header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок на тему: “Воплощение художественного образа через приёмы звукоизвлечения в произведении В.Золотарёва «Марш солдатиков».

17 октября, 2023
QR Code

 

Открытый урок

преподавателя по классу аккордеона

Трахимович Виолетты Сергеевны

МБУ ДО ДШИ им. А. Караманова, г.Гурьевск, Калининградская область

По предмету: Специальность (аккордеон)

Тема: Воплощение художественного образа через приёмы звукоизвлечения в произведении В.Золотарёва «Марш солдатиков».

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе и основных приёмах звукоизвлечения на аккордеоне.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить и освоить приёмы звукоизвлечения на аккордеоне;
  2. Научить раскрывать образ музыкального произведения, преодолевать исполнительские трудности.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к русской музыке;
  2. Расширить общий кругозор учащегося;
  3. Развить воображение и образное мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать и тренировать исполнительскую волю и выдержку.

Методы обучения:

– наглядный

– словесный

– практический

 Методические рекомендации:

Работа над художественным образом начинается с первых шагов юных  музыкантов. Как писал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз нужно добиться, как можно раньше от ребёнка,  чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, бодрую – бодро, торжественную – торжественно.

Альфред  Корто  французский пианист, дирижёр и педагог описывает работу над произведением такими словами: «Исполнитель – как  авиатор, озирающий  местность с высоты полёта, и одновременно странник, пешеход, видящий мельчайшие детали и особенности местности».

По А. Корто, работа над музыкальным произведением делится на три этапа:

1) «подняться ввысь, чтобы увидеть местность», то есть в общих чертах ознакомиться с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с историей создания сочинения.

2) «исколесить вдоль и поперёк местность». Это означает, что исполнитель должен тщательно проработать текст, проанализировать его фактуру, штрихи, ритмику, определить аппликатуру, приёмы игры.

3) «вновь подняться ввысь, чтобы воплотить общую картину». Иначе говоря, на базе утвердившихся навыков и приёмов игры – воплотить авторский замысел. Наряду с этим необходимо дальнейшее совершенствование и углубление выразительных средств, способствующих выявлению художественного образа. При этом второй и третий этап имеют много общего.

По мнению Н.Ризоля на этом этапе работа над художественным образом не заканчивается. Не менее важный четвертый этап – обыгрывание музыкального  произведения.  «Практика показывает, что, не обыграв произведение, не утвердив художественную и техническую стороны исполнения, работу нельзя считать законченной».

Аккордеон, сравнительно молодой инструмент, развивающийся.  Многие современные композиторы проявляют к нему интерес, ведь аккордеон  обладает богатой звуковой палитрой, что даёт  возможность выйти за пределы классического исполнения. Композиторы и исполнители  эксперементируют, ищут новые звучания.  Так появился  один из приёмов игры мехом – рикошет.  Впервые этот приём был исполнен в 1971 году в Сонате №2 Вл. Золотарёва.  В произведениях для  детей этот приём встречается крайне редко, как и триоли мехом. А вот тремоло мехом, всё чаще и чаще вводится композиторами в детский репертуар. В народных произведениях ярких, плясовых тремоло не заменимый атрибут. Шумовые эффекты привносят в детский репертуар разнообразие, расширяют возможности, развивают воображение. Звуком воздушного клапана в своих произведениях изображают  ветер, пыхтящего ёжика или ворчливого гнома. Так  А. Латышев в детской сюите    «В мире сказок» в части «Страшная история» использует кластер для нагнетания ужаса. Удары по меху  – изображает хлопки, стук  и вибрато – изображающее испуг, дрожь. Удары по корпусу, меху, клавишам применяются в подвижных, ритмичных произведениях. Примером может послужить произведение Г. Лохина      «Latina». Танцевальная музыка, удары по меху во вступлении  имитируют  ударные инструменты.

Приёмы игры на аккордеоне делятся на: приёмы звукоизвлечения (туше), приёмы игры мехом, шумовые эффекты. Особенности аккордеона таковы, что приёмы звукоизвлечения – движение пальцев (кисти) невозможны без различных способов меховедения, они постоянно дополняют дуг друга.

Работа над приёмами звукоизвлечения важна, начинается с первых занятий и длится на протяжении всего обучения. Ведь художественный образ – цель, которой учащийся должен достигнуть в процессе изучения пьесы. И приёмы звукоизвлечения, меховедения одна из составляющих, которые помогают достигнуть этой цели.

Форма урока: индивидуальная

План урока:

Начало урока:

  1. организационный момент (сообщение темы урока, представление учеников).

Основной этап:

  1. теоретическая часть (информация о композиторе, обсуждение музыкального образа, основные приёмы игры, используемые в произведении, прослушивание музыкального фрагмента);
  2. практическая часть: работа над произведением;

Заключительный этап:

  1. домашнее задание.

Ход урока:

Здравствуйте! Тема моего открытого урока: «Воплощение художественного образа через приёмы звукоизвлечения в произведении  В. Золотарёва «Марш солдатиков» из Детской сюиты №1.

Занятие проводится с учащимся 8 класса.

Я: Здравствуй, Руслан! Прежде всего,  предлагаю вместе разобраться, что такое художественный образ?

Учащийся: это сочетание характера, ритма, темпа, динамических оттенков, исторических условий возникновения, стиля композитора.

 Я: Правильно. Это отражение замысла композитора с помощью целого комплекса музыкально – выразительных средств.

Теперь, вспомним,   какие приёмы игры на аккордеоне мы знаем.

Основные приёмы звукоизвлечения:

– нажим;

– толчок;

– удар;

– кистевой удар;

– скольжение;

Приёмы игры мехом:

– разжим, сжим;

– тремоло;

– триоли мехом;

– вибрато;

Шумовые эффекты:

– удары по грифу, меху, корпусу инструмента;

– щёлканье регистрами;

– топот ногами;

– шум отдушника;

Давай немного поговорим о самом композиторе. Ведь именно Владислав Золотарёв является основоположником оригинального репертуара для многотембрового готово – выборного баяна и новатором в области баянного искусства.

Владислав Андреевич Золотарёв (1942-1975) родился в бухте    Де – Кастри Хабаровского края. Окончил Магаданское училище по классу баяна. В 1971 году поступил в Московскую консерваторию, но бросил обучение через год.

У тебя было задание стараться объединить текст в единое целое, так как до этого мы больше играли отдельными частями, давай сейчас послушаем, что у тебя получилось, а затем проанализируем и начнём детально работать над произведением.

Детская сюита № 1  написана в 1967 году и посвящена  сыну Золотарёва В.А. Генриху. Сюита состоит из 5 частей: «Скоморохи при  дворе»,  «Шут играет на гармонике», «Машенькины вздохи», «Диковинка из Дюссельдорфа», «Марш солдатиков».

Я: Что такое марш?

Ученик: Марш (фр. marche — «шествие», «движение вперёд») — музыкальный жанр; ритмичная музыка,  как правило,  исполняемая на духовых и ударных инструментах. Используется для движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий.

Я: Название «Марш солдатиков» уже четко  прописывает  нам картину игрушечного военного парада. Во вступлении сначала мы слышим трель в верхнем регистре –  изображающую флейту. Трель играется за счёт импульса (активного удара пальцем по клавише), а остальное играется по инерции. Тема флейты исполняется стаккато. Этот штрих придаёт лёгкости, грациозности. Ударяем по клавише и быстрым кистевым движением отталкиваемся от неё.

Затем  звучат фанфары. А что такое фанфары?

Ученик: это музыкальный медно – духовой инструмент, используемый для подачи сигналов, а ещё это музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.

Фанфары  – исполняются с помощью активного кистевого удара (первый аккорд берём с замахом, а  последующие играем с устремлением к последнему). Следующий эпизод исполняется (p), как отголосок (эхо).

Я: Вообще в произведениях Золотарёва очень много авторских ремарок, в том числе регистровка. Как описывает Ф.Липс:  «Золотарёв В.  – воплощая  определённые художественные образы звуковыми средствами баяна, одновременно мыслил и определёнными тембрами инструмента. Автор подробно выписывал, всю регистровку,  заранее органически обоснованной образной стороной соответствующего эпизода произведения. Для философских размышлений,  более приглушённый тембр «фагот» в низком регистре, «фагот с кларнетом, для образов героико – утверждающих  низкий бас и « тутти» в партии правой руки, в фантастических эпизодах « гобой», кластер в нижнем регистре «фагота». Для более светлых, юмористических образов применяются и более открытые регистры с «пикколо».

В этой пьесе используется регистр ” пикколо”, который рисует нам лёгкость этих маленьких игрушечных солдатиков,но в тоже время потом используется регистр        ” тутти”,чтобы показать их отвагу.

Композитор использует кластер и такой приёма как деташе,  для имитации строевого шага. Кластер – секундовое многозвучие, которое даёт в результате сплошное заполнение звукового пространства. Деташе – четкая смена меха, каждый звук извлекается отдельным движением меха на разжим и сжим.

В  средней части, звучит  оркестр. В левой руке –  звучат басы marcato –подчёркнутые, выдержанные. Исполняются активным толчком пальца.  Динамика (f). В правой руке чёткое исполнение метро – ритма, как барабанная дробь.

Кульминация,  выстроена за счёт четырёх звучных аккордов и октав. Первые три аккорда играются деташе.

Заканчивается произведение  строевым  шагом  – уходом. Динамический нюанс от (ff) до (pp). Движения сжима и разжима на (p) должны быть такими же чёткими как на (f).

Наш урок подходит к концу,  сегодня мы  хорошо  поработали. Те знания и умения, которые ты  получил сегодня, будут углубляться на последующих занятиях. Будем стремиться объединить детали в одно целое, чтобы передать характер и содержание  произведения.

Домашнее задание:

1) Продолжить работу над приёмами звукоизвлечения, динамикой, ритмической стабильностью;

2) Работать над технически сложными  местами.

Литература:

  1. Аккордеонно – баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и истории / сост. О.М. Шаров. – СПб.: Композитор, 2006.- 136с.
  2. Баян и баянисты: сборник статей, вып.6/ сост. Б. Егоров, С. Колобков. – М.: Советский композитор, 1984. – 129с.
  3. Говорушко П. «Школы игры на баяне. – Ленинград, Музыка, 1981. – 144с.
  4. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Л.61 Музыка, 1985. – 158с.
  5. Маклуш А.С. Феномен «трагического» в жизни и творчестве Вл. Золотарёва /https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tragicheskogo-v-zhizni-i-tvorchestve-vl-zolotaryova.
  6. 6. Ризоль Н. «Очерки о работе в ансамбле баянистов» М.: Советский композитор,1986. – 224с.
  7. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003. – 216с.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram