header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «РАБОТА НАД ОПОРОЙ ЗВУКА НА УРОКЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ»

25 февраля, 2023
QR Code

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ:

«РАБОТА НАД ОПОРОЙ ЗВУКА

НА УРОКЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ»

Подготовила преподаватель отделения

вокально-хорового исполнительства

Чеботаева Ольга Владимировна

Декабрь 2022

Преподаватель: Чеботаева Ольга Владимировна

Дата проведения: 08.12.2022г.

Класс: 3

Предмет: сольное пение.

Характеристика: Учащаяся отделения вокально-хорового исполнительства, обучающаяся в 3 классе «Детской школы искусств» Предгорного округа по «Дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Сольное пение» со сроком обучения 4 года, имеет хорошие музыкальные способности, чисто интонирует, внимательна и активна на уроке, но наблюдаются проблемы с подачей и опорой звука, за счёт этого идёт зажатие гортани, как следствие — плоский звук, интонационные неточности.

Время проведения урока: 10.00 – 10.40 (40 минут)

Тема урока: Работа над опорой звука на уроке сольного пения.

Форма проведения: индивидуальная

Тип урока: комбинированный, практические занятия.

Цель: познакомить учащегося с навыками правильного певческого дыхания, на практике освоить приемы постановки дыхания на опору.

Задачи:

обучающие:

– дать понятие терминам дыхание и опора;

научить чувствовать опору звука и правильно использовать её на практике;

научить применению вокальных навыков сольного пения;

развивающие:

-развивать технику взятия брюшного – диафрагмального дыхания с помощью дыхательных упражнений;

-развивать певческий диапазон голоса;

развивать музыкальный слух;

развивать артикуляцию и дикцию.

воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение;

воспитывать интерес к сольному пению;

создавать атмосферу увлеченности и успешности учащегося;

Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный (просмотр и прослушивание записей, наблюдение, работа по образцу);

практический (выполнение работы).

Техническое и материальное оснащение, дидактический материал:

-ноутбук, колонка, микрофон,

электропиано,

– наглядные картинки.

2

Формы подведения итогов:

наблюдение, беседа.

План занятия:

1.Организационный момент (2 мин):

-приветствие;

-проверка физического состояния ребёнка;

2.Подготовительный этап(5 мин):

-сообщение темы урока;

-беседа о необходимости опоры в пении;

3.Основной и контрольный этап (30 мин):

– дыхательная гимнастика;

– распевание;

– работа с произведением, акцент внимания на опору.

4.Итоговый этап(3 мин):

Ход занятия:

1.Организационный момент (2 мин):

Здравствуй, Алиса! Как твои дела, как себя чувствуешь?

2.Подготовительный этап(5 мин):

Тема нашего сегодняшнего занятия «Работа над опорой звука на уроке сольного пения».

Мы уже говорили об устройстве голосового аппарата. О работе дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата. Сегодня мы уделим особое внимание опоре.

Что же это такое? Ответ заключён в самом вопросе – опора это то, на что опираются. А поскольку речь у нас идёт исключительно о вокале – опора это то, на что опирается вокал.

Красивое пение без опоры просто невозможно. А что такое красивое пение? Да это просто красиво озвученный выдох! А для того, чтобы красиво выдохнуть, сначала надо хорошо и правильно вдохнуть! Именно этот правильный вдох и составляет опору. Это вдох не грудью, и не плечами, а гораздо глубже – животом. Вернее – диафрагмой. Вот на этот глубокий вдох, на воздух, который благодаря своим исключительным свойствам «запирает» в себе диафрагма, мы и опираемся.

На самом деле мы все умели дышать правильно, будучи детьми. Ты слышала, как громко и отчаянно кричат маленькие дети? А ведь их объём лёгких просто мизерный по сравнению с нашим. Это потому, что младенцы и маленькие дети задействуют весь объём лёгких, поскольку их лёгкие ещё не разделены на три части. Вырастая, мы начинаем дышать только верхними частями лёгких (такой тип дыхания называют ключичным). Из-за этого наше дыхание становится поверхностным и неглубоким. Лишь во сне мы дышим глубоко и правильно. Когда мы рыдаем, стонем, зеваем – мы тоже дышим глубоко и правильно. Потому, что дыхание животом – самое естественное, и в естественных ситуациях мы инстинктивно возвращаемся к нему.

3

В вокале дыхание животом (диафрагмой) и, как следствие, пение на опоре значительно облегчает нагрузку на связки. Воздух из диафрагмы мощной струёй попадает сразу в цель – в резонаторы, откуда сильный, красивый и звучный свободно выходит наружу. Я не люблю в отношении звука слово «громкий», скажешь: «Пой громче!», и горло сразу бросается в бой, напрягается, начинает кричать. Ну, а как же? Оно ведь привыкло отвечать за громкость звука, оно ещё не знает, что мы в пении можем обходиться и без его усилий. В вокале работают опора (мышцы верхнего пресса и диафрагма), резонаторы и певческая позиция гортани.

Опора – это сила звука, певческая позиция – его красота, резонаторы – звонкость и лёгкость звучания. Собери эти три части вокального конструктора, организуй их работу правильно и тебе ни о чём больше не надо будет беспокоиться, и думать о том, как спеть красиво, звонко и легко.

3.Основной и контрольный этап (30 мин):

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. «Кашель»

Первое, самое элементарное упражнение: у нас чувство опоры присутствует тогда, когда мы кашляем. После долгого кашля у нас может болеть и брюшной пресс, и бока, и нижняя часть живота, и даже спина. То есть, мы понимаем, что мышцы работали. Попробуй сейчас глубоко вдохнуть и кашлянуть так, как будто хочешь откашлять что-то застрявшее глубоко в груди. Кашель должен быть именно глубокий, а не легкий и поверхностный. В этот момент ты можешь почувствовать то самое легкое распирание по всему периметру тела.

Упражнение 2. «Задержка дыхания»

Представим себе, что мы хотим вдохнуть, и на какой-то определенный счет задержать воздух. Чтобы понять, что все делаешь правильно и ощутить, как работает диафрагма и тело, нужно не просто вдохнуть и задержать это где-то вверху, а переместить вниз.
Раз – вдохнули. Два – задержали и одновременно опустили вдох вниз. Основная масса, тяжесть и мягкая устойчивость находятся в нижней части нашего тела. Это тоже позволит почувствовать распирание в тех местах, про которые мы говорили раньше.

Упражнение 3. «Стаккато и легато» (Гномы и Великаны).

Очень помогают прочувствовать ощущение опоры упражнения на короткие звуки, так называемое стаккато. Нужно вдохнуть и короткими стреляющими звуками проговорить, например, звук «с»‎ или «ф»‎. Залог успеха — это максимально короткие, выстреливающие звуки: «с-с-с-с-с-с-с»‎. Не горлом, а как будто бы ты говоришь на легкий выдох. Эти ощущения распирания должны быть примерно похожи на те, которые мы обсуждали в предыдущих упражнениях. А теперь, добавляем к ним длинные звуки – легато, удерживая их с теми же ощущениями вт еле.

Упражнение 4. «Затянем пояса»

Еще одно ассоциативное упражнение, которое, кстати, используют духовики.

4

Завязываем себе на талии ремень или эластичный пояс, чтобы он достаточно плотно прилегал к телу. На вдохе ты будешь чувствовать то самое распирание по всему ремню. Дальше читаем и выдыхаем на считалочке «Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать» (обычный счет, как при игре в прятки – сплошным звуком, без особых стараний). Стоим уверенно, спокойно, не

напрягая плечи, не задирая шею. На выдохе нужно стараться мышцами удерживать ремень. То есть, по всему периметру ремня ты пытаешься его как бы подталкивать телом изнутри.

Распевание.

Распевка 1. «Мычание».

Пение с закрытым ртом на звук «м». Следим за тем, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Вдох делаем носом. Мягко выдыхаем, мягко толкаем звук.

Распевка 2. «Ба-ба-ба».

Распевка на слог «ба». Активный вдох, активно и отрывисто толкаем звуки.

Распевка 3. «Смех».

Распевка на использование предыхательной атаки и активной работы верхнего пресса и диафрагмы.

Распевка 4. «Песок».

Распевка на чередование пения и произнесения активного звука «с».

ы молодец! А теперь постараемся эти навыки «перенести» на музыкальное произведение.

Работа с произведением «Мы вместе». сл. и муз. К.Ситник.

Просматриваем видео с выступления на концерте. Разбираем ошибки.

-Алиса, что получилось, а что не получилось при исполнении?»

(Обучающийся анализирует свое исполнение).

Давай еще раз попробуем использовать приобретенные навыки, исполняя песню. (Работа над ошибками).

4.Итоговый этап(3 мин):

Алиса, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями сегодня на занятии?

(Обучающийся анализирует свою работу на занятии).

а мой взгляд, ты справилась очень хорошо! Мы обязательно продолжим работу над «опорой звука» на следующем занятии. До свидания. Спасибо за отличную работу!

Ожидаемые результаты:

В результате изучения материала учащийся должен:

знать, что такое вокальная опора;

уметь правильно ей пользоваться.

Выводы:

В результате проведенного занятия, учащийся познакомился с понятием «опора» и научился применять, полученные знания на практике.

5

Используемая литература:

Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» Новосибирск, 1991 г.

Менабени А., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

Морозов В. “Вокальный слух и голос”, Л., 1965

Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram