- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ КОЛЫШЛЕЙСКОГО РАЙОНА
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
«ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО, 3 КЛАСС»
Подготовила:
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин
МБОУ ДО ДШИ
Колышлейского района
Сафронкина Елена Васильевна
2021 г.
Цель урока: демонстрация приемов и форм работы, применения обучающимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе освоения предмета сольфеджио
Задачи урока:
Обучающая:
— формирование у обучающихся специальных знаний, умений и навыков.
Воспитательная:
-воспитание внимательности, дисциплинированности, ответственности при выполнении учебных заданий.
Развивающая:
-развитие навыков интонационно чистого и выразительного пения;
-формирование ладового, гармонического слуха;
— воспитание чувства метроритма;
-развитие музыкальной памяти, мышления;
Приёмы и методы организации учебно — воспитательного процесса:
-словесный (беседа,);
-наглядный (просмотр и прослушивание записей, наблюдение, работа по образцу);
-практический (выполнение работы).
Литература:
- Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс, Издательство Музыка, 1992
Техническое оснащение:
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
Содержание урока.
- Организационный момент
- приветствие, сверка списочного состава класса;
- Вокально-интонационные упражнения
Работа в тональности Ля мажор:
- пение гаммы;
- пение и определение на слух ступеней в этой тональности;
- построение, пение, игра на фортепиано пройденных аккордов в тональности Ля мажор (Т5/3, Т6, Т6/4, S5/3 и Д5/3 ).
- Работа с интервалами (построение, определение на слух)
- Усвоение пройденного материала
- повторение темы «Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые» на примере № 183 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс);
- сольфеджирование, пение наизусть,
- «Музыкальные пазлы»(собрать мелодию по памяти из фрагментов)
- пение № 183 поочередно (по тактам) преподаватель — учащиеся);
- Метроритм
— N 186 а) и б) простучать ритм; в размере 2/4 и 3/4
— N 187 -ритмическое двухголосие;
5.Письменный тест
проверка теоретических знаний
- Домашнее задание
- записать гамму ля мажор, построить Т53 с обращениями; трезвучия главных ступеней;
- 186 в -простучать ритмический рисунок в размере 4/4 ;
- кроссворд.
Ход урока
Начало урока
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал.
Вокально-интонационные упражнения:
1.Работа в тональности ля мажор:
а) Педагог:Начинаем наш урок сольфеджио с гаммы ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?
Учащиеся: Три диеза (перечисляют)
Педагог: Давайте споем гамму, не забываем называть диезы.(поют гамму)
Педагог: Скажите пожалуйста какие ступени бывают ?
Учащиеся:Устойчивые и неустойчивые.
Педагог: Споем схему разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.
II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-I, VI-V-I, VII-I
Педагог: А теперь послушаем эти ступени и назовем нотами.
VII— соль диез,V-ми, VI-фа диез, IV-ре,II-си
Педагог: I-III-V что это за ступени?
Учащиеся : Устойчивые.
Педагог: А что они образуют?
Учащиеся: Тоническое трезвучие.
Педагог:Скажите, сколько обращений у тонического трезвучия и ак они называются?
Учащиеся: Два, секстаккорд и квартсекстаккорд.(называют нотами и играют на фортепиано).
Педагог: Назовите пожалуйста главные ступени лада . Какие аккорды строятся на этих ступенях?
Учащиеся: I-IV-V. Тоника, субдоминанта и доминанта.
Педагог: Споем эти аккорда, а затем определим по слуху.
Педагог: Ребята, а из каких интервалов состоят трезвучия?
Учащиеся: Трезвучия состоят из больших и малых терций.
Педагог: Давайте построим интервалы. (Диктует ноты и названия интервалов: фа диез-м3,си бемоль-ч5,ми-б2,до-м6,фа диез-ч4). А затем послушаем и назовем интервалы.
Усвоение пройденного материала:
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста тональность ля минор и ля мажору называются…
Учащиеся: одноименными.
Педагог: Правильно. Именно в ля миноре мы будем петь музыкальный пример № 183.( поем и тактируем). А теперь посмотрим и запомним этот пример. Ребята я подготовила для вас небольшое задание. Нужно из отдельных тактов собрать мелодию, которую вы пропели. (Собирают музыкальный пазл).
Педагог: Следующее задание: пропеть такты, в которых присутствует ритмическая группа : одна восьмая и две шестнадцатых.
Метроритм:
Педагог: Открываем страницу 44 и смотрим пример N 186 под буквой а). Тактируем в размере 2/4, а Амина нам простучит ритмический рисунок.( Выполняют задание)
Педагог: Скажите пожалуйста какие были ошибки у Амины (Дети отвечают).Далее пример N 187 -ритмическое двухголосие.(два ученика стучат двухголосие).
Письменный тест:
1.Лад, в котором между I и III ступенями образуется б3 называется:
А) мажор
Б) минор
В) секвенция
2.Строение натурального мажора:
А) 1-1- 0,5- 1-1-1-0,5
Б) 1-0,5-1-1-0,5-1-1
В) 1-1-0,5-1-0,5-1-1
3.Транспонирование – это:
А) переход неустойчивых ступеней в устойчивые
Б) перемещение мелодии на другую высоту
В) исполнение мелодии голосом
4.Пауза – это:
А) перерыв в звучании
Б) знак молчания
В) все ответы верны
5.Вводные ступени:
А) I-II-V
Б) II- VI-VII
В) II-VII
6.Какую длительность добавляет точка , поставленная справа от четверти:
А) восьмую
Б) четвертную
В) половинную
7.Какие интервалы являются совершенными консонансами?
А) прима, кварта, квинта, октава
Б) терции и сексты
В) ув4 или ум5
Проверка теста.
Домашнее задание
- записать гамму ля мажор, построить Т53 с обращениями; трезвучия главных ступеней;
- 186 в -простучать ритмический рисунок в размере 4/4 ;
- кроссворд.
Анализ урока:
Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся.
Цель урока – показать разнообразные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута.
Учащиеся были внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.
Открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, тем не менее, можно сказать об отсутствии скованности у детей в начале занятия, что радует.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены.
Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться.
Восприятие заданий педагога быстрое и сознательное.
Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.
Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.