header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок преподавателя МБУДО ДМШ № 1 г-к Анапа Акимовой Ирины Наумовны по теме: Музыкально – художественное видение. Работа над художественным восприятием музыки начинающего пианиста.

18 мая, 2022
QR Code

Открытый урок

преподавателя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1»

муниципального образования город-курорт Анапа

Акимовой Ирины Наумовны

Тема: Музыкально – художественное видение. Работа над художественным восприятием музыки начинающего пианиста.

Цель: Научить маленького пианиста художественному видению, яркому, выразительному исполнению музыкального произведения.

Задачи: Использовать различные средства выразительности: цветовое восприятие звука, образные сравнения, глубокое проникновение в содержание музыкального произведения, творческий подход.

План урока.

  1. О цветовом восприятии музыки.
  2. О связи уроков ИЗО с обучением игре на фортепиано.
  3. План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.
  4. Исполнение музыкальных произведений с показом отдельных фрагментов и пояснением учениками младших классов.
  5. Заключение. Вывод.

Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает в нас чувства которые владели художником, создает определенное настроение. Достигается это особыми выразительными приемами, свойственными живописи. Прежде всего рисунком и цветом – их певучесть и звучность, их гармония образует согласный аккорд. Линии и краски создают определенный ритм, подобный музыкальному. Нужна особая тонкость работы с цветом, какая сродни нюансам, оттенкам, достигаемым композиторами и исполнителями музыкальных произведений.

Говоря о художественном восприятии музыки нельзя не сказать о цвете. Цветным слухом обладали многие композиторы – Р. Вагнер, К. Дебюсси, Н. Римский – Корсаков, Асафьев, С. Скрябин. Но даже их восприятие музыки редко совпадала с цветом, то есть, это глубоко индивидуальная особенность. Но когда мы слушаем хорошую музыку, в нашем воображении возникают картины, мимолетные образы. Музыка становиться для нас «зримой» появляется желание раскрасить ее в разные тона и цвета, ведь выразительные особенности цвета усиливают, обостряют наслаждение прекрасным.

Занимаясь ИЗО с детьми 4,5,6 лет на отделении раннего эстетического развития, и одновременно обучая их игре на фортепиано, я поняла, на сколько интересен, а иногда даже необходим может быть синтез этих двух понятий.

Знакомлю детей на уроке ИЗО с понятиями свет и тень, объем. В качестве натуры показываю небольшой мячик красного цвета. Вместе нашли источник света, а определить, как ложиться тень на предмет не смогли. Тогда на доске я нарисовала мелком знак < зная, что все дети в группе обучаются игре на фортепиано. Замечаю интерес в глазах, ведь с этим знаком они встречаются на уроке фортепиано и могут все воспроизвести в звуке. Я снова возвращаюсь к мячику и по аналогии с «crescendo» спрашиваю: «Где самый тихий, самый светлый цвет?». Дальше малыши уже сами определяют, что цвет постепенно становится более громким и ярким.

Также знакомые сравнения можно использовать и на уроках фортепиано. Например: ученик исполняет произведение, дробит его на части. Тогда я предлагаю ему вспомнить о том, как мы рисовали с натуры и уже с построения стремились охватить все предметы, а не прорисовывать определенную линию или деталь.

Если фразы играются не достаточно выразительно, плоским звуком, то можно сравнить ее с нарисованной на уроке ИЗО бабочкой, но только с потертыми или мокрыми крылышками.

При  исполнении пьесы, чтобы не распадалась форма и сохранялось содержание, показываю пейзаж, нарисованный самим ребенком. Порядок выполнения рисунка: фон – земля – деревья.

– пьеса которую ты играешь, тоже трехчастная. Мы смотрим на твой рисунок и воспринимаем его, как единое целое. Попробуй звуками нарисовать такую же картинку.

То есть ребенку, в возрасте от 4 до 7 лет, чтобы музыкально развиваться, необходимы доступные, знакомые сравнения. Если ребенок не слышит, ему надо увидеть, если не ощущает потрогать, если не видит – подключить воображение.

