header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок

27 апреля, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А. Карманова»
г. Гурьевск, Калининградская область.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по предмету «Ритмика» 3 ступень
«Отделение раннего эстетического развития»
по теме: «Коммуникативные игры с ритмическим заданием»

Выполнила: преподаватель
Ритмики на отделении ОРМЭР
Кирсанова Зоя Дмитриевна,
концертмейстер Кейль Лариса Валерьевна

Гурьевск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка урока по предмету «Ритмика» составлена на основе и с учетом ФГТ к Дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области хореографического искусства и является обобщением собственного опыта работы в качестве преподавателя хореографических дисциплин в ДШИ.
Целью данной работы является подробное изложение открытого урока по предмету «Ритмика» с детальным описанием движений и комбинаций, используемых на уроках с учётом методических требований.
Содержание методической разработки включает в себя пояснительную записку, цели и задачи урока, формы и методы работы, план и развернутый конспект урока, заключение, использованную литературу и интернет-ресурсы.
Данный урок является общеразвивающим, способствующим развитию внимания, коммуникативного взаимодействия в группе, формирующим интерес к предмету и способствующий формированию крепкой дружной команды. В ходе открытого урока показана работа над метроритмом, длительностями, музыкальной формой (фраза, предложение, период, вступление и заключение), освоением сильных и слабых долей. При выполнении ритмических упражнений и танцевальных движений были использованы различные рисунки танца: круг, пары, диагонали, колонны, линии, и т.д.
Урок был проведён совместно с концертмейстером фортепьянного отделения (рояль). Музыкальное сопровождение к уроку представлено в отдельном разделе в виде Приложения.
Актуальность и значение работы заключается в информационных и практических рекомендациях для профессиональной деятельности в области хореографического искусства в ДШИ.
Данная методическая разработка открытого урока адресована преподавателям ритмики на «Отделении раннего эстетического развития» в ДШИ и педагогам хореографических студий.

План-конспект открытого урока по предмету «Ритмика»
по теме «Коммуникативные игры с ритмическим заданием»

Цель: закрепить приобретённые музыкально-ритмические навыки и двигательные способности.
Задачи:
Образовательные:
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
– развитие осмысленного исполнения движений.
Развивающие:
– укрепление опорно-двигательного аппарата;
– развитие танцевально-ритмической координации;
– развитие музыкальности;
– развитие темпо-ритмической памяти.
Воспитательные:
– формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
– формирование чувства ответственности;
– активизация творческих способностей.
Методы обучения:
– практический,
– наглядный (практический показ);
– словесный (объяснение, беседа);
– метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
Тип урока: закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Адресат: учащиеся 3 ступени «Отделения раннего эстетического развития»
Материально-техническое обеспечение урока: хореографический зал, оснащённый зеркальным полотном, маленькие коврики.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся, организация внимания детей, регулировка эмоционального состояния, настрой на продуктивную коллективную работу.
Преподаватель: «Добрый день. Вы все заметили, что к нам на урок пришли гости. А это значит, что нужно поприветствовать гостей.»
Скажите дружно «Здравствуйте».
Сообщение цели и задач урока.
Преподаватель: «На сегодняшнем занятии мы с вами будем играть, но играть мы будем в умные игры. Попрошу вас активно поработать на уроке, внимательно слушать и слышать меня и концертмейстера.».
«Выбираю самых внимательных и готовых учеников.»
Расстановка в линии.
Пожалуйста, стоим, готовы. Поклон».

Практическая часть
Работа на середине зала:
Преподаватель: «Когда в жизни мы приветствуем друг друга мы говорим: «Здравствуйте». Танец — это тоже разговор, но в танце говорит не язык, а тело. И вместо обычного приветствия мы выполняем поклон.

Обращаясь к концертмейстеру: «Пожалуйста».

Поклон – р.н.п. (2/4)

Исходное положение – I выворотная позиция ног, руки у девочек на юбочке, у мальчиков на поясе. Взгляд на учителя. Звучит вступление
1 такт – открыть правую ногу в сторону дотянутым носком.
2 такт – перенести вес тела с левой ноги на правую, левую ногу сильно вытянуть.
3 такт – закрыть левую ногу в 1 позицию.
4 такт – Наклонить голову вперед.
5-8 такт повторить то же самое в обратную сторону.
Разминка на месте со сменой темпа –
«Песня крокодила Гены» (2/4) Затакт
Учащиеся стоят в шахматном порядке руки на поясе.
1-8 такты – группа учащихся исполняет подъем на высокие полу пальцы на каждую четверть такта; 1 движение на один такт – Начало движения затактом.
9-12 такты – поочередное поднимание правой и левой пятки 1 движение на такт.
14-16 такты – поочередное поднимание правой и левой пятки на каждую долю (на пол такта);
17-24 такт– Шаг с касанием пола носочком впереди и удар стопой в 6 позицию (Движение исполняется на один такт);
25-32 такты – Шаг с касанием вытянутым носочком пола впереди и ударом стопы в 6 позицию. (затактом, одно движение на каждую долю в такте.)
33-40 такты– Марш на месте высоко поднимая колени ( на каждую долю в такте)
Марш на месте с поворотом по точкам и координацией движения рук. – «Савельев – Если добрый ты» 2/4
Учащиеся стоят в шахматном порядке руки внизу.
1-4 такт Марш 8 шагов лицом в 1 точку (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
5-8 такт Марш 8 шагов лицом в 3 точку руки на пояс (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
9-12 такт Марш 8 шагов лицом в 5 точку руки вверх (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
13-16 такт Марш 8 шагов лицо в 7 точку руки в сторону (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
17-20 такт Марш в 1 точку в ИП.
20-24 Пауза
(повтор в обратном направлении по 4 шага)
25-26 такт- Марш 4 шагов лицом в 1 точку (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
27-28–Марш 4 шагов лицом в 3 точку руки на пояс (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
29-30Марш 4 шагов лицом в 5 точку руки вверх (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
31-32 Марш 4 шагов лицо в 7 точку руки в сторону (на 8 тактов движение исполняется на каждую долю в такте)
33-40 такт Повтор в обратном направлении
41-48 Поворот вокруг себя по 2 Шага (в правую, затем в левую сторону)
Разминка «Подскоки – прыжки» «В траве сидел кузнечик» 2/4
8 тактов – Подскок на 1 такт в подскок на 2 такт Plie
В этом темпе движение повторяется 4 раза)
9-16 такт Подскок выполняется на каждую долю в такте.
17-24 на 1 такт выполняется подбивка на 2 такт прыжок ( 4 раза)
25-32 такта Подбивка выполняется на каждую долю в такте (8 Раз)

Коммуникативная игра – «Паровоз» 2/4:
Вариант 1:
Дети строятся в две колонны друг за другом руки кладут на плечи впереди идущего человека. С началом музыки 2 колонны движутся по залу выбирая себе любую траекторию движения. На начало нового музыкального предложения преподаватель дает сигнал хлопком выделяя сильную долю. На сигнал ведущий ребенок должен покинуть свое место и прицепиться в хвост. Следующий ребенок выполняет функцию ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока первый не окажется на своем месте.
Вариант 2:
Дети строятся в две колонны друг за другом руки кладут на плечи впереди идущего человека. С началом музыки 2 колонны движутся по залу выбирая себе любую траекторию движения. На начало нового музыкального предложения преподаватель дает сигнал 2 хлопками затакт и сильную долю. На сигнал ведущий ребенок должен покинуть свое место и прицепиться в хвост другого паровоза. Следующий ребенок выполняет функцию ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока первый не окажется на своем месте.
3 Вариант :
Дети строятся в две колонны друг за другом руки кладут на плечи впереди идущего человека. С началом музыки 2 колонны движутся по залу выбирая себе любую траекторию движения. На начало нового музыкального предложения преподаватель дает сигнал либо 1, либо 2 хлопка. На сигнал, ведущий паровоза должен понять куда ему бежать, покинуть свое место и прицепиться в хвост того паровоза согласно которому прозвучал сигнал. Следующий ребенок выполняет функцию ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока первый не окажется на своем месте.
Работа по диагонали:
Все движения исполняются с двух диагоналей: из 6-ой точки зала во 2-ую – с правой ноги, из 4-ой в 8-ую – с левой ноги.
Марш по диаганали с хлопком.
М. Старокадомский «Любитель рыболов» 4/4
Из 2х углов учащиеся двигаются парами, сохраняя синхронность движения. 3 шага с правой ноги с хлопками хорошо развивают у учащихся координацию движения. Движение из угла в угол исполняется на 1 музыкальное предложение.
Исходное положение – I прямая позиция ног, руки свободно опущены вдоль корпуса.
Preporasion – руки из подготовительного положения прямые поднимаются в стороны до уровня плеч и ставятся на пояс. Плечи, лопатки с силой опущены вниз, корпус прямой и подтянутый, подбородок слегка приподнят.
1 такт:
«раз» – делаем шаг на правую ногу
«два» – делаем шаг на левую ногу «и» – исполняется комбинация
«три» – делаем шаг на правую ногу
«четыре» – поставить ноги вместе и выполнить хлопок в ладоши.

Игра со сменой темпа – «Шел король по лесу», (фонограмма)
Преподаватель: «Прошу сейчас быть очень внимательными, игра веселая, но важно не забывать что она еще и умная. Тут нужно быть внимательными, вовремя выполнять команды и вовремя находить себе пару и проверять чтоб движения были подчинены музыке. Там где марш. Нужно идти, там, где бег нужно бежать».
Исходное положение: учащиеся располагаются по залу в любых местах.
Звучит вступление 2 такта.
1-4 такты – учащиеся маршевым шагом двигаются по залу в любом направлении главная задача не сталкиваться;
5-6 такты – находят себе пару и кружатся вместе;
7-8 такты – Обнимают друг друга, хлопают в ладоши 4 раза, топают ногами четыре раза, головой качают 4 раза и открывают руки во 2 позицию начинают сначала. Увеличивая скорость движения.
Упражнение исполняется 5 раз изменяя скорость движений от умеренного темпа к быстрому;
5.Игра «Зеркало» 6/8
Дети садятся парами лицом друг к другу на колени.
Преподаватель: «Сейчас мы будем играть в игру зеркало. Задача этой игры быть очень внимательными по отношению к себе и к своему партнеру. Мы рассчитаемся на 1 и 2 номер. Вначале ведущими будут 1 номера и как перед зеркалом они станут показывать различные движения, а 2 номера будут стремиться тут же как в зеркале отразить движение своей пары. Для того чтобы ваша пара справилась с заданием хорошо, важно чтобы ведущие показывали понятные движения и следили за тем, что 2 номера успевали понять движения и все повторить.»
По команде 2 номера становятся ведущими.
Начинаем игру:
«Вступление, музыка.»
На музыкальный эпизод движение показывают дети, рассчитанные на 1 номера.
Затем музыкальный эпизод проигрывается снова, движения показывают дети, рассчитанные на 2 номера.

Заключение
В данной методической разработке урока рассматривается тема развития музыкально-ритмических способностей у учащихся младших классах на уроке ритмики. В ходе урока учащиеся повторяли и закрепляли знания по музыкальной грамоте с применением этих знания при исполнении различных музыкально-ритмических движений и комбинаций. Приобретенные умения и навыки помогут им в дальнейшем на уроках классического и народно-сценического танцев при освоении более сложных технических этюдов. Кроме того, на каждом уроке с учащимися ведется кропотливая работа над умением контролировать мышечный и суставно-двигательный аппарат, приобретаются навыки координации, воспитывается дисциплинированность, трудолюбие и упорство.
И в заключение хотелось бы процитировать известного швейцарского педагога, композитора Эмиля Жака-Далькроза: «Музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента. Добившись путём длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Технический тренинг, дисциплина движений развивают память тела» [7].
Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы

Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. “Музыкальная ритмика”. Учебно-методическое пособие. – М.: Планета, 2013. – 144 с.
Елистратова З.М. «От бранля до мазурки». Учебно-методическое пособие. – Ч.: Комитет культуры Читинской области ГОУ СПО Читинское областное училище культуры, 2005. – 90 с.
Базарова Н.П. «Классический танец». – СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. – 192 с.
Зихлинская Л.Р., Мей В.П. «Первые шаги». Практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). – К.: Логос, 2003. – 360 с.
Климов А. «Основы русского народного танца». – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.
Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К. «Народно-сценический танец». – М., 1979. – 181с.
Жак-Далькроз Э. «Ритм». – М.: Классика XXI, 2006.- 248 с.
https://www.youtube.com/
https://vk.com/clubhoreograf
https://vk.com/vdoxnovenie_fesf
https://vk.com/ne_navredi_open

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram