Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района, Филиал №2
Конспект открытого урока
Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов
ДПОП «Живопись», учебный предмет рисунок, 1 класс II полугодие
Преподаватель ВКК МУ ДО «ДШИ» Казачинско- Ленского района Анна Юрьевна Иванова
2023
Наименование программы | ДПОП «Живопись» | |||
Наименование учебного предмета | ПО.01.УП.01.Рисунок | |||
Тема, её место в учебном плане | 1 класс.
Раздел 3. «Законы перспективы. Светотень». 3.2.«Светотеневая зарисовка простых по форме предметов» |
|||
Цель | Научить распределять светотень по поверхности простых предметов, лепить их объём. | |||
Тип урока | Усвоение новых знаний | |||
Вид занятия | Рисование с натуры | |||
Содержание урока. | Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка овощей, фруктов, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объёмной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. | |||
Задачи:
образовательная |
Познакомить с понятием «светотень» и её градациями.
Научить технике передачи объёмной формы при помощи светотени. |
|||
развивающая | Развивать умение анализировать форму предметов, навыки изобразительной грамоты, наблюдательность, глазомер и двигательные навыки руки. | |||
воспитательная | Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка карандашом, усидчивость, интерес к рисованию с натуры. | |||
Планируемые результаты:
предметные |
Формирование навыков передачи объёма предметов простой формы средствами рисунка, навыков владения карандашом, рисования с натуры. | |||
метапредметные | Умение проводить сравнительный анализ светотеневой градации на основных геометрических телах и предметах простой формы, анализировать натуру, производить анализ и самоанализ работ. Развитие умения на основании наблюдения и анализа делать выводы. Умение последовательно вести работу. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение. | |||
личностные | Развитие наблюдательности, аналитического мышления, моторики руки, связи глаза и головы, головы и руки. Ориентация на учебное сотрудничество с преподавателем и одноклассниками. Развитие эстетических потребностей. | |||
Оборудование | Интерактивная доска, презентация Smart Notebook, технологические карты упражнения, мольберты, планшеты. | |||
Материалы для обучающихся | Бумага формата А4, графитные карандаши ТМ, 2В | |||
Домашняя работа. | Светотеневые зарисовки овощей, фруктов. | |||
№ п/п | Содержание | |||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | |||
1 | Организационный момент.
Проверка рабочих мест, наличие необходимых для работы материалов. |
Организационный момент.
|
||
2 | Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы продолжим изучать основы рисунка. Определите тему урока: Жан- Огюст- Доминик Энгр сказал: «Рисунок не состоит только из линий. Рисунок – это ещё и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка». А поэты посвятили этому явлению свои стихотворные строки: «Я, утренний, шёл на восход, мимо стен, Чьи окна множили свет. А сзади спешила бесшумная тень, Стараясь попасть мне в след». Михаил Галин «Из блеска в тень и в блеск из тени С лазурных скал ручьи текли…» Владимир Набоков Тема урока. Свет и тень в природе и искусстве. Научимся передавать объём предметов на практике. |
Эмоциональный настрой на работу.
Обучающиеся называют тему урока. |
||
2 | Объяснение новой темы.
Демонстрация презентации по теме, показ постановки натюрморта, обсуждение композиционного решения формата и тонального решения предмета. Постановка задач.
В рисунке предмета как такового нет. Его образ складывается из линий и пятен. Художник создаёт подобие реальной формы предметов и подобие пространства. Линиями в рисунке изображается форма предмета. Тоном в рисунке через свет и тени передаётся объём и внешние признаки предметов. Свет, падая на предмет, освещает его неравномерно – одни поверхности освещаются сильно, другие уходят в полутень, третьи оказываются в тени. Человеческий глаз хорошо улавливает свет, полутень и тень на предметах. Свет распространяясь по поверхности формы, в зависимости от её характера имеет различные оттенки – от самого светлого до самого тёмного. Такое явление называется светотень. Светотень являясь средством художественной выразительности, передаёт объём и особенности изображения. Освещённость предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Распределение степеней освещённости в зависимости от освещения называют градацией светотени. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными. Если освещается поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно его называют свет. Где лучи скользят, образуется полутень. В тех местах, где свет не проникает – тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещённых плоскостей, находящихся рядом – рефлекс. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место. На предметах округлой формы перечисленные оттенки светотеневой градации имеют плавные переходы от света к тени, поэтому передача объёма шара – одна из самых сложных задач. Между белым тоном бумаги и наиболее тёмным оттенком, которым изображают падающую тень, располагается значительное число тональных переходов. Переход тона от самого светлого к самому тёмному называют тональной растяжкой. По-разному выглядят одни и те же формы при разных состояниях погоды, времени суток и года, при искусственном освещении. Кроме естественного и искусственного источников света, возможно комбинированное освещение. Боковое освещение, направленное слева или справа, хорошо выявляет форму, объём, фактуру объектов, поэтому данный вид освещения чаще используется при изображении предметов в рисунке. На небольшом удалении предметы воспринимаются более чётко, по мере удаления они кажутся более плоскими, а на заднем плане видятся нам силуэтом. |
Концентрация внимания на объяснении новой темы.
Наблюдение натуры. Анализ зависимости характеристики светотени от формы предмета. Последующие выводы. |
||
3 | Организация постановки, рабочего места для работы с натуры.
Лист для работы крепим на уровне глаз и подписываем его в левом нижнем углу. Справа на мольберте крепим технологическую карту.
|
Натура (овощи, фрукты).
Освещение верхнее боковое. Технологическая карта крепится в правый верхний угол мольберта. |
||
Практическая работа | ||||
4 | Педагогический рисунок. Наглядный показ приёмов работы.
Компоновка и построение. 1. Мысленно представьте контур формы луковицы на листе. 2. Сделайте его набросок еле заметной линией в размер будущего изображения. 3. Уточните композицию так, чтобы верхнее свободное поле листа было немного меньше нижнего поля. 4. Начертите ось высоты, ось ширины. 5. Отметьте их величину точками. 6. Через три намеченные точки проведите окружность для построения формы контура. 7. Сотрите линии построения. 8. Нарисуйте линии границы будущей собственной и падающей тени. Работа тоном. 9. Подберите тон рефлексов и заполните им контур собственной и падающей теней, направляя штрихи вдоль линий границ контуров. 10. Добавьте сгущение тона собственной тени по её линии границы на луковице и сгущение падающей тени у нижнего контура луковицы. Плавно осветляйте тон сгущения собственной тени в сторону света и в сторону рефлекса, а падающей тени к её внешней границе. Пересекайте наложенные штрихи слоем поперечных штрихов. 11. Используйте более твердый карандаш, постепенно приближайтесь штрихами к точке блика и окружайте со всех сторон.
|
Концентрация внимания на практическом исполнении педагогом метода работы.
Компоновка изображения в листе, тональное решение.
|
||
5 | Организация грамотного выполнения этапа работы (наблюдение за правильной работой с натуры, корректировка ошибок в компоновке и пропорциональности). | Компоновка, выполнение рисунка овощей, фруктов. | ||
6. | Физминутка. | |||
7. | Промежуточный просмотр работ обучающихся, рекомендаций по устранению недочётов в работе.
– Сейчас давайте выставим ваши работы в ряд и коллективно обсудим результаты вашей работы на данном этапе. У всех ли получается закомпоновать предмет в листе? Правильно построить предмет? Кому можно посоветовать, более внимательно отнестись к данным этапам работы?
|
Анализ собственной работы и работ одноклассников относительно композиции листа, построения, соблюдения пропорций. Поиск способов устранения недостатков в работе.
|
||
8. | Организация выполнения завершающего этапа работы (наблюдение за работой тоном).
Для большей выразительности рисунка следует сохранять заметный контраст между светом и тенью при изображении любого предмета. Зона перехода от самого тёмного сгущения тени к свету и к рефлексу на изогнутых поверхностях должна быть узкой. |
Работа тоном с учётом особенностей строения овощей и фруктов. | ||
9. | Просмотр самостоятельных работ.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Выявление лучших работ, анализ сильных и слабых сторон. |
Анализ собственной работы и работ одноклассников. Выявление степени передачи объёмности овощей и фруктов. Поиск способов устранения недостатков в работах. | ||
10. | Домашнее задание.
Зарисовки овощей и фруктов с натуры и по памяти. |
|||
11. | Организация уборки рабочих мест. | Составление планшетов, мольбертов и стульев на свои места. | ||
Литература.
- Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. – М.: Академия художеств СССР, 1963.
2.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ – М.: Просвещение, 1984.
3.Ловцова И.В. Рисунок. Первый год обучения: учеб. пособие для организаций доп. образования/И.В. Ловцова, И.И. Корнеев. – М.: Просвещение, 2020.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1999.