header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок “«Закрепление первоначальных навыков игры legato в классе фортепиано”

4 ноября, 2023
QR Code

Открытый урок

преподавателя Соловьевой Елены Владимировны

МБУ ДО ДШИ им. А. Караманова

По предмету: Специальность и чтение с листа (фортепиано)

Тема: «Закрепление первоначальных навыков игры legato»

Класс: 1/8, Жеребцов Павел

Цель урока: повторение и закрепление первоначальных знаний и навыков исполнения штриха legato.

Задачи урока:

-Совершенствование навыка игры legato

-Работа над интонацией.

Образовательные задачи:

  1. Освоение и закрепление теоретических знаний
  2. Продолжение формирования практических навыков.
  3. Формирование навыков анализа фактуры: движение мелодии, штрихи, динамические оттенки

Развивающие задачи:

  1. Развивать двигательные игровые навыки и свободное владение игровым аппаратом, координацию движений.
  2. Развивать музыкальный слух, внимание, память и чувство ритма

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность и творческую инициативу
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы обучения:

– наглядный (показ)

– словестный (беседа, рассказ)

– практический (упражнения, музыкальные пьесы)

 Методические рекомендации:

Легато-основной и наиболее сложный прием игры на фортепиано и ему следует уделять особое внимание.  Начинать игру легато можно только тогда, когда ученик овладел навыками игры нон легато и у него появился устойчивый звук, он научился свободно использовать всю массу руки, а главное-стал чутко прислушиваться к звуку (в какой-то мере развился слуховой контроль). В упражнениях на связывание двух звуков оба пальца несут нагрузку по очереди. Перенос тяжести руки с пальца на палец заставляет тщательно следить за тем, чтобы другой в этот момент разгрузился и двигался самостоятельно. Неиграющие пальцы сохраняют естественное положение. Фиксация пальцев недопустима. Рука естественная, без лишних движений и специально поднятых пальцев. Необходимо следить, чтобы каждый последующий палец не поднимался бы слишком рано, так как это нарушит ощущение пластичности кисти, но и вялая задержка пальцев на клавишах, их недостаточный свободный подъем тоже создают помехи в игре легато. Помимо движений пальцев при игре легато ученик осваивает и объединяющие движения кисти. Изучение приема игры легато основывается на слышании плавного звучания, возникающего в результате спокойно переступающих пальцев. Без умения слышать затухающий звук и слышать момент перетекания одного звука в другой, невозможно добиться певучей манеры игры. Чтобы навык игры легато не носил формальный характер важно вооружить ученика не только приемами игры (соединение звуков), но главное, приучить его слышать интонированное осмысленное легато. Без динамического интонирования пальцевое соединение звуков слушателями не воспринимается как полноценное легато. В первоначальных мелодиях, попевках, исполняемых юным музыкантом, динамика задается акцентуацией слов, в последствии же она определяется степенью напряженности интервалов звукового состава интонации: высотной направленности интервалов, степенью диссонантности. При игре попевок нужно направить внимание на фразировку, характер, темп, определить, куда стремится мелодия и как она заканчивается, поставить перед учеником задачу выразительного исполнения.

Форма урока: индивидуальная

План урока:

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

– посадка за инструментом;

– штрихи;

–  легато

3.Упражнения легато по 2, 3, 4, 5 звука на основе звуков «шопеновской позиции».

  1. Упражнения-попевки «Бантики», «У кота Воркота»
  2. И. Жилинский «Этюд», И. Беркович «Этюд», Украинская народная песня «Ой, ты, дивчина»
  3. Итог урока.

Ход урока:

Здравствуйте! Тема урока: «Закрепление первоначальных навыков игры legato»

Занятие проводится с учащимся 1 класса Жеребцовым Павлом.

Павел обладает хорошими музыкальными способностями, на занятиях проявляет активность и заинтересованность.

– Павел, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

Обычно мы начинаем с правильной посадки за инструментом. У нас есть три точки опоры, на которые мы должны обращать внимание. Первая точка – ноги (ставим устойчиво рядом с педалями). Вторая-сидение (садимся по половину стула) регулируем высоту подставки, проверяем – клавиатура должна находиться на уровне талии, спина ровная, третья – кончики пальцев, локти согнуты, угол примерно равен 90 градусов.  Далее вспоминаем, как нужно ставить пальцы на клавиатуру, формируем “купол” руки, крышу домика.

Давай вспомним, какие существуют основные штрихи или способы исполнения на фортепиано. Это нон легато (не связно), стаккато (отрывисто) и легато (связно). В самом начале нашего обучения мы освоили штрих нон легато и стаккато и только затем приступили к изучению исполнения легато. Начали осваивать легато мы с упражнений по 2 нотки, 2 и 3 пальцами, по белым клавишам. Сейчас Павел при исполнении легато использует все 5 пальцев. Работаем мы по звукам «шопеновской позиции», она наиболее удобна, исходя из физиологии и строения кисти. Давай повторим все наши упражнения.

Упражнение на 2 звука «Мама. Папа», упражнение на 3 звука «Мамочка, папочка», упражнение на 4 звука «Мамулечка» и упражнение на 5 звуков «Мамочка моя».

А теперь сыграем упражнение- попевку «Бантики», будем его играть разными комбинациями аппликатуры. А давай теперь его попробуем сыграть одновременно двумя руками в октаву?

Еще вспомним упражнение – песенку «У кота Воркота».

« У Кота Воркота колыбелька хороша,

Я Коту Воркоту тихо песенку спою.

Баю –бай , баю-бай

Поскорее засыпай»

Это упражнение мы играем на трех клавишах черных и белых поочередно.

Теперь пришла пора поиграть этюды. У нас их 2. Вначале сыграй, пожалуйста, этюд А.Жилинского. В этом этюде руки играют поочередно легато по 4 звука. Необходимо не только услышать как каждый пальчик плавно передает звук следующему, но и как одна рука передает звук другой.

Сыграй теперь этюд И. Берковича, он более сложный, потому что легато играют все 5 пальцев, причем в движении наверх и вниз. Обрати внимание, что кисть немного разворачивается к 5 пальцу, 5 пальчик должен хорошо опираться на подушечку и никоим образом не прогибается в фаланге. В этом этюде мы слышим сочетание 2х штрихов. Каких? Правильно, легато и стаккато.

Давай теперь сыграем плавную, медленную пьесу. Это народная песня «Ой ты, дивчина». Это одноголосная пьеса, мелодия тут плавно переходит из руки в руку, а руки играют легато по 3 звука. Давай обратим внимание на то, что первый звук мы берем с опорой, рука берет дыхание и помогает пальчику погрузиться в клавишу. Затем слушаем, как каждый палец передает звук следующему. Вторая фраза в этой пьесе наиболее яркая по динамике, это кульминация. А третью фразу, которая является повторением второй, сыграем тише, успокоившись. В этой пьесе есть слова:

«-Что призадумалась, девица красная, частые слезы роняешь из глаз?

– Ох, боязно, батюшка, милая матушка, к людям чужим уходить мне от вас (2 раза)»

Павел, ты молодец, хорошо освоил данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справился со всеми задачами и заданиями этого урока. Научиться качественно играть легато – это длинный путь, но начало к освоению этого штриха нами положено.

Домашнее задание: Продолжай повторять пройденный материал, не забывай об упражнениях, доучивай все пьесы, которые есть в твоем репертуаре.

 

 

 

 

Литература:

 

  1. О. Геталова, Н. Визная « В музыку с радостью»
  2. Л. Баренбойм. «Путь к музицированию»
  3. И. Королькова. «Хочу стать пианистом»
  4. Е. Тимакин «Воспитание пианиста»
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram