Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7. МЫ РАБОТАЕМ ВСЕ ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.

Открытый урок преподавателя МБУДО ДМШ № 1 г-к Анапа Акимовой Ирины Наумовны по теме: Музыкально – художественное видение. Работа над художественным восприятием музыки начинающего пианиста.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Открытый урок

преподавателя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1»

муниципального образования город-курорт Анапа

Акимовой Ирины Наумовны

Тема: Музыкально – художественное видение. Работа над художественным восприятием музыки начинающего пианиста.

Цель: Научить маленького пианиста художественному видению, яркому, выразительному исполнению музыкального произведения.

Задачи: Использовать различные средства выразительности: цветовое восприятие звука, образные сравнения, глубокое проникновение в содержание музыкального произведения, творческий подход.

План урока.

  1. О цветовом восприятии музыки.
  2. О связи уроков ИЗО с обучением игре на фортепиано.
  3. План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.
  4. Исполнение музыкальных произведений с показом отдельных фрагментов и пояснением учениками младших классов.
  5. Заключение. Вывод.

Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает в нас чувства которые владели художником, создает определенное настроение. Достигается это особыми выразительными приемами, свойственными живописи. Прежде всего рисунком и цветом – их певучесть и звучность, их гармония образует согласный аккорд. Линии и краски создают определенный ритм, подобный музыкальному. Нужна особая тонкость работы с цветом, какая сродни нюансам, оттенкам, достигаемым композиторами и исполнителями музыкальных произведений.

Говоря о художественном восприятии музыки нельзя не сказать о цвете. Цветным слухом обладали многие композиторы – Р. Вагнер, К. Дебюсси, Н. Римский – Корсаков, Асафьев, С. Скрябин. Но даже их восприятие музыки редко совпадала с цветом, то есть, это глубоко индивидуальная особенность. Но когда мы слушаем хорошую музыку, в нашем воображении возникают картины, мимолетные образы. Музыка становиться для нас «зримой» появляется желание раскрасить ее в разные тона и цвета, ведь выразительные особенности цвета усиливают, обостряют наслаждение прекрасным.

Занимаясь ИЗО с детьми 4,5,6 лет на отделении раннего эстетического развития, и одновременно обучая их игре на фортепиано, я поняла, на сколько интересен, а иногда даже необходим может быть синтез этих двух понятий.

Знакомлю детей на уроке ИЗО с понятиями свет и тень, объем. В качестве натуры показываю небольшой мячик красного цвета. Вместе нашли источник света, а определить, как ложиться тень на предмет не смогли. Тогда на доске я нарисовала мелком знак < зная, что все дети в группе обучаются игре на фортепиано. Замечаю интерес в глазах, ведь с этим знаком они встречаются на уроке фортепиано и могут все воспроизвести в звуке. Я снова возвращаюсь к мячику и по аналогии с «crescendo» спрашиваю: «Где самый тихий, самый светлый цвет?». Дальше малыши уже сами определяют, что цвет постепенно становится более громким и ярким.

Также знакомые сравнения можно использовать и на уроках фортепиано. Например: ученик исполняет произведение, дробит его на части. Тогда я предлагаю ему вспомнить о том, как мы рисовали с натуры и уже с построения стремились охватить все предметы, а не прорисовывать определенную линию или деталь.

Если фразы играются не достаточно выразительно, плоским звуком, то можно сравнить ее с нарисованной на уроке ИЗО бабочкой, но только с потертыми или мокрыми крылышками.

При  исполнении пьесы, чтобы не распадалась форма и сохранялось содержание, показываю пейзаж, нарисованный самим ребенком. Порядок выполнения рисунка: фон – земля – деревья.

— пьеса которую ты играешь, тоже трехчастная. Мы смотрим на твой рисунок и воспринимаем его, как единое целое. Попробуй звуками нарисовать такую же картинку.

То есть ребенку, в возрасте от 4 до 7 лет, чтобы музыкально развиваться, необходимы доступные, знакомые сравнения. Если ребенок не слышит, ему надо увидеть, если не ощущает потрогать, если не видит – подключить воображение.

План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.

  1. Показ. Определение характера музыкального произведения.
  2. Разбор текста. Определение формы, характера основных компонентов музыкальной ткани – особенности мелодий, сопровождения, голосоведения, тональных отклонений, кульминаций.
  3. Фразировка. Определение цветовых ощущений звука.
  4. Рассказ, сказка, история, стихотворение.
  5. Рисунок соответствующий художественному образу музыкального произведения.
  6. Исполнение.

Ученица 1 класса Лизи А. работает над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы».

Это яркая, программная миниатюра, полезная для развития гармонического мышления. Здесь художественная и творческая задачи заключены в самой гармонической ткани произведения, которая расслаивается на бас, гармонию и мелодию. Для каждого слоя музыкальной ткани необходима своя окраска звука.

В трогательной мелодии пьесы слышаться как бы стоны, мольба, а в паузах – болезненная прерывистость дыхания. Необходимо почувствовать связную линию фразы не смотря на паузы. Мелодию Лиза ощущает в сером цвете.

Половинные ноты нижнего голоса тоже связываются в одну непрерывную линию – синий цвет.

Ноты заполняющие гармонию, берутся более мягкими пальцами на подъеме кисти – голубой цвет.

При перемещении мелодии в нижний регистр у Лизы меняются цветовые ощущения – серо – синий цвет

 

Наиболее яркий, напряженно звучащий, средний эпизод пьесы – кульминация. Драматизм этого эпизода передан нарастанием динамической волны к мелодической вершине (звук си-бемоль), с последующим удержанием динамической напряженности (фиолето – лиловый) (такты с 7 по 21). Вплоть до коды следует разрядка напряжения (такты с 26 по 34) – постепенный переход от лилового к голубому.

В ходе слышится отдаленным отголосок прошедших переживаний – синий.

Придуманная Лизой история: «девочка все лето играла с куклой, а затем она ей надоела и девочка забросила куклу в чулан. Осенью, вспомнив про куклу, девочка обнаружила, что ее погрызла мышка. Девочка горько заплакала, ей стало стыдно и она принялась лечить.

 

Цветовые ощущения помогли Лизе найти необходимую окраску звука всех слоев музыкальной ткани этого произведения. Слышать, как гармоническую вертикаль, так и горизонтальное строение каждой фразы, найти необходимые для этого игровые движения. Точно расставленные кульминации сохранили форму. А придуманный Лизой рассказ и рисунок, позволили ей более глубоко проникнуть в содержание, характер пьесы.

Дима К. 6 лет играет Шумана «Солдатский марш».

I часть изложенная восьмыми длительностями по мнению Димы имеет ярка-красную окраску звука.

 

Во II части мелодия переходит в более низкий регистр и в первых двух тактах четырехтактного построения появляются четверти, по цвету напоминающий шоколад.

 

История, придуманная Димой6 «Мальчик играл оловянными солдатиками, а потом ушел. Солдатики решили продолжить игру без него. Важный генерал стал отдавать приказы, но у солдатиков никак не получалось четко выполнять команду. Когда генерал скомандовал еще громче, его подчиненные собрались и построились ровно»

Благодаря проделанной работе, Дима смог понять жанр марша с характерной спецификой ритма. Овладеть пианистическим приемом – соединением четкого броска обеих рук на пунктирные звуки начала фраз, с последующими острыми движениями на восьмых нотах.

Цветовое восприятие звука и придуманный Димой музыкальный образ, позволили ему добиться и ритмической строгости и яркого музыкального исполнения этой пьесы.

Когда не помогают словестные объяснения, тактильные ощущения, мы говорим о цвете звука. Это помогает найти нужное прикосновение, необходимую глубину звука. Рисунок и придуманная ребенком история к исполняемому произведению, развивают его воображение, фантазию. Малыша начинает увлекать сам процесс работы. Легче преодолеваются и музыкально – звуковые и ритмические сложности, поддерживается интерес к занятиям музыкой.

 

QR Code