План работы над преодолением музыкально-звуковых трудностей.

  1. Показ. Определение характера музыкального произведения.
  2. Разбор текста. Определение формы, характера основных компонентов музыкальной ткани – особенности мелодий, сопровождения, голосоведения, тональных отклонений, кульминаций.
  3. Фразировка. Определение цветовых ощущений звука.
  4. Рассказ, сказка, история, стихотворение.
  5. Рисунок соответствующий художественному образу музыкального произведения.
  6. Исполнение.

Ученица 1 класса Лизи А. работает над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы».

Это яркая, программная миниатюра, полезная для развития гармонического мышления. Здесь художественная и творческая задачи заключены в самой гармонической ткани произведения, которая расслаивается на бас, гармонию и мелодию. Для каждого слоя музыкальной ткани необходима своя окраска звука.

В трогательной мелодии пьесы слышаться как бы стоны, мольба, а в паузах – болезненная прерывистость дыхания. Необходимо почувствовать связную линию фразы не смотря на паузы. Мелодию Лиза ощущает в сером цвете.

Половинные ноты нижнего голоса тоже связываются в одну непрерывную линию – синий цвет.

Ноты заполняющие гармонию, берутся более мягкими пальцами на подъеме кисти – голубой цвет.

При перемещении мелодии в нижний регистр у Лизы меняются цветовые ощущения – серо – синий цвет

 

Наиболее яркий, напряженно звучащий, средний эпизод пьесы – кульминация. Драматизм этого эпизода передан нарастанием динамической волны к мелодической вершине (звук си-бемоль), с последующим удержанием динамической напряженности (фиолето – лиловый) (такты с 7 по 21). Вплоть до коды следует разрядка напряжения (такты с 26 по 34) – постепенный переход от лилового к голубому.

В ходе слышится отдаленным отголосок прошедших переживаний – синий.

Придуманная Лизой история: «девочка все лето играла с куклой, а затем она ей надоела и девочка забросила куклу в чулан. Осенью, вспомнив про куклу, девочка обнаружила, что ее погрызла мышка. Девочка горько заплакала, ей стало стыдно и она принялась лечить.

 

Цветовые ощущения помогли Лизе найти необходимую окраску звука всех слоев музыкальной ткани этого произведения. Слышать, как гармоническую вертикаль, так и горизонтальное строение каждой фразы, найти необходимые для этого игровые движения. Точно расставленные кульминации сохранили форму. А придуманный Лизой рассказ и рисунок, позволили ей более глубоко проникнуть в содержание, характер пьесы.

Дима К. 6 лет играет Шумана «Солдатский марш».

I часть изложенная восьмыми длительностями по мнению Димы имеет ярка-красную окраску звука.

 

Во II части мелодия переходит в более низкий регистр и в первых двух тактах четырехтактного построения появляются четверти, по цвету напоминающий шоколад.

 

История, придуманная Димой6 «Мальчик играл оловянными солдатиками, а потом ушел. Солдатики решили продолжить игру без него. Важный генерал стал отдавать приказы, но у солдатиков никак не получалось четко выполнять команду. Когда генерал скомандовал еще громче, его подчиненные собрались и построились ровно»

Благодаря проделанной работе, Дима смог понять жанр марша с характерной спецификой ритма. Овладеть пианистическим приемом – соединением четкого броска обеих рук на пунктирные звуки начала фраз, с последующими острыми движениями на восьмых нотах.

Цветовое восприятие звука и придуманный Димой музыкальный образ, позволили ему добиться и ритмической строгости и яркого музыкального исполнения этой пьесы.

Когда не помогают словестные объяснения, тактильные ощущения, мы говорим о цвете звука. Это помогает найти нужное прикосновение, необходимую глубину звука. Рисунок и придуманная ребенком история к исполняемому произведению, развивают его воображение, фантазию. Малыша начинает увлекать сам процесс работы. Легче преодолеваются и музыкально – звуковые и ритмические сложности, поддерживается интерес к занятиям музыкой.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram