header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

План – конспект урока по предмету “Слушание музыки” . Тема урока: “Симфонический оркестр”.

1 ноября, 2022
QR Code

Медведева Наталья Алексеевна

Преподаватель высшей квалификационной категории

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»

Урок по предмету “Слушание музыки”

для учащихся 3 класса отделения «Хореографическое искусство».

Возраст детей 9-10 лет

Тема: «Симфонический оркестр».

Цель урока: в интересной форме закрепить,  обобщить и систематизировать  знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • формирование ЗУН о симфоническом оркестре;
  • выявление уровня усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных процессов учащихся (памяти, речи, мышления, внимания, воображения, восприятия) и творческой активности учащихся;
  • развитие чувства ритма, творческих способностей.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к творческим коллективам Новосибирска;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание духовной культуры учащихся.

Тип урока: урок закрепления и комплексного применения ЗУН учащихся.

Форма урока: урок- соревнование.

Предполагаемый результат:

  1. Уметь узнавать инструменты симфонического оркестра по звучанию и внешнему виду.
  2. Уметь устанавливать логические связи.
  3. Уметь исполнять простейшие ритмические партии на шумовых инструмента.
  4. Иметь представление о профессии дирижера.
  5. Иметь представление о творчестве Новосибирского академического симфонического оркестра.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– словесный, наглядный, практический, творческий  (аспект передачи и восприятия информации);

– индуктивный и дедуктивный  (логические аспекты);

– репродуктивный (аспект мышления);

– самостоятельной работы (аспект контроля и самоконтроля);

– мотивации к деятельности, к успеху (психологические аспекты).

Техническое оборудование урока: интерактивная доска или проектор, компьютер, цифровое пианино, шумовые инструменты.

Наглядный материал: презентация, карточки с заданиями.

Музыкальный видеоматериал: фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»; фрагмент Симфонии №5 П. Чайковского в исполнении  Новосибирского государственного академического симфонического оркестра.

План урока:

  1. Организационный этап урока:

а) психологический настрой на урок;

б) мотивация к деятельности.

  1. Основной этап урока.

а) конкурсы;

б) работа по карточкам, слайдам;

в) творческая  работа;

г) практическая работа.

  1. Заключительный этап урока:

а) подведение итогов;

б) мотивация на дальнейшее творчество.

Конспект урока.

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  1. Организационный этап урока.

Здравствуйте ребята.  Какие вы сегодня все красивые и я не сомневаюсь очень умные и сообразительные. Зовут меня Наталья Алексеевна. Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а урок – соревнование. Вы будете участвовать в конкурсах, отгадывать загадки, отвечать на вопросы, выполнять творческие задания и зарабатывать баллы. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл –  смайлик. В соревновании не будет проигравших, но будет победитель – тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.  Поэтому работайте активно, не забывайте поднимать руку, отвечайте громко и чётко.

Итак, давайте улыбнёмся друг другу, и начнём.

  1. Основной этап урока.

Преподаватель.   Слайд № 1.  Сегодняшний урок мы посвятим теме «Симфонический оркестр». У вас есть возможность применить все полученные ранее знания на этом уроке.  Итак, мы начинаем.

Конкурс 1. «Инструментальный»

Задание. Я задаю вопрос, вам необходимо дать правильный ответ и получить балл.

  1. Преподаватель. Что такое оркестр? Слайд №2

Правильный ответ.  Это коллектив музыкантов играющих на различных музыкальных инструментах. Слайд №2 а

2.Преподаватель. Назовите 4 основные группы симфонического оркестра. Слайд №3

Правильный ответ. Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.  Слайд №3а,б,в,г

3.Преподаватель. Дайте характеристику каждой группе инструментов. Что общего у инструментов каждой группы?

Предполагаемые ответы учащихся:

– у струнных смычковых инструментов, звук возникает с помощью движения смычка по струнам.

– деревянные  духовые инструменты сделаны из дерева, а звук  появляется при выдувании воздуха из инструмента.

–  медные  духовые инструменты  сделаны из различных сплавов меди, а звук появляется при выдувании воздуха из инструмента.

– у ударных инструментов, звук извлекается с помощью удара по натянутой коже , металлическим пластинкам или деревянным брускам.

4.Преподаватель. Перед вами карточки, распределите инструменты  по группам  оркестра и разложите их по высоте звучания от самого высокого до самого низкого. Когда будете готовы отвечать, поднимите руку.

Правильный ответ.  Слайды №4 -7

 Преподаватель. Молодцы, отложите карточки в сторону. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Загадочный»

1.Вам необходимо  найти в группе инструментов лишний, не соответствующий по какому-либо признаку другим  Слайд №8-16.

«Третий лишний»

Труба, валторна, скрипка.

Гобой, контрабас, кларнет.

Барабан, труба, тарелки.

Тромбон, альт, валторна.

 

Правильные ответы: скрипка, контрабас,  труба, альт.

  1. Имя вам моё известно
    Знаменит я повсеместно,
    Я в оркестре – главный бас,
    Потому что _______________ контрабас
  2. Не сдержав тогда улыбки,
    Зазвенели сёстры – ____________ скрипки
    Захихикали,
    Запиликали.
  3. Кто-то вышел – круглый, толстый,
    Словно медный самовар:
    “Может быть, пою я грубо,
    Но на то и есть я _________ туба”. 

    4.“Я на весь известен свет,
    А зовут меня _________ кларнет
    Я играл на поле бранном,
    На гулянье массовом.
    Был я прежде деревянным,
    Стал теперь пластмассовым”

  4. Все затихли, замолчали.
    Вдруг _тарелки__застучали,
    Медные, тонкие,
    Звонкие, звонкие

6.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый_________ барабан

7.Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами

Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это____________ дирижёр.

Преподаватель. Молодцы. В этом конкурсе вы все заработали много баллов, а мы продолжаем.

Конкурс «Музыкальный»

Предполагает написание видео викторины (5 видео вопросов, 5 ответов) Слайд №17-22 видеоматериал.

Преподаватель. Вы увидите фрагменты выступлений участников международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Ваша задача определить инструмент, на котором играет участник (ребёнок) и записать на листке.

Правильные ответы:

  1. Флейта; 2. Барабан; 3. Валторна; 4. Виолончель;  5. Скрипка.

Итак, выполненные вами предыдущие задания показали что, вы  хорошо знаете инструменты симфонического оркестра и их звучание. Молодцы.

Конкурс «Теоретический»

Преподаватель.  Вот так выглядит оркестр в целом. Слайд №23.

Может  не подготовленному слушателю покажется,  что расположились музыканты  на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но мы, то знаете, что во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково.

Правильные ответы.

1.Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные инструменты всегда ближе к дирижеру, к слушателям.

  1. В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их.
  2. Медные духовые музыкальные инструменты очень мощная и сильная группа оркестра. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным – тоже шумной группе.
  3. Семейство ударных инструментов очень многочисленное и очень разнообразное по своим голосам, которые воспроизводят много звука, поэтому они находятся позади оркестра.

 

2.Преподаватель. А кто в оркестре занимает это место?

Правильный ответ. Дирижёр. Слайд № 24

  1. Преподаватель. Назовите основные задачи дирижёра? Слайд24а, 24б

Правильный ответ:

а) организовать весь оркестр играть строго ритмично и слаженно;

б) наиболее полно передать авторский замысел композитора.

  1. Так как вы хорошо понимаете задачи дирижёра, найдите логические связи

между словами. Слайд №25

Дирижёр  –  хор,   гитара,    баян, симфонический оркестр.

Правильные ответы: Дирижёр –    симфонический оркестр, хор.

  1. Как же удаётся дирижёру запомнить партию каждого музыканта оркестра? Слайд №26

Правильный ответ. Он смотрит в партитуру – сборник нот, где расписаны  партии всех инструментов Слайд № 27

Музыкальная пауза (видеоматериал). Слайд № 28

Преподаватель.  А вы знаете как нужно себя вести на концертах симфонического оркестра.

Ответы детей. Нельзя шуметь, ходить, разговаривать,  шуршать.

Преподаватель. Я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в зал Новосибирской государственной филармонии   посмотреть фрагмент выступления Новосибирского государственного академического симфонического оркестра.  Симфония №5 (1 часть) П.И. Чайковского.

Задание. Обратите внимание на выход дирижёра к музыкантам, и конечно на их дирижёра и музыкантов.

Преподаватель.  Кто расскажет, как вышел дирижёр?

Дирижёр выходит из глубины сцены и идёт через весь оркестр, как бы говоря слушателям: « Я не откуда-то со стороны,  я выхожу к вам из глубины оркестра, и буду говорить с вами от имени всех музыкантов».

Конкурс «Исследовательский»

(проверка домашнего задания)

Преподаватель. Ребята, а вы знакомы с творчеством этого коллектива. Что вы можете рассказать  о нём?

Ребята, кому из вас удалось найти материал о Новосибирском симфоническом оркестре?

Предполагаемые ответы детей (мини-сообщения об истории создания, главных дирижёрах, гастрольной деятельности, жизни коллектива в наши дни). За каждый ответ 1 балл.

Преподаватель  дополняет ответы детей Слайд №29,30,31.

Преподаватель. Я очень рада, что вы это знаете, так как считаю, что мы должны знать историю родного края и следить за музыкальной  жизнью Новосибирска. А мы вам в это буду помогать.

А у нас следующий конкурс.

Конкурс «Творческий»

Преподаватель. А сейчас я вам предлагаю самим  выступить в роли музыкантов – исполнителей и организовать небольшой оркестр.

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а дети импровизируют под музыку на шумовых инструментах.

Преподаватель.  Вам самим понравилось? Теперь вы понимаете, что оркестр – это не просто несколько музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это цело музыкальное содружество, большой слаженный коллектив.

Замечательно! За это задание всем необходимо добавить по 1 баллу.

Заключительный этап урока.

Преподаватель. Ребята, а что нового вы узнали на  уроке?

Чему научились?

А что вам понравилось больше всего?

Преподаватель. Наш урок – соревнование подошёл к концу. И пришло время каждому из вас посчитать   свои баллы (смайлики).

Оглашаются результаты соревнования. Аплодисменты.

Преподаватель. Все молодцы, победила дружба, спасибо за работу.

А закончить наш урок мне хочется словами:

Слушайте музыку и будьте здоровы! Слайд № 32

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram