальный сюжет, помочь увидеть целостный образ художественного решения. А решения эти не всегда могут быть идеальными, но у ребят появляется возможность практически поэкспериментировать с формой произведения, с тембрами, с регистрами. со звучанием различных инструментов, понять, что с чем лучше сочетается, что можно дублировать, что нельзя, почему отдельные инструменты становятся плохо узнаваемыми, что приводит к «мутному» звуку, что нельзя играть с одинаковой динамикой, слышать любой инструмент, что бы не подавлять плотной стеной звука общее звучание, поиски нового звукоизвлечения, так как звук электронных акустических инструментов сильно отличается от звука фортепиано: нужно учитывать отсутствие резонанса корпуса, особенность игры стоя, прикосновение пальцев к клавиатуре. Клавиши синтезатора меньше и значительно легче, чем фортепианные и сам корпус инструмента маловесный, поэтому звукоизвлечение на синтезаторе не терпит массивного давления на клавиши.

Главная область владения синтезатором это компьютерная начинка, поэтому значительную часть исполнения занимает не только клавиатура, но и  различные кнопки-переключатели многообразных функций.

Анализ и изучение репертуара в области переложений, использование интегрированных технологий, и многолетний собственный опыт практической работы, позволил включать в ансамбли не только учеников своего класса, но и приглашать  ребят из классов  других преподавателей.

В работе, каждый ученик пробует несколько партий, чтобы понять, какой музыкальный материал ему ближе, удобнее и интереснее, заодно это и знание всей партитуры. Поэтому каждая репетиция вносит корректировки, где мы стараемся удобно распределять музыкальный материал между руками, избегать перекрещиваний, осваивать навык переворачивания страниц в «удобный», для каждой партии, промежуток времени, потому что за синтезатором тоже могут стоять два человека.

Автоаккомпанемент и фонограммы позволяют приобретать навык игры в едином темпе, «воспитывают метро-ритмическую стабильность, ускоряют мыслительный процесс, стимулируют технический рост и развитие быстроты реакции». Автоаккомпанемент также приближает звучание к оркестровому, ритмические сбивки, заложенные в его памяти, оживляют звучание, придают импровизационную непосредственность.

В концертном исполнении используются микрофоны (подзвучка) для фортепиано, чтобы уравновесить баланс звучания.

В своей многолетней практике мы опираемся на творчество современных музыкантов, аранжировщиков, композиторов: Е. Олёрской, Т. Киселевой, Е. Пьянковой, А. Тетерина, Е. Попляновой, Г. Пыстина. Это обновленный музыкальный материал, аранжировки, как классической, так и современной музыки, фонограммы. Максимально используем четыре синтезатора и два рояля. Обязательный конечный результат – концертные выступления, участие в конкурсах, создание творческих проектов. Итогом нашей работы стали дипломы лауреатов, молодежная премия и поступление одного из ребят на звукоопраторское отделение.

Ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно устраиваются фестивали и конкурсы для детей. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Ансамблевое музицирование, — это не только концепция развивающего обучения, но и программа предпрофильной подготовки в новых условиях модернизации образования.

 

Использованная литература:

Готлиб А. «Первые уроки фортепианного ансамбля». – М: «Музыка», 1971.

Пода И. «Использование синтезатора в работе со смешанным ансамблем в ДШИ в процессе музыкально-творческого развития школьников»/MAAM.RU/.

Самойлович Т. О мастерстве ансамблиста / «Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля». – М: «Музыка», 1988.

Сорокина Е. «Фортепианный дуэт. История жанра». – М: «Музыка», 1988.

Ступель А. «В мире камерной музыки». – Л: «Музыка», 1988.

Титова А. «Клавишный синтезатор: проблемы методики преподавания» /Лекции. Орг.-информационный ресурс для студентов/.

 

QR Code