Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Открытый урок преподавателя МАУДО «ДШИ №5 г. Кемерово» Трубиной Светланы Витальевны «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор

преподаватель  МАУДО «ДШИ №5 г. Кемерово»

Трубина Светлана Витальевна

фото ссылки: https://disk.yandex.ru/i/aiK7-nEKcg5zsw

                        https://disk.yandex.ru/i/WoWGxY28M1Ndzw

«Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Цель: Развить творческую фантазию маленьких артистов, ввести их в пре­красный мир музыкальных образов.

Задача: Вовлечь детей в активный творческий процесс, научить с помощью выразительных средств музыки раскрыть музыкальный образ.

План урока:

  1. Введение
  2. Распределение ролей между учениками, присутствующими на уроке и работа над музыкальным образом с каждым из них, какими музыкальными средствами можно раскрыть образ.
  3.  Постановка сказки «Колобок».

Ход урока:

Начнем наш урок

Работа с учащимися класса:                        1 .Шестаковой Дианой 1кл.

2.Николенко Анастасией З кл.

З.Кондратьевой Ниной 4кл.

4.Калачевой Ириной 6кл.

1.Если перелистать детские пьесы легко убедиться — одни связаны с народно — жанровой основой: песней, танцем, маршем. Другие с более или менее конкретно — образным содержанием, получившим, отражение в их назва­нии: мотылек, муравейник, ослик и другие. Роль таких пьес трудно пере­оценить для художественного развития учащихся. Именно они, в наиболее прямой наглядной, доступной форме способствуют ощущению и понима­нию теснейшей связи музыки с жизнью.

Непосредственному исполнению сказки предшествует, распределение ролей между учениками и работа над образом с каждым. Сказочные образы по­нятны ребенку, работа над ними наиболее интересна. Очень часто встреча­ются среди детских фортепианных пьес жанр музыкальной сказки. Среди них «Баба – Яга» П.И. Чайковского, «Колобок» А. Николаева, «Колдун» Г. Свиридова. Пьесы с достаточно ясным обозначением характера очень важ­ны для стимулирования воображения учащихся. Какими музыкальными средствами можно раскрыть характер, настроение каждого сказочного персонажа? Педагогу необходимо найти вопросы, наводящие на нужные ассоциации, активизирующие работу воображения, найти средства для воплощения замысла. Об этом и будет идти речь с учениками — интонирова­ние мелодии, использование штрихов, динамики, сопоставление тембров, подбор слов к музыке также может помочь ребенку раскрыть образ, глав­ным при этом остается выразительное исполнение. Сказочный герой — это не что иное, как пьеса-портрет. На таких пьесах можно наиболее наглядно пояснить ученику, что именно это (мелодическая интонация, ритмика, регистр, гармоническое созвучие, темп, динамика), а не иное средство музыкальной выразительности способствует созданию конкретного образа. Кому-то из учеников придется исполнить две пьесы-портрета, это представ­ляет определенную трудность, с которой нужно справиться

  1. Распределение ролей между учениками, присутствующими на уроке и работа над образом

Преподаватель — Главный герой – «Колобок», ссылка: https://disk.yandex.ru/i/EsV69FUqxltwTA

«песенку Колобка»(№4) исполняет Шестакова Диана, мелодия песенки простая, но исполняется весело, бодро.

Следующий герой «Заяц»(№3) ссылка:https://disk.yandex.ru/i/zs2xKOWXLD7kfQ

исполнитель Кондратьева Нина

Преподаватель — и так «ЗАЯЦ», какой он?

Нина — маленький, трусливый, пушистый, быстро бегает и прыгает

Преподаватель – посмотри внимательно в нотный текст, что использует композитор для передачи образа?

Элемент музыкальной изобразительности, звукоподрожание –

Это прыжки зайца, их помогают изобразить октавные скачки,

штрих стаккато — исполняем легко, коротко

А теперь положи руку на клавиатуру и представь – это заяц.

Обрати внимание на АКЦЕНТ, он говорит о том, что звук нужно взять сильнее, всей рукой, Заяц отталкивается и прыгает.

Подставь слова «Прыг — скок» и исполнять будет легче, Не забывай о выразительности исполнения.

Преподаватель — Нина исполняет роль старухи и еще одну пьесу

« По тропинке»(№2) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/oVHw_dv_xweuzw

Если пьесы «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» с конкретно образным содержанием и достаточно ясным обозначением характера, это пьесы портреты

«По тропинке» в большей степени пьеса — картина.

Она создает общее настроение и подготавливает появление героев нашей сказки.

Мы сочинили слова к пьесе, отражающее краткое содержание :

«И скатился Колобок с окошка, покатился по тропинке он

Встретился ему ушастый заяц, а потом на встречу серый волк

А медведь сердитый, косолапый он на всех наводит страх

Съесть хотела хитрая лиса, да передумала она»

Преподаватель  — Как создать настроение?

Выдержать нужный темп, какой?

Нина – Allegro, moderatо — умеренно скоро

Преподаватель — Исполнить бодро, передать движение — это очень важно.

Потому — что наша сказка это не созерцание, а именно действие, спектакль.

Исполнить выразительно каждую фразу.

Мелодическую фразу поможет исполнить динамика,

сделай крещендо к интонационной верхушке и тише конец фразы.

Интонировать помогут и слова.

Как ты это будешь делать покажи. Особенно обрати внимание на третье предложение, здесь представлен медведь. Более выпукло, ярче будет звучать мелодическая линия в левой руке.

Преподаватель  — Настя Николенко исполняет роль Старика и две пьесы

«У старой берлоги» — Медведь идет(№6)ссылка: https://disk.yandex.ru/i/vnunT3BJcds2Dw       

и «Лиса»(№8) ссылка: https: //disk.yandex.ru/i/-njDkbQKkTaCmA

образы достаточно разные по характеру.

Медведь — большой, косолапый, сердитый,

Что используется для раскрытия этого образа, передачи характера.

Настя — Медленный темп, низкий регистр, сила звучания. Авторские указания — PESANTE — медленно, тяжело.

Преподаватель  — Мелодия звучит в левой руке, она становится тяжелой.

Прикосновение к клавише более плотное, с ощущением ее «дна»

Покажи тяготение к первой и третьей долям, это даст ощущение

походки вперевалку.

Легато — более четкое, членораздельное.

Какая у нас «Лиса» — Как переключиться?

Мелодия в верхнем регистре в правой руке, она становится изящная, легкая,

как лапка лисы.

Передать характер кокетливый, лукавый поможет осторожное прикосновение.

Легкое пальцевое стаккато, схожее со скрипичным пиццикато

Легато певучее мягкое.

Форшлаг, подчеркнет ее хитрость.

В конце сделай крещендо, оно приводит к аккорду, который звучит на

форте и показывает какая она коварная Лиса.

Хочет схватить  Колобка.

Преподаватель  — Следующий герой

«Волк» (№5) ссылка:https: //disk.yandex.ru/i/sBGKojDzMlJcXg,

пьесу исполняет Ирина Калачева.

Ирина нарисуй портрет твоего героя?

Ирина — Серый, большой, зубастый и злой.

Еще он очень голодный и хочет съесть Колобка.

Преподаватель — Обрати внимание обрати на авторские указания — «Не спеша, угрожающе» и динамика форте.

Штрих стаккато совершенно иной, чем в «Зайце» более активный, напряженный.

Особую роль играют аккорды, они и раскрывают злого, зубастого волка

Особенно чувствуется острота ритмической пульсации, акценты передают лязганье зубов.

Исполни активной рукой со словами «Серый волк, зубы щелк, серый волк зубами щелк».

Ирина исполняет мелодекломацию «Медведь»(№7) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/vnunT3BJcds2Dw       

Преподаватель – Что такое мелодекломация?

Ирина —  это чтение стихов или прозы с использованием музыки.

Преподаватель — Нужно отметить, в нашей сказке есть необычный момент. Мы изменили конец, Лиса не ест колобка, ей очень нравится, как он поет, сила искусства, победила — смягчила злые сердца.

«Умейте примечать, и жизнь научит вас воспроизводить музыку».

