header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Открытый урок: “Этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары”

17 февраля, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского муниципального округа Чувашской Республики

Открытый урок по классу гитары

Тема:

«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары »

Преподаватель
по классу гитары
Румянцева Зоя
Алексеевна
Учащаяся 2 класса
Сергеева Дарья

Тема урока:
«Основные этапы работы над музыкальными произведениями в классе гитары».

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Систематизировать основные этапы работы над музыкальными произведениями в классе гитары. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа в работе над музыкальными произведениями.

Задачи:
Образовательные:
– формирование у учащегося основ разносторонних знаний и умений при работе над музыкальным произведением.
Воспитательные:
– нравственное и эстетическое воспитание учащегося;
– воспитание музыкально-эстетического вкуса ученика;
– воспитание интереса к народной музыке на примере РНП «Я на камушке сижу».
Развивающие:
– развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;
– развитие творческих и технических способностей учащегося;
– познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение);
– развитие интересов, эмоций, способностей.

Методы обучения:
– наглядный (слуховой и зрительный);
– словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
– проблемно-поисковый;
– объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации учителем и воспроизведение услышанного учеником).

Средства обучения: пульт, гитара, подставка для ног, ноты.

Реализуемые технологии:
– развивающая;
– личностно-ориентированная

План урока:
1. Организационный момент (сообщение темы, цели, задачи урока).
2. Вступительное слово педагога
3. Практическая часть
4. Домашнее задание

Ход урока:
Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики.
Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна, она зависит от самого произведения , сложности его содержания, технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психикой учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта. Педагогическая практика показывает, что работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа:
1. Общее ознакомление с произведением
2. Детальный разбор (анализ)
3. Художественная доработка произведения.
На всех этапах роль педагога очень велика. Начиная от выбора изучаемого произведения и кончая подготовкой к публичному его исполнению, педагог несет ответственность за все течение рассматриваемого процесса.

Практическая часть:
Первый этап работы над музыкальным произведением:
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.
Первый этап работы над музыкальным произведением мы рассмотрим на примере пьесы В. Калатаюд «Болеро.

Обычно работу над музыкальным произведением мы начинаем с предварительного прослушивания произведения, знакомства с композитором, стилем, жанром, эпохой данной пьесы.
Болеро – испанский народный танец. Музыкальный размер танца 3/4. Особенность «Болеро» состоит в неизменности. Это танцевальная музыка должна исполняться в умеренном темпе. Она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразного ритма.
(прослушивание пьесы)

Вопрос: Название произведения?
Ответ: Болеро
Вопрос: Определи характер?
Ответ: Испанская танцевальная музыка, исполняется в умеренном темпе.
Вопрос: Размер, ключевые знаки?
Ответ: Размер 3/4

Ознакомившись с произведением, ученица приступает к разбору нотного текста. Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивания, а также приводит к менее качественному звучанию произведения, тормозит техническое развитие музыканта.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
Таким образом, в результате первого этапа работы над произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.

Второй этап работы над музыкальным произведением:
– Работа над звуком;
– фразировка, динамика;
– техническое овладение произведением;
– игра на память.
2 этап работы над музыкальными произведениями мы рассмотрим на примере вариаций на тему русской народной песни в обр. А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу».

Жанр песни – плясовая, хороводная.
Основной темп песни – Allegretto, giocoso. Мелодия развивается поступенно внизходящем движении. Для песни характерна кульминация «вершина источник».
Это обработка написана в вариационной форме, что дает возможность разносторонне и разнообразно показать тему, основную музыкальную мысль. Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме.
Тема с вариациями – это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.
Таким образом, вариации раскрывают разные стороны темы, дополняют изложенную в начале произведения основную музыкальную мысль.
Музыкальный материал первой вариации акцентированная, как бы утверждение основной темы (6-9 такты).

Во второй вариации тема переходит в малую октаву. Она звучит по-особому, появилась главная, самостоятельная линия у баса (10-14 такты).

В третьей вариации тема переходит в мажорную тональность (соль мажор). В этой вариации постепенно достигается кульминационная часть произведения, пьеса переходит в первоначальную тональность (ми минор) (16-26 такты).
Четвертая вариация кульминационная, акцентированная. Она приобретает
остроту, вариация идет в более быстром темпе, стремительная, без остановок.
Движение, динамичность сообщают ей завершающий характер (27-30 такты).

Последняя часть звучит более спокойно (31-39 такты).

Важный период в работе над произведением – выучивание наизусть. Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы исполнения.
Вопрос, когда учить произведение наизусть – в конце работы над ним или в начале – решается преподавателем по-разному. Практика показывает, что выучивание пьесы наизусть легче происходит на втором этапе, когда ученица достаточно уверенно овладела текстом.
Выучивание на память следует вести сначала по отдельным – большим или меньшим разделам, в медленном темпе; затем переходить к соединению их в более крупные части и далее – к медленному же проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста. Такое исполнение должно быть хорошо освоено учеником и прочно закреплено в памяти.
Техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходит почти одновременно.

Третий этап работы над музыкальным произведением:
Окончательная работа над музыкальным содержанием произведения в целом, достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя, подготовка к концертному выступлению.

Домашнее задание.

Заключение.
Вся работа над музыкальными произведениями должна быть направлена на то, чтобы они звучали в концертном исполнении. Яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram