Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Песня станицы Вознесенской
Эссе
Автор: Немыкина Полина Олеговна
Художественное руководство академическим хором, 1 курс
Руководитель: профессор Мельникова Елена Павловна
С высокого обрывистого берега горной реки Чамлык открывается красивый вид на цепи Кавказских гор. Особенно отчетливо вырисовываются горы в ясное солнечное утро. Сверкая серебром вечных ледников, утопают они в голубовато-сизой дымке. Среди них синим пламенем вспыхивает двуглавая вершина Эльбруса. Площадь, откуда видна эта картина, станичники- старожилы называют укреплением. Но самого укрепления давно нет. Однако старожилы не ошибаются: именно здесь и было построено казачье Новодонское укрепление, которое входило в состав Лабинской крепостной линии. Строительство Новодонского укрепления было закончено в 1841 году. В нем имелись церковь, аптекарский и питейный дом, хлебный магазин. Так и была основана станица Вознесенская.
Первыми поселенцами станицы Вознесенской были донские казаки. Слово «казак» не русское. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались казацкими. Понятия «казак», «казаки», «казачество» издавна живут в сознании народов нашей страны. Казаки принесли с собой на Кубань казачьи песни и пляски. Но земля эта заселялась долго – десятилетиями, сюда тянулись переселенцы с Украины, из центральных и южных областей России.
Для укрепления границы с Черкессией, княжествами Грузии и Кабарды на постоянное жительство в 1840 году отправлялись и полки регулярной армии. Отныне уроженцев самых разных мест обширной Российской империи роднили одна земля, одни заботы. Общей становилась и их музыкальная культура, обогащавшаяся всё новыми песнями, инструментальными наигрышами, танцами, обрядами. Россия и Украина как бы дарили Кубани веками сложившиеся сокровища народного искусства славян, закладывая основы развития его самостоятельной ветви кубанской народной музыки. Нелегко давалось русским войскам присоединение горных мест. В этот период шла Кавказская война (1763-1864). Территорию вдоль Терека постепенно осваивали казаки. Первые походы русских войск в эти края начались задолго до имперской эпохи. Однако в освоении этого края Россия встречала много трудностей. Казачьи поселения находились слишком далеко от центра страны. А полные решимости горцы не только отчаянно защищались, но, презирая страх и смерть, совершали смелые рейды в тылы царских войск, атакуя укрепленные казачьи станицы.
Об этом с той и с другой стороны слагались исторические песни. Широкая распространенность у казаков исторической и воинской песни не случайна, так как особая миссия не могла не сказаться на их песенном творчестве, являясь своеобразной народной памятью, отражающей героическую и в то же время полную глубокого драматизма историю казаков.
Песни отличались большой глубиной сюжетов и образов, манерой стихосложения, близостью к разным фольклорным жанрам. Это разнообразие обусловлено богатством и сложностью культуры самого кубанского казачества, в которой произошло взаимопроникновение южной российской и украинской традиций.
Музыкальная составляющая песен воинской исторической песни проявляется в комплексе музыкальных элементов песенного фольклора: ритмике, ладовой системе, мелодике, многоголосии, определяющих стилевое своеобразие напевов. В песенных формах наблюдаются удвоенные, расширенные песенные строфы (не только в протяжных формах), которые развиваются за счёт внутрислоговых распевов, словесных повторов. В текстах встречается обилие междометий, так называемых вставных частиц. Ритмическая организация предполагает чёткую согласованность в произнесении слогов текста. Таковыми являются песни: «Ой, на горi та женцi жнуть», «У нэдилю рано-поранэньку», «Дарувала нам царыця». Уникальной в этом плане является песня «Вознесенская станица», в которой развернута большая картина нападения горцев на станицу, бой за нее, преследование неприятеля и победа над ним:
Куплет | Припев |
1. Вознесенская станица
На реке Чамлике. |
Гей, гей, молодцы,
Храбрые лабинцы! |
2. В ней девчонки хороши
И скотинки много. |
Припев
|
3. Но ещё к тому краса
Наш начальник Волков. |
Припев
|
4. Зависть взял басурман,
Пришёл к нам у гости. |
Припев
|
5. Хотел девок полонить
И скотинки нас лишить. |
Припев
|
6. Командир наш не дремал,
Закричал: ребята! |
Припев
|
7. Мы пустилися в погонь
Все кубанцы с нами*. |
Припев |
8. Не успели врага встретить,
Как нас посмешали. |
Припев
|
9. Волков видит, что смешали,
Закричал: лабинцы! |
Припев
|
10. Мы и кони побросали,
Пушки охраняли. |
Припев
|
11. И кубанцы, и донцы
В этом помогали. |
Припев
|
12. Из станицы старички
В помощь кнам стекались. |
Припев
|
13. И пехотные штыки
Туда подвигались. |
Припев
|
14. Отряд мужеством горел,
Пушки рокотали. |
Припев
|
15. А как Волков командир
Врагу крылья обрубил. |
Припев
|
16. Полно, враг, тебе порхать,
Ступай тело подбирать. |
Припев
|
17. Враг видит, что беда,
Закричал: Алла!Алла! |
Припев
|
18. Ты бросай свои тела,
Убирайся в горы. |
Припев
|
19. Горы, долы и поля
Пути указали. |
Припев
|
20. Наши пушки, вслед скача,
Смерть врагу бросали. |
Припев
|
21. Наши кони, как орлы,
Несли нас в погоню. |
Припев
|
22. Вознесенцы, мы не трусы,
Закрутили врагу усы. |
Припев
|
23. На последней на горе
Враг вздумал держаться. |
Припев
|
24. С тремястами казаками
С тысячей сражались. |
Припев
|
25. Мы за то носим кресты:
Исполнили волю. |
Припев
|
26. Царски пушки уцелели,
И казатство спасено. |
Припев
|
27. И скотинка наша в поле,
И девчата наши дома. |
Припев
|
Это правдивый рассказ очевидца, запечатлевшего в словах и звуках песни один из множества подобных эпизодов Кавказской войны. К сожалению, год создания и автор песни неизвестен, но известны люди, сумевшие донести и сохранить её до наших дней. Это Григорий Митрофанович Концевич и Бигдай Аким Дмитриевич.
1 ноября 1863 г. в станице Старонижестеблиевской Кубанской области родился Григорий Митрофанович Концевич.
Г.М. Концевич – композитор, хоровой дирижёр, педагог, музыкальный этнограф. 1 июня 1892 года в Екатеринодар (ныне г. Краснодар) был приглашён на должность хормейстера Кубанского войскового казачьего хора(Кубанский казачий хор). Руководил хором до 1906 года. В 1936 году Г.М. Концевич становится художественным руководителем Кубанского казачьего хора (коллектив основан в 1811 году в Екатеринодаре) у его истоков стоялидуховный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский). Однако через год ярчайший музыкальный деятель Кубани Г.М. Концевич был репрессирован и 12 декабря 1937 года расстрелян.
Бигдай Аким Дмитриевич – родился в станице Ивановской в 1855 году, в семье дьячка местной церкви. Получив юридическое образование в Одессе, возвратился на Кубань, где с июля 1888 года работал мировым судьей в Екатеринодаре.
Много сил и энергии А.Д. Бигдай отдавал делам общественным: был членом Екатеринодарской Городской думы, председателем благотворительного общества, директором попечительного комитета по тюрьмам, учредителем исправительного приюта, собирал средства в пользу голодающих. Помимо этого, работал в Кубанском экономическом обществе и в областном статистическом комитете. Был избран председателем Екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Аким Дмитриевич всей душой любил музыку, хотя не получил специального музыкального образования, играл и на скрипке, и фортепиано. Им написано несколько
музыкальных произведений, в том числе и музыка к пьесе кубанского писателя, атамана Черноморского казачьего войска Я.Г. Кухаренко «Черноморский побыт».
И все же главным в его жизни было собирание и популяризация народных песен Кубани. Аким Дмитриевич начал записывать услышанные старинные мотивы, собирать песенные тексты с молодости. Привлекал к записи песен своих многочисленных родственников, друзей, знакомых и даже случайно встречных на улице людей, кто помнил напевы своих отцов и дедов. И люди охотно отзывались на его просьбы.
Он объездил всю Кубань, встречался со многими исполнителями, слушал хоровые коллективы, записывал свадебные песни. В издаваемых сборниках песни классифицировались по жанрам: военно-походные, бытовые, острожные и т.д. Умер Аким Бигдай в 1909 году в Сухуми.
Время предало забвению добрые дела Акима Дмитриевича Бигдая, совершенные им во имя блага кубанцев, но остался один вечный памятник ему – сборник «Песни кубанских и терских казаков». Этот уникальный труд, завещанный будущим поколениям, продолжает служить людям.
В 1992 и 1995 годах были изданы два тома «Песен кубанских казаков» А.Д. Бигдая под редакцией В.Г. Захарченко – художественного руководителя Государственного академического орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Дмитрия Донского 1-ой степени Кубанского казачьего хора. Песни эти живут теперь в репертуаре этого коллектива.
Песня «Вознесенская станица» – это средство единения людей разных поколений, завет наших дедов и отцов хранить верность родной земле, любить, беречь и защищать её. «С чего начинается Родина? С той песни, что пела нам мать» – как просто и верно сказано. Песня «Вознесенская станица» – это небольшая частичка духовного богатства кубанского края, культурное наследие станицы Вознесенской, которое мы призваны хранить и использовать в современной культурной жизни.
Завершить работу хочется словами композитора, музыкального критика, педагога, хорового дирижёра, профессора Краснодарского государственного института культуры И.А. Петрусенко: «Время неумолимо движется вперед, отсчитывая дни, годы, века, тысячелетия… И сколько бы ни существовало на земле человечество, всем людям надо понять, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают наше земное бытие, а мирный труд и красивые добрые песни».
Библиография
- Бигдай Аким Дмитриевич. Песни кубанских казаков. Т. 2. Песни линейных казаков / Сост., предисл., муз. и текстолог. ред., примеч. В.Г. Захарченко: Для пения (соло, ансамбль, хор) без сопровожд. и с сопровожд. ф.-п. / В ред. В.Г. Захарченко; Центр народной культуры Кубани. – Сов. Кубань, 1995. – 508 с.
- ЗахарченкоВ.Г., Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Песни линейных казаков. Т. Кн. 2. / Под ред. В.Г. Захарченко. – Краснодар: Традиция, 2018. – 472 с.
- ИсторияКубани:Учебное пособие под общ. ред. В.В. Касьянова.– Краснодар: Периодика Кубани, 2009. – 336 с.
- Кирий О. А., Матвеев О. В. Исторические песни кубанских казаков глазами историка. Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1997. – 58-78 с.
- Петрусенко Илья Антонович. Кубань в песне : Страницы муз. летописи трех веков / Илья Петрусенко. – Краснодар : Сов. Кубань, 1999. – 432 с.
- Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. Часть II: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования/ Б.А. Трёхбратов, В.А. Жадан. – Краснодар: Традиция, 2007. – 368 с.