header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Особенности работы с незрячими и слабовидящими учениками на уроках по классу фортепиано»

12 октября, 2023
QR Code

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №8» г. Казани

 

 

 

Урок-сообщение

«Особенности работы с незрячими и слабовидящими

учениками на уроках по классу фортепиано»

 

 

 

Подготовила

РАХМАТУЛЛИНА Венера Рафхатовна

Преподаватель высшей квалификационной категории

Заслуженный работник культуры Республики Татарстан

 

 

 

План урока-сообщения

1.Особенности обучения незрячих.

2.Разбор музыкального текста, освоение нотной грамоты.

3.Ориентация в пределах клавиатуры.

  1. Формирование профессиональных двигательных навыков у незрячих музыкантов.

5.Роль участия в концертах и конкурсах.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире живет около 39 миллионов слепых и их количество только увеличивается. 15 октября отмечается Международный день «белой трости».13 ноября ежегодно с 1984года отмечается Международный день слепых. Эта дата приурочена ко дню рождения французского педагога-новатора Валентина Гаюи, автора алфавита «рельефный шрифт» для незрячих.

Позже, в 1829 году, Луи Брайль разрабатывает рельефно-точечную систему, шрифт рельефного шеститочия. Незрячие музыканты в изучении музыкального текста используют рельефно – точечную систему Луи Брайля.

  1. Особенности обучения незрячих.

Одна из самых популярных специальностей среди незрячих всего мира – музыканты.

Обучение незрячих детей игре на музыкальном инструменте необходимо начинать как  можно раньше, так как музыкальное творчество требует ранней профессионализации, требует фундаментального музыкального образования (ему необходимо овладеть навыками игры на музыкальном инструменте, изучить сольфеджио, музыкальную литературу…)

Незрячие  могут овладеть практически всеми инструментами, одним из популярных является фортепиано.

2.Разбор  музыкального текста, освоение нотной грамоты.

Знание музыкальной грамоты им необходимо, так же как и зрячим музыкантам. Изучение нотной грамоты Брайля, конечно даст возможность более осмысленно изучить музыкальное произведение. В процессе обучения необходимо использовать комплексный подход, и изучение нотного материала на слух, и по нотной грамоте.

Конечно, изучение нотной грамоты по системе Брайля необходимо, но эта система довольно сложна, требует длительного времени (несколько лет).

Поэтому в первые годы играем без нот, на слух. Игра без нот приносит свою пользу: развитие слуха, развитие музыкальной памяти, музыкального мышления. Работа по разбору текста с незрячими детьми совершенно иная. Надо в первую очередь выучивать текст наизусть. При разборе по слуху используются звукозаписывающие носители. Диктуется каждая нотная строка поочередно (левая рука, правая рука), для диктовки берется фрагмент из 4,8, 12 тактов.

Последовательность диктовки:

– динамика

– штрих

-октава

-длительность ноты

– название ноты

– интервал

– лига

Незрячие ученики с которыми я работала в музыкальной школе – музыкальны от природы. Методику обучения этих детей приходилось находить в процессе обучения. К таким детям нужен особый подход, у них свой темп обучения. С каждым надо искать индивидуальный способ изучения нотного материала, при этом надо обязательно учитывать психологические особенности личности. Поскольку нет зрительного контакта, всегда есть тактильный контакт и слуховой. Наиболее важным является музыкально-слуховой контакт, он позволяет дать представление ученику, как должен звучать инструмент в каждом случае.

  1. Ориентация в пределах клавиатуры.

Поскольку нет зрительного контакта, всегда есть тактильный контакт и слуховой. Наиболее важным является музыкально – слуховой контакт, он позволяет дать представление ученику, как должен звучать инструмент в каждом случае.

Обучение игре на фортепиано начинаю с тактильного знакомства с клавиатурой, надо научить ориентироваться на клавиатуре по черным (выпуклым) клавишам. Первые занятия ученик играет несколько вытянутыми пальцами и это естественно для незрячего, ему хочется нащупать клавиатуру, ученикам сложно оторваться от клавиатуры. Но только преодолев желание нащупать можно добиться свободы в игре, научиться переносить руки сверху на разные расстояния, разные интервалы.

Особое место занимает показ движения через руку педагога: рука ученика лежит на руке педагога или педагог направляет руку ученика, показ контура движении, в этом состоит суть тактильного восприятия. Главная задача добиваться максимально свободного передвижения в пределах  клавиатуры. Это сложно, так как надо преодолеть естественное для незрячего «нащупывание»  клавиши, ученикам сложно оторваться от клавиатуры. Замена осязательно-двигательных связей на слухо-двигательные, выработать «чувство расстояния»

  1. Формирование профессиональных двигательных навыков у незрячих музыкантов

Как я говорила ранее, черные клавиши служат для невидящих особым ориентиром. Есть смысл включать использование черных клавиш с первых занятий обучения

Упражнение –игра по черным клавишам (пентатоника в разных октавах) Упражнение – нахождение и воспроизведение одновременно взятых черных клавиш.

В фортепианной литературе есть произведения для исполнения только по черным клавишам и желательно репертуар выбирать с использованием черных клавиш.

Иногда, чтобы рассчитать, движение используется местоположение другой руки, таким образом через мгновенное соприкосновение находится нужное расположение рук. Полезны упражнения на передачу звуков из руки в руку. В практике обучения я часто использую сборник  W.Gillock – Accent on Solos Lewel Two. Сборник содержит много интересных пьес на прием смены рук позиционно.

Особую трудность вызывают так называемые скачки – переносы рук на большое расстояние, в этом случае приходится детально рассчитывать анализировать и опять же необходимо задействовать черные клавиши (через беззвучное соприкасание, осязание находится нужная позиция  руки),  выпуклая черная клавиатура выполняет роль «контроля», при беззвучном касании черных клавиш происходит быстрая подмена пальцев, при скачках на большие расстояния первый палец подменивается на пятый и наоборот, благодаря этому не теряется контакт с клавиатурой. Чтобы выполнить скачки важны следующие моменты:

1) концетрация внимания, расчетливость позиции,

2) при проигрывании точно представлять расстояние.

Прием перекрещивания рук тоже представляет определенную трудность, не имея возможности визуально контролировать, у учащего теряется чувство стабильного ощущения клавиатуры, но и это преодолевается путем многократного повторения. Этот прием можно отрабатывать на произведении W.Gillock Mission Bells, средняя часть.

4.Роль участия в концертах и конкурсах.

Для слепого человека выступление является самореализацией. Однозначно, что музыкальное образование является одним из важнейших средств реабилитации незрячих детей. Выступления на сцене, участие в музыкальных конкурсах, фестивалях позволяет почувствовать уверенность в себе. Участие в музыкальных мероприятиях доставляет радость и гордость за свои успехи.

Подготовка к выступлению должна включать несколько моментов:

1) психологическая подготовка –это прежде всего концентрация внимания на протяжении исполнении, психологическая поддержка – уверенность в своих возможностях

2) для незрячего человека важны такие детали, как где находится рояль на сцене, на каком расстоянии удален от выхода на сцену, расположение публики , особенности клавиатуры. Для слепого человека выступление является самореализацией.

Часто именно незрячие музыканты демонстрируют не только природный талант, но и завидное упорство и трудолюбие. Так ученицы нашей музыкальной школы Олеся Машейко, сестры Карина и Кристина Халиуллины, с которыми я работала в классе фортепиано, являются Лауреатами многих конкурсов различного уровня.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе