Медведева Наталья Алексеевна
Преподаватель высшей квалификационной категории
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»
Урок по предмету «Слушание музыки»
для учащихся 3 класса отделения «Хореографическое искусство».
Возраст детей 9-10 лет
Тема: «Симфонический оркестр».
Цель урока: в интересной форме закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- формирование ЗУН о симфоническом оркестре;
- выявление уровня усвоения учащимися полученных знаний.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов учащихся (памяти, речи, мышления, внимания, воображения, восприятия) и творческой активности учащихся;
- развитие чувства ритма, творческих способностей.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к творческим коллективам Новосибирска;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся.
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения ЗУН учащихся.
Форма урока: урок- соревнование.
Предполагаемый результат:
- Уметь узнавать инструменты симфонического оркестра по звучанию и внешнему виду.
- Уметь устанавливать логические связи.
- Уметь исполнять простейшие ритмические партии на шумовых инструмента.
- Иметь представление о профессии дирижера.
- Иметь представление о творчестве Новосибирского академического симфонического оркестра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
— словесный, наглядный, практический, творческий (аспект передачи и восприятия информации);
— индуктивный и дедуктивный (логические аспекты);
— репродуктивный (аспект мышления);
— самостоятельной работы (аспект контроля и самоконтроля);
— мотивации к деятельности, к успеху (психологические аспекты).
Техническое оборудование урока: интерактивная доска или проектор, компьютер, цифровое пианино, шумовые инструменты.
Наглядный материал: презентация, карточки с заданиями.
Музыкальный видеоматериал: фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»; фрагмент Симфонии №5 П. Чайковского в исполнении Новосибирского государственного академического симфонического оркестра.
План урока:
- Организационный этап урока:
а) психологический настрой на урок;
б) мотивация к деятельности.
- Основной этап урока.
а) конкурсы;
б) работа по карточкам, слайдам;
в) творческая работа;
г) практическая работа.
- Заключительный этап урока:
а) подведение итогов;
б) мотивация на дальнейшее творчество.
Конспект урока.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
- Организационный этап урока.
Здравствуйте ребята. Какие вы сегодня все красивые и я не сомневаюсь очень умные и сообразительные. Зовут меня Наталья Алексеевна. Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а урок – соревнование. Вы будете участвовать в конкурсах, отгадывать загадки, отвечать на вопросы, выполнять творческие задания и зарабатывать баллы. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл — смайлик. В соревновании не будет проигравших, но будет победитель – тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. Поэтому работайте активно, не забывайте поднимать руку, отвечайте громко и чётко.
Итак, давайте улыбнёмся друг другу, и начнём.
- Основной этап урока.
Преподаватель. Слайд № 1. Сегодняшний урок мы посвятим теме «Симфонический оркестр». У вас есть возможность применить все полученные ранее знания на этом уроке. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1. «Инструментальный»
Задание. Я задаю вопрос, вам необходимо дать правильный ответ и получить балл.
- Преподаватель. Что такое оркестр? Слайд №2
Правильный ответ. Это коллектив музыкантов играющих на различных музыкальных инструментах. Слайд №2 а
2.Преподаватель. Назовите 4 основные группы симфонического оркестра. Слайд №3
Правильный ответ. Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Слайд №3а,б,в,г
3.Преподаватель. Дайте характеристику каждой группе инструментов. Что общего у инструментов каждой группы?
Предполагаемые ответы учащихся:
— у струнных смычковых инструментов, звук возникает с помощью движения смычка по струнам.
— деревянные духовые инструменты сделаны из дерева, а звук появляется при выдувании воздуха из инструмента.
— медные духовые инструменты сделаны из различных сплавов меди, а звук появляется при выдувании воздуха из инструмента.
— у ударных инструментов, звук извлекается с помощью удара по натянутой коже , металлическим пластинкам или деревянным брускам.
4.Преподаватель. Перед вами карточки, распределите инструменты по группам оркестра и разложите их по высоте звучания от самого высокого до самого низкого. Когда будете готовы отвечать, поднимите руку.
Правильный ответ. Слайды №4 -7
Преподаватель. Молодцы, отложите карточки в сторону. Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс «Загадочный»
1.Вам необходимо найти в группе инструментов лишний, не соответствующий по какому-либо признаку другим Слайд №8-16.
«Третий лишний»
Труба, валторна, скрипка.
Гобой, контрабас, кларнет.
Барабан, труба, тарелки.
Тромбон, альт, валторна.
Правильные ответы: скрипка, контрабас, труба, альт.
- Имя вам моё известно
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре – главный бас,
Потому что _______________ контрабас - Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры — ____________ скрипки
Захихикали,
Запиликали. - Кто-то вышел – круглый, толстый,
Словно медный самовар:
“Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я _________ туба”.4.“Я на весь известен свет,
А зовут меня _________ кларнет
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым” - Все затихли, замолчали.
