Васильев Алексей Викторович
ГУДО ДШИ №1 г.Маркс
Концертмейстер на фольклорном отделении.
Тема статьи
“Особенности работы концертмейстера в творческом фольклорном коллективе.”
В статье освещается значение инструментального сопровождения в народном фольклорном коллективе. Рассматриваются различные ситуации, вопросы возникающие в процессе работы в коллективе.
Большой опыт работы на отделении фольклора ДШИ и Колледжа искусств более 30 лет, и моё видение специфики поможет начинающим концертмейстерам наладить свою работу в нужном профессиональном ключе.
Культура русского народы включает в себя инструментальный фольклор, как особую часть музыкального творчества. Русский быт наших предков никогда не обходился без песен, танцев, театра, а значит без инструментального сопровождения. Это не говорит о том что народ жил припеваючи и только гулял и праздновал. Культура народа , этнос как раз говорит о том, что тяжек был труд крестьянина и если бы ни песня и всё, что связано с нею, выжить было не возможно. Тексты песен отображали суть жизни не простой а порой и трагической. А частушки высмеивали помещиков, начальников и остро намекали на проблемы народа, их страдания, критиковали тех от кого зависит положение народа. Раньше не случайно говорили , что баянист- первый парень на деревне. А почему? Потому что ни один праздник или посиделки, свадьба не обходилась без него. И роль в творческом коллективе концертмейстера так же как и раньше есть основополагающая.
Концертмейстер должен уметь очень много. Поэтому проблема подготовки концертмейстера была и есть до сих пор. Гибкость в подборе понимая различные жанры -это пожалуй главное достоинство концертмейстера. Стиль игры порой, важнее, чем технически быстрое умение играть на инструменте. Хотя это важно тоже в плясках и танцах. Пожалуй правильно говорят, что призвание или предрасположенность к чему то – важная очень составляющая относительно этой профессии. Если так можно выразиться концертмейстером нужно “родиться”. А для этого он должен вырасти в музыкальной среде, где поют песни и не равнодушны к народным традициям. Т.е искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства , знаний основ традиционной инструментальной культуры и особого призвания. Это такая специфическая профессия, которая объемлет много умений и знаний как их применять, когда в сводах не писано ..
Концертмейстеру приходится импровизировать в работе с фольклорным коллективом, воспроизводить истинные музыкальные напевы. Способность раньше всех реагировать на “форс-мажорные” ситуации порой спасают выступление от неудачи. При необходимости концертмейстер обязан уметь изменить тональность в песне, поддержать коллектив если надо играя какой-либо фрагмент или партию ансамбля, с любого фрагмента песни. Даже напоминание текста на сцене порой бывает так необходимо солистам, если есть такая необходимость.
Изначально песня звучала и зарождалась без сопровождения и в этом ее уникальность. Со временем инструментальная музыка и народный инструментарий в виде аккомпанемента занимали в народном творчестве равноценное место. Обряды, песни календарного и семейного циклов сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Создавался сопровождающий песню материал не сразу и как правило умение игры передавалось из руки в рук, по наследству.
Когда именно возникло появления первых музыкальных инструментов на Руси установить точно трудно.
История возникновения музыкальных инструментов была так или иначе связана с трудовой деятельностью человека и определёнными общественными событиями.
Концертмейстеру важно знать работая в фольклорном коллективе специфику инструментальной музыки. Необходимо изучать глубже традиционный инструментарий, совершенствовать навыки владения игры на народных инструментах : рожок, свирель, кугиклы, калюка, окарина, гудок, гусли, балалайка, колесная лира, гармонь. Позже появился на Руси баян, который в итоге стал универсальным инструментом с большими возможностями.
Иногда концертмейстеру приходится применять и педагогические навыки, работая в фольклорном коллективе. Концертмейстеру необходимо настроить коллектив так, что бы он понял каков нужен художественный образ, какое настроение песни, задать эмоциональный настрой участников ансамбля, а также подготовить их к точному темпу и динамике исполняемого произведения. Эта педагогическая сторона работы концертмейстера, помимо сценического опыта, требует знаний и навыков из области смежных исполнительских искусств. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом, тем более, если концертмейстер не знаком с подлинным нотным текстом определённого произведения. Надо сказать в настоящее время когда изобилие фольклорного материала есть в интернете, всё более реже концертмейстер обращается к нотам. В данном случае он может создать на основе услышанного собственную версию аранжировки, если в этом есть необходимость. Концертмейстер наравне с руководителем должен знать исполнительские традиции разных областей и регионов. Без определенных знаний, музыкально-творческих умений и навыков концертмейстера, игра может получиться не верной, поскольку каждой исполнительской традиции свойственен свой набор традиционных музыкальных инструментов. Например, скрипка – в Смоленской, Псковской, Брянской областях, кугиклы (кувички) – широко бытовали в Брянской, Курской, Калужской областях, гусли – в Новгородской, Псковской областях и т. п.
Активно развивается в настоящее время направление народно-певческого исполнительства –фольклорный ансамбль, где участники коллектива играют на народных инструментах и одновременно поют. В данном случае важную роль играет педагогическая работа концертмейстера, которая заключается в том, чтобы научить участников ансамбля игре на различных традиционных инструментах. Но прежде, концертмейстер сам должен в совершенстве владеть навыками игры на фольклорных различных инструментах.
Часто возникают проблемы с подбором традиционных народных инструментов для аккомпанемента песни. Важно чтобы аккомпанемент не разрушил музыкально-песенную стилевую традицию исполняемого произведения и не сделал ее “общерусской”.
Для этого концертмейстеру-народнику, аккомпанирующему фольклорному ансамблю, необходимы и очень важны знания основных народных певческих стилей России, знания жанров русской народной музыки, знания особенностей вариантного развития материала.
Особое внимание следует обратить на использование многими концертмейстерами баянного сопровождения фольклорным произведениям. В настоящее время по ряду причин баян повсеместно заменил гармошку. Однако аккомпанирование на баяне не всегда отвечает самобытному исполнению гармонистов, поэтому, используя его, целесообразно придерживаться некоторых правил , т.е подбирать баяны не готово-выборные, а обычные, с характерным звуком, похожим на гармошечный.
При игре использовать приемы исполнения на гармошке, более часто менять мех, сопровождая песню, строго придерживаться заложенной в ней гармонии, а не создавать свою, не дублировать в сопровождении хоровую фактуру или мелодию песни.
Одно из самых важных задач концертмейстера – “не мешать” творческому коллективу а помогать. Часто встречается, что концертмейстер аккомпанирует громче чем поёт коллектив, перетягивая на себя лидерство. Бывает так, что концертмейстер постоянно “плавает” в ритме, т.е играет не ровно и тем самым не даёт показать коллективу в полной мере темповое и смысловое развитие произведения. Часто такая проблема встречается при работе с детскими фольклорными ансамблями, которые зачастую вынуждены идти за концертмейстером. В этом случае ответственность за качество исполнения музыкального произведения ложится на концертмейстера.
Эти проблемы говорят только об общем положение дел для определения мастерства того или иного концертмейстера. Вместе с этим можно говорить о множестве аспектов представленной профессии, анализируя каждую вышеуказанную проблему отдельно и в комплексе.
Квалификация концертмейстера высока в том случае, если он обладает рядом навыков и умений концертмейстерского искусства таких как:
- аккомпанирование ансамблю, хору, солисту;
- аккомпанирование танцевальному коллективу;
- аккомпанирование солисту-инструменталисту;
- подбор по слуху, чтения с листа и транспонирование;
- углублённое изучение родственных инструментов;
- обширная практика концертмейстерского искусства.
Универсальность концертмейстера в фольклорном коллективе важна и необходима.. Он должен уметь задать нужный по характеру тон, сыграть вступления и проигрыши, транспонировать аккомпанемент, знать средства художественной выразительности. Концертмейстер так же обычно в практике помогает руководителю ансамбля в распевании коллектива и способствует формированию у них вокально-хоровых навыков.
Концертмейстер к тому же обязательно должен понимать дирижера, читать движение его рук, т.е. знать основы дирижёрской техники. При работе с коллективом концертмейстеру (на различных этапах разучивания репертуара) порой необходимо проиграть на инструменте отдельные фрагменты партитуры таким образом облегчая усвоение партии того или иного голоса-исполнителя.
Сценический образ концертмейстера так же важен. Необходимо сказать и о чисто внешнем (сценическом) поведении аккомпаниатора. Порой неверное движение головы или любой другой безосновательный жест концертмейстера может вызвать сбой в звучании ансамбля. Например: преждевременное вступление голосов, неверный динамический нюанс, сбивку дыхания, ритмическое колебание и в худшем варианте даже остановку пения. Мимика и пластика концертмейстера, их выразительность
во время исполнения во многом влияет на успешность процесса исполнения произведения и соответствующего восприятия его слушателем. Костюм концертмейстера не должен стилистически выбиваться из внешнего вида участников, а должен гармонировать с фольклорным ансамблем.
Профессиональная деятельность концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях. Другими словами концертмейстер должен иметь профессиональное музыкальное образование не менее среднего специального заведения, в лучшем случае иметь высшее музыкальное образование. В современной исполнительной практике народные инструменты и игра на них имеет большое значение. И верится в то , что настанет время когда в русских семьях снова зазвучит русская народная песня в сопровождении гармошки или баяна и интерес детей к народному инструменту возрастёт.
Мы рассмотрели самые важные из многих проблем работы концертмейстера в фольклорных коллективах. Необходимо что бы концертмейстер не стоял на месте как музыкант а совершенствовал свои навыки, подвергал анализу свою работу и работу других концертмейстеров, применял что-либо из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народной инструментальной культуры и народно-песенного творчества.
Надо признать что качество преподавания аккомпанемента в средних специальных учебных заведениях оставляет желать лучшего. Практически все инструменталисты-народники, окончившие высшие или средние учебные заведения, не умеют играть «по-народному» и не способны профессионально и качественно аккомпанировать народно-певческим коллективам, соблюдая традиции русской инструментальной культуры. Но, как показывает практика, многие из них становятся концертмейстерами на своём опыте в процессе работы в различных творческих коллективах: в детских фольклорных коллективах, самодеятельных народных хорах или в профессиональных народно-певческих коллективах. Им уже на практике приходится изучать и постигать традиции инструментального фольклорного исполнительства и со временем во многих случаях довольно успешно.