Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Практическое использование детской песни по темам предмета сольфеджио

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Яруллина Оксана Юрьевна, старший преподаватель первой категории теоретических дисциплин, Государственное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики «Алчевская детская музыкальная школа №1 имени Ивана Алчевского»

Данная статья представляет собой методическую разработку, которая была представлена по типу презентации на творческом конкурсе преподавателей. Она называется: «Использование жанра детской песни на уроках сольфеджио для интонационной и слуховой работы с подбором и гармоническим анализом». Меня очень увлекла эта тема, и я имею большое желание реализовать её в учебном процессе. Детская песня является богатым источником для изучения теоретических понятий и практических упражнений в курсе изучения предмета сольфеджио. Поэтому, рекомендую эту тему для  открытого урока  учащимся 3-6 классов.

Моя методическая разработка посвящена проблеме популяризации и практического применения детской песни на уроке. Умение продемонстрировать свои творческие навыки в любой обстановке – семейной или классной.

А именно, вспомнить любимую детскую песню, чисто проинтонировать ее, назвать ее создателей, исполнителей. По возможности, проиллюстрировать ее педагогу или родителям на фортепиано.

Ведь, как часто ребенка приводит в ступор просьба исполнить на инструменте что-нибудь, из ранее выученного, или же неумение чисто спеть песню. А это упущение и недоработка педагога. Чтобы шире представить проблему, хотелось бы затронуть и другие проблемы музыкального анализа. Это – услышать в аудиозаписи вид аккомпанирующего инструмента или оркестра, состав исполнителей, анализ гармонии в пределах школьной программы, услышать интервалы в некоторых ярких эпизодах песни. Также, моя работа может быть полезна на уроках сольфеджио по темам структуры периода, пение интервалов в тональности песни, гармонизация мелодии плагальными и автентическими оборотами, использование побочных трезвучий в гармонизации мелодий, запись знакомой песни в виде диктанта.

Хотелось бы остановиться на практической стороне вопроса и продемонстрировать пользу жанра детской песни на уроках сольфеджио.

«Всё можно пережить, если подобрать нужную песню», – как это звучит актуально для детской ранимой психики.

Песня становится любимой, когда ребёнок её узнаёт и начинает подпевать. Таких песен очень много, вопрос в другом, что в реальном времени дети их редко слышат.

Но, лично я, не скрываю радости, когда детские песни советских композиторов ребятишки начинают подпевать. Хотелось бы это продемонстрировать на своей дочери ученицы 2-го класса.

  1. Авторство песни.

— Давай сейчас я начну играть песню, а если ты её узнаешь, то начнёшь подпевать.

Звучит: «Кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова;

«Антошка» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина;

«Мама» муз. Жерар Буржуа, сл. Ю. Энтина;

«Чебурашка» муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского;

«От улыбки» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

— Тебе нравятся эти песни? Я тебе назову их авторов.

Композиторы: Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Максим Дунаевский, Геннадий Гладков.

Поэты: Николай Носов, Юрий Энтин, Михаил Пляцковский, Юрий Чичков.

— Можешь сейчас назвать композиторов и поэтов, которых ты запомнила?

  1. Структура песни.

         — А ты знаешь, как называются части, из которых состоит песня? (куплет и припев).

         — А когда нет ещё слов, что звучит и чем заканчивается песня? (вступление, проигрыш).

  1. Практическая польза детских песен.

Какая же польза от изучения детских песен? Самая прямая – радость детской душе, возможность спеть любимую песню. При изучении интервалов всегда можно найти подходящую песню; при изучении аккордовых последовательностей учащиеся старших классов могут аккомпанировать себе   последовательностью аккордов. Наконец, умение анализировать прослушанную песню по схеме, которая показана ниже.

  1. Пение интервалов.

Секунды ↑↓ — «В юном месяце апреле», «Не ходите дети»,

«Говорят мы бяки-буки»;

Терции ↑↓ — «Спят усталые игрушки», «Добрый жук»;

Кварты ↑↓ — «Ах, ты бедная моя, трубадурочка», «Цветок алый»;

Квинты — «Гуси», «Мама»;

Октавы — «Кабы не было зимы», «Усатый нянь»;

Опевание устойчивых ступеней — «Сверчок».

Здесь показаны не все интервалы. Выборочно, как вариант работы.

  1. Гармонические последовательности для определения на слух.

Напевая слова знакомой песни, можно играть несложные последовательности на выученные темы.

«От улыбки»   T – D – T – S – T;

«Добрый жук»  T – II53 – D – T;

«Собака бывает кусачей»  t – s – D – t;

«Медведица»  T – D – D – T;

«Серенада Трубадура»  T – III53 – S – T.

Для исполнения песен детьми можно предлагать петь одну и ту же песню в разных тональностях с гармоническим аккомпанементом.

 (сыграть всю «Медведицу» и «Добрый жук» в нескольких тональностях)

  1. Модуляция и отклонение.

Важная тема для гармонического анализа – переход в другие тональности. В детских песнях советских композиторов их предостаточно и все они на слуху.

«Качели» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;

«Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва;

«Прекрасное далёко» муз. Е. Крылатова, сл. Э. Энтина.

Можно брать как визуальный музыкальный анализ партитуры песни.

  1. Секвенции.

Как важная часть для написания диктанта – слышание и анализ секвенций в песнях.

«Собака бывает кусачей» муз. и сл. Татьяны и Сергея Никитиных;

«Я играю на гармошке» муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского;

«Из чего же» (припев) муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халемского.

  1. Ритмические партитуры.

С детьми младших классов подходит работа с ритмическими партитурами. Предлагая самим придумать ритмический аккомпанемент к любимым песням. Например, к песням:

«Вместе весело шагать»  — пунктирный ритм;

«Спят усталые игрушки» — восьмая и две шестнадцатых;

«Есть на свете цветок» — синкопа.

  1. Игра «Найдите разницу».

На карточках показать детям выписанные песни в одной тональности по схожим мелодическим элементам. В работе три группы песен.

Задания:

а) дописать окончание песни;

б) узнать и подписать песню;

в) записать начало песни;

г) транспонировать песню;

Также в мою методическую разработку входят темы: «Изучение периода», «Классификация детских песен по классам», «План работы на уроке над детской песней», «Виды аккомпанирующих инструментов, оркестра, виды хоров и голоса исполнителей». И, конечно же, иллюстрации фото, видео и аудио фрагменты из детских мультфильмов и художественных фильмов.

В своей работе и в этой презентации я хотела привить интерес детей к песням прошлого столетия, а также доставить удовольствие взрослым слушателям их исполнением.

QR Code