header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО “ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО, 3 КЛАСС”

22 марта, 2023
QR Code
  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ КОЛЫШЛЕЙСКОГО РАЙОНА

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО

“ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО, 3 КЛАСС”

 

Подготовила:

 преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

МБОУ ДО ДШИ

 Колышлейского района

 Сафронкина Елена Васильевна

 

2021 г.

 

Цель урока: демонстрация приемов и форм работы, применения обучающимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе освоения предмета сольфеджио

Задачи урока:

Обучающая:

– формирование у обучающихся специальных знаний, умений  и навыков.

Воспитательная:

-воспитание внимательности, дисциплинированности, ответственности при выполнении учебных заданий.

Развивающая:

-развитие навыков  интонационно чистого и выразительного пения;

-формирование  ладового, гармонического слуха;

– воспитание чувства метроритма;

-развитие музыкальной памяти, мышления;

Приёмы и методы организации учебно — воспитательного процесса:

-словесный (беседа,);

-наглядный (просмотр и прослушивание записей, наблюдение, работа     по образцу);

-практический (выполнение работы).

Литература:

  1. Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс, Издательство Музыка, 1992

Техническое оснащение:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор

 Содержание урока.

  1. Организационный момент
  • приветствие, сверка списочного состава класса;
  1. Вокально-интонационные упражнения

Работа в тональности Ля мажор:

  • пение гаммы;
  • пение и определение на слух ступеней в этой тональности;
  • построение, пение, игра на фортепиано пройденных аккордов в тональности Ля мажор (Т5/3, Т6, Т6/4, S5/3 и Д5/3 ).
  • Работа с интервалами (построение, определение на слух)
  1. Усвоение пройденного материала
  • повторение темы «Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые» на примере № 183 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс);
  • сольфеджирование, пение наизусть,
  • “Музыкальные пазлы”(собрать мелодию по памяти из фрагментов)
  • пение № 183 поочередно (по тактам) преподаватель –  учащиеся);
  • Метроритм

– N 186 а) и б)  простучать ритм; в размере 2/4 и 3/4

– N 187 -ритмическое двухголосие;

5.Письменный тест  

проверка теоретических знаний

  1. Домашнее задание
  • записать гамму ля мажор, построить Т53 с обращениями; трезвучия главных ступеней;
  • 186 в -простучать ритмический рисунок в размере  4/4 ;
  • кроссворд.

Ход урока

Начало урока

Организационный момент.

– Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке  мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал.

 Вокально-интонационные упражнения:

1.Работа в тональности ля мажор:

а) Педагог:Начинаем наш урок сольфеджио с гаммы ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: Три диеза (перечисляют)

Педагог: Давайте споем гамму, не забываем называть диезы.(поют гамму)

Педагог: Скажите пожалуйста какие ступени бывают ?

Учащиеся:Устойчивые и неустойчивые.

Педагог: Споем схему разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.

II-I,  III-II-I,  IV-III-II-I, V-I,  VI-V-I, VII-I

Педагог: А теперь послушаем эти ступени и назовем нотами.

VII– соль диез,V-ми, VI-фа диез, IV-ре,II-си

Педагог: I-III-V что это за ступени?

Учащиеся : Устойчивые.

Педагог: А что они образуют?

Учащиеся: Тоническое трезвучие.

Педагог:Скажите, сколько обращений у  тонического трезвучия и ак они называются?

Учащиеся: Два, секстаккорд и квартсекстаккорд.(называют нотами и играют на фортепиано).

Педагог: Назовите  пожалуйста главные ступени лада . Какие аккорды строятся на этих ступенях?

Учащиеся: I-IV-V. Тоника, субдоминанта и доминанта.

Педагог: Споем эти аккорда, а затем определим по слуху.

Педагог: Ребята, а из каких интервалов состоят трезвучия?

Учащиеся: Трезвучия состоят из больших и малых терций.

Педагог: Давайте построим интервалы. (Диктует ноты и названия  интервалов: фа диез-м3,си бемоль-ч5,ми-б2,до-м6,фа диез-ч4). А затем  послушаем  и назовем интервалы.

Усвоение пройденного материала:

Педагог:  Ребята, скажите пожалуйста тональность ля минор  и ля мажору называются…

Учащиеся: одноименными.

Педагог: Правильно. Именно в ля миноре мы будем петь  музыкальный пример  № 183.( поем и тактируем). А теперь посмотрим  и запомним этот пример. Ребята я подготовила для вас небольшое задание. Нужно из отдельных  тактов собрать мелодию, которую вы пропели. (Собирают музыкальный пазл).

Педагог: Следующее задание: пропеть такты, в которых присутствует ритмическая группа : одна восьмая и две шестнадцатых.

Метроритм:

 Педагог: Открываем страницу 44 и смотрим пример N 186 под буквой а). Тактируем в размере 2/4, а Амина нам простучит ритмический рисунок.( Выполняют задание)

Педагог: Скажите пожалуйста какие были ошибки у Амины (Дети отвечают).Далее пример   N 187 -ритмическое двухголосие.(два ученика стучат  двухголосие).

Письменный тест:

 1.Лад, в котором  между I и III ступенями образуется б3 называется:

А) мажор

Б) минор

В) секвенция

2.Строение натурального мажора:

А) 1-1- 0,5- 1-1-1-0,5

Б) 1-0,5-1-1-0,5-1-1

В) 1-1-0,5-1-0,5-1-1

3.Транспонирование – это:

А) переход неустойчивых ступеней в устойчивые

Б) перемещение мелодии на другую высоту

В) исполнение мелодии голосом

4.Пауза – это:

А) перерыв в звучании

Б) знак молчания

В) все ответы верны

5.Вводные ступени:

А) I-II-V

Б) II- VI-VII

В) II-VII

6.Какую длительность добавляет точка , поставленная справа от четверти:

А)  восьмую

Б) четвертную

В) половинную

7.Какие интервалы являются совершенными консонансами?

А) прима, кварта, квинта, октава

Б) терции и сексты

В) ув4 или ум5

Проверка теста.

Домашнее задание

  • записать гамму ля мажор, построить Т53 с обращениями; трезвучия главных ступеней;
  • 186 в -простучать ритмический рисунок в размере  4/4 ;
  • кроссворд.

Анализ урока:

Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся.

Цель урока – показать разнообразные  формы работы на уроках сольфеджио – достигнута.

Учащиеся были внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.

Открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, тем не менее, можно сказать об отсутствии скованности у детей в начале занятия, что радует.

Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены.

Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться.

Восприятие заданий  педагога быстрое и сознательное.

Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.

Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram