Открытый урок
преподавателя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1»
муниципального образования город-курорт Анапа
Акимовой Ирины Наумовны
Тема: Музыкально – художественное видение. Работа над художественным восприятием музыки начинающего пианиста.
Цель: Научить маленького пианиста художественному видению, яркому, выразительному исполнению музыкального произведения.
Задачи: Использовать различные средства выразительности: цветовое восприятие звука, образные сравнения, глубокое проникновение в содержание музыкального произведения, творческий подход.
План урока.
- О цветовом восприятии музыки.
- О связи уроков ИЗО с обучением игре на фортепиано.
- План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.
- Исполнение музыкальных произведений с показом отдельных фрагментов и пояснением учениками младших классов.
- Заключение. Вывод.
Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает в нас чувства которые владели художником, создает определенное настроение. Достигается это особыми выразительными приемами, свойственными живописи. Прежде всего рисунком и цветом – их певучесть и звучность, их гармония образует согласный аккорд. Линии и краски создают определенный ритм, подобный музыкальному. Нужна особая тонкость работы с цветом, какая сродни нюансам, оттенкам, достигаемым композиторами и исполнителями музыкальных произведений.
Говоря о художественном восприятии музыки нельзя не сказать о цвете. Цветным слухом обладали многие композиторы – Р. Вагнер, К. Дебюсси, Н. Римский – Корсаков, Асафьев, С. Скрябин. Но даже их восприятие музыки редко совпадала с цветом, то есть, это глубоко индивидуальная особенность. Но когда мы слушаем хорошую музыку, в нашем воображении возникают картины, мимолетные образы. Музыка становиться для нас «зримой» появляется желание раскрасить ее в разные тона и цвета, ведь выразительные особенности цвета усиливают, обостряют наслаждение прекрасным.
Занимаясь ИЗО с детьми 4,5,6 лет на отделении раннего эстетического развития, и одновременно обучая их игре на фортепиано, я поняла, на сколько интересен, а иногда даже необходим может быть синтез этих двух понятий.
Знакомлю детей на уроке ИЗО с понятиями свет и тень, объем. В качестве натуры показываю небольшой мячик красного цвета. Вместе нашли источник света, а определить, как ложиться тень на предмет не смогли. Тогда на доске я нарисовала мелком знак < зная, что все дети в группе обучаются игре на фортепиано. Замечаю интерес в глазах, ведь с этим знаком они встречаются на уроке фортепиано и могут все воспроизвести в звуке. Я снова возвращаюсь к мячику и по аналогии с «crescendo» спрашиваю: «Где самый тихий, самый светлый цвет?». Дальше малыши уже сами определяют, что цвет постепенно становится более громким и ярким.
Также знакомые сравнения можно использовать и на уроках фортепиано. Например: ученик исполняет произведение, дробит его на части. Тогда я предлагаю ему вспомнить о том, как мы рисовали с натуры и уже с построения стремились охватить все предметы, а не прорисовывать определенную линию или деталь.
Если фразы играются не достаточно выразительно, плоским звуком, то можно сравнить ее с нарисованной на уроке ИЗО бабочкой, но только с потертыми или мокрыми крылышками.
При исполнении пьесы, чтобы не распадалась форма и сохранялось содержание, показываю пейзаж, нарисованный самим ребенком. Порядок выполнения рисунка: фон – земля – деревья.
– пьеса которую ты играешь, тоже трехчастная. Мы смотрим на твой рисунок и воспринимаем его, как единое целое. Попробуй звуками нарисовать такую же картинку.
То есть ребенку, в возрасте от 4 до 7 лет, чтобы музыкально развиваться, необходимы доступные, знакомые сравнения. Если ребенок не слышит, ему надо увидеть, если не ощущает потрогать, если не видит – подключить воображение.
План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.
- Показ. Определение характера музыкального произведения.
- Разбор текста. Определение формы, характера основных компонентов музыкальной ткани – особенности мелодий, сопровождения, голосоведения, тональных отклонений, кульминаций.
- Фразировка. Определение цветовых ощущений звука.
- Рассказ, сказка, история, стихотворение.
- Рисунок соответствующий художественному образу музыкального произведения.
- Исполнение.
Ученица 1 класса Лизи А. работает над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы».
Это яркая, программная миниатюра, полезная для развития гармонического мышления. Здесь художественная и творческая задачи заключены в самой гармонической ткани произведения, которая расслаивается на бас, гармонию и мелодию. Для каждого слоя музыкальной ткани необходима своя окраска звука.
В трогательной мелодии пьесы слышаться как бы стоны, мольба, а в паузах – болезненная прерывистость дыхания. Необходимо почувствовать связную линию фразы не смотря на паузы. Мелодию Лиза ощущает в сером цвете.
Половинные ноты нижнего голоса тоже связываются в одну непрерывную линию – синий цвет.
Ноты заполняющие гармонию, берутся более мягкими пальцами на подъеме кисти – голубой цвет.
При перемещении мелодии в нижний регистр у Лизы меняются цветовые ощущения – серо – синий цвет
Наиболее яркий, напряженно звучащий, средний эпизод пьесы – кульминация. Драматизм этого эпизода передан нарастанием динамической волны к мелодической вершине (звук си-бемоль), с последующим удержанием динамической напряженности (фиолето – лиловый) (такты с 7 по 21). Вплоть до коды следует разрядка напряжения (такты с 26 по 34) – постепенный переход от лилового к голубому.
В ходе слышится отдаленным отголосок прошедших переживаний – синий.
Придуманная Лизой история: «девочка все лето играла с куклой, а затем она ей надоела и девочка забросила куклу в чулан. Осенью, вспомнив про куклу, девочка обнаружила, что ее погрызла мышка. Девочка горько заплакала, ей стало стыдно и она принялась лечить.
Цветовые ощущения помогли Лизе найти необходимую окраску звука всех слоев музыкальной ткани этого произведения. Слышать, как гармоническую вертикаль, так и горизонтальное строение каждой фразы, найти необходимые для этого игровые движения. Точно расставленные кульминации сохранили форму. А придуманный Лизой рассказ и рисунок, позволили ей более глубоко проникнуть в содержание, характер пьесы.
Дима К. 6 лет играет Шумана «Солдатский марш».
I часть изложенная восьмыми длительностями по мнению Димы имеет ярка-красную окраску звука.
Во II части мелодия переходит в более низкий регистр и в первых двух тактах четырехтактного построения появляются четверти, по цвету напоминающий шоколад.
История, придуманная Димой6 «Мальчик играл оловянными солдатиками, а потом ушел. Солдатики решили продолжить игру без него. Важный генерал стал отдавать приказы, но у солдатиков никак не получалось четко выполнять команду. Когда генерал скомандовал еще громче, его подчиненные собрались и построились ровно»
Благодаря проделанной работе, Дима смог понять жанр марша с характерной спецификой ритма. Овладеть пианистическим приемом – соединением четкого броска обеих рук на пунктирные звуки начала фраз, с последующими острыми движениями на восьмых нотах.
Цветовое восприятие звука и придуманный Димой музыкальный образ, позволили ему добиться и ритмической строгости и яркого музыкального исполнения этой пьесы.
Когда не помогают словестные объяснения, тактильные ощущения, мы говорим о цвете звука. Это помогает найти нужное прикосновение, необходимую глубину звука. Рисунок и придуманная ребенком история к исполняемому произведению, развивают его воображение, фантазию. Малыша начинает увлекать сам процесс работы. Легче преодолеваются и музыкально – звуковые и ритмические сложности, поддерживается интерес к занятиям музыкой.