Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

План — конспект урока по предмету «Слушание музыки» . Тема урока: «Симфонический оркестр».

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Медведева Наталья Алексеевна

Преподаватель высшей квалификационной категории

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»

Урок по предмету «Слушание музыки»

для учащихся 3 класса отделения «Хореографическое искусство».

Возраст детей 9-10 лет

Тема: «Симфонический оркестр».

Цель урока: в интересной форме закрепить,  обобщить и систематизировать  знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • формирование ЗУН о симфоническом оркестре;
  • выявление уровня усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных процессов учащихся (памяти, речи, мышления, внимания, воображения, восприятия) и творческой активности учащихся;
  • развитие чувства ритма, творческих способностей.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к творческим коллективам Новосибирска;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание духовной культуры учащихся.

Тип урока: урок закрепления и комплексного применения ЗУН учащихся.

Форма урока: урок- соревнование.

Предполагаемый результат:

  1. Уметь узнавать инструменты симфонического оркестра по звучанию и внешнему виду.
  2. Уметь устанавливать логические связи.
  3. Уметь исполнять простейшие ритмические партии на шумовых инструмента.
  4. Иметь представление о профессии дирижера.
  5. Иметь представление о творчестве Новосибирского академического симфонического оркестра.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

— словесный, наглядный, практический, творческий  (аспект передачи и восприятия информации);

— индуктивный и дедуктивный  (логические аспекты);

— репродуктивный (аспект мышления);

— самостоятельной работы (аспект контроля и самоконтроля);

— мотивации к деятельности, к успеху (психологические аспекты).

Техническое оборудование урока: интерактивная доска или проектор, компьютер, цифровое пианино, шумовые инструменты.

Наглядный материал: презентация, карточки с заданиями.

Музыкальный видеоматериал: фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»; фрагмент Симфонии №5 П. Чайковского в исполнении  Новосибирского государственного академического симфонического оркестра.

План урока:

  1. Организационный этап урока:

а) психологический настрой на урок;

б) мотивация к деятельности.

  1. Основной этап урока.

а) конкурсы;

б) работа по карточкам, слайдам;

в) творческая  работа;

г) практическая работа.

  1. Заключительный этап урока:

а) подведение итогов;

б) мотивация на дальнейшее творчество.

Конспект урока.

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  1. Организационный этап урока.

Здравствуйте ребята.  Какие вы сегодня все красивые и я не сомневаюсь очень умные и сообразительные. Зовут меня Наталья Алексеевна. Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а урок – соревнование. Вы будете участвовать в конкурсах, отгадывать загадки, отвечать на вопросы, выполнять творческие задания и зарабатывать баллы. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл —  смайлик. В соревновании не будет проигравших, но будет победитель – тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.  Поэтому работайте активно, не забывайте поднимать руку, отвечайте громко и чётко.

Итак, давайте улыбнёмся друг другу, и начнём.

  1. Основной этап урока.

Преподаватель.   Слайд № 1.  Сегодняшний урок мы посвятим теме «Симфонический оркестр». У вас есть возможность применить все полученные ранее знания на этом уроке.  Итак, мы начинаем.

Конкурс 1. «Инструментальный»

Задание. Я задаю вопрос, вам необходимо дать правильный ответ и получить балл.

  1. Преподаватель. Что такое оркестр? Слайд №2

Правильный ответ.  Это коллектив музыкантов играющих на различных музыкальных инструментах. Слайд №2 а

2.Преподаватель. Назовите 4 основные группы симфонического оркестра. Слайд №3

Правильный ответ. Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.  Слайд №3а,б,в,г

3.Преподаватель. Дайте характеристику каждой группе инструментов. Что общего у инструментов каждой группы?

Предполагаемые ответы учащихся:

— у струнных смычковых инструментов, звук возникает с помощью движения смычка по струнам.

— деревянные  духовые инструменты сделаны из дерева, а звук  появляется при выдувании воздуха из инструмента.

—  медные  духовые инструменты  сделаны из различных сплавов меди, а звук появляется при выдувании воздуха из инструмента.

— у ударных инструментов, звук извлекается с помощью удара по натянутой коже , металлическим пластинкам или деревянным брускам.

4.Преподаватель. Перед вами карточки, распределите инструменты  по группам  оркестра и разложите их по высоте звучания от самого высокого до самого низкого. Когда будете готовы отвечать, поднимите руку.

Правильный ответ.  Слайды №4 -7

 Преподаватель. Молодцы, отложите карточки в сторону. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Загадочный»

1.Вам необходимо  найти в группе инструментов лишний, не соответствующий по какому-либо признаку другим  Слайд №8-16.

«Третий лишний»

Труба, валторна, скрипка.

Гобой, контрабас, кларнет.

Барабан, труба, тарелки.

Тромбон, альт, валторна.

 

Правильные ответы: скрипка, контрабас,  труба, альт.

  1. Имя вам моё известно
    Знаменит я повсеместно,
    Я в оркестре – главный бас,
    Потому что _______________ контрабас
  2. Не сдержав тогда улыбки,
    Зазвенели сёстры — ____________ скрипки
    Захихикали,
    Запиликали.
  3. Кто-то вышел – круглый, толстый,
    Словно медный самовар:
    “Может быть, пою я грубо,
    Но на то и есть я _________ туба”. 

    4.“Я на весь известен свет,
    А зовут меня _________ кларнет
    Я играл на поле бранном,
    На гулянье массовом.
    Был я прежде деревянным,
    Стал теперь пластмассовым”

  4. Все затихли, замолчали.
    Вдруг _тарелки__застучали,
    Медные, тонкие,
    Звонкие, звонкие

6.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый_________ барабан

7.Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами

Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это____________ дирижёр.

Преподаватель. Молодцы. В этом конкурсе вы все заработали много баллов, а мы продолжаем.

Конкурс «Музыкальный»

Предполагает написание видео викторины (5 видео вопросов, 5 ответов) Слайд №17-22 видеоматериал.

Преподаватель. Вы увидите фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Ваша задача определить инструмент, на котором играет участник (ребёнок) и записать на листке.

Правильные ответы:

  1. Флейта; 2. Барабан; 3. Валторна; 4. Виолончель;  5. Скрипка.

Итак, выполненные вами предыдущие задания показали что, вы  хорошо знаете инструменты симфонического оркестра и их звучание. Молодцы.

Конкурс «Теоретический»

Преподаватель.  Вот так выглядит оркестр в целом. Слайд №23.

Может  не подготовленному слушателю покажется,  что расположились музыканты  на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но мы, то знаете, что во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково.

Правильные ответы.

1.Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные инструменты всегда ближе к дирижеру, к слушателям.

  1. В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их.
  2. Медные духовые музыкальные инструменты очень мощная и сильная группа оркестра. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным – тоже шумной группе.
  3. Семейство ударных инструментов очень многочисленное и очень разнообразное по своим голосам, которые воспроизводят много звука, поэтому они находятся позади оркестра.

 

2.Преподаватель. А кто в оркестре занимает это место?

Правильный ответ. Дирижёр. Слайд № 24

  1. Преподаватель. Назовите основные задачи дирижёра? Слайд24а, 24б

Правильный ответ:

а) организовать весь оркестр играть строго ритмично и слаженно;

б) наиболее полно передать авторский замысел композитора.

  1. Так как вы хорошо понимаете задачи дирижёра, найдите логические связи

между словами. Слайд №25

Дирижёр  —  хор,   гитара,    баян, симфонический оркестр.

Правильные ответы: Дирижёр —    симфонический оркестр, хор.

  1. Как же удаётся дирижёру запомнить партию каждого музыканта оркестра? Слайд №26

Правильный ответ. Он смотрит в партитуру – сборник нот, где расписаны  партии всех инструментов Слайд № 27

Музыкальная пауза (видеоматериал). Слайд № 28

Преподаватель.  А вы знаете как нужно себя вести на концертах симфонического оркестра.

Ответы детей. Нельзя шуметь, ходить, разговаривать,  шуршать.

Преподаватель. Я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в зал Новосибирской государственной филармонии   посмотреть фрагмент выступления Новосибирского государственного академического симфонического оркестра.  Симфония №5 (1 часть) П.И. Чайковского.

Задание. Обратите внимание на выход дирижёра к музыкантам, и конечно на их дирижёра и музыкантов.

Преподаватель.  Кто расскажет, как вышел дирижёр?

Дирижёр выходит из глубины сцены и идёт через весь оркестр, как бы говоря слушателям: « Я не откуда-то со стороны,  я выхожу к вам из глубины оркестра, и буду говорить с вами от имени всех музыкантов».

Конкурс «Исследовательский»

(проверка домашнего задания)

Преподаватель. Ребята, а вы знакомы с творчеством этого коллектива. Что вы можете рассказать  о нём?

Ребята, кому из вас удалось найти материал о Новосибирском симфоническом оркестре?

Предполагаемые ответы детей (мини-сообщения об истории создания, главных дирижёрах, гастрольной деятельности, жизни коллектива в наши дни). За каждый ответ 1 балл.

Преподаватель  дополняет ответы детей Слайд №29,30,31.

Преподаватель. Я очень рада, что вы это знаете, так как считаю, что мы должны знать историю родного края и следить за музыкальной  жизнью Новосибирска. А мы вам в это буду помогать.

А у нас следующий конкурс.

Конкурс «Творческий»

Преподаватель. А сейчас я вам предлагаю самим  выступить в роли музыкантов – исполнителей и организовать небольшой оркестр.

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а дети импровизируют под музыку на шумовых инструментах.

Преподаватель.  Вам самим понравилось? Теперь вы понимаете, что оркестр — это не просто несколько музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это цело музыкальное содружество, большой слаженный коллектив.

Замечательно! За это задание всем необходимо добавить по 1 баллу.

Заключительный этап урока.

Преподаватель. Ребята, а что нового вы узнали на  уроке?

Чему научились?

А что вам понравилось больше всего?

Преподаватель. Наш урок – соревнование подошёл к концу. И пришло время каждому из вас посчитать   свои баллы (смайлики).

Оглашаются результаты соревнования. Аплодисменты.

Преподаватель. Все молодцы, победила дружба, спасибо за работу.

А закончить наш урок мне хочется словами:

Слушайте музыку и будьте здоровы! Слайд № 32

QR Code