Для создания конкретного образа очень важно:

Эмоциональное отношение к произведению.

Музыкально — выразительные средства; Штрихи, артикуляция — способ

произношения звуков, мелодическая интонация, ритмика, регистр, темп,

динамика, а так же подбор слов к музыке.

Сказка начинается

  1. Постановка сказки «Колобок».

Сказка «КОЛОБОК»

Действующие лица:

Рассказчик — Трубина Светлана Витальевна.

Старик — Кондратьева Нина

Старуха — Николенко Анастасия

Колобок — Шестакова Диана

Заяц — Кондратьева Нина

Волк — Николенко Анастасия

Медведь — Калачева Ирина

Лиса — Николенко Анастасия

Вступление — исполняет Трубина С.В.

Тему «По тропинке» — исполняет Кондратьева Нина

Вступление (№1) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/84gNWRVpdrskxg

Рассказчик. Жили -сбыли старик со старухой. Вот и просит старик….

Старик. Испеки мне старуха, Колобок.

Старуха. Из чего испечь- то? Муки нет.

Старик. Эх, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, вот мука и найдется.

Рассказчик. Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобок, изжарила его на масле и поло­жила на окошко остудить. Надоело Колобку на окошке лежать. Скатился он с окошка на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку — и покатился.  Исполняется «По тропинке»

По  тропинке (№2) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/oVHw_dv_xweuzw

Рассказчик. Катится по дорожке Колобок, а на встречу ему Заяц.

Исполняется

«Заяц»(№ 3) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/zs2xKOWXLD7kfQ

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц. Ну, спой…

Рассказчик. И Колобок запел.

Исполняется «Песенка Колобка» (№4) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/EsV69FUqxltwTA

Рассказчик. И покатился Колобок дальше, только заяц его и видел. Катится Колобок по лесной тропинке, а на встречу ему Серый Волк.

Исполняется «Волк» (№5) ссылка: https:  //disk.yandex.ru/i/sBGKojDzMlJcXg

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня Серый Волк, я тебе песенку спою.

Рассказчик. И Колобок запел

Исполняется «Песенка Колобка» (№4) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/EsV69FUqxltwTA

 

Рассказчик. И покатился Колобок дальше, только

Волк его и видел. Катится Колобок по лесу, а на встречу ему Медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

Исполняется «У старой берлоги» (№6) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/A4I9K4vwzyEoJg

Исполняется мелодекламация

Медведь (№7) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/vnunT3BJcds2Dw       

Рассказчик. И опять покатился Колобок, только Медведь его и видел. Катится- катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Исполняется «Лиса»(№8) ссылка: https: //disk.yandex.ru/i/-njDkbQKkTaCmA

Рассказчик. Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а Лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Исполняется «Песенка Колобка» (№4) ссылка: https://disk.yandex.ru/i/EsV69FUqxltwTA

Лиса: Какая песенка, Как славно ты поешь! Хотела я съесть тебя, да переду­мала.

Рассказчик. Вот, яркий, пример того, как сила искусства, смягчает злые сердца.

Исполняется «Дружная песня»

(переложение Ирины Калачевой, Нины Кондратьева, Анастасии Николенко)

ссылка:  https://disk.yandex.ru/i/2k3FMe4eB4pOYA

Итог урока: Учащимися осознана, важность использования средств музы­кальной выразительности для образного и наиболее интересного исполне­ния пьес. Привлечено внимание учащихся не только к тому, что передает и выражает музыка, но и к тому каким образом она это делает, почему произ­водит на нас то, или иное впечатление.

Список литературных источников

1.Детский альбом советских композиторов выпуск 13 [составитель Н. К. Станкевич]

«Советский композитор», 1990г.

А.Абрамов. В ЛЕСУ (детская сюита)

  1. КОЛОБОК Музыкальная сказка для детей, музыка Веры Герчик.
  2. Д. Благой «Роль детских фортепианных пьес в художественном развитии учащихся» «Вопросы методики начального музыкального образования» [Сб. статей] редакторы – составители В. Натансон, В. Руденко, издательство «Музыка» Москва !981 г.

 

QR Code