Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 3» —
«Детская музыкальная школа посёлок Рудничный»
Открытый урок
«Работа над элементами гитарной техники
на примере произведения
Маттео Каркасси «Вариации D-dur»
Выполнила:
Акуличева А.А.
Преподаватель 1 категории
по классу гитары
План открытого урока
Общие сведения:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока: повысить уровень качества исполнения отдельных элементов гитарной техники учащегося.
Урок проведен с учащийся 5 класса Халиуллиной Софией.
Задачи:
- Образовательная: научить слышать и исполнять музыкальные произведения, применяя элементы гитарной техники.
- Развивающая: развитие технических навыков при исполнении музыкальных произведений.
- Воспитательная: формирование интереса к данному виду работы.
Методы обучения:
Словесный, наглядно-слуховой, практический, объяснительно-иллюстрированный.
Материально-техническое оснащение:
Стул по высоте учащегося, подставка под ногу, пюпитр, две гитары, ноутбук, диск с записью произведения М. Каркасси «Вариации», нотный материал.
План:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Список литературы
Приложения
Содержание урока:
Вводная часть.
Первый этап. Организационный:
— взаимное приветствие;
— проверка рабочего места, посадки ученика, нотного материала;
— сообщение темы урока.
Тема урока – «Работа над элементами гитарной техники на примере произведения Маттео Каркасси «Вариации D-dur».
Воплощение художественного образа произведения возможно при хорошей музыкально-технической подготовке исполнителя. В свою очередь, музыкально-техническое развитие обуславливается умением правильного исполнения различных элементов игровой техники, к которым относятся: ориентация на грифе и струнах; контроль тонуса напряжения мышц в пульсирующем («актив-пассив») или активном динамическом состоянии; разнообразном виде контактирования со струнами; формы движения рук (звукоизвлечение); акцентуация; штрихи; координация движений в различных видах; слухо-моторное опережение; сосредоточенность, стойкость и многоплановость внимания; психотехника.[1]
К более конкретным видом исполнения гитарной техники относятся: тирандо, апояндо, арепджио, аккорды, игра интервалов, аккордов, тремоло и др. Работа над конкретными элементами гитарной техники даёт возможность качественного исполнения музыкального произведения в целом.
Второй этап. Подготовка игрового аппарата учащегося.
Для проведения урока, необходимо подготовить игровой аппарат учащегося.
Игра гаммы G-dur (legato, staccato, non legato, дуоли, триоли, квартоли, 1:2, 1:3, 1:4, 2:3, 2:4, пунктирный ритм, игра гаммы на vibrato), игра упражнений: 1, 2, 3, 4, 5 Восходящее легато, 7 Триоль. Восходящее легато, 8 Квартоль. Восходящее легато, 14, 15 арпеджио А. Карлеваро[2].
В процессе игры необходим музыкально-слуховой контроль, необходимый для достижения качественного звучания: ровность длительностей, динамика, акцентирование нот.
Параллельно с исполнением гамм. Упражнений учащийся отвечает на вопросы:
Что такое штрих, обозначение штрихов.
Что такое группировка, виды группировок.
Что такое динамик, фразировка.
Третий этап. Проверка домашнего задания:
— устное повторение домашнего задания: выполнять аппликатурные требования, безостановочная игра произведения целиком наизусть;
— игра учащимся произведения М. Каркасси «Вариации»;
— устный разбор с учеником о возникших трудностях при исполнении: что получилось, что не получилось исполнить правильно, причины;
Основная часть:
— устный разбор произведения;
— постановка конкретных задач;
— выполнение поставленных задач.
Прослушивание произведение М. Каркасс «Вариации».
Произведение М. Каркасси «Вариации» написано в тональности D-dur, состоит из темы, двух вариаций, коды. Первая часть (тема) написана интервалами, аккордами, в основном, четвертными длительностями. Первая вариация исполняется восьмыми триолями, вторая вариация и кода – шестнадцатыми длительностями. Необходимо обратить внимание учащегося на пропорциональное уменьшение длительностей в каждой части, и необходимости брать начальный темп удобный для исполнения последней части. Форма темы – двухчастная репризная.
Тема произведения написана интервалами, аккордами. При исполнении интервалов необходимо соблюдать точную аппликатуру. Терции исполняются пальцами i-m, так как интервалы находятся во второй октаве (такты 7, 9-12). При исполнении цепочки терций необходимо слышать каждый отдельный интервал. Нельзя «терять» звуки. Необходимо вести мелодии к кульминации того или иного мотива, фразы.
Игра октав исполняется следующей аппликатурой:
Это обуславливается тем, что ведётся линия баса. Линия баса исполняется пальцем p и должна быть звучнее, чем остальные голоса, так как является гармонической основой.
При исполнении аккордов основная нагрузка ложится на правую руку. Пальцы должны двигаться согласованно, чтобы исполняемый аккорд получился полнозвучным. Кисть должна быть расслаблена. После звукоизвлечения пальцы возвращаются в исходное положение.
Основным штрихом в первой части является штрих legato. Прерывается данный штрих только в конце фраз (такты 2,4,6,8 и т.д.).
Обозначить кульминацию каждой фразы.
Задача 1. Исполнить 1 период темы применяя правильную аппликатуру, штрих, делать фразировку, слушать голосоведение.
Задача 2. Исполнить 2 период темы применяя правильную аппликатуру, штрих, делать фразировку, слушать голосоведение. Обратить внимание на репризу (изменение в динамике).
Задача 2. Обозначить кульминацию всей темы (первой части).
Задача 3. Отдельно пройти места с аккордами, терциями, обращая внимание на исполнение каждого звука.
Задача 4. Исполнить полностью всю часть, учитывая все требования.
Вариация 1 сочетает в себе гаммообразное движение и элементов арпеджио. Такты 17,18 играются tirando, так как ведётся линия баса. При одновременном исполнении двух голосов делаем выбор в пользу tirando. В тактах 19, 20 бас исполняется приемом apoyando. Бас даёт опору следующим мотивам, в такте 20 басовая линия проходит на f, поэтому apoyando здесь более уместен, так как звучит более полнозвучно.
Задача 5. Исполнить 1 период вариации 1 обращая внимание на звукоизвлечение, динамику.
Задача 6. Исполнить 2 период вариации 1 с теми же требованиями.
Задача 7. Исполнить вариацию 1 обращая внимание на все требования. Обратить внимание ученика на форму вариации. Простая двухчастная репризная. Соответственно, имеет ту же кульминацию, что и Тема.
Каждая поставленная задача иллюстрируется преподавателем. В процессе игры ученика необходимо следить за свободой игрового аппарата.
Заключительная часть:
— закрепление, обобщение пройденного материала;
— постановка задач для домашнего занятия.
Итогом урока является исполнение всего произведения с выполнением поставленных задач, которые также применяются к вариации 2, коде.
Полученные знания на уроке, методы проучивания отдельных моментов должны применяться учащимся при самостоятельных занятиях. Это даёт возможность быстрее осваивать новый репертуар.
ЛИТЕРАТУРА
- «Как научить играть на гитаре». Сост. В.А. Кузнецов. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – 200 с., ил. – (Серия «Мастер-класс»).
- «Школа радости». Пособие по обучению игре на шестиструнной гитаре 4-6 годы обучения. Сост. Л. Иванова. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2018. -64 с.
- Кузин Ю. «CIYIUS ALTIUS FORTIUS На пути к гитарному Олимпу. Посвящение совершенству» / Под ред. В.Ф. Калёнова. Учебное издание. – Новосибирск, «Классик-А», 2012. – 74 с.
- Н.П. Михайленко «Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Часть 2». – Киев, 2003. — 248 с.
[1] Н.П. Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Часть 2», стр. 20.
[2] Ю. Кузин «На пути к гитарному Олимпу», стр. 9, 10, 13.