ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
План-конспект открытого урока
Преподаватель: Макарова Наталья Валерьевна
Концертмейстер: Нужина Надежда Владимировна
Дисциплина (предмет): Хоровое дирижирование
Вид (форма) урока: индивидуальный, продолжительностью 1 академический час.
Класс, курс: 4 курс «Хоровое дирижирование» Анастасия Королева.
Тема: «Работа над составлением аннотации на произведение А. Гречанинова на слова Вяч. Иванова “Христос Воскрес!»
Дата проведения: 13.11.2023г.
Цель урока: развитие мотивации у студентки старшего курса колледжа к самостоятельной творческой и научно-исследовательской работе в процессе изучения хорового произведения. Знакомство с методами исследовательской работы и стимуляция пробуждения интереса к данному виду деятельности.
Задачи урока:
обучающие:
– работать над использованием источников информации;
– закреплять понятие о разнообразности методик исследования музыкальных произведений;
– учить выразительно и художественно точно исполнять произведения, используя все те сведения, которые получены в процессе тщательнейшего анализа;
развивающие:
– создавать условия для развития познавательной активности студента;
– развивать творческий подход к подробному анализу произведения и составления аннотации;
– активизировать грамотное слуховое восприятие, основанное на глубоком знании материала;
– развивать профессиональное отношение к музыке;
воспитывающие:
– воспитывать ответственное и грамотное профессиональное отношение к исполняемому произведению;
– воспитывать навык работы в творческой исследовательской группе;
– расширять музыкальный кругозор;
Материалы и оборудование: фортепиано, стулья, нотная литература.
План урока:
1.Тип занятия комбинированный, так как здесь были охвачены основные элементы работы в классе хорового дирижирования.
2. Методы и приёмы:
– наглядный (слуховой и зрительный);
– словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
– индуктивный;
– дедуктивный;
– забегания вперед и возвращение к пройденному;
– проблемно – поисковый;
– объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом преподавателя, показ музыкального материала концертмейстером на фортепиано и воспроизведение услышанного студентом);
– межпредметных связей предметов музыкального искусства, входящих в программу обучения по специальности Хоровое дирижирование;
– творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
– применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием студента;
– побуждение студента к самоконтролю и самооценке в процессе дирижирования;
– вариативность заданий при повторении музыкального материала;
– юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность студентов;
4. Использовались следующие виды работ: индивидуальный и групповой в составе своеобразной исследовательской группы преподаватель-концертмейстер-студент.
5. Смена учебной деятельности для предупреждения утомляемости: дирижирование, игра партитуры на фортепиано, анализ произведения.
Характеристика студента: Анастасия Королева студентка 4 курса ЧПОУ Колледж “Добрая школа на Сольбе” по специальности Хоровое дирижирование.
Обладает хорошими музыкальными данными, развитым чувством ритма, хорошей музыкальной памятью и наличием художественного воображения. Хорошо владеет певческим голосом. Очень старательна и исполнительна. Выраженные лидерские качества – умеет грамотно формулировать свои мысли и выражать их словами перед слушателями, очень артистична. Интересуется и принимает активное участие в жизни колледжа, всегда в курсе музыкальных событий и происходящих мероприятий. Имеет повышенный интерес к знаниям, мобильна, собранна, умеет заниматься самостоятельно, быстро осваивает нотный текст, что позволяет студентке осваивать технику дирижирования на примере сложных хоровых партитур, соответствующих рабочей учебной программе. Домашние задания выполняет чётко и грамотно.
За годы обучения в колледже Анастасия проявила себя как неравнодушная творческая личность. Природные способности к музыке Настя постоянно развивает, с удовольствием пополняет знания по всем предметам, не ограничиваясь рамками программы. Проявляет искренний интерес к дополнительным углубленным знаниям.
Студентка буквально впитывает все, что преподается на всех учебных занятиях и старается эти знания и умения освоить, закрепить и развить.
Анастасия сильная, энергичная и отзывчивая личность. Она непременный участник всего, что происходит в колледже. Всегда готова прийти на помощь и оказать любое содействие.
Девочка очень музыкальная и весьма эмоциональная, работоспособная и энергичная.
Содержание урока: Открытый урок был посвящён работе над аннотацией на
Домашнее задание включало в себя письменный теоретический анализ хоровой партитуры, а также закрепление полученных знаний и умений в процессе домашнего дирижирования.
Урок начался с дирижирования студенткой в сопровождении концертмейстера произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова. Задачей этой части урока была демонстрация Анастасией творческой части домашнего задания и мониторинг того, насколько ясно и глубоко понимает студентка данное произведение и насколько точно может воспроизвести в дирижерском воплощении. Затем студентка в ансамбле с концертмейстером исполнила хоровую партитуру произведения. Подобная форма работы дает увидеть новые грани произведения и более тщательно проработать все тонкости.
После этого началась непосредственно работа над составлением аннотации. К сожалению, многие студенты очень небрежно относятся к составлению письменного анализа изучаемых произведений, а ведь именно эта форма работы дает наиболее полное, глубокое и всеобъемлющее понятие о музыкальном сочинении.
В нашем случае сложилось так, что концертмейстер Надежда Владимировна Нужина по образованию музыковед и вот это обстоятельство дает нам массу серьезных преимуществ. Мы решили как бы составить исследовательскую группу, в которую вошли студентка Анастасия Королева, концертмейстер-музыковед Надежда Владимировна Нужина и преподаватель Наталья Валерьевна Макарова. Работа происходила следующим образом: студентка излагала то, что она подготовила по пунктам аннотации и затем концертмейстер и преподаватель сообщали свое мнение, замечания и дополнения. В результате подобного обмена мнениями составлялся вариант разбора произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова.
Для начала была краткая справка о жизни и творчестве авторов произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова.
Александр Тихонович Гречанинов ученик С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, поздний продолжатель эстетики “Могучей кучки”, современник критика В. Стасова, А.Скрябина, Н. Метнера, С. Рахманинова, Н. Черепнина, С. Прокофьева, И. Стравинского Вяч. Иванова, К. Бальмонта, Н. Брюсова, И. Бунина. Наследие А. Гречанинова весьма разнообразно, но, к большому сожалению, мало изучено и востребовано в России. Произошло это потому, что А. Гречанинов после революции уехал из России и его музыка, как и произведения многих его современников, с трудом проникали на историческую Родину. Многие из них не изданы в России и практически не исполняются.
Вячеслав Иванович Иванов одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века. Поэт, исследователь, философ, один из самых ярких представлений символизма в поэзии.
Юрий Иванович Паисов известноый российский музыковед, хоровой дирижер, доктор искусствоведения, профессор. Юрий Иванович опубликовал десятки монографий, сборников и статей о русской музыке серебряного века, исследовал особенности советской музыки и хоровое искусство России последней четверти ХХ – начала XXI века.
Произведение А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 представляет собой в оригинале вокальное сочинение в сопровождении фортепиано, одну из трех частей Ор. 73. Принимая во внимание то, что автор переложения является исследователем музыки Серебряного века и конкретно творчества А. Гречанинова, данная обработка представляет особенный интерес и здесь есть повод говорить со студенткой о хоровой аранжировке в принципе и о данной обработке в частности.
Затем был сделан детальный теоретический и хоровой анализ произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73. Выявлены особенности хоровой партитуры и трудности исполнения дирижёром данного произведения. Студентка по пунктам излагала свою точку зрения на каждый момент анализа, преподаватели давали оценку ее домашней работе и добавляли недостающие сведения, позволяющие с иного ракурса увидеть произведение. Получилась своего рода работа в научно-исследовательской творческой группе. Это очень интересный опыт для студентки. Умение работать в коллективе в наше время ценится очень высоко.
Вторая часть урока была посвящена непосредственно воплощению всех тех граней произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73, которые были раскрыты в процессе анализа, в процесс исполнения произведения. Проведена работа над более грамотной осознанной и прочувствованной игрой партитуры произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 и воплощения в технике дирижирования.
Главной задачей урока было осмысление студентом процесса тщательной и глубокой работы по исследованию изучаемого произведения. Сверхзадачей всего процесса было привить интерес и любовь студентке к подобному виду деятельности
В конце урока студентка самостоятельно попыталась продирижировать произведение А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 с учётом полученных навыков и освоенных на уроке приёмов техники дирижирования.
Домашнее задание состояло из грамотного изложения всего, что обсуждалось на уроке, в письменную аннотацию произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова. А также составление плана работы над произведением с хоровым коллективом колледжа.
Особо надо отметить высокопрофессиональную подготовку концертмейстера по классу «Дирижирования» Нужиной Надежды Владимировны, и её умение играть «по руке» дирижёра, что помогли студентке лучше освоить технические приёмы и особенности звуковедения, верно почувствовать характер исполняемого произведения. А так же неоценимую помощь Надежды Владимировны как опытного и грамотного музыковеда в процессе работы над музыкально-теоретическим анализом произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова.
№п/п
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационные
моменты урока.
Цель урока:
В процессе обучения присутствуют три основополагающие цели.
Дидактические цели – это реализация ведущих принципов обучения, связь ранее полученных умений и навыков с новыми, правильная организация занятия с распределением словесных и практических методов обучения.
Воспитательные цели – это формирование общечеловеческих ценностей при общении к мировой музыкальной культуре, а также воспитание чувства любви к «золотому фонду» русской хоровой классики.
Развивающие (психологические цели) –– это развитие познавательной, активной, самостоятельной личности, логического, музыкального мышления, внимания, памяти, воображении. Формирование навыков самоконтроля и оценки собственной деятельности.
Методы организации хоровой работы учащихся с учётом
предмета, темы урока и возраста в группах.
1.Словесный метод – беседа об исполняемом произведении, особенностях стиля и характера, о связях со смежными видами искусства, об особенностях хорового жанра.
2.Практические методы – обучения являются основными и представляют собой обучению навыку выразительной игры хоровой партитуры на фортепиано, навыку исполнения партитуры произведения с сопровождением в ансамбле с концертмейстером, анализ партитуры, упражнения по дирижированию и собственно дирижирование произведением.
По степени самостоятельности практические методы подразделяются на:
воспроизводящие (повторение исполняемого фрагмента за преподавателем);
тренировочные (многократное повторение –
отработка фрагмента произведения);
творческие (работа над выразительным исполнением данного произведения в процессе игры и дирижирования).
3.Репродуктивный метод – это использование приобретенных учащимися умений и навыков в работе над новым репертуаром. Это способность студента повторить ранее пройденные произведения на более высоком уровне обучения.
2.
Методы
стимулирования
(мотивирования)
учебной активности.
Стимулирование происходит с учётом особенностей обучения в ЧПОУ Колледж “Добрая школа на Сольбе”. Учащиеся стремятся участвовать в различных концертах, конкурсах, фестивалях.
В связи с этим выученные новые хоровые произведения обогащает репертуар в целом.
3.
Работа над
произведениями на
уроке
Произведение А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова – произведение кантиленного плана. Велась углубленная работа над кантиленой, владение legato. Полнота звучания без форсирования., при правильном звуковедении. Отдельная работа велась над скачками в мелодической линии. Работа производится по музыкальным фразам или предложениям. Особое внимание обращается на трудные места партитуры. Трудное место вычленяется и отрабатывается в удобном темпе. Очень полезно использовать пульсацию самыми короткими длительностями проговаривать текст без пения. Работу над произведением необходимо проводить в несколько этапов. Начальный этап- это ознакомление с произведением. Студент исполняет его на инструменте. Показ должен быть очень выразительным. Затем проводится беседа о композиторе, идее произведения, его характере и содержании. Следующий этап – это подробнейший тщательный разбор и анализ произведения и только уже потом-сам процесс разучивания.
4.
Закрепление урока
Повторение пройденного на уроке произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова. Задав более концертном исполнении.
Самоанализ урока
1.Тип занятия комбинированный, так как здесь были охвачены основные элементы дирижерской работы.
2.Цель занятия обучающая, развивающая, воспитательная.
3.Методы и приёмы, использованные для достижения цели занятия: показ, объяснение, индивидуальный опрос.
4.Использовались следующие виды работ: коллективный и групповой.
5.Смена учебной операции для
предупреждения утомляемости: пение партий, игра партитуры, теоретический анализ, дирижирование.
Итог занятия
Главной задачей урока было осмысление студентом процесса тщательной и глубокой работы по исследованию изучаемого произведения. Сверхзадачей всего процесса было привить интерес и любовь студентке к подобному виду деятельности
5.
Задание на дом
Домашнее задание состояло из грамотного изложения всего, что обсуждалось на уроке, в письменную аннотацию произведения А. Гречанинова на стихи Вяч. Иванова “Христос Воскрес!” из цикла “У криницы” Ор. 73 в переложении для хора, колокола и фортепиано Юрия Паисова. А также составление плана работы над произведением с хоровым коллективом колледжа.