Вдруг _тарелки__застучали,
Медные, тонкие,
Звонкие, звонкие
6.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый_________ барабан
7.Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это____________ дирижёр.
Преподаватель. Молодцы. В этом конкурсе вы все заработали много баллов, а мы продолжаем.
Конкурс «Музыкальный»
Предполагает написание видео викторины (5 видео вопросов, 5 ответов) Слайд №17-22 видеоматериал.
Преподаватель. Вы увидите фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Ваша задача определить инструмент, на котором играет участник (ребёнок) и записать на листке.
Правильные ответы:
- Флейта; 2. Барабан; 3. Валторна; 4. Виолончель; 5. Скрипка.
Итак, выполненные вами предыдущие задания показали что, вы хорошо знаете инструменты симфонического оркестра и их звучание. Молодцы.
Конкурс «Теоретический»
Преподаватель. Вот так выглядит оркестр в целом. Слайд №23.
Может не подготовленному слушателю покажется, что расположились музыканты на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но мы, то знаете, что во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково.
Правильные ответы.
1.Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные инструменты всегда ближе к дирижеру, к слушателям.
- В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их.
- Медные духовые музыкальные инструменты очень мощная и сильная группа оркестра. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным – тоже шумной группе.
- Семейство ударных инструментов очень многочисленное и очень разнообразное по своим голосам, которые воспроизводят много звука, поэтому они находятся позади оркестра.
2.Преподаватель. А кто в оркестре занимает это место?
Правильный ответ. Дирижёр. Слайд № 24
- Преподаватель. Назовите основные задачи дирижёра? Слайд24а, 24б
Правильный ответ:
а) организовать весь оркестр играть строго ритмично и слаженно;
б) наиболее полно передать авторский замысел композитора.
- Так как вы хорошо понимаете задачи дирижёра, найдите логические связи
между словами. Слайд №25
Дирижёр — хор, гитара, баян, симфонический оркестр.
Правильные ответы: Дирижёр — симфонический оркестр, хор.
- Как же удаётся дирижёру запомнить партию каждого музыканта оркестра? Слайд №26
Правильный ответ. Он смотрит в партитуру – сборник нот, где расписаны партии всех инструментов Слайд № 27
Музыкальная пауза (видеоматериал). Слайд № 28
Преподаватель. А вы знаете как нужно себя вести на концертах симфонического оркестра.
Ответы детей. Нельзя шуметь, ходить, разговаривать, шуршать.
Преподаватель. Я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в зал Новосибирской государственной филармонии посмотреть фрагмент выступления Новосибирского государственного академического симфонического оркестра. Симфония №5 (1 часть) П.И. Чайковского.
Задание. Обратите внимание на выход дирижёра к музыкантам, и конечно на их дирижёра и музыкантов.
Преподаватель. Кто расскажет, как вышел дирижёр?
Дирижёр выходит из глубины сцены и идёт через весь оркестр, как бы говоря слушателям: « Я не откуда-то со стороны, я выхожу к вам из глубины оркестра, и буду говорить с вами от имени всех музыкантов».
Конкурс «Исследовательский»
(проверка домашнего задания)
Преподаватель. Ребята, а вы знакомы с творчеством этого коллектива. Что вы можете рассказать о нём?
Ребята, кому из вас удалось найти материал о Новосибирском симфоническом оркестре?
Предполагаемые ответы детей (мини-сообщения об истории создания, главных дирижёрах, гастрольной деятельности, жизни коллектива в наши дни). За каждый ответ 1 балл.
Преподаватель дополняет ответы детей Слайд №29,30,31.
Преподаватель. Я очень рада, что вы это знаете, так как считаю, что мы должны знать историю родного края и следить за музыкальной жизнью Новосибирска. А мы вам в это буду помогать.
А у нас следующий конкурс.
Конкурс «Творческий»
Преподаватель. А сейчас я вам предлагаю самим выступить в роли музыкантов – исполнителей и организовать небольшой оркестр.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а дети импровизируют под музыку на шумовых инструментах.
Преподаватель. Вам самим понравилось? Теперь вы понимаете, что оркестр — это не просто несколько музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это цело музыкальное содружество, большой слаженный коллектив.
Замечательно! За это задание всем необходимо добавить по 1 баллу.
Заключительный этап урока.
Преподаватель. Ребята, а что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
А что вам понравилось больше всего?
Преподаватель. Наш урок – соревнование подошёл к концу. И пришло время каждому из вас посчитать свои баллы (смайлики).
Оглашаются результаты соревнования. Аплодисменты.
Преподаватель. Все молодцы, победила дружба, спасибо за работу.
А закончить наш урок мне хочется словами:
Слушайте музыку и будьте здоровы! Слайд № 32