Открытый урок с учащимися класса специального фортепиано на тему:
«Выступление – стресс или радость? Важные шаги к успеху»
преподавателя МАУДО «ДШИ г.Белоярский» Хутинаевой Е.А.
Тема урока выбрана не случайно. Не раз мы поднимали этот вопрос на семинарах о публичных выступлениях, остро стоит он и во время обсуждений на академических концертах, зачетах, конкурсах. Как правило, мы обговаривали эту тему в ключе преодоления волнения непосредственно перед выступлением.
Но сегодня нам с ребятами хотелось бы осветить ее гораздо шире – ведь до выступления мы с учеником проходим долгий путь, и работа эта включает в себя множество аспектов. Именно эти важные шаги призваны сделать итоговое выступление удовольствием, сделать минимальной его стрессовую составляющую.
При подготовке к уроку я составила для всех ребят моего класса (12 чел.) анкету из двух частей. Вариантов ответов можно было выбрать несколько. Результаты:
Когда я выхожу на сцену, я:
- Хочу похвалиться своими достижениями 1
- Хочу не подвести педагога 10
- Хочу получить хорошую оценку 3
- Хочу преодолевать себя 8
- Хочу показать публике красивое произведение 10
- Хочу порадовать родителей 8
- Другое: –
Для меня выступление – это:
- Стресс –
- Радость (праздник) 2
- И то, и другое (полезный адреналин) 10
- Другое: –
Итоги в целом меня порадовали. Наверное, это означает, что движемся мы в правильном направлении.
Что же создает гарантию прочности выученного материала?
Разумеется, начинается все с выбора программы. От цели зависит и сложность, и объем (зачет/академ – с позиции пользы, для конкурса – для более яркого проявления индивидуальности). Выбирая материал, играя, я как бы «примеряю» его в том числе и к рукам ученика, и к его интеллектуальным способностям. Важен хороший яркий показ! (Даже если это гаммовый комплекс). Концертное произведение можно послушать также в записи/видео. Обязательно вместе сразу обговариваем образ, обзорно ввожу в эпоху, сообщаю пока общие моменты о личности автора.
Быстрый рациональный разбор начинаем с деления на части, обозначаем в нотах более мелкие разделы, партии, еще более мелкие цифры, которые в процессе работы сослужат нам добрую службу. В детальной работе появятся и галочки, разделяющие мотивы или фразы. Также это поможет мне конкретизировать работу в классе, а особенно – четко прописывать домашнее задание в дневнике – такая-то цифра: по 3 раза отдельно левой и правой, 5 раз вместе (практически сразу соединяем руки)/такими-то штрихами/в виде аккордов и т.д. При подготовке непосредственно к выступлению эти же деления станут «аварийными точками»/«якорями», которых мы как раз коснемся в работе с ребятами сегодня.
Требую жесткой аппликатурной дисциплины! Объясняю логичность той или иной аппликатуры, иногда что-то меняем (сразу «примеряем» конечный темп для нее, как и для педали, от которой зависит фразировка).
Термин «генеральная уборка» мои ученики тоже прекрасно знают. Она потребует и на конечном этапе возвращения к тому, о чем я сказала выше (например, бывает, дети неосознанно меняют аппликатуру).
Те, кто заходили в наш класс наверняка обращали внимание на стенд, в кармашках которого всегда «под рукой» находится цветной словарь эстетических эмоций. Обращаемся к нему, когда сложно охарактеризовать, а затем и окрасить интонационно тот или иной мотив, гармонию. Тогда слово «интонирование» становится не пустым звуком. Вообще, образное представление – это незаменимый помощник даже в запоминании текста!
Именно с этого мы и начнем практическую часть нашего урока. С каждым из 5-ти учеников покажем лишь некоторые способы работы.
Просьба зрителей принять участие, иногда создавая отвлекающие факторы, что является одним из способов подготовки к будущим выступлениям – неожиданные звуковые помехи, выключение света и т.п.
- Ученица 5 кл. Серафима М.
И.Парфенов (1928-2018) «Проводы русской зимы». Цикл написан в подражание Чайковскому (предварительно слушали Масленицу из Времен года)
Вопрос к ученице: образы (примерный ответ ученицы: картина нар.праздника: скоморохи с балалайками, гармошками, бубнами, лошади с бубенцами, кубарем с горы, недовольство Мороза, что его побеспокоили праздником; встреча Мороза с Весной, теплые лучи, капель)
Фактура исходит из этих образов (взаимосвязь при разборе и запоминании), «говорящие» интонации.
Исполнение целиком (объяснить публике стадию работы над пьесой)
ПОКАЗ УЧЕНИЦЫ: в 1 части – с разных «аварийных точек» вразброс, исходя из образов – тройка лошадей, гармошка с балалайкой, Мороз ворчит, в 3 ч.- с Коды, кубарем с горы.
ПОКАЗ: Способ игры ученицы в диалоге с педагогом – 2 такта ученица, следующие 2 такта – педагог и т.д., не прерывая общего движения и темпа. Аналогично, чередуя по одному такту.
Полезно играть с техническим запасом, чтобы выступление на сцене не проходило на пределе возможностей. Исполнение ученицей фрагмента в более подвижном темпе.
——————————————————————————————————–
В начальных классах изучение гаммового комплекса порой представляет непростую задачу. Опять же на помощь приходит выдумка! Всегда прошу представлять каждый вид, как маленькую пьесу (подсказывают дети: гамма у малышей – марш солдатиков, у старших – быстрый поток; аккорды – колокола, арпеджио – море с волнами, хроматическая – вьюга, полет шмеля).
Сегодня мы немного коснемся арпеджио – наиболее проблематичного в изучении. Здесь, как правило, возникают сложности с запоминанием аппликатуры, порой даже путаются устойчивые ступени, не усваивается верный технический прием с нужными ротационными движениями. Процесс затягивается, в итоге – технической реальной пользы это упражнение не приносит. Покажем рациональный способ, с помощью которого в будущем приобретется уверенность на зачете.
2.Ученица 3 кл. Екатерина Б.
Арпеджио в фа мажоре – этапы
Вопрос: для чего необходим этот вид упражнений? (примерный ответ ученицы – гибкость в запястьях, растяжка между пальцами). Показ педагогом фрагмента Сонаты Гайдна с арпеджиообразными пассажами.
В 1 полугодии учили апреджио отдельно каждой рукой, во 2-м – сразу двумя в целях экономии времени, но этапы те же.
ПОКАЗ С УЧЕНИЦЕЙ : каждое звено двумя руками вверх и вниз, проговаривая парную аппликатуру (3-и пальцы, 4-е, разные), поднимаясь по обращениям. На первых уроках у самой ученицы родилось сравнение разных ротационных движений в запястьях со смайликами – от 1 пальца при движении вверх запястье делает движение в форме улыбки, а от 5 пальца при движении вверх – грустного смайлика. Также прорабатываем каждое звено вниз-вверх при общем движении вниз. Это может занять в работе даже два урока, но не стоит бояться потерять на это время.
Затем соединяем звенья в цепочку вверх, с разделением лиг между звеньями. Также вниз.
В итоге – в общую цепочку, соединяя легато.
3.Ученик 6 кл. Владислав К.
Ф.Кулау (1786-1832) Соната фа мажор 1 ч.
Вопросы к ученику:
– с каким литературным жанром мы обычно сравниваем форму сонаты? (повесть). Разделы? (экспозиция, разработка, реприза)
– какие трудности возникают при игре крупной формы? (Сделать исполнение интересным, разнообразным, оркестровым при его большом объеме, выдержать единый темп, не потерять текст в структуре, не спутать тональности)
– какой образ в целом и в деталях? (парадный бравый вход гусар в город и вытекающие отсюда последствия: кавалерия, сентиментальные барышни, танцевальность)
Исполнение целиком (объяснить публике стадию работы над произведением).
ПОКАЗ УЧЕНИКА: сопоставление партий (главная, связующая, побочная, заключительная) – «аварийным точкам»/ «якорям» помогают образы, «инструментовка», тональности.
Зрительная и слуховая память помогают восприятию и запоминанию. Даже при выученности наизусть постоянно обращаемся к нотам.
ПОКАЗ: играет педагог – ученик на слух называет часть, партию, тональность, показывает в нотах этот фрагмент.
————————————————————————————————-
4.Ученица 5 кл. София К.
Пахельбель (1653-1706) Чакона фа минор
Вопрос: – какая эпоха, черты? (барокко; пышность, вычурность, обилие декора)
– каков этот танец? (умеренный, с небольшими галантными подскоками)
-форма Чаконы? (полифонические вариации)
– с какими сложностями столкнулись и что может стать помехой исполнения на сцене? (единство темпа, ровность ритма, в том числе в мелизмах)
Исполнение целиком (объяснить публике стадию работы над произведением)
ПОКАЗ С УЧЕНИЦЕЙ: разделы с мелким ритмическим рисунком, с мелизмами отрабатываем с метрономом, добиваясь ровности звучание, хорошей артикуляции. Рабочий темп – 8-я = 116, итоговый 8-я = 140 – по голосам и вместе.
Данный способ поможет работать «внутреннему метроному» на итоговом выступлении на сцене.
———————————————————————————————
5.Ученица 5 кл. Софья Д.
Бах 3-хгол. Инвенция до минор
Лист Юношеский Этюд соч.1 №4 ре минор
Стадия – несколько дней до конкурса. Концертный наряд, который уже опробован на репетиции и на первом обыгрывании.
Вопрос: – проговорить свою установку.
Примерный ответ ученицы:
1.Бах. Образ – спокойная великодушная беседа в мерно плывущей лодке на религиозные темы – о жизни Христа, его судьбе. Темп с движением, соединения голосов и сплетения мотивов плавные.
Отключение от Баха. Взбодрить пальцы. При необходимости протереть ладони платком.
2.Лсит. Образ стремительного всадника, преодолевающего препятствия, встречающего на своем пути высокие горы, водопады. Быстрота мышления, концентрация внимания, длинная линия, чистота исполнения
Исполнение программы целиком.
Вопрос: – анализ своего исполнения.
Также хочется затронуть некоторые используемые нами способы, оставшиеся за кадром на открытом уроке. Ученики напоминают:
- Игра с закрытыми глазами или в темноте (обострить тактильные ощущения);
- Учимся играть, искусственно создавая волнение (приседания, прыжки, бег перед этим);
- Видеозапись своего исполнения («служебная запись») + анализ выхода на сцену, исполнения, перестройки между пьесами и т.д.;
- Тренировка выносливости – играть 2-3 раза подряд программу (пьесу, гамму, этюд);
- Перед выходом на сцену круговые взмахи руками снимут зажатость; массаж пальцев, ладоней, если холодные, при потливости – обработка спиртовым спреем заранее.
УСТАНОВКА психологическая для каждого ученика своя – кому-то необходима похвала, чтобы придать уверенности, другого нужно призвать к ответственности, кого-то – даже немного разозлить. Но общее для всех – на сцене работать на совесть, не выключать «навигатор» в голове.
Считаю огромным подспорьем и залогом успешных выступлений детей заблаговременную информированность родителей. На родительских собраниях в конце каждой четверти объявляю график на следующую четверть, дополнительно за три недели до выступления напоминаю о дате.
Кроме того, многолетней традицией в моем классе стали такие собрания 4 раза в год с концертом класса, где ребята обыгрывают свою программу перед экзаменом, зачетом или конкурсом.
В заключении хочу пожелать всем нам плодотворной увлекательной работы в классе для того, чтобы выступление каждого ученика приносило нам обоюдное удовлетворение, а мотивация выступать росла вместе с ребенком от желания выйти в красивом платье до взрослых побуждений настоящего музыканта, которые очень хорошо сформулировала замечательная пианистка Екатерина Мечетина: «Я выхожу на сцену, чтобы сыграть музыку, которую я люблю, которую я считаю прекрасной. Мне кажется, я смогла найти в ней что-то близкое и созвучное, и этими открытиями я хочу поделиться со своими слушателями. Эта музыка не может явиться на свет без исполнения, и я как исполнитель чувствую ответственность и перед ее автором, и перед слушателями за то, чтобы воплотить эту музыку в неискаженном виде, вложив все свои умения и чувства. Мне важно, чтобы случайности, сиюминутности, неизбежные в живом исполнении, не помешали бы мне донести идею, эмоцию и детали авторского, и моего собственного замысла. Я не ставлю свое исполнительское эго впереди личности автора, но и не обезличиваю себя в исполнении. Моя главная цель – чтобы вы, слушатели, полюбили эту музыку и услышали бы в ней то, что тронет ваши сердца»