header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок по слушанию музыки “Масленица – мокрохвостка”

2 апреля, 2024
QR Code

Лакман Нинэль Михайловна,
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
МАУ ДО «ДШИ»,
г. Краснокаменск Забайкальский край
Методическая разработка открытого урока по предмету «Слушание музыки». Тема: «Масленица – мокрохвостка»
Пояснительная записка
Богатые народные традиции, обычаи, обряды, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности, играют важную и эффективную роль в воспитательном процессе.
Данная методическая разработка урока по предмету «Слушание музыки» составлена на основе и с учетом ФГТ к Дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства на основе Примерной программы «Слушание музыки» Н.А. Царёвой.
Данный урок является итоговым уроком 3 четверти третьего года обучения ДПОП и посвящен обычаям и традициям весенних праздников.
Праздник Масленица – это одна из тем годового круга календарных праздников (раздел №7 в учебно-тематическом плане). Содержание методической разработки включает в себя пояснительную записку, цели и задачи урока, формы и методы работы, методическое обеспечение, план и развернутый конспект урока, заключение, использованную литературу и интернет – ресурсы, приложение.
Целью данной работы является подробное изложение обобщающего урока по предмету «Слушание музыки» с использованием различных методов и видов работы. Для её решения определены следующие задачи:
– изучение специальной литературы о жизни и гармонии древних людей, связанные с природными циклами; о смешении языческих и христианских обрядов; о почитании Солнца, как божества и его влиянии на жизнедеятельность древних славян и их обычаях, и традициях в проведении праздника Масленица;
– изучение русского народного музыкального творчества, посвященного обычаям и традициям праздника Масленица;
– создание презентации по данной теме.
Согласно учебной программе, теме «Цикл весенних праздников» отведено три урока. На мой взгляд, данная тема очень интересная и познавательная, поскольку включает в себя традиции и обычаи старины, летописи и народные предания о почитании Солнца древними славянами, связанные с верованием, непониманием природных явлений, музыкальным фольклором, к сожалению, частично утерянные или забытые. Этим объясняется начало урока, посвященное интересным фактам из истории праздника Масленица, связанное со сменой времен года.
Итоговому уроку предшествовали текущие уроки теоретического и практического направления – изучение истории древних славян, разучивание русских народных песен, чтение «Песни про царя Ивана Васильевича» М.Ю Лермонтова, знакомство с картинами русских художников, запечатлевших праздник масленица (К.Е. Маковский «Праздничное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», К.А. Коровин «Масленичные гуляния», Л.Л. Юговой «Блинный натюрморт», Л.И. Соломатин «Масленица»), просмотр мультфильма «Снегурочка» по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова в обработке Л.А. Шварца.
При подготовке к данному уроку учащиеся подготовили загадки, стихотворения, посвященные данной теме. В качестве активизации творческого учебного процесса урок сопровождается презентацией, повышающей мотивацию и интерес к теме, расширяющей кругозор учащихся.
Открытый урок по предмету «Слушание музыки» по теме: «Масленица – мокрохвостка»
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о празднике Масленица, обычаях и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные:
– систематизировать и обогатить знания учащихся о празднике Масленица, обычаях и традициях русского народа;
– способствовать развитию познавательных интересов учащихся к событиям православной старины и их значения для христиан.
Развивающие:
– развивать умение анализировать пройденный материал;
– развивать умения и навыки логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли;
– познакомить учащихся с традициями праздника Масленица с использованием просмотра фрагмента балета, просмотра картин русских художников.
Воспитательные:
– воспитывать культуру исполнения русских народных песен;
– воспитывать уважение к истории, традициям обычаям русского народа.
Адресат: учащиеся 3 класса ФО, ОНИ, ДИ по программе ДПОП.
Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: словесный, поисковый, наглядно-слуховой, практический.
Организационные формы работы: беседа, рассказ, устный опрос (индивидуальный и фронтальный), просмотр фрагмента балета и картин русских и современных художников, исполнение русских народных песен, отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Методическое обеспечение: компьютер, презентация, видеозапись фрагмента балета.
Ход урока
I. Организационная часть: 1) приветствие; 2) информация о теме; 3) цели и задачи урока.
II. Основная часть урока.
Интересные факты из истории праздника Масленица.
Педагог: Ребята! Начало урока мы немного посвятим интересным фактам из истории праздника Масленица.
Праздник Масленица уходит своими историческими корнями к временам языческих богов. Люди, в те далекие времена, не могли объяснить природные явления и процессы. Ощущая свое бессилие перед стихиями, природу старались наделить магическими свойствами.
Древние люди стремились задобрить суровые силы природы. Так, у славянских племен зародилась собственная религия. Они начинают одухотворять предметы неживого мира: камни, деревья, солнце, ветер, времена года. Так появились языческие праздники, суть которых сводилась к чествованию богов, которые неразрывно были связаны с природой.
Например, Солнце почитали во многих культурах. Для древнего человека огромное светило было загадкой. В Древней Руси Солнце было представлено четырьмя божествами. Разные лики, характер, образ небожителя определялись временем года: весна – Ярило; лето – Даждьбог; осень – Сварог; зима – Хорс. У каждого божества есть свой день чествования и обычаи, которые его сопровождают.
На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья. Прощаясь с Зимой, древние люди славили Ярило — языческого бога весны солнца и плодородия. Ярило представлялся в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.
Праздник Масленица считался связующим звеном и границей между зимой и весной, когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы».
Педагог: Назовите дату праздника Масленица.
Ответы учащихся:
– до крещения Руси (988г.) праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после;
– но после того, когда Православная церковь включила Масленицу в святцы (список святых и праздников в календарном порядке), дата праздника Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи;
– сейчас этот старинный народный праздник отмечают за неделю перед Великим Постом.
Педагог: Название праздника Масленица. Как оно возникло?
Ответы учащихся:
– название праздника возникло потому, что по православному обычаю перед Великим постом мясо уже есть нельзя, а рыбу и молочные продукты употреблять пока еще разрешается. Вот и пекут блины, обильно поливая их маслом.
Педагог: В православии этот праздник имеет много разных названий. Назовите.
Ответы учащихся:
– праздник стал называться Сырной или Мясопустной неделей, Обжорная масленица, Блинщина, Поползуха, Честная масленица, Широкая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Молочная неделя, Масленая колядуха, Масленая полизуха, Объедуха;
– у Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины – на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами.
Педагог: Сколько дней длится праздник Масленица?
Ответы учащихся:
– одну неделю (масленичная седмица.)
Педагог: На сколько периодов делится Масленичная неделя?
Ответы учащихся:
– масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица;
– узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье;
– в первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, разрешалось только развлекаться и печь блины.
Педагог: Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом. Назовите их.
Ответы учащихся:
– Понедельник — «Встреча» или «Чистая Масленица».
– Вторник — «Заигрыши».
– Среда — «Лакомка» («Перелом»).
– Четверг — «Разгул».
– Пятница — «Тещины вечерки».
– Суббота — «Золовкины посиделки».
– Воскресенье — «Проводы Масленицы». «Прощеное воскресенье».
2.1) Педагог: А сейчас мы вспомним, чем занимался народ в эти праздничные дни. И начнем с первого дня Масленицы.
Понедельник – «Ой, да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!»
Ответы учащихся:
– в этот день начинали печь блины;
– изготовляли чучело Масленицы. В понедельник Масленицу, сделанную из соломы и одетую в женское платье, возили на санях по всей округе, и с песнями, плясками усаживали на самом высоком месте;
– молодежь и взрослые, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу;
– дети и взрослые строили ледяные горки. Скатываясь на салазках с гор, они кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Педагог: Ребята, исполним русскую народную песню «Широкая Масленица». (Приложение)
2) Педагог: Вторник – «Заигрыш» встречают
И смотрины начинают».
Ответы учащихся:
– на рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье;
– молодежь каталась с гор и на качелях. «Масленица ставит молодых на показ». По сути, это были смотрины невест. Женихи выбирали невест и сватались к ним;
– в день «Заигрыша» начинались самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых. В этот день любили одеться пострашнее и посмешнее, у кого богаче фантазия;
– на улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты;
– украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте.
3) Педагог: Среда – «Тёща зятя на блины поджидает.
Ешьте сытно – Живота не видно!»
Ответы учащихся:
– третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие;
– к блинам подавалась приправа – сметана, мёд, яйца, икра, ягода;
– в этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями;
– зять приходил «к тёще на блины». Угощался блинами и пел на празднике теще хвалебные песни;
– повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Педагог: Ребята, исполним веселую русскую народную песню: «Как вставала я ранёшенько». (Приложение)
4) Педагог: Четверг – «Разгуляй» денек отличный,
Позабыты все дела».
Ответы учащихся:
– Масленица набирала полную силу. Веселились все. Работать в этот день запрещалось;
– катались на санях по улицам;
– одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов;
– устраивались кулачные бои.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»
(чтение отрывка – описание кулачного боя на Руси)
«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!»
Ответы учащихся (продолжение):
– строились снежные крепости, которые брались с боем.
Педагог: Ребята, посмотрите картину русского художника Василия Ивановича Сурикова, изобразившего «Взятие снежного городка».
За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году художник получил именную медаль. Хранится картина в Государственном Русском музее в Санкт – Петербурге. Художнику превосходно удалось передать «искреннее увлечение игрой», а также представить образ народа, в котором «бурлят огромные запасы богатырских сил, жизнерадостности, веселья».
Педагог: Поэтесса Галина Сергеевна Дядина (Г.С. Гриченко) написала стих, посвященной теме на этой картине.
Г.С. Дядиной (чтение стихотворения)
«Веселый хохот, крики, визги
С картины этой слышим мы.
Летят в лицо нам снега брызги
Трещат развалины зимы.
Лихим прыжком скакун мятежный
Прорвался к цели на коне,
И городок разрушил снежный,
Чтоб не препятствовал весне.
Кипит народное гулянье,
Стряхнув, как снег, заботы с плеч,
И очень скоро на поляне
Уж будут масленицу жечь».
Ответы учащихся (продолжение):
– обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь— живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем;
– дети, наряженные в костюмы животных, птиц ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.
Педагог: Музыкальный образ Масленицы представлен в фортепианном цикле Петра Ильича Чайковского «Времена года», опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка», балете Игоря Фёдоровича Стравинского «Петрушка».
И.Ф. Стравинский — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Он сочинил музыку к балетам «Жар птица», «Орфей», «Поцелуй Феи», «Петрушка», «Весна священная». Действие балета «Петрушка» происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. На сцене – толпа гомонящая, пёстрая, хмельная: купцы, военные, горничные, мастеровые, шарманщик, танцовщицы, кормилицы. Слышны русские мелодии песен: «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц плывёт над рекою», незатейливая французская песенка «Деревянная нога».
И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка», (просмотр фрагмента 1 акта)
5) Педагог: Пятница – «Зять для Тёщи расстарается.
С Зятем Тёща повстречается».
Ответы учащихся:
– в этот день зятья угощали своих тещ блинами;
– целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары;
– сами молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем родным и близким.
6) Педагог: Суббота – «Невестка на вечер званый зовет,
Для нас они блины с припеком печет».
Ответы учащихся:
– этот день считался семейным. Молодая пара приглашала к себе родственниц (золовок) со стороны мужа и подружек жены;
– важная часть посиделок – богато накрытый стол. Хозяйка должна удивить гостей своим гостеприимством, щедростью. Считалось, что если гости съедят много еды, и стол в конце застолья останется пустым, значит год будет счастливым и прибыльным для пары;
– молодая жена одаривала девушек подарками;
– незамужние золовки гадали на жениха, пели песни.
Педагог: Масленица представлена в народном творчестве в виде песен, пословиц, поговорок и загадок. Ребята, вы должны были найти загадки, посвященные празднику, Масленица.
Ответы учащихся:
Пусть уходит со снегами,
Пусть не станет больше льда,
Провожаем мы с блинами
Ее шумно, как всегда! (масленица)
Стоит медный великан,
Рядом с ним пустой стакан,
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами (самовар).
В небе светит и горит,
О весне нам говорит.
В Масленицу станет ярче,
И погода станет жарче,
На него ты не смотри,
И глаза побереги (солнце).
Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной
И вареньем, и с медком,
Вкус его нам всем знаком (блин).
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали (блины).
Чтобы солнце нам светило,
Не прячась за тучками,
Чтоб зима больше не злилась,
Мы сжигаем (чучело).
7) Педагог: Воскресенье –
«Поздравляю с Масленицей и прошу прощенья,
Ведь два праздника совпали в воскресенье».
Ответы учащихся:
– в воскресенье родственники, друзья или соседи шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения;
– люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов;
– народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил ряженых вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица;
– Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия. Во время горения чучела Масленицы водили веселые хороводы;
– пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая;
– в костер бросали ненужные вещи, избавляясь от всего, что мешало жить.
4.Педагог: Тема праздника Масленица нашла отражение в живописи русских и современных художников: Константина Егоровича Маковского, Василия Ивановича Сурикова, Константина Алексеевича Коровина, Сергея Витальевича Водолазкина, Людмилы Леонидовны Юговой, Владислава Анатольевича Нагорнова и многих других талантливых художников.
Б.М. Кустодиев (просмотр картин на Масленичную тему).
Педагог: блистательно, с необычайной достоверностью передал душу масленицы русский живописец Борис Михайлович Кустодиев в серии картин-песен «Масленицы». Глядя на эти шедевры, мы видим и катание на санях, и балаган, и ледяные горки, а можно услышать звон бубенцов, веселый хохот, почувствовать запах горячего чая и блинов.
Педагог: Тема Масленицы в русской поэзии часто раскрывается через описание обрядов и традиций этого праздника. Поэты описывают различные аспекты масленицы, такие как веселые гулянья, блины, сжигание чучела Масленицы, игры и песни.
А.И. Куприн «Юнкера» (чтение отрывка)
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все согревающее солнце, блин полит растопленным маслом, – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с щучьей, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой, и с затейливо комбинированной».
П.А. Вяземский «Масленица на чужой стороне» (чтение отрывка)
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца».
А.Н. Островский Весенняя сказка «Снегурочка» (чтение отрывка)
«Честная Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно – нудно со двора провожать.
Уж как нам тебя вертать, ворочать?
Воротися, Масленица, воротися!
Честная Масленица!
Воротися хоть на три денечка!
Не воротишься на три денечка,
Воротися к нам на денечек,
На денечек, на малый часочек!
Честная Масленица!»
Педагог: Ребята! Расскажем и мы стихотворения, посвящённые празднику Масленица.
III. Заключительная часть. В конце урока поблагодарить детей за активную работу, выставить оценки.
Заключение
Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого не была изучена, а значит, постоянно происходит ее утрата. И чтобы полностью не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно чаще обращаться к народным обычаям, традициям, мифологии, народному музыкальному фольклору и изучать их. Важно помочь объединить всё культурное богатство и донести до подрастающего поколения. И в этом огромную помощь оказывают предметы теоретической направленности — слушание музыки, народное творчество, музыкальная литература и история хореографии [9].
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры [10]. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранению культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство современной жизни требует активного и творческого труда. Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего![9] Литература и интернет–ресурсы
1. Русские народные песни. Мелодии и тексты. – М.: «Музыка», 1986. -137с.
2. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии 3класс. Рассказы тетушки ферматы. – М.: «Росмэн», 2003. – 127 с.
3. Чернявская Ю.В. Народная культура и традиции. – М.: «Наука», 1998. – 104 с.
4. Яковлева З.К. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. – М.: ООО «Престо», 2004. – 49 с.
5. И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка»: [видео]. – URL: https://vk.com/video-156370694_456239023
6. Масленичная страница в русской литературе: [каталог pdf]. – URL: https://nakhodka-lib.ru/wp-content/uploads/2021/03/МАСЛЕНИЧНАЯ-СТРАНИЦА-В-РУССКОЙ-ЛИТЕРАТУРЕ.pdf
7. Масленица в русской живописи: [статья]:
– URL: https://mon-sofia.livejournal.com/7018299.html
8. NEWS.ru. Масленица: история праздника, значение блинов и смысл сжигания чучела: [статья]. – URL: https://dzen.ru/a/ZfLngEliaFUo_sE-
9. Священные Деревья Славян Русов. Автор ?едор Zavarzin: [статья]. – URL: https://pandia.org/text/77/311/44842.php
10. Образовательная социальная сеть nsportal.ru / Значение народных традиций в воспитании детей. Автор Киселева Валентина Владимировна: [статья]. Опубликовано 05.01.2020. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/05/znachenie-narodnyh-traditsiy-v-vospitanii-detey